И национальная функции государства

Понятие функции введено в научный математический оборот Г.В. Лейбницем на

рубеже XVII–XVIII вв. в качестве переменной величины, зависимой __________от других величин,

изменяемых определенным образом1.

Вместе с тем достаточно трудно достоверно определить, когда произошла юриди-

зация данного понятия. Например, о функциях в социологическом аспекте писали уже в

середине XIX в. такие мыслители, как О. Конт, К. Маркс и Г. Спенсер. В 1900 г. в Гейдель-

берге Г. Еллинек опубликовал работу «Общее учение о государстве», в которой целая

глава была посвящена функциям государства, рассматриваемым исключительно в право-

вом смысле.

Необходимость изучения функций публичного управления является предпосыл-

кой познания главного и определяющего в государстве, выявления его социального

смысла, того, что оно есть само по себе в отличие от других социальных явлений, иначе

говоря, его сущности.

Кроме того, значение вопроса о функциях государства обусловлено тем, что они

определяют его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов полити-

ческого управления обществом как сложной социально-иерархической системой. Наряду

с этим, следует обратить внимание на то, что содержание понятия «функция государст-

ва» может быть раскрыто через следующие суждения:

1) это научная абстракция, с помощью которой единая государственная деятельность

подразделяется на виды. Они различаются характером объекта, непосредственной цели,

сил, материально-технических средств, методов и, как следствие, продукта деятельности;

1 См.: Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права: Учебное посо-

бие. – Ростов-н/Д, 2002. – С. 130.

Общая теория государства

28

2) функции государства не являются в своей основе видами деятельности, присущи-

ми только государству, так как они могут осуществляться негосударственными организа-

циями. Например, все звенья политической системы общества имеют в основе аналогич-

ные и в конечном счете общие функции. Это явление можно назвать функциональным

монизмом в организации общественной жизни;

3) специфика функций государства состоит в том, что публичная власть посредством

органов политической власти придает им общеобязательный характер1;

4) функции государства характеризуются относительным постоянством. При этом в

рамах одной и той же функции и одного и того же набора могут решаться разные соци-

ально-политические задачи. Особенности функций определяются потребностями поли-

тического господства данного класса в конкретную историческую эпоху;

5) посредством функций государство реализует свое социальное назначение;

6) государствам разных исторических типов присущи аналогичные с организацион-

но-технической точки зрения (но не тождественные) функции;

7) к функциям государства относятся не только те виды его деятельности, которые

непосредственно служат его социальному назначению, но и те, которые выполняют эту

роль опосредованно;

8) понятие функции не связано ни со степенью развития, масштабами или «удель-

ным весом» того или иного вида деятельности, ни с наличием соответствующего специа-

лизированного звена в государственном аппарате – достаточно самого факта выполнения

такой деятельности государством;

9) каждая функция государства должна рассматриваться как элемент единой системы

функций, вне системы понятие функции не имеет реального смысла.

Главными признаками функций государства являются:

а) направленность функций государства на выполнение конкретных задач и дости-

жение определенных целей на каждом историческом этапе развития общества;

б) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в определенной

сфере жизни общества;

в) реализация функций осуществляется в определенных правовых формах: законо-

творческой, исполнительно-распорядительной и правоохранительной2.

Следует заметить, что в литературе имеют место значительные расхождения в

подходах к определению понятия «функция» вообще и функции «государства» в частно-

сти. Так, на рубеже 60–70-х гг. под функцией понимался «способ поведения, присущий

какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или

той системы, в которую он входит»3. На этом основании Л.И. Каск писал: «Функция како-

го-либо объекта – это внешнее проявление его свойств, способов его поведения в опреде-

ленной системе отношений»4. А в конце 80-х гг. можно встретить иную трактовку этого

понятия: «Функция – отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из

них сопутствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения по-

следствий (благоприятных, неблагоприятных – дисфункциональных или нейтральных –

афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах

объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках

некоторого целого (функционирование)»5. В первом, более раннем определении, акцент

1 См.: Скоков А.М. Современная теория государства и права: Учебное пособие. – Ростов-н/Д,

2005. – С. 50.

2 См.: Там же. С. 51.

3 Философская энциклопедия. Т. 5. – М., 1970. – С. 418.

4 Каск Л.И. Функции и структура государства. – Л., 1969. – С. 4.

5 Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 718.

Глава 2. Сущность государства

29

делается на внешнем проявлении свойств объекта, «способе» его поведения, во втором,

более позднем, – на «отношении» между объектами, т.е. акцентируется сущностная сто-

рона функции. В.А. Владимиров утверждал, что сложившееся состояние разработки про-

блемы, «разнообразие мнений» в определении понятия функции государства «прежде

всего, объясняется тем, что многие авторы не различают сущность функции и ее явление.

Причем во всех случаях сущность любой функции (и в природе, и в обществе) остается

единой. Тогда как ее явления обнаруживаются все больше по мере развития общества,

государства и науки». По его мнению, «на сущностном уровне любые функции могут

быть отношениями и ничем иным»1.

В зарубежной правовой науке вопрос о функциях государства не рассматривается

в триаде государственно-правовых категорий: сущность, формы, функции.

Так, Г. Еллинек, определяя функции государства, различает «материальные»

функции, как «основные направления государственной деятельности», и «формальные»,

т.е. «функции определенных групп органов». Первые рассматриваются им как функции

государства, которые «обусловливаются... тем, что деятельность государства направлена

на достижение его целей». С этой точки зрения функции государства – это средства дос-

тижения определенных целей государства. При этом Г. Еллинек стремился отделить

функции государства от содержания его деятельности и свести их только к внешним и

формальным проявлениям власти. Он считал, что «конкретное содержание деятельности

государства всегда может быть определено только эмпирически, и притом только для от-

дельного государства в данный момент его существования». Поэтому, по его мнению,

«безусловно, ненаучны все попытки дать исчерпывающее представление о государствен-

ной власти путем простого перечисления ее функций по их содержанию»2.

Юридической наукой предложена трактовка функций государства не только как

направленной его деятельности, но и как механизма государственного воздействия на

общественные процессы. И это представляется правильным, так как, выполняя опреде-

ленные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно по-

средством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулиро-

вания общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов.

Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия развития об-

щества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризисное его состояние3.

Таким образом, функции государства – это основные направления его деятель-

Наши рекомендации