Политическая мысль Древней Руси

Начало становления русской политической мысли при­нято связывать с возникновением и развитием раннефео­дального государства - Киевской Руси. Политико-правовая идеология данного периода подчи­нена главным образом задачам единения русских земель, становления и укрепления русской государственности, ут­верждению русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран.

Важнейшей политико-идеологической акцией правящей верхушки Киевской Руси, направленной на укрепление го­сударственности, было принятие в 988 году христианства.

К моменту христианизации Руси в обществен­ном сознании восточных славян завершилось утверждение идеи единого бога-господина как высшего типа божества. Естественно, что, учитывая близость Византии, "выбор" но­вой религии пал на восточную разновидность христианства. Эта религиозная система и была возведена в ранг господст­вующей идеологии. Ее консолидирующая и этнообразующая роль является общепризнанной. Предметом политических размышлений были такие про­блемы, как происхождение государства, правомерность гос­подства правящей династии, пути укрепления княжеской власти. Обсуждались и отношения между князьями, свет­ской и духовной властями, проблемы внешней политики. Особо анализировались такие понятия, как "истина", "прав­да", "закон", "благодать", что свидетельствует о серьезных достижениях в области политико-правовой мысли.

Главная тема "Слова о Законе и Благодати" Илариона - вы­яснение роли Закона и Истины в регулировании поведения людей. По мысли митрополита, установленный Ветхим За­ветом Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они еще не достигли нрав­ственного совершенства. Именно благодаря Закону как про­воднику чужой воли люди способны избежать взаимного ис­требления. Нравственное же поведение человека в обществе, не нуждающееся в принудительной силе Закона, связано у Илариона с постижением возглашаемой Новым Заветом Ис­тины и достижением в силу этого Благодати как идеала хри­стианина. Только познание Истины, считает автор "Слова", предоставляет человеку свободу в выборе своего поведения. Следовательно, путь к совершенствованию человеческих от­ношений он усматривает в замене Закона Истиной.

Основной темой "Повести временных лет", к примеру, явля­ется идея обеспечения единства русской земли. Летопись осуждает междоусобную политическую борьбу и выдвигает идеал согласия князей под началом старейшего из них. Ве­дущее место в "Поучении" Владимира Мономаха занимает проблема организации верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Со­ветом дружины, не допускать в стране "беззакония", право­судие вершить "по правде", проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения.

Политическая мысль периода образования и укрепления Московского государства

В XIV—XVI вв. на Руси идет процесс ликвидации фео­дальной раздробленности, центром объединения русских зе­мель становится Московское княжество. В этот период скла­дывается политическая идеология централизованного госу­дарства, в которой важное значение имеют проблема укреп­ления самодержавной власти и вопросы об исторической перспективе Русского государства и о его роли среди миро­вых держав.

Течения политической мысли, получившие название "не­стяжатели" и "иосифляне", оформились в ходе обсуждения проблемы соотношения церковной и государственной вла­сти, роли церкви в жизни общества. Заметим, что разграни­чение между данными течениями весьма условно, так как и то и другое ставило перед собой одну задачу: укрепление ав­торитета церкви, усовершенствование всей церковно-монастырской системы. Так, одни требовали отторжения от церкви ее богатств и лишения ее права владения землями, обрабатывающимися подневольным трудом. Сторонники такого пути усиления влияния церкви стали называться "нестяжателями". Видным идеологом данного направления был старец Нил Сорский. (1433—1508). Его идеалом является общинное устройство монастырской жизни, где каждый довольствуется плодами своих собственных трудов. Он считал порочной практику стяжания, проявляющуюся в приобретении земель и усиле­нии эксплуатации крестьянского труда в монастырском хо­зяйстве.

Другая часть служителей культа, напротив, стала высту­пать с позицией сохранения существующей церковной сис­темы с ее экономическим могуществом. Приверженцы тако­го пути укрепления авторитета церкви первоначально назы­вались "стяжателями", а впоследствии стали более известны как "иосифляне", по имени их идеолога - игумена Волоко­ламского монастыря Иосифа Волоцкого (1439-1515). Монастырское стяжание иосифляне оправдывали требованием ис­пользовать его на "благие дела" - строить церкви и монас­тыри, кормить монахов, подавать бедным и т. д. При этом личное нестяжание монахов признавалось. В делах ве­ры Волоцкий проявлял полную нетерпимость к еретикам. Инакомыслие он считал преступлением не только против религии и церкви, но и против государства. Еретики, по его убеждению, должны сурово наказываться.

Итогом поиска общественной мыслью ответа на вопрос о перспективах Русского государства и его роли среди других держав явилась теория "Москва - третий Рим", которая бы­ла окончательно сформулирована в посланиях великим кня­зьям псковского монаха Филофея(XVI в.). В ис­тории человечества нет и не может быть ничего случайного. Все происходящее в жизни людей и народов совершается милостью Божией по заранее определенному плану. Первым мировым цар­ством, считает Филофей, был Древний Рим. Его гибель яви­лась Божьим наказанием за отступление римлян от первона­чального христианского вероучения. Вторым мировым царством, ставшим преемником подлинных христианских цен­ностей, или вторым Римом, явилась Византия со столицей в Константинополе. Однако, согласившись на унию с католи­ческой церковью, Византия изменила православию и за это была наказана Богом - погибла под натиском турок в 1453 году. После этого единственным хранителем чистоты христи­анской веры - православия - остался русский народ, а Моск­ва стала третьим Римом и будет им до скончания мира. В его представлении Москва - центр всего православного мира, а московский государь - его глава.

Проблема укрепления самодержавной власти стала цен­тральной в полемике, развернувшейся в известной перепи­ске между князем Андреем Курбским (1528—1583) и царем Иваном Морозным (1530-1584). В 1573 г. Курбский напи­сал "Историю о великом князе Московском" - политиче­ский манифест тех представителей боярства, которые высту­пали за сохранение сословно-представительной монархии, против абсолютистских тенденций Ивана Грозного. Идеаль­ный царь в концепции Курбского - прежде всего политиче­ский деятель, успехи которого видны в реальных делах, уме­нии управлять государством и вершить правый суд.

Интересы русского дворянства выражала идейная плат­форма И. С. Пересветова. Он стремился по­строить систему управления на новых началах, опираясь на складывающееся сословие служивого дворянства. Пересве­тов осуждал самовластие бояр, неправедные пути обогаще­ния, междоусобицы.

Наши рекомендации