Камень, используемый при строительстве

Говоря о наших домах, я уже упомянул тот эффект, который мы постоянно оказываем на окружающие нас стены и предметы мебели в комнатах. Очевидно, из этого следует, что камень, использованный для строительства, уже никогда не будет в том же состоянии, что оставшийся недобытым. Он становится проникнут, вероятно, за долгую череду лет, влияниями определённого рода, а это означает, что теперь он навсегда приобрёл способность отвечать на них легче, чем неиспользованный камень.

Потому, когда мы используем различные материалы для своих зданий, мы в действительности помогаем эволюции минерального царства. Я уже объяснял, как разные влияния, которые мы вкладываем в них, оказывают обратное воздействие на нас; так что как церковь излучает благоговение, а тюрьма — уныние, так и каждый дом в деловой части города излучает беспокойство и старание, очень часто смешанное с усталостью и отчаянием. Есть примеры, в которых знание этих фактов может оказаться полезным в прозаических предметах физической жизни.

Морская болезнь

Например, мы знаем, что многие чувствительные женщины часто испытывают приступ морской болезни, как только взойдут на борт корабля, даже если море совершенно спокойно и этому ощущению не может быть никакого физического оправдания. Несомненно, отчасти это самовнушение, но б`ольшая часть этого внушения идёт извне. Многие каюты столь основательно заряжены им, что пришедшему требуется значительная умственная сила, чтобы ему сопротивляться; так что не только из физических соображений о свежем воздухе тем, кто склонен к морской болезни, желательно как можно больше находиться на палубе.

Ч. Ледбитер. Скрытая сторона вещей

Раздел пятый

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глава XXIV

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТИХ ЗНАНИЙ

Резюме

Если вы знаете что-нибудь о скрытой стороне природы, жизнь становится гораздо интереснее. Естественно, более всего это интересно ясновидящим, которые могут её видеть, или чувствительным людям, способным её чувствовать. Но в несколько меньшей степени это интересно даже для тех, кто не может видеть или чувствовать эту сторону непосредственно, а важна она одинаково для всех, поскольку все оказывают влияние и подвергаются ему, пусть даже не сознавая этого (насколько это касается физического мозга).

В каждом случае, рассматривая тот или иной момент, я старался указать на урок, который можно из него извлечь, но общий итог этого я изложу здесь. Первейшее и самое главное, чему мы должны научиться — долгу счастья, необходимости отбросить всякую депрессию и печаль, даже в тех обстоятельствах, которые легко вызывают её у тех, кто не знает. И в то же время мы учимся относиться к жизни серьёзно, и жить не для эгоистического удовольствия, а для помощи своим собратьям. Мы видим, что должны быть настороже, чтобы не поддаться незаметным влияниям, таким как, например, расовые, религиозные, классовые предрассудки, а также давление общественного мнения, и никогда не позволять им влиять на наше суждение, а стараться всегда стремиться к истине и придавать вес лишь фактам. Мы не должны опрометчиво предаваться даже тому, что считаем вдохновением свыше, но даже в этом случае нам следует «испытывать духов» и использовать свой здравый смысл.

Мы узнаём о желательности систематической работы и тренировки, о бессмысленности обид, гнева и всяческой потери равновесия, а также о необходимости непрестанного контроля за своими мыслями так же, как и за словами и действиями, чтобы они не собрали вокруг нас неприятные влияния и не подействовали на наших ближних как искушения. Мы также увидели, что от этих и всех прочих нежелательных влияний мы можем легко защититься путём образования защитных оболочек, хотя лучшая защита — это быть столь полными божественной Любви, чтобы она всегда изливалась из нас в виде любви к нашим собратьям.

Мы узнаём об опасности быть рабами алкоголя, трупоядения и курения, учимся неучастию в жестокостях так называемой спортивной охоты; осознаём, что должны быть внимательны в расположении и украшении своих домов или комнат, избегая вредных влияний и всегда заботясь о том, чтобы наполнить их солнечным светом и свежим воздухом; понимаем, что выбор нашей одежды должен определяться соображениями удобства и здравого смысла, а не просто модой. Мы узнаём, что тем, кому посчастливилось соприкасаться с детьми, следует обращаться с ними с предельной любовью, мягкостью и терпением; что мы должны признавать братство всех форм Божественной Жизни в наших отношениях с животными и растениями; что мы никогда не должны разрушать чего-либо без необходимости, называем мы это живым или неживым, поскольку оккультист распознаёт Божественную Жизнь во всем и уважает её. Мы узнаём, что то, чем мы являемся сами, что мы думаем и что мы делаем, важнее даже в отношении воздействия на других, чем на нас самих; что мы должны соблюдать предельную правдивость в мыслях и действиях, и не произносить ни одного слова, которое не было бы правдивым, добрым, приятным и несущим помощь; что каждый человек располагает неким количеством силы и ответственен за её лучшее применение. Мы узнаём, что незнание закона не принимается Природой в качестве оправдания, ибо не меняет следствий того, что мы делаем; что зло — лишь тёмная тень добра, и всегда временно, тогда как добро вечно, и что хотя во всём человеческом добро и зло перемешаны, силы, стоящие за человечеством, всегда максимально используют добро во всех и во всём.

Эти моменты, о которых я написал — лишь отдельные образцы из огромного множества, ведь невидимая сторона есть у всего, и жить жизнью оккультиста — значить изучать эту скрытую, высшую сторону Природы, а затем разумно приспосабливаться к ней. На всякий предмет, предоставленный его рассмотрению, оккультист смотрит целостно, рассматривая его весь, а не только его низшую и наименее важную часть, а затем строит свои действия согласно тому, что он видит, в соответствии со здравым смыслом и Законом Любви, который ведёт Вселенную. Потому те, кто хотят изучать и практиковать оккультизм, должны развить в себе три бесценных сокровища — знание, здравый смысл и любовь.

Таков порядок действий, который предлагает нам изучение скрытой стороны вещей. Но помните, что эта сторона не всегда будет оставаться скрытой, ведь с каждым днём всё больше и больше наших братьев учатся понимать её, потому что один за другим, рассеянные здесь и там, люди учатся её видеть. Поскольку очевидно, что это ход эволюции, и что немногие, видящие её сейчас — лишь предвестники многих, которые увидят её потом, какие же предсказания в свете этих соображений можно сделать относительно вероятного будущего человечества?

Будущее

Изобретательные умопостроения на этот счёт стали заметной чертой современной литературы. Такая попытка была сделана Эдвардом Беллами в романе «Оглядываясь назад», а позже — Г. Уэллсом во многих его необычайно интересных работах. Направление, чаще всего принимаемое авторами, состоит в логическом продолжении некоторых из многочисленных социалистических теорий, который сейчас на слуху, и попытках просчитать, как они будут практически действовать среди таких людей, какими мы знаем их сейчас. Но в одной из самых приятных из этих книг, «В дни кометы», Уэллс смело вводит совершенно новый фактор — изменение в составе атмосферы, которое внезапно прививает человечеству братские чувства и здравый смысл. За этим, естественно, незамедлительно следуют многие другие очевидные изменения: война становится смехотворно невозможной, на нашу нынешнюю общественную систему смотрят с ужасом и удивлением, наши бизнес-методы отбрасываются, как недостойные человеческих существ и так далее. На такое количество здравого смысла мы непременно можем надеяться и в реальной жизни, хотя, вероятно, это будет происходить гораздо медленнее, чем в фантастике Уэллса.

Было бы интересно увидеть, какой свет на проблему будущего могут бросить более высокие расширения человеческого сознания, о которых мы говорили в других местах. С этой точки зрения будущее подразделяется на три части — ближайшее, отдалённое и предельное, и как это ни странно, лишь о том, которое наиболее отдалено от нас, мы можем говорить с величайшей уверенностью, потому что план эволюции виден высшим зрением, и цель его ясна. Достижению этой цели не может помешать ничто, но этапы, ведущие к ней, могут быть в значительной мере изменены свободной волей участвующих индивидуальностей, и потому могут предвидеться лишь в общих чертах.

Цель, насколько это касается данного цикла, есть достижение совершенства человека. Каждая индивидуальность должна стать чем-то б`ольшим, чем то, что мы сейчас понимаем под великим и хорошим человеком, поскольку она должна стать совершенной в интеллекте и способностях, равно как и в духовности. Она должна обладать всем интеллектом величайшего философа или учёного, и намного большим, и всей любовью и духовностью величайшего из святых, и гораздо большей; и это будут приобретения каждого представителя человечества, прежде чем закончится наш цикл.

Чтобы понять, как такой грандиозный результат может быть возможен, мы должны уяснить план, по которому работает эволюция. Очевидно, при обычной теории об одной скудной жизни в семьдесят лет, после которой следует вечность бессмысленного блаженства или страдания, ничего подобного достигнуто быть не может; но поскольку мы сознаём, что то, что мы обычно называем своей жизнью, есть лишь один день в настоящей жизни, и мы можем располагать столькими такими днями, сколько будет необходимо для нашего развития, мы видим, что заповедь Христа «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» — не пустое преувеличение, а ясное указание, которое мы обоснованно можем надеяться в должное время исполнить.

Так что предельное будущее есть совершенство для всякого человека, вне зависимости от того, насколько низким или неразвитым он может быть сейчас. Человек станет более, чем человеком. Вот что имелось в виду в ранней Церкви под доктриной «обожения», о котором упоминают многие Отцы Церкви. Для тех, кто видит действие плана, это предмет не благочестивой веры, а полной уверенности.

Однако очевидно, что пока что мы ещё очень далеко от этого достижения; нам предстоит долгий путь восхождения, прежде чем мы сможем достичь этой дальней вершины, и хотя в целом этот путь всегда ведёт наверх, в будущем на мы неизбежно встретим на нём много меньших подъёмов и спусков, как было и в прошлом. История показывает, что до сих пор продвижение человечества было по своему характеру циклическим.

Каждая индивидуальность проживает долгий ряд последовательных жизней, и не в одной, а во многих сменяющих друг друга расах, чтобы выучить особые уроки, которые каждая из них может преподать. Можно представить душу, воплотившуюся в Древней Индии, чтобы приобрести религиозное рвение, в классической Греции, чтобы развить художественные способности, в Риме цезарей, чтобы научиться дисциплине и порядку, среди нас в наше время — чтобы приобрести научное мышление, и так далее.

Один и тот же великий сонм душ проносится через все века, одушевляя все эти народы поочерёдно и обучаясь на опыте каждого, но сами народы возникают, растут, приходят в упадок и исчезают по мере надобности. Так что когда нация теряет свою прежнюю славу и её род как бы мельчает (как, похоже, произошло с современными греками в сравнении с древними), это не означает, что некая группа людей пришла в упадок, а что в данный момент нет таких душ, которым нужен точно тот тип развития, который могла дать эта нация, когда была в расцвете, или что эта подготовка даётся сейчас в другом месте.

Потому физические тела потомков этих великих людей древности теперь одушевляются душами более низкого типа, тогда как сами эти великие люди теперь (как и всегда) находятся на передовой эволюции, но воплощены в каком-то другом народе, чтобы стать ещё более великими, развившись в новых направлениях. Раса умирает точно так же, как может исчезнуть курс университета, если больше нет студентов, изучающих соответствующие ему предметы.

Ясновидение позволяет нам исследовать гораздо б`ольшую часть истории Земли, чем возможно обычными методами, и это более полное изучение прошлого делает возможным в некоторой степени методом аналогии предсказать некоторые этапы более близкого будущего. Из такого изучения записей прошлого представляется вполне ясным, что в данный момент мы переживаем переходный период, и вместо того, чтобы представлять собой, как мы часто любим воображать, высшее развитие, когда-либо виденное на Земле, мы в действительности находимся между двумя волнами прогресса. Демократическая тенденция, которой некоторые из нас так гордятся, не представляет, как обычно полагают, предельное достижение человеческой мудрости, но есть эксперимент, который уже основательно испытывался и доводился до своего логического завершения тысячи лет назад, и был тогда повсеместно отвергнут, как нерациональный и неработающий метод, ведущий к бесконечной путанице. Если мы повторим ход этого эксперимента, то представляется неприятной неизбежностью, что нам снова придётся пройти через это смятение и страдания, пока мы не придём к той стадии здравого смысла, которую Уэллс столь удачно описал в упомянутом романе.*

____________
* Это не столь несомненно, поскольку в прошлый раз эксперимент предпринимался при предыдущей расе, в которой манас (принцип разумности), не говоря уже о более высоких принципах, не был ещё вполне развит. — Прим. пер.

Но когда это сумасшествие закончится, и вновь утвердится рассудок, очевидно, перед нами откроется период более быстрого прогресса, когда мы сможем воспользоваться многими средствами, которых сейчас нет в нашем распоряжении. Сам факт того, что среди человечества медленно распространяется применение высших способностей, вскоре произведёт во многих направлениях почти неисчислимые изменения.

Представьте положение, при котором никакой обман или мошенничество не будет возможным, при котором никто больше не будет неправильно понят, поскольку каждый человек будет читать мысли другого; при котором никому не будет поручена работа, для которой он не подходит, потому что с самого начала родители и учителя смогут точно видеть способности тех, кто вверен их заботе; при котором врач не сможет делать ошибок, поскольку будет видеть сам, что с пациентом, и в подробностях наблюдать действие своих лекарств. Подумайте, насколько иной станет наша жизнь, когда смерть больше не будет отделять нас от тех, кого мы любим, поскольку астральный мир будет открыт для нас так же, как и физический; когда для людей уже будет невозможно сомнение в реальности божественного плана, поскольку его нижние стадии воочию предстанут перед их глазами. Изящные искусства и музыка станут более величественными, поскольку в нашем распоряжении, наряду с уже знакомыми нам, будут астральные цвета и гармонии.

Проблемы науки будут решены, поскольку огромный прирост знаний соединит все её отрасли в одну совершенную схему. Геометрия и математика станут намного больше удовлетворять нас, поскольку мы сможем видеть, что они в действительности значат и какую роль играют в великолепной системе миров.

Та геометрия, которую мы знаем сейчас — всего лишь фрагмент; это экзотерическое приготовление к эзотерической реальности. Поскольку мы утеряли истинное чувство пространства, первым шагом к этому знанию будет постижение четвёртого измерения. Например, возможно пять и только пять правильных объёмных фигур, иногда называемых Платоновыми телами. Для нас это просто интересный факт и не более, но ученикам, посвящённым в мистерии, известно, что с добавлением точки на одном конце ряда и сферы на другом они образуют семеричный набор, имеющий мистическое значение, объясняющее отношение разных типов материи семи планов нашей Солнечной Системы друг к другу, а также сил, действующих через них. Когда геометрия и математика изучаются как самоцель, исходя только из физического плана, а не как средства достижения цели, они всегда будут оставаться незавершёнными, подобно красивым проспектам, ведущим в никуда.

Каждая черта жизни станет шире и полнее, потому что мы увидим гораздо больше из прекрасного и удивительного мира, в котором нам выпало жить; а понимая больше, мы не сможем не восхищаться и не любить ещё больше, так что мы будем становиться бесконечно счастливее по мере неуклонного приближения к тому предельному совершенству, которое есть абсолютное счастье, ибо это есть единство с Вечной Любовью.

Глава XXV

ПУТЬ К ВИДЕНИЮ

Я не сомневаюсь, что многим окажется трудно поверить многому из того, что я написал. Я сочувствую им, потому что очень хорошо сознаю, насколько фантастичным многое из этого казалосьмне самому, прежде чем я изучил эти вещи и смог увидеть их лично. Я также знаю, что нисколько не сомневаясь в моей добросовестности, многие люди неизбежно будут сомневаться, видел ли я все эти вещи отчётливо, и точно ли их изложил. Одно странное критическое замечание, высказанное другом, было таким:

«Всё это выглядит так, как если бы вы написали это, чтобы оправдать свои собственные чудачества, поскольку вы рекомендуете как раз то, в чём вы отличаетесь от многих других».

Мой друг перепутал здесь причину и следствие, так как если я делаю те самые вещи, которые предписал здесь, то это как раз потому, что видел в связи с ними то, что и описал в этой книге. Если, однако, как вполне может быть, найдутся те, кому окажется трудно поверить в эти вещи, я лишь могу сказать им, что лучший способ получить подтверждение любых теософических идей — пока что принять их в качестве гипотезы и работать с ними, поскольку скоро обнаруживается, что они оправдывают себя.

Развить способности, при помощи которых всё это было увидено — в силах каждого человека; не представляет никакой тайны и метод, которым такое развитие достигается. Эти способности неизбежно придут к каждому в ходе его эволюции, но большинство людей ещё далеки от той точки, когда они скорее всего раскроются, хотя спорадические вспышки ясновидения вовсе не являются необычными, и многие люди обладают по крайней мере некоторой чувствительностью.

Не поймите меня неправильно, когда я говорю, что обычный человек ещё далёк от возможности обладания такими чувствами. Я не имею в виду, что он ещё недостаточно для этого хорош, ведь это вовсе не вопрос благости, хотя совершенно верно, что если человек с нечистыми или жестокими склонностями приобретёт такие способности, он принесёт больше вреда, чем пользы — и себе, и всем остальным. Я имею в виду, что всё направление современной жизни и мысли неблагоприятно для такого раскрытия, и если человек желает взяться за него, он должен в огромной степени абстрагироваться от мирской жизни и погрузиться в совершенно иную атмосферу.

Такая жизнь, какую я предписал в этой книге, есть именно та, которая поставит человека в положение, благоприятное для роста этих способностей, и нетрудно увидеть, насколько далека она от обыкновенной жизни наших дней. Вот почему мне представляется бесперспективным советовать обычному человеку, чтобы он попытался взяться за задачу раскрытия этих сил. Они, несомненно, в пределах его достижения, но поставить себя в то положение, из которого можно начать реальные усилия в их направлении, уже означает радикальные изменения в жизни, которой он привык жить. И даже если он постепенно удалит из своего тела все ядовитые продукты мяса, алкоголя и табака, поднимет свои стремления от низшего к высшему, искоренит все следы эгоцентризма и нечистоты, — даже тогда требуемые усилия могут оказаться б`ольшими, чем многие люди в состоянии предпринять.

Конечный результат здесь будет столь же несомненным, как решение теоремы Эвклида, но вот затраченное время может оказаться очень долгим, а для работы потребуется стальная решимость и непоколебимая воля, а это способности, имеющиеся пока что в распоряжении лишь немногих. Тем не менее, что сделал один человек, может и другой, если только приложит волю, и мне, пишущему это, удалось это сделать, и я знал других, которые тоже добились успеха. И все, кто добился этой награды, считают, что она более чем стоит всех усилий, затраченных на её достижение. Позвольте мне тогда завершить свою книгу ясным и насколько можно простым изложением того, что же это за способности, благодаря которым она была написана, почему они желательны и как они могут быть приобретены.

Рыба — обитатель нашего мира, как и человек, однако очевидно, что её представления об этом мире чрезвычайно несовершенны. Будучи ограничена одним родным ей элементом, что она может знать о красоте пейзажей, великолепии закатов, или далекоидущих интересах сложной и разнообразной жизни человека? Она живёт на планете, о которой не знает почти ничего; тем не менее, она полностью удовлетворена и считает, что знакомое ей — это всё, что можно узнать.

Хотя это не льстит нашему самомнению, это абсолютный факт, что большинство людей находятся точно в таком же положении, как и рыбы. Они живут в мире, лишь малый отдел которого находится в пределах их познания, и тем не менее, они совершенно этим удовлетворены и обычно находятся в полном неведении о той более широкой и великой жизни, которая окружает их со всех сторон, или даже яростно отказываются признать её существование.

Как же мы узнаём об этой более обширной жизни? Не только через религиозные откровения, но и благодаря тому, что есть люди, которые научились видеть — пусть и не весь наш мир, но по крайней мере гораздо больше из него, чем видно большинству. Это люди, которых мы называем ясновидящими, или провидцами.

Каким же образом они видят больше, чем другие? Благодаря раскрытию скрытых способностей — способностей, которыми обладает каждый, но которыми пока лишь немногие умеют пользоваться. У каждого человека есть проводники сознания, состоящие из более тонкой материи, чем физическая — это то, что св. Павел назвал «телом духовным», наряду с «телом природным». И в точности как через чувства физического тела мы узнаём о физических вещах, так через то, что можно назвать чувствами этих тонких тел, мы узнаём о высших вещах.

Преимущества такого зрения многочисленны, ведь для его обладателя большинство проблем жизни находят решение. То, что человек продолжает жить и после смерти, что миром правит вечная Справедливость, что никому в конечном счёте не угрожает неудача, и что какой бы обманчивой ни была видимость, в реальности все вещи вместе работают ради блага — всё это для него дело не веры, а знания. Человек, который является видящим, не только может узнать больше, чем другие — он также способен гораздо больше помогать своим собратьям.

Поскольку такое видение желательно, и поскольку оно скрывается в каждом из нас, можем ли мы его развить? Конечно же, это возможно, если мы только захотим взять на себя труд, однако для большинства людей это нелёгкая задача, поскольку она требует самоконтроля и самоотречения, целенаправленности, стойкости и терпения. Другие сделали это, так что это можете сделать и вы; но вы не сможете сделать этого, если не готовы вложить в это все свои силы, и если у вас не будет железной решимости добиться успеха.

Также у вас должен быть хороший и чистый мотив. Человек, движимый в своих исследованиях просто любопытством, или низменным желанием добиться для себя богатства или иных преимуществ, поступит хорошо, если вовремя примет это предупреждение и оставит всякие попытки оккультной тренировки, пока не продвинется дальше в умственном и нравственном росте. Ведь добавочные силы и знания означают добавочную ответственность, и высшее зрение для человека, который к нему ещё не готов, может оказаться не благословением, а проклятием.

Есть много способов открытия внутреннего видения, и большинство из них полны опасностей и должны определённо избегаться. Ясновидения достигают при помощи определённых наркотических средств, самогипнозом или месмеризмом, но все эти методы могут повлечь зловредные последствия, которые намного перевесят приобретения. Однако, есть один процесс, который никак не может принести вреда, и это — путь медитации и контроля над мыслями. Я не говорю, что это лёгкое предприятие, напротив, оно чрезвычайно трудное, но я говорю, что целенаправленными усилиями это может быть сделано, потому что уже делалось.

Человек, который пожелает это попробовать, должен начать с контроля над своим умом, что само по себе является геркулесовой задачей. Он должен научиться сосредотачиваться на всём, что бы он ни делал, чтобы это делалось настолько хорошо, как только для него возможно. Он должен научиться владеть своим умом так, как искусный фехтовальщик владеет своим оружием, обращая его по своей воле в том или ином направлении и держа его так твёрдо, как захочет. Попробуйте удержать свой ум на одном определённом предмете в течение пяти минут, и не пройдёт и половины этого времени, как вы обнаружите, что уже незаметно прокрались блуждающие мысли, и ум воспарил далеко за пределы, которые вы ему поставили. Это означает, что ум не находится полностью под вашим контролем, и исправление этого положения должно стать первым шагом — и вовсе не лёгким.

Ничем, кроме постоянной практики, этой способности не добиться, но к счастью, заниматься этой практикой можно весь день — как при занятиях делами, так и в часы досуга. Если вы пишете письмо, удерживайте ум на этом письме, чтобы оно было написано совершенно, ясно и быстро. Если вы читаете книгу, удерживайте ум на ней, чтобы полностью ухватить смысл, вложенный автором, и извлечь из неё всё, что он хотел, чтобы вы извлекли.

В дополнение к такой практике концентрации в ходе обычной жизни, вам очень поможет, если вы выделите особое время для ежедневных усилий в этом направлении. Больше всего подходит раннее утро, но во всяком случае, это должно быть время, когда вы можете быть уверены, что вас не побеспокоят, и это должен быть всегда тот же час, поскольку регулярность — это суть данного предписания. Сядьте тихо и полностью успокойте ум; любое возбуждение или беспокойство совершенно губительны для успеха. Затем обратите ум к какому-нибудь предмету, выбранному заранее, и рассмотрите его внимательно и исчерпывающе, никогда не позволяя своим мыслям даже в малейшей степени, даже на краткий миг, отклоняться в сторону. Конечно, поначалу они будут отклоняться, но каждый раз вы должны будете возвращать их назад и начинать снова. Вы обнаружите, что поначалу лучше брать конкретные предметы; только после большой практики можно будет с пользой рассматривать более абстрактное.*

____________
* В буддийских школах в качестве объекта концентрации обычно используют изображение Будды. Подробности этого процесса с рекомендациями, как избежать возбуждённости и блуждания ума, можно найти в книге Джампы Тинлея «Шаматха — основы тибетской медитации». — Прим. пер.

Когда после долгого привыкания всё это станет вам полностью знакомо, и вы приобретёте способность сосредоточения, а ум будет вполне под вашим контролем, можно будет предпринять следующий шаг. Отныне избирайте в качестве предмета вашей утренней медитации самый высокий идеал, какой вы знаете. Что это будет за идеал, не имеет ни малейшего значения, потому что мы имеем сейчас дело с основными фактами, а не с внешними формами. Индус может взять Шри Кришну, мусульманин — Аллаха, парс — Зороастра, буддист — Будду, христианин — Христа, или, если он католик, то возможно, Деву Марию или одного из святых. Это не имеет никакого значения, коль скоро созерцание этого идеала пробуждает в человеке устремление, почтение, благоговение и любовь, на которые он только способен. Пусть он созерцает идеал экстатически, пока его душа не наполнится его красотой и великолепием; а затем, со всей силой, которую ему дала его долгая практика концентрации, пусть он сделает решительное усилие поднять своё сознание к этому идеалу, слиться с ним и стать с ним единым.

Он может предпринимать такие попытки много раз, и всё же не добиваться успеха, но если он выстоит, и если усилия предпринимаются со всей искренностью и бескорыстием, наступит время, когда внезапно он осознает, что добился успеха — когда ослепительный свет высшей жизни вспышкой сойдёт на него, и он осознает этот идеал в тысячу раз больше, чем когда-либо раньше. Затем он снова соскользнёт в свет обыденного дня, но этого мгновенного проблеска ему уже никогда не забыть, и если он даже не продвинется дальше, жизнь уже никогда будет выглядеть для него так же, как раньше.

Но если он будет настойчив в своих усилиях, эта великолепная вспышка будет приходить к нему снова и снова, каждый раз всё дольше и дольше оставаясь с ним, пока наконец он не окажется способен поднимать своё сознание на этот возвышенный уровень всякий раз, когда пожелает, и наблюдать, изучать и исследовать ту фазу жизни, как он сейчас изучает эту. Так он пополнит ряды тех, кто знает, вместо того, чтобы гадать или смутно надеяться, и станет благотворной силой в этом мире.

Перевод K. Z.

Наши рекомендации