Источники международного космического права.

Под источни­ками международного космического права следует понимать международные договоры и обычаи, в форме которых объективируются юридические нормы отрасли.

Источниками отрасли, без учета основных принципов межд. права, являются многосторонние (в том числе универс. и региональные) и двусторонние договоры и обычаи. Особое место среди них занимают кодифицирующие универсальные договоры.

1.Важнейшим из них является

1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела космосе 27.01.1967).

2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.,

3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами ответственности 1972 г.,

4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство1975 г.;

5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

2. Условно к источникам отрасли относятся отдельные положения договоров, связанных с космической дея­тельностью или пространством, например: Договора о всеобъем­лющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Конвенции о за­прещении использования природной среды в военных или любых враждебных целях 1977 г., Конвенции об оперативном оповеще­нии о ядерной аварии 1986 г., уставные договоры международных космических организаций, (например, Соглашение о Международ­ной организации спутниковой связи ИНТЕЛСАТ 1968 г.).

3. Для отрасли в качестве источников выступают обычно-правовые нормы, которые регулируют границы воз­душного и космического пространства, вход космических аппара­тов и искусственных спутников Земли в суверенное воздушное пространство других государств. Важнейшие из них также имеют универсальный характер.

4. В качестве источников МКП выступают также следующие резолюции, подготовленные Комитетом Генеральной Ассамблеи и принятые ООН:

1) Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевещания, в 1986 г. —

2) Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса, в 1992 г. —

3) Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 1992 г.,

4) Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства в 1982 г

5.. Многие государства — участники космической деятельности имеют законодательство о космической деятельности в космосе. В США действует Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства 1958 г., о коммерциализации дистанционного зондирования Земли 1984, в Швеции — Закон о космической деятельности 1982 г., в Великобритании — Закон о космическом пространстве 1986 г., в Италии — Закон об учреждении национального центра космических исследований 1988 г., в РоссииЗакон о космической деятельности 1993 г. с последующей редакцией в 1996 г., аналогичные законы были приняты в Франции и других странах, На основании Закона, универсальных актов отрасли заключа­ются международные договоры России с иностранными государст­вами и межгосударственными организациями. Так, в 1998 г. между Правительством России и Европейским космическим агентством было заключено Соглашение относительно особого порядка ввоза и вывоза товаров для сотрудничества в исследовании и использова­нии космического пространства в мирных целях, в 2000 г. вступило в силу Соглашение о создании в рамках СНГ Межгосударственной финансово-промышленной группы «Интернавигация» по внедре­нию современных спутниковых технологий для развития навигаци­онной инфраструктуры СНГ на основе взаимовыгодной экономи­ческой деятельности как самими государствами, так и их предпри­ятиями и другими хозяйствующими субъектами, с США, КНР, Францией, Венгрией и др. странами.

Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов.

Естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов.

Принципы МКП.

Наибольшее значение для определения режима космоса в целом имеют основные принципы международного права — запреще­ния применения силы, мирного разрешения международных спо­ров, суверенного равенства государств, добросовестного выполне­ния международных обязательств, невмешательства в дела, входящие во внутреннюю функцию государства а также принципа сотрудничества государств.

Специальные принципы международного космического права.Основополагающее значение среди специальных принципов имеет принцип 1: запрещаются применение силы и угрозы силой, а также любые враждебные дейст­вия в космосе или из космоса в отношении Земли.Раскрывая это тре­бование, можно сказать, что запрещается использование космиче­ского пространства, Луны и небесных тел в качестве театра войны и военных действий как в космосе, так и в отношении Земли, для размещения военных станций, баз и укреплений, а также анало­гичная деятельность в мирное время с целью подготовки военных действий.

2.запрещающий национальное присвоение космическо­го пространства, Луны и других небесных тел, закрепленный в До­говоре по космосу 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Указанные пространства, являясь общим достоя­нием (космическое пространство) и наследием (Луна) человечест­ва, не могут быть «...собственностью како­го-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации или неправительственного уч­реждения или любого физического лица». Это же относится к их частям и ресурсам .

3.свобода исследования и использо­вания космоса на благо всех государствнезависимо от степени их экономического, научного развития или реального участия в кос­мической деятельности. Соответственно эта свобода ограничена требованием обра­щения добытых ресурсов на благо всех стран. Так, в случае обна­ружения природных ресурсов на небесных телах государства обя­заны информировать Генерального секретаря ООН, обществен­ность, международное научное сообщество. Заинтересованные государства могут претендовать на предоставление в их распоряжение образцов грунта и минералов, доставленных на Землю с небесных тел. В случае возможной эксплуатации природных ресурсов небесных тел государства обязуются установить режим, отвечающий интересам сообщества, однако добытые минералы и образцы принадлежат добывшим их государствам. Естественно, эта ситуация потребует в дальнейшем детального правового регулирования.

4.Принцип предотвращения вредного загрязнения космического пространства тесно связан с глобальной задачей охраны окружающей среды. Его содержание обязывает государства действовать «с предосторожностью», чтобы не наносить ущерб космосу в процессе исследования и использования. Юридические обязательства государств по экологической защите космоса явля­ются важнейшим элементом его правового режима. Статья IX До­говора по космосу 1967 г. называет его в числе важнейших норм отрасли; в дальнейшем он конкретизируется в Соглашении о Луне 1979 г., Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, материалах конференции АЭРОСПЕЙС и др.

Государства обязуются использовать космос таким образом, чтобы избегать его загрязнения в результате антропогенной дея­тельности, предотвращать нарушение сформировавшегося равно­весия космической среды, для чего необходимо контролировать деятельность ядерных установок на, космических объектах, публи­ковать данные оценки ядерных источников энергии на борту кос­мических объектов до их запуска (ст. VII Соглашения о Луне 1979 г. и ст. 1 Конвенции об оперативном оповещении 1986 г.).

5. Принцип международной охраны космической среды.Он обязывает гос-ва не наносить ущерб космосу в процессе его исследования и использования.

6.

Правовой режим космических объектов. Следствием деятельно­сти государств по исследованию и использованию космического

пространства является наличие в нем искусственных небесных} тел пилотируемых » непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов различных размеров и назначения, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, которые в доктрине объединяются понятием «космический объект» или «аэрокосмический объект». Находясь в космическом пространстве, они подчиняются действующему в космосе правопорядку. Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать на них космические объекты — установки, обитаемые и необитаемые станции на поверхности и в недрах небесных тел.

Тем не менее их режим имеет ряд особенностей. Конвент о регистрации 1975 г. требует от государства:

1) регистрации внесения его в национальный регистр и лее — в Реестр Генерального секретаря ООН 2) нанесения маркировки, по которой в дальнейшем могла быть проведена идентификация объекта или его частей в случи обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику (запуск «Радиоастрона» — уникального телескопа — высоту 360 тыс. км осуществлялся 18 странами, государством регистрации является Россия). Космические объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

Во время нахождения в космическом пространстве на космический объект (или его части) и экипаж распространяется юрисдикция государства регистрации. Однако право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, ценности любого характера, включая объекты интеллектуальной собственности, может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а также в соответствии с нормами отрасли контролируемым государствами физическим и юридическим лицам. Положения о защите права собствен включаются в двусторонние договоры о космическом сотрудничестве. Из новейших договоренностей можно сослаться на двустороннее Соглашение между Россией и Бразилией, вступившее в силу в 2002 г., а также на Соглашение относительно сотрудничества по Международной космической станции 1998 г. между Канадой, Европейским космическим агентством, Россией, и Японией. Уникальность последнего заключается не в том, что каждая сторона в соответствии со сложившейся практикой сохраняет право собственности на элементы или оборудование космической станции, но также и в том, что каждая сторона (партнер) регистрирует в качестве космических объектов предос­тавляемые им космические элементы и соответственно распро­страняет на них свое национальное законодательство .

Правовой статус космонавтов.Институт статуса космонавтов, сформированный в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернацио­нальных экипажей и космических туристов. Космонавтом — членом космического экипажа считается:

1) гражданин одного из участвующего в запуске государств;

2) выполняющий функциональные обязанности во время по­лета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.

До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт — член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст. 5 Согла­шения 1998 г. государство — участник Соглашения «...сохраняет юрисдикцию и контроль... над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, ко­торые являются его гражданами». Что же касается статуса косми­ческих туристов, будь то орбитальная или расположенная на не­бесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если междуна­родными договорами не будет установлено иное.

В целом же космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества, что возлагает на государства следующие обязанно­сти: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предостав­лять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на сво­их станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; инфор­мировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания ме­рах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать уг­розу жизни и здоровью человека; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвраще­ния; использовать ресурсы своих космических объектов на небес­ных телах и в космическом пространстве для поддержания жизне­деятельности экспедиций.Международно-правовая ответственность в связис деятельностью в космическом пространстве

Космическая деятельность субъектов международного права подчинена императивам основных принципов международного права, в соответствии с которыми к наиболее тяжким междуна­родным правонарушениям (преступлениям) относятся: развязы­вание и ведение военных действий в космосе; превращение кос­моса в театр войны или военных действий иным образом, несо­вместимым с мирным использованием космоса; использование космоса для ведения военных действий против Земли; милитари­зация космоса (например, испытания ядерного оружия, размещение на небесных телах баз и сооружений военного характера, вы­вод на околоземную или окололунную орбиты объектов с оружием | массового уничтожения; военное или иное любое использование' средств воздействия на космос, которое может иметь широкие,; долгосрочные или сопоставимые с ними серьезные последствия, используемое в качестве способов разрушения, нанесения ущерба, причинения вреда любому другому государству).

Остальные деяния могут рассматриваться как деликты, возни­кающие в результате нарушения иных, чем основные принципы норм международного права. Деликтом являются деяния, нарушающие положения Конвенции о регистрации 1975 г. (например, несообщение Генеральному секретарю ООН и международному сообществу сведений об экспедициях на небесные тела; нерегистрация запущенного в космос объекта; непредставление МАГАТЭ сведений об аварии и возможном заражении Земли радиоактивными материалами).

Еще одна категория деяний характеризуется наличием ущерба но причиненного без умысла, в результате деятельности, не запрещенной международным правом. Обязанность возмещения ущерба и в этом случае не отрицается, но касается только возмещения причиненного ущерба и не отягощается санкциями.

В известной мере можно говорить и о связанном с отраслью космического права институте уголовных преступлений междуна­родного характера. По крайней мере два состава можно считать сложившимися — присвоение и последующая контрабанда метео­ритов и ярко проявившееся в связи с аварией «Колумбии» в 2003 г. «космическое мародерство», т. е. присвоение упавших на Землю частей космического объекта физическими лицами с целью последующей наживы.

В Соглашение о Международной космической станции 1998 г. вводится новое для космического права понятие — уголовная от­ветственность космонавтов (по Соглашению — «персонала») за неправомерные действия на орбите, особенно затрагивающие жизнь или безопасность гражданина другого государства-партнера или причиняющие ущерб орбитальному элементу другого государ­ства. При определении уголовной юрисдикции учитывается, как следует из содержания ст. 22 указанного Соглашения, не место со­вершения преступления — внутри или вне орбитального элемента, принадлежащего государству национальности физического лица, а его гражданство. В порядке исключения может быть поставлен вопрос об осуществлении уголовной юрисдикции потерпевшим государством по его просьбе.

Особенности института ответственности в отрасли космиче­ского права:

1, в любом случае причинения ущерба из космоса Земле в отрасли действует принцип абсолют­ной ответственности, за исключением случаев, когда государства или иные участники действовали в космическом пространстве. В последнем случае ответственность каждого определяется его ви­ной.

2. Основным субъектом ответственности за космическую дея­тельность является государство. В случае участия в ней межгосу­дарственной организации ответственность наравне с ней несут го­сударства — члены организации.

3 Государство несет ответственность за деятельность в космо­се своих граждан, национальных юридических лиц.

4. Пострадавшее государство или международная межгосударственная организация имеют право на возмещение ущерба со стороны государств -причинителей и даже третьих государств, если ущерб', причиненный космическим объектом, представляет серьезную угрозу для окружающей космической среды или жизни лю­дей либо может серьезно ухудшить условия жизни населения (Конвенция об ответственности 1972 г.).

5. Претензия за ущерб предъявляется потерпевшей стороной как государству регистрации, так и любому (любым) участнику запуска. Таким образом, предполагается, что: а) ущерб возмещается на солидарной основе, б) возможно использование регрессного иска.

6. В случае если причинителем ущерба оказывается межгосударственная организация, ответчиками будут также ее государства-члены. Такой порядок, установленный Конвенцией об ответственности 1972 г., обеспечивает интересы истца.

7. В случае если потерпевшей оказывается сама международная организация, иск от ее имени может быть предъявлен одним из государств-членов.

8. Государство, ведущее деятельность в космосе, имеет право допустить к ней своих физических лиц и их объединения, однако при этом оно не только имеет право защищать их интересы, но и обязано нести ответственность за их действия.

Наши рекомендации