Дипломатические представительства: порядок создания, функции

Дипломатическое представительство — это орган ак­кредитующего государства, учрежденный на территории го­сударства пребывания дляподдержания дипломатических отношений между ними.

Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств: 1) посольства — предста­вительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представитель­ства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества; 2) миссии — представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками; 3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию (контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты.

Статьей 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. определены следующие функции диппредставительства:

1)представительство аккредитующего гос-ва в гос-ве пребывания;

2) защита в государстве пребывания интересов представляе­мого государства, его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

3) ведение переговоров с правительством гос-ва пребывания;

4) поощрение дружественных отношений между аккредитующим гос-в и гос-м пребывания и развития их отношений в области экономики , культуры и науки;

5) выяснение всеми законными путями условий и событий в жизни государ­ства пребывания и сообщение о них правительству аккредитуемо­го государства .

Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, а также админист­ративно-технического и обслуживающего персонала. Согласно ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сноше­ниях 1961 г. члены дипломатического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг. Дипломатический ранг — лич­ный ранг дипломата, который присваивается ему в соответствии с действующими в данном государстве законами и правилами о прохождении дипломатической службы. Этот ранг сохраняется за работником вне зависимости от занимаемой должности, а так­же при уходе в отставку. Ранги дипломатов — компетенция на­ционального, а не международного права: (послы, посланники, советники-посланники, советники, 1, 2, 3 секретари, атташе). Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые пред­ставители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные диплома­тические ранги. Административно-технический персонал вклю­чает заведующего канцелярией, финансовых работников, пе­реводчиков, делопроизводителей и др. К обслуживающему пер­соналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.

4. Главы представительств государств, согласно ст. 14 Вен­ской конвенции, делятся на три класса:а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, ак­кредитуемых также при главах государств; в) класс поверен­ных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Среди дипломатических представителей по старшинству по­слы стоят на первом месте. Других различий между дипломатиче­скими представителями разных классов не проводится.

Таким образом, можно сделать вывод: вопрос о классах глав дипломатических представительств — прерогатива международно­го права.

В дипломатическом праве существует понятие дипломатиче­ский корпус в узком и широком смысле слова. Дипломатический корпус в узком смысле — совокупность глав всех дипломатиче­ских представительств, аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус в широком смысле — совокупность всех дипломатических работников зарубежных государств и членов их семей, находящихся в данном государстве. Главойдипломатического корпуса является дуайен, старши­на — старший по классу и по времени пребывания в данной стра­не глава одного из аккредитованных в ней дипломатических представительств.

Назначение и отзыв глав дипломатических представительств осуществляется на основе международного и национального права.

Перед назначением аккредитующее государство запрашивает у принимающего государства согласие — агреман — на принятие конкретного лица в качестве главы дипломатического представи­тельства.

На листе бумаги с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и послужного списка кандидата на пост главы диплома­тического представительства не ставится никаких подписей или печатей. Если в течение максимум трех недель со дня передачи бу­маги на представляемую кандидатуру ответа нет, значит, прини­мающее государство не желает иметь данное лицо в качестве гла­вы дипломатического представительства. Причины могут быть разные. Самая банальная из них — лицо допускало недружествен­ные высказывания в отношении принимающего государства.

Отсутствие мотивировки со стороны принимающего государ­ства считается нормой в дипломатической практике. В этом слу­чае аккредитующему государству необходимо позаботиться о под­готовке справочных данных на новую кандидатуру главы диплома­тического представительства.

После получения агремана на представленную кандидатуру, т. е. признания его persona grata (желательным лицом), глава ак­кредитующего государства подписывает указ (или другой доку­мент) о назначении данного лица главой дипломатического пред­ставительства в государстве пребывания, который публикуется в печати.

После этого глава аккредитующего государства подписывает верительные грамоты, завизированные главой внешнеполитиче­ского ведомства, которые адресованы главе принимающего госу­дарства. В документе содержится просьба «верить» всему тому, что будет излагать от имени аккредитующего государства глава дипло­матического представительства.

В соответствии с международным правом глава дипломатиче­ского представительства в государстве пребывания считается при­ступившим к своим обязанностям либо 1) с момента вручения им верительных грамот главе государства, либо 2) с момента его при­бытия в государство пребывания и вручения копий верительных грамот главе его внешнеполитического ведомства. Какой из на­званных двух вариантов будет применяться, зависит от практики государства пребывания.

В дипломатической практике часто бывают случаи, когда одно и то же лицо совмещает функции главы дипломатического пред­ставительства в двух или более государствах (кумуляция). Это про­исходит тогда, когда рядом с крупным государством находится не­большое государство, в которое по соображениям экономии фи­нансовых средств нецелесообразно направлять еще одного главу дипломатического представительства. Например, посол Россий­ской Федерации в Австралии одновременно является послом по совместительству в Фиджи, Науру и Вануату, также пример: ЮАР - КоролевствоЛесото.

Наши рекомендации