Дипломатические представительства: порядок создания, функции
Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания дляподдержания дипломатических отношений между ними.
Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств: 1) посольства — представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества; 2) миссии — представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками; 3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию (контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).
Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты.
Статьей 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. определены следующие функции диппредставительства:
1)представительство аккредитующего гос-ва в гос-ве пребывания;
2) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
3) ведение переговоров с правительством гос-ва пребывания;
4) поощрение дружественных отношений между аккредитующим гос-в и гос-м пребывания и развития их отношений в области экономики , культуры и науки;
5) выяснение всеми законными путями условий и событий в жизни государства пребывания и сообщение о них правительству аккредитуемого государства .
Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, а также административно-технического и обслуживающего персонала. Согласно ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. члены дипломатического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг. Дипломатический ранг — личный ранг дипломата, который присваивается ему в соответствии с действующими в данном государстве законами и правилами о прохождении дипломатической службы. Этот ранг сохраняется за работником вне зависимости от занимаемой должности, а также при уходе в отставку. Ранги дипломатов — компетенция национального, а не международного права: (послы, посланники, советники-посланники, советники, 1, 2, 3 секретари, атташе). Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги. Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей и др. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.
4. Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции, делятся на три класса:а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
Среди дипломатических представителей по старшинству послы стоят на первом месте. Других различий между дипломатическими представителями разных классов не проводится.
Таким образом, можно сделать вывод: вопрос о классах глав дипломатических представительств — прерогатива международного права.
В дипломатическом праве существует понятие дипломатический корпус в узком и широком смысле слова. Дипломатический корпус в узком смысле — совокупность глав всех дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус в широком смысле — совокупность всех дипломатических работников зарубежных государств и членов их семей, находящихся в данном государстве. Главойдипломатического корпуса является дуайен, старшина — старший по классу и по времени пребывания в данной стране глава одного из аккредитованных в ней дипломатических представительств.
Назначение и отзыв глав дипломатических представительств осуществляется на основе международного и национального права.
Перед назначением аккредитующее государство запрашивает у принимающего государства согласие — агреман — на принятие конкретного лица в качестве главы дипломатического представительства.
На листе бумаги с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и послужного списка кандидата на пост главы дипломатического представительства не ставится никаких подписей или печатей. Если в течение максимум трех недель со дня передачи бумаги на представляемую кандидатуру ответа нет, значит, принимающее государство не желает иметь данное лицо в качестве главы дипломатического представительства. Причины могут быть разные. Самая банальная из них — лицо допускало недружественные высказывания в отношении принимающего государства.
Отсутствие мотивировки со стороны принимающего государства считается нормой в дипломатической практике. В этом случае аккредитующему государству необходимо позаботиться о подготовке справочных данных на новую кандидатуру главы дипломатического представительства.
После получения агремана на представленную кандидатуру, т. е. признания его persona grata (желательным лицом), глава аккредитующего государства подписывает указ (или другой документ) о назначении данного лица главой дипломатического представительства в государстве пребывания, который публикуется в печати.
После этого глава аккредитующего государства подписывает верительные грамоты, завизированные главой внешнеполитического ведомства, которые адресованы главе принимающего государства. В документе содержится просьба «верить» всему тому, что будет излагать от имени аккредитующего государства глава дипломатического представительства.
В соответствии с международным правом глава дипломатического представительства в государстве пребывания считается приступившим к своим обязанностям либо 1) с момента вручения им верительных грамот главе государства, либо 2) с момента его прибытия в государство пребывания и вручения копий верительных грамот главе его внешнеполитического ведомства. Какой из названных двух вариантов будет применяться, зависит от практики государства пребывания.
В дипломатической практике часто бывают случаи, когда одно и то же лицо совмещает функции главы дипломатического представительства в двух или более государствах (кумуляция). Это происходит тогда, когда рядом с крупным государством находится небольшое государство, в которое по соображениям экономии финансовых средств нецелесообразно направлять еще одного главу дипломатического представительства. Например, посол Российской Федерации в Австралии одновременно является послом по совместительству в Фиджи, Науру и Вануату, также пример: ЮАР - КоролевствоЛесото.