Выражает политические интересы и волю граждан Российской Федерации, которые обеспечиваются путем демократических выборов.
Депутаты нижней палаты российского парламента — Государственной Думы Федерального Собрания РФ — выступают от имени своих избирателей — граждан Российской Федерации, независимо от их экономического, социального положения, происхождения и вероисповедания,
а члены верхней палаты парламента — Совета Федерации Федерального Собрания РФ — представляют субъекты РФ пропорциональным образом (по два человека от каждого субъекта РФ).
Таким образом, все субъекты РФ равноправны с точки зрения представительства вне зависимости отих
· экономического положения (донор или реципиент),
· конституционного статуса (республика, край, область, автономный округ, город федерального значения)
· численности населения.
Как законодательный орган РФ парламент обладает исключительным правом принимать законы — правовые акты высшей (после Конституции РФ) юридической силы.
Кроме парламента правом законотворчества не может обладать никто.
В рамках своей исключительной законотворческой компетенции российский парламент обладает самостоятельностью и независимостью, что соответствует принципам народного представительства и разделения власти в правовом демократическом государстве.
Вместе с тем в процессе своей законодательной деятельности Федеральное Собрание РФ взаимодействует с другими ветвями власти; Президентом РФ, Правительством РФ, судебной системой.
Это взаимодействие осуществляется в ходе законотворческого процесса, предполагающего следующие обязательные этапы:
· внесение законопроекта в Госдуму;
· подготовка законопроекта к рассмотрению;
· обсуждение законопроекта в Госдуме и принятие палатой соответствующего закона;
· рассмотрение закона в Совете Федерации и его одобрение;
· промульгация закона.
Рассмотрим подробнее данный алгоритм.
1. Внесение законопроектов в Госдуму Федерального Собрания РФ (или законодательная инициатива).
В России воспользоваться данным правом могут:
· Президент РФ,
· Совет Федерации,
· члены Совета Федерации,
· Госдума,
· депутаты Госдумы,
· Правительство РФ,
· законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ.
По вопросам своего ведения правом законодательной инициативы обладают:
· Конституционный Суд РФ,
· Верховный Суд РФ,
· Высший Арбитражный Суд РФ.
Законодательные предложения иных субъектов также могут быть переданы в Госдуму, но палата не обязана их рассматривать, в отличие от материалов, представленных субъектами права законодательной инициативы.
Перечень субъектов права законодательной инициативы в России широк по сравнению с иными государствами.
В развитых демократиях правом законодательной инициативы обладают преимущественно органы и должностные лица исполнительной власти, которые, реализуя государственную политику, лучше осведомлены о необходимости и работоспособности законов в той или иной сфере.
При внесении законопроекта в Госдуму предоставляют пакет документов, содержащий:
· пояснительную записку,
· текст законопроекта,
· список федеральных законодательных актов, которые утрачивают юридическую силу либо будут изменены с принятием данного закона;
· финансово-экономическое обоснование;
· заключение Правительства РФ на законопроект (если предлагаемый акт затрагивает финансовые аспекты деятельности государства).
Подготовка законопроекта к рассмотрению.
На данном этапе Совет Госдумы направляет законопроект в профильный комитет, который и отвечает далее за его судьбу в рамках палаты, и вносит работу над проектом в программу законодательной деятельности палаты.
Одновременно законопроект вносится на рассмотрение всемсубъектам права законодательной инициативы.
Если законопроект касается высших судов РФ или относится к предметам совместного ведения субъектов РФ, то он направляется и в эти органы государственной власти.
Результаты рассмотрений законопроекта возвращаются в комиссии для изучения, после чего составляется один законопроект, который и будет вынесен на первое чтение, а также разослан субъектам права законодательной инициативы.
Остальные варианты остаются в качестве поправок и дополнений.