В чем конфликт поколений в пьесе? 2 страница

Явление 11.

Входит Фамусов, беспокоится, почему Скалозуб до сих пор не приехал.

Явление 12.

Тут, легок на помине, входит Скалозуб, Фамусов немедленно уводит его играть в вист. Молчалин приглашает в вист Хлестову, хвалит ее собачку, в общем – выслуживается.

Явление 13.

Несимпатичные гости постепенно перетекают в другой зал, со столами для карточной игры. Софья и Чацкий остаются наедине. Чацкий хочет заговорить, Софья его обрывает. Тогда Чацкий язвительно напускается на Молчалина – говорит, что он как громоотвод при сердитой старушке:

Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!

Тут моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

И уходит, не подозревая, какую месть он на себя навлечет своей несдержанностью.

Явление 14.

Наверное, Софья не была бы так разгневана, если бы не чувствовала где-то в глубине души, что все, что Чацкий говорит о Молчалине – правда. Когда к ней подходит некий гость N. и спрашивает, как она находит Чацкого после долгого отсутствия, она раздраженно бросает: «Он не в своем уме». Гость поражается: «Как можно, в эти леты!» Софья злорадно говорит в сторону:

Готов он верить!

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?

Явление 15.

Гость N. рассказывает гостю D. новую сплетню о Чацком.

Явление 16.

Гость D спрашивает у Загорецкого, правда ли, что Чацкий сошел с ума. А тот и рад подтвердить:

Его в безумные упрятал дядя-плут…

Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.

Явление 17.

Загорецкий рассказывает графине Хрюминой - внучке, что Чацкий сумасшедший. Та соглашается, что его поведение в самом деле странно.

Явление 18.

Графиня внучка пытается рассказать «милую новость» бабушке, но та глуха и не слышит ее. Тогда внучка отправляется к более благодарным слушателям.

Явление 19.

Загорецкий предпринимает еще одну попытку поведать, что Чацкий «в горах изранен в лоб, сошел с ума от раны», в общем, выдумывает от души, да только напрасно – старая Хрюмина не слышит.

Явление 20.

К графине Хрюминой подходит князь Тугоуховский. Происходит диалог глухих, несмотря на то, что она почти ничего не поняла, графиня тоже пытается посплетничать про Чацкого.

Явление 21.

Если в предыдущих нескольких явлениях было наглядно показано, как быстро слухом земля полнится, то в этом явлении почти все гости собрались в одной комнате и живо обсуждают вопрос о сумасшествии Чацкого. Один Платон Михайлович еще колеблется, а Фамусов прямо объявляет:

Давно дивлюсь я, как его никто не свяжет!

Попробуй о властях – и нивесть что наскажет!

Затем обсуждаются причины сумасшествия – одни за то, что «пил не по летам», другие считают, что «ученье –вот чума, ученость – вот причина». Фамусов пропагандирует «зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь». Затем Хлестова и Фамусов начинают спорить про то, сколько душ крестьян у Чацкого. И тут появляется он.

Явление 22.

Все отшатываются от Чацкого, как от прокаженного, в толпе гостей опасаются, не затеял бы сумасшедший драку. Чацкий подходит к Софье, как к единственному близкому человеку,и жалуется ей:

Душа здесь у меня каким-то горем сжата,

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Нет! Недоволен я Москвой.

Софья, как ни в чем не бывало, спрашивает: «Скажите, что вас так гневит?» И Чацкий рассказывает про «незначащую встречу»: в соседней комнате «французик из Бордо» распространяется, как боялся ехать в Россию, к варварам, а нашел здесь словно французскую провинцию – «ни звука русского, ни русского лица». Чацкого гневит «пустое, рабское, слепое подражанье» Европе, он клеймит «чужевластье мод» и сокрушается, что «умный, бодрый наш народ» считает русских дворян не русскими. Чацкий переводит дух, оглядывается – Софьи нет, никто его не слушает – танцуют вальс.

Действие четвертое.

Парадный подъезд в доме Фамусова. Большая лестница, по ней со второго этажа спускаются гости, внизу их ждут лакеи. Слева дверка в комнату Молчалина.

Явление 1.

Уезжают графини Хрюмины, внучка злобно ругает бал, гостей называет «уродами с того света».

Явление 2.

Уезжают Платон Михайлович Горич и его супруга Наталья Дмитриевна. Муж жалуется, что «до балов он смертельный неохотник» и ездит на них только из-за жены, а жена счастлива, говорит, что было весело, и торопит мужа сесть в карету.

Явление 3.

Чацкий спускается и отправляет лакея за каретой, сам грустно размышляет о том, что ни в ком он ни нашел ни живого участья, ни искренней радости встреч и сравнивает этот день с путешествием по занесенной снегом равнине.

Явление 4.

Новая нелепая фигура – Репетилов – вбегает с улицы, у лестницы спотыкается и падает. Замечает Чацкого и бросается к нему с криком: «Сердечный друг! Любезный друг!» , тут же клянется в вечной любви, дружбе и преданности, и, кажется, отчаянно рад видеть Чацкого. Репетилов разливается соловьем о том, какой он неправильный вел раньше образ жизни - «Людьми пустыми дорожил! Обманывал жену! Играл! Проигрывал! Пил мертвую! Все отвергал: законы! Совесть! Веру!». Теперь же он «не рыщет ночи напролет», а «знается с умнейшими людьми», состоит в «секретнейшем союзе», тут же посвящает Чацкого, где и когда проводятся собранья и приглашает его с собой немедленно ехать туда. Чацкий иронически осведомляется, чем в этом обществе занимаются. «Шумим, братец, шумим», - отвечает Репетилов. И описывает, какие замечательные люди состоят в этом «союзе» - князь Григорий, помешанный на Англии и всем английском, бесцветные братья «Левон и Боринька, чудесные ребята», про которых даже «не знаешь, что сказать». Еще там есть гениальный писатель, который ничего не пишет и «ночной разбойник, дуэлист», который «крепко на руку нечист; но умный человек» и рассуждает о «честности высокой». Репетилов рассказывает, как сам он, человек заурядный, в этом обществе славится тем, что умеет придумывать каламбуры для водевилей. Чацкому очевидно, насколько это все жалкие люди.

Явление 5.

Скалозуб спускается с лестницы и Репетилов, забыв о Чацком, бросается душить полковника в дружеских объятиях. Чацкий прячется от них в швейцарскую. Пока Репетилов рассказывает о том, как он неудачно делал карьеру и так же неудачно женился, Скалозуб уезжает.

Явление 6.

Перед Репетиловым оказывается Загорецкий. Болтун поминает Чацкого и плут Загорецкий спешит его уверить, что Чацкий сумасшедший, и об этом все знают. И обращается за подтверждением к Тугоуховским, которые как раз спускаются с лестницы вместе со своими дочерьми.

Явление 7.

Княжны осаждают Репетилова и наперебой уверяют его, что о безумии Чацкого «знает целый свет». Стыдят его: «Можно ль против всех!» Княгиня высказывается: с Чацким «и говорить опасно, давно бы запереть пора». Княжеская семья и Загорецкий уезжают.

Явление 8.

Молчалин помогает старухе Хлестовой спуститься с лестницы и уходит к себе. Репетилов спрашивает ее мнение о Чацком и слышит в ответ: «Полечат, вылечат авось».

Явление 9.

Репетилов уезжает - «куда – нибудь», как он сам выражается.

Явление 10.

Чацкий выходит из швейцарской. Он все слышал, он потрясен.

О! если б кто в людей проник:

Что хуже в них? Душа или язык?

Чье это сочиненье!

Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют –

И вот общественное мнение!

И вот та родина…

Чацкий терзается, знает ли Софья об этом, и приходит к выводу, что, даже если знает, «ей все равно», «никем по совести она не дорожит». А сегодняшний обморок – не «признак живых страстей», а «нерв избалованность, причуда». В это время Софья со свечкой приоткрывает двери в темные сени и окликает Молчалина. Лакей Чацкого хочет объявить, что карета подана, но Чацкий выталкивает его за дверь и решает остаться здесь «хоть до утра», пока окончательно не удостоверится в выборе Софьи. Прячется за колонну.

Явление 11.

Лиза, робея, со свечкой спускается и стучится к Молчалину, зовет его к барышне.

Явление 12.

Молчалин выходит, начинает делать комплименты Лизе. Лиза упоминает о свадьбе, Молчалин говорит, что он отнюдь не собирается жениться на Софье Павловне, он в ней «не видит ничего завидного». Он признается:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

И за Софьей он ухаживал только потому, что ее отец его «и кормит и поит, а иногда и чином подарит». Молчалин хочет подняться наверх, но натыкается на Софью, которая все слышала, стоя на лестнице. Софье плохо и стыдно: «Ужасный человек! Себя я, стен стыжусь». Молчалин падает перед ней на колени, говорит, что шутил. Софья велит ему убираться, иначе она все расскажет батюшке:

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их;

Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.

Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.

Но когда Софья говорит, что довольна, что все узнала ночью, без свидетелей, и вспоминает, как она днем упала в обморок при Чацком, Чацкий не выдерживает и выходит из-за колонны. Софья с Лизой, испуганные, громко ахают. Молчалин проворно скрывается к себе в комнату.

Явление 13.

Чацкий обвиняет Софью, что она «забыла женский страх и стыд», он в ярости, что Софья предпочла Молчалина. Софья плачет.

Явление 14.

Фамусов, слышавший шум внизу, и толпа слуг со свечами выбегают в сени, рассчитывая найти здесь домовых или разбойников. Фамусов восклицает: «Ба! Знакомые все лица!» и ругательски ругает дочь за ее неприличное поведение:

Побойся бога, как? Чем он тебя прельстил?

Сама его безумным называла!

Чацкий огорошен известием, что именно Софья распустила слух о его сумасшествии. Фамусов между тем неистовствует: устраивает разнос своим слугам за то, что недоглядели, угрожает сослать их в Сибирь, на каторгу; Лизу грозится отправить «за птицами ходить», а собственную дочь – «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Перед Чацким, говорит он, теперь будут заперты все двери в Москве. Фамусов обещает предать огласке это дело: «В Сенат подам, министрам, государю».

Здесь следует монолог Чацкого, последний, самый важный, как бы подводящий итог обоим сюжетным линиям: любовной и социальной. Чацкий произносит его с жаром и насмешкой:

Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!...летел! дрожал! Вот счастье, думал, близко.

Однако он несправедлив к Софье – утверждает, что она его «надеждой завлекла», что прямо не сказала ему, что все прошедшее она «обратила в смех», хотя было очевидно для всех, кроме несчастного влюбленного, что Софье «внезапный его приезд, его вид, его слова, его поступки - все противно». Чацкий говорит, что Софья еще помирится с Молчалиным, ведь из него получится «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей». Чацкий изливает свою досаду на московское общество – «мучителей толпу, в любви предателей, в вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простяков, старух зловещих, стариков». Он говорит, что невозможно в этой среде пробыть один день и сохранить здравый рассудок. И напоследок:

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
Молчалин Алексей Степаныч – секретарь Фамусова, живущий в его доме, а также поклонник Софьи, в душе презирающий ее. М. переведен Фамусовым из Твери.
Фамилия героя выражает его основную черту – «бессловесность». Именно за это Фамусов сделал М. своим секретарем. Вообще герой, несмотря на свою молодость, является полноправным представителем «века минувшего», так как усвоил его взгляды и живет по его принципам.
М. неукоснительно следует завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника». В разговоре с Чацким М. излагает свои жизненные принципы - «умеренность и аккуратность». Они заключаются в том, что «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь». По мнению М., нужно думать и поступать так, как принято в «фамусовском» обществе. Иначе о тебе будут судачить, а, как известно, «злые языки страшнее пистолетов». Роман М. с Софьей тоже объясняется его готовностью всем угождать. Он послушно выполняет роль воздыхателя, готового ночи напролет читать с Софьей любовные романы, слушать тишину и трели соловьев. Софья не нравиться М., но отказаться от угождения дочери своего начальника он не может.



Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа». В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы». Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.

Софья Павловна Фамусова – 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась «мадамой», старой француженкой Розье. Другом детства С. был Чацкий, который стал и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого С. очень изменилась, как изменилась и ее любовь.
На формирование С. повлияли, с одной стороны, московские привычки и нравы, с другой стороны – книги Карамзина и других писателей-сентименталистов. Девушка воображает себя героиней «чувствительного» романа. Потому она отвергает язвительного и смелого Чацкого, а также Скалозуба – глупого, но богатого. На роль платонического воздыхателя С. выбирает Молчалина.
В своем доме С. не имеет возможности душевно развиваться. Единственное, на что она способна – воображать себя героиней романа и поступать согласно этой роли. То она придумывает сон в духе баллад Жуковского, то притворно падает в обморок и т. д. Но и «московское» воспитание дает о себе знать. Во время бала именно она распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическое поведение героини оказалось всего лишь маской, ее истинная сущность – эта натура московской барышни. В финале комедии С. наказывается. Она узнает о «измене» Молчалина, который заигрывает с Лизой и нелицеприятно отзывается о С. Кроме того, Фамусов, узнав о романе дочери со своим секретарем, решает удалить С. из Москвы «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, «управляющий в казенном доме». Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы.
Ф. – один из ярчайших представителей «века минувшего». В одном из своих монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века. Здесь по отцу «и сыну честь»; здесь у кого «душ тысячки две родовых, Тот и жених». Московских дам можно отправить «командовать в Сенат», настолько они обо всем «осведомлены»; московские дочки «так и льнут к военным», якобы «потому, что патриотки»; московские старички, призванные решать серьезные дела, «поспорят, пошумят …и разойдутся». В «фамусовском» обществе все держится на связях: «ну как не порадеть родному человечку». Такая модель жизни представляется Ф. и другим членам московского общества идеальным, они считают ее единственно правильной и не хотят никаких изменений. Ф. двуличен. Он утверждает, что «монашеским известен поведеньем», но в тоже время приударяет за служанкой Лизой. Ф. страшится всяких новых веяний. Во время беседы с Чацким он затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Главный враг Ф. – ученье, так как оно вносит изменения в спокойную московскую жизнь. Мечта героя – «забрать все книги да и сжечь». Как типичного московского барина, Ф. обманывают все, кому не лень. И дочь Софья, и секретарь Молчалин, и служанка Лиза.
Последний выход героя на сцену приурочен к финальному свиданию Софии и Молчалина. Увидев молодых людей вместе, Ф. приходит в ужас. Он обвиняет в «распущенности» дочери «новую» Москву, которая заражена вольными идеями и «духом Кузнецкого моста» (то есть Парижа).
Сначала Ф. грозится предать огласке этот позорный случай («В Сенат подам, Министрам, Государю»), но тут же он вспоминает, что о его дочери будут судачить во всех домах Москвы. В слезном ужасе Ф. восклицает: «Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!!!» Мнение этой княгини значит для Ф. больше, чем мнение самого царя, потому что в «фамусовском» обществе она занимает одно из главных мест.

Чацкий Александр Андреич – молодой дворянин. Представитель «века нынешнего». Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот.
После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор.
Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности.
Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея».
Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» В нем он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума». Но в не меньшей степени герой испытывает и «горе от любви». Ч. узнает причину холодности к нему Софьи – она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию». Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака». Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя. На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо», в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч. открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герою ничего не остается, как уехать из Москвы.

В чем конфликт поколений

Комедия Грибоедова «Горе от ума» - выдающееся произведение русской литературы. Основная проблема произведения - проблема двух мировоззрений: «века минувшего», защищающего старые устои, и «века нынешнего», выступающего за решительные перемены. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10-20-е годы 19 столетия составляет основной конфликт комедии.
В комедии высмеяны пороки общества: крепостничество, солдафонство, карьеризм, подхалимство, бюрократизм, низкий уровень образованности, преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство, то что в обществе ценится не личные качества человека, а «душ тысячки две родовых», чин, деньги.
Век минувший представляет собой московское дворянской общество, состоящее из Фамусовых, хлёстовых, тугоуховских, скалозубов. В обществе люди живут по принципу:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь
потому что
В чинах мы небольших.
Фамусов – представитель века минувшего, типичный московский барин со всеми характерными для того времени взглядами, манерами и образом мыслей. Единственное, перед чем он преклоняется – это чины и богатство. «Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами, да с чинами», - характеризует своего барина служанка Лиза. Фамусов живет по старинке, своим идеалом считает своего дядю, Максима Петровича, который «в чины выводит» и «пенсии дает». Он «не то на серебре, на золоте; На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом». Однако при всем своем надменном нраве «Он сгибался в перегиб» перед вышестоящими, когда надо было подслужиться.
Фамусов наиболее полно вобрал в себя свойственные этому времени законы и устои. Главными нормами, принятыми в жизни, он считает карьеризм, чинопочитание, угождение старшим. Фамусов боится мнений знатных вельмож, хотя сам охотно распространяет их. Его волнует «что станет говорить Княгиня Марья Алексевна».
Фамусов - чиновник, но к своей службе относится только как к источнику Ситнов и доходов, средству достижения благосостояния. Его не интересует ни смысл, ни результаты труда. Когда Молчалин докладывает, что в бумагах есть неточности:
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано - так с плеч долой
Семейственность – еще один из идеалов, столь дорогих сердцу Фамусова. Кузьма Петрович, «почтенный камергер», с «ключом, и сыну ключ умел доставить», «богат и на богатой был женат» и поэтому застуживает глубокое уважение со стороны Фамусова.
Фамусов не очень образован, и ему хорошо «спится от русских книг», в отличие от Софьи, которой нет «сна от французский книг». Но вместе с тем у Фамусова сложилось довольно резвое отношение ко всему иностранному. Ценящий патриархальный уклад жизни, он клеймит Кузнецкий мост и «вечных французов», называя их «губителями карманов и сердец».
Бедность считается большим пороком в фамусовском обществе. Так Фамусов прямо заявляет Софье, своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара», или: «У нас исстари ведется, Что по отцу и сыну честь, Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, Тот и жених». При этом заботливый отец проявляет поистине житейскую мудрость, заботясь о будущем своей дочери.
Еще большим пороком в обществе является ученость и образованность: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда безумных развелось людей и дел, и мнений».
Мир интересов фамусовского общества довольно узок. Он ограничивается балами, ужинами, танцами, именинами.
Яркий представитель «века нынешнего» - Александр Андреевич Чацкий, который воплощает в себе черты передовой дворянской молодежи того времени. Он – носитель новых взглядов. Что и доказывает своим поведением, образом жизни, но в особенности своими страстными речами, обличающими устои «века минувшего», к которому он относится явно пренебрежительно:
И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Как тот и славился,
Чья чаще гнулась шея…
Чацкий считает тот век «веком покорности и страха». Он убежден, что те нравы ушли в прошлое и нынче охотников поподличать «смех страшит и держит стыд в узде».
Традиции минувших дней слишком сильны. Сам Чацкий оказывается их жертвой. Он со своей прямотой, острословием, дерзостью становится возмутителем общественных правил и норм. И общество мстит ему. При первой же встречи с ним Фамусов называет его «карбонарием». Однако в беседе со Скалозубом отзывается о нем неплохо, говорит, что он «малый с головой», «славно пишет переводит» при этом сожалеет, что Чацкий не служит. Но у Чацкого на этот счет свое мнение: он хочет служить делу, а не лицам. Сначала может показаться, что конфликт между Чацким и Фамусовым – это конфликт разных поколений, «конфликт отцов и детей», но это не так. Ведь Софья и Молчалин почти сверстники Чацкого, но они в полной мере принадлежат «веку минувшему». Софья не глупа. Доказательством тому может служить и любовь Чацкого к ней. Но она впитала философию отца и его общества. Ее избранник – Молчалин. Он тоже молод, но тоже дитя той старой среды. Он полностью поддерживает мораль и нравы старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов отзываются о Молчалине хорошо. Последний держит его на службе, «потому что деловой», а Софья резко отвергает нападки Чацкого на ее возлюбленного. Она говорит:
Конечно, нет в нем этого ума
Что гений для иных, а для иных чума…
Но для нее ум не главное. Главное же, что Молчалин тих, скромен, услужлив, обезоруживает батюшку молчанием, никого не обидит. В общем, он идеальный муж. Можно сказать, качество чудесное, но они лживы. Это лишь маска, за которой скрывается его сущность. Ведь его девиз – «умеренность и аккуратность», и он готов «угождать все людям без изъятья», как учил его батюшка, он настойчиво идет к своей целее – теплому и денежному местечку. Он и влюбленного играет лишь потому, что это угодно самой Софье, дочери его хозяина:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека
А Софья видит в нем идеал мужа и смело движется к своей цели, не боясь того, «что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна». Чацкий, попадая в эту среду после долгого отсутствия вначале настроен очень доброжелательно. Он стремится сюда, ведь «дым Отечества» ему «сладок и приятен», но Чацкий встречает стену непонимания, отторжения. Его трагедия заключается в том, что он один противостоит фамусовскому обществу. Но в комедии упоминается двоюродный брат Скалозуба, который тоже «чудит» - «службу вдруг оставил», «заперся в деревне и книги стал читать», а ведь ему «следовал чин». Есть и племянник княгини Тугоуховской «химик и ботаник» Князь Федор, но есть и Репетилов, который гордится своей причастность к некому тайному обществу, вся деятельность которого сводится к «шумим, братец, шумим». Но Чацкий не может стать членом такого секретнейшего союза.
Чацкий является не только носителем новых взглядов и идей, но и выступает за новые нормы жизни.
Помимо общественной трагедии, Чацкий переживает трагедию личную. Его отвергает любимая Софья, к которой он «летел, дрожал». Более того, с ее легкой руки его объявляют сумасшедшим.
Чацкий, не приемлющий идеи и нравы «века минувшего», становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе. И оно его отвергает. Чацкий – насмешник, острослов, возмутитель спокойствия и даже оскорбитель. Так Софья говорит ему:
Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?
Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?
Чацкий не находит дружеского сочувствия, он не принят, он отвергнут, он изгнан, но и сам герой не мог бы существовать в таких условиях.
«Век нынешний» и «век минувший» сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. «Век нынешний» сменяет «век минувший», ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких-карбонариев на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.

Александр Николаевич Островский « Гроза»

Драма в пяти действиях ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Савёл Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова. Тихон Иванович Кабанов, ее сын. Катерина, жена его. Варвара, сестра Тихона. Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого. Шапкин, мещанин. Феклуша, странница. Глаша, девка в доме Кабановой. Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая. Городские жители обоего пола. Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между 3 и 4м действиями проходит 10 дней. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов ЯВЛЕНИЕ I Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Напевает, восхищается Волгой, заговаривает об этом с Кудряшом. Показывает рукой в сторону, где идет, судя по всему, ссора. Кудряш сообщает, что это Дикой ругает своего племянника. Обсуждают это. “Достался ему на жертву Борис Гри-горьич, вот он на нем и ездит”, — говорит Кудряш. Шапкин добавляет: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет. Унять-то его некому, вот он и воюет”. Шапкин считает, что и Кабаниха тоже не лучше. “Ну, да та хоть... все под видом благочестия...” — говорит Кудряш. По его мнению, было бы побольше таких парней, как он, в городе, так отучили бы Дикого от ругани, “постращали бы хорошенько”, встретив где-нибудь в переулке “вчетвером этак, впятером”. “Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать”, — говорит Шапкин. На это Кудряш отвечает, что Дикой его побаивается, знает, что он “свою голову дешево не отдаст”. Жаль только, что дочери Дикого еще малы, а то он бы “его уважил”. Шапкин и Кудряш отходят в сторону, чтобы Дикой ненароком не привязался к ним. ЯВЛЕНИЕ II Появляются Дикой и Борис. Дикой ругает племянника за то, что тот постоянно попадается ему на глаза. Борис оправдывается. Дикой уходит. ЯВЛЕНИЕ III Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин. Кулигин спрашивает, что заставляет Бориса жить у Дикого. Борис рассказывает о своей семье. Мать Бориса была из дворян, за что бабушка Бориса невзлюбила и ее, и ее мужа, отца Бориса. Они жили в Москве, ничего не жалели для воспитания и образования своих детей, но оба одновременно умерли от холеры. Вскоре умерла и жившая в Калинове бабушка. Согласно ее завещанию, Дикой, который приходится Борису дядей, должен выплатить ему и его сестре положенную им часть наследства с условием, что они “будут к нему почтительны”. Кулигин замечает на это, что Борису и его сестре наследства не видать. По мнению Кудряша, даже если бы они оба были почтительны к Дикому, ему ничто не помешает сказать, что они непочтительны. Борис с ним согласен, ведь Дикой уже и теперь поговаривает иногда: “У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам?” Не будь сестры, Борис все бы бросил и уехал, а из-за нее терпит. Хорошо еще, что она живет у родни матери, страшно представить, какова была бы ее жизнь здесь. Борис делает “что прикажут”, а жалованье получит разве что в конце года, да и то “как будет угодно” Дикому. Кудряш подтверждает, что у Дикого так заведено — “не смей и пикнуть о жалованье... У него вся жизнь основана на ругательстве”. Кулигин советует Борису стараться угодить дяде. “На него и свои-то угодить не могут, а уж где мне!” — возражает Борис. Если Дикого где-нибудь кто-нибудь рассердит, так он потом отводит душу на домашних. Кудряш вспоминает, как однажды Дикого обругал один гусар. “После этого, — рассказывает Борис, — все две недели прятались по чердакам да чуланам”. Борис жалуется Кулигину, что ему трудно в Калинове, для всех он тут лишний, он никак не может тут привыкнуть. “И не привыкнете никогда, сударь... Жестокие нравы... в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать...” — говорит ему Кулигин. Он рассказывает, как однажды мужики пришли к городничему с жалобой на Дикого, что обсчитывает их. Городничий посоветовал Дикому платить людям как полагается — ведь все время жалуются на него! На это Дикой ответил так: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня-то в год народу перебывает... Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются...” По словам Кулигина, в городе царят зависть и вражда, строчат “злостные кляузы на ближних”. Появляется Феклуша с какой-то женщиной. Феклуша расхваливает благочестие и добродетели купечества, особенно Кабановых. Они уходят. Борис удивлен тем, что хвалят Кабановых. Кулигин называет Кабаниху ханжой. “Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кулигин мечтает найти вечный двигатель, он бы получил за него от англичан миллион и употребил бы его “для общества”. Вот только бы достать денег на модели... Кулигин уходит. ЯВЛЕНИЕ IV Борис жалеет мечтателя Кулигина. Но ведь он счастлив со своими мечтаниями. А ему, Борису, видно, суждено “загубить свою молодость в этой трущобе... А тут еще... сдуру-то влюбляться вздумал... В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся”. Борис видит предмет своей любви и уходит. ЯВЛЕНИЕ V Появляются Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара. Кабанова поучает Тихона: он едет по делам, так должен сделать все так, как она ему приказала. Тихон соглашается, уверяет мать, что во всем покорен ее воле. Но матери этого недостаточно, она продолжает корить сына. Даже его любовь к своей жене ей не по душе. В разговор вступает Катерина. Кабаниха резко обрывает ее. “Я давно вижу, что вам воли хочется”, — говорит Кабаниха. По ее мнению, Тихон размазня, а надо, чтобы жена его боялась. “Да зачем же ей бояться? — возражает Тихон. — С меня и того довольно, что она меня любит”. Но Кабаниха убеждена, что без страха и порядка в доме не будет, упрекает сына в том, что он, с его-то умишком, хочет своей волей жить. “Да я, маменька, и не хочу своей волей жить! — оправдывается Тихон. — Где уж мне своей волей жить!” Кабанова уходит. ЯВЛЕНИЕ VI Тихон упрекает Катерину: “Всегда мне за тебя достается от маменьки!” Катерина не понимает, в чем она-то виновата. За нее вступается Варвара. “Молчи, коли уж лучше ничего не умеешь”, — говорит она брату. Тихону хочется выпить, Варвара просит его не задерживаться у Дикого, к которому он собирается идти, а они с Катериной его подождут. Тихон уходит. ЯВЛЕНИЕ VII Катерина и Варвара остаются одни. Катерина растрогана тем, что Варвара ее жалеет, говорит ей, что она тоже ее любит. Помолчав, Катерина говорит: “Знаешь, мне что в голову пришло?.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...” Катерина вспоминает, как хорошо ей жилось в родительском доме: “Что хочу, бывало, то и делаю”. У нее было много цветов, она за ними ухаживала, ходила с матерью в церковь, потом вышивала, а странницы, которых был полон дом, рассказывали о том, где были, что видели... Потом все шли к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. “Да ведь и у нас то же самое”, — говорит Варвара. Катерина не согласна: “Здесь все как будто из-под неволи”. Катерина вспоминает, как она любила ходить в церковь. “Точно, бывало, я в рай войду...” А иногда, случалось, ночью она встанет и молится до утра, сама не знает о чем. А какие сны снились ей — золотые храмь!, необыкновенные сады, где пели “невидимые голоса”. А то ей снилось, будто она летает по воздуху. “И теперь иногда снится, да редко, да не то”. “Я умру скоро”, — вдруг говорит Катерина. Она чувствует, что с ней что-то творится недоброе, ей страшно, будто она стоит над пропастью и кто-то ее туда толает, а удержаться не за что. Катерина признается Варваре, что ей в голо-V приходят всякие нехорошие мысли. “Кабы моя воля, — говорит она, — аталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей, обнявшись...” “Только не с мужем”, — подхватывает Варвара. Катерина признается: “Грех у меня на уме!.. Ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?” Варвара отвечает, что не ей судить, у нее свои грехи есть. Вот уедет Тихон, тогда она что-нибудь и придумает, можно будет видеться. Катерина в ужасе. “Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому...” — говорит она. ЯВЛЕНИЕ VIII Появляется полусумасшедшая барыня. Увидев Катерину и Варвару, кричит им, показывая на реку: “Вон, вон куда красота-то ведет... В самый омут”, грозит им геенной огненной. ЯВЛЕНИЕ IX Катерина напугана. Варвара успокаивает ее, рассказывает, что эта барыня смолоду грешила и теперь боится умирать. Чего сама боится, тем и других пугает. Варвара в тревоге: Тихона все нет, а собирается гроза. Катерина в страхе порывается бежать домой, Варвара удерживает ее — без Тихона им нельзя идти. Варвара удивлена, почему Катерина так боится грозы. Катерина объясняет ей, что боится не смерти, а того, что вдруг она явится перед Богом со своими грешными мыслями. ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ Комната в доме Кабановых ЯВЛЕНИЕ I Глаша вяжет в узлы вещи Тихона, собирающегося уезжать. Входит Фек-луша. Они разговаривают о поездке Тихона, о Катерине. Глаше не нравится, что люди в доме Кабановой относятся друг к другу с подозрением, постоянно ссорятся. Феклуша говорит в ответ: “Нельзя, матушка, без греха: в миру живем”. За ней самой тоже есть грех: любит сладко поесть. Рассказывает о своих странствиях: по своей немощи она далеко не ходила, но слышала много чего: есть такие страны, где нет православных царей, а “салтаны землей правят... и что ни судят они, все неправильно... У нас закон праведный, а у них... неправедный. А то еще есть земля, где все люди с песьими головами”. Феклуша уходит, а Глаша в изумлении говорит: “Каких-то... чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается...” Входят Катерина и Варвара. ЯВЛЕНИЕ II Варвара приказывает Глаше относить вещи в кибитку, а Катерине говорит, что рано ее замуж выдали, вот в Катерине “сердце-то и не уходилось”. Катерина говорит, что никогда и не уходится, такая горячая она уродилась. Она рассказывает Варваре, что еще когда ей было лет шесть, ее чем-то обидели дома, так она выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега, так что нашли ее только на другое утро. “Ты Тихо на не любишь”, — говорит Варвара. Катерина признается, что ей его очень жалко, а любит она Бориса. Варвара предупреждает Катерину, чтобы случайно не проговорилась кому-нибудь об этом. Катерина отвечает, что не умеет обманывать. “Но ведь без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится...” —говорит Варвара. Она передает Катерине поклон от Во. риса, сообщает, что он хочет видеться с ней. Катерина пугается: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю”. Вар. вара считает, что можно делать что хочешь, “только бы шито да крыто было”. Катерина так жить не хочет, уж лучше она будет терпеть, пока терпится. “А не стерпится, что же ты сделаешь?” — спрашивает Варвара. “Я уйду, да и была такова, — отвечает Катерина. — Уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь”. Варвара предлагает ей после отъезда Тихона перебраться спать в сад, в беседку. Про Тихона она говорит, что он, как вырвется из дома, так запьет. Слушает бесконечные поучения матери, а сам только и думает, как бы уехать подальше. Разговор прерывает появление Кабанихи и Тихона. ЯВЛЕНИЕ III Кабаниха спрашивает сына, все ли ее наставления он запомнил. Тот отвечает “да”. Что ж тогда он молчит, не приказывает жене, как ей себя вести, пока он будет в отъезде? Кабаниха отдает приказы Катерине, а Тихон, словно эхо, повторяет их за матерью. Катерине надлежит “почитать свекровь, как родную мать... чтоб сложа руки не сидела, в окна глаз не пялила, на молодых парней не заглядывалась...”. Кабаниха, уходя, уводит с собой Варвару. ЯВЛЕНИЕ IV Тихон спрашивает, не обиделась ли на него Катерина? Та, помолчав, отвечает “нет”, но что свекровь ее обидела. Тихон советует не слушать, что она говорит. Катерина бросается на шею мужу, просит его не уезжать. “Коли маменька посылает, как же я не поеду!” На просьбу же Катерины взять ее с собой он отвечает: “Я не чаю, как вырваться, а ты еще навязываешься со мной... С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!” Он предвкушает две недели свободы от “кандалов”. Катерина умоляет Тихона взять с нее страшную клятву, что без него она ни на кого чужого не посмотрит, даже думать о нем не будет. Она падает перед мужем на колени, но тот, поднимая ее, говорит: “Что ты! Я и слушать не хочу!” Входят Кабанова, Варвара и Глаша. ЯВЛЕНИЕ V Тихон прощается с родными. Кабаниха ругает Катерину за то, что та виснет на шее мужа: “Не с любовником прощаешься”. Приказывает ей кланяться мужу в ноги. ЯВЛЕНИЕ VI Кабаниха одна. Она сетует на молодежь. Никакого-то порядка не знают, даже проститься путем не умеют. А еще хотят своей волей жить. Входят Варвара и Катерина. ЯВЛЕНИЕ VII Кабаниха ругает Катерину: “Вижу я теперь твою любовь-то. Другая рошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; тебе, видно, ничего”. “Что народ-то смешить!” — возражает Катерина. ЯВЛЕНИЕ VIII Катерина остается одна. Она сетует на то, что нет у нее детей, все бы была забота за детьми смотреть. Жалеет, что не умерла в детстве. Принимает решение: она будет шить белье, потом раздаст его бедным. А тут и Тихон приедет. ЯВЛЕНИЕ IX Варвара, собираясь идти гулять, говорит Катерине, что мать разрешила им ночевать в беседке. Там, в саду, есть калитка, и она, Варвара, украла у матери ключ, а ей подложила другой, чтоб не заметила. “На вот, может быть, понадобится”, — говорит Варвара, давая ключ Катерине. Та сначала не хочет его брать, но Варвара добавляет, что ключ может понадобиться ей самой. ЯВЛЕНИЕ X Оставшись одна, Катерина размышляет: надо бы бросить ключ в реку. “Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! ...Что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Будь что будет, а я Бориса увижу!” ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Сцена первая Улица. Ворота дома Кабановых Кабаниха и Феклуша сидят на скамейке ЯВЛЕНИЕ I Феклуша говорит, что близок конец света, в других городах просто “содом”: шум, беготня. “Вот хоть бы в Москве: бегает народ взад и вперед, неизвестно зачем... По улицам индо грохот идет, стон стоит... Огненного змия стали запрягать... для-ради скорости”. Кабаниха поддакивает Феклу-ше. “Некуда нам торопиться-то... мы и живем не спеша”, — говорит Кабаниха. Что же до машин, которые видела Феклуша, так она на них ни за что не поедет. Появляется Дикой. ЯВЛЕНИЕ II Кабанова спрашивает, почему он так поздно бродит. Дикой пьян, начинает пререкаться с Кабанихой, но та быстро ставит его на место. Дикой просит прощения. Ему хочется поговорить с Кабанихой: “Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить”. Кабаниха интересуется, чем же так рассердили Дикого, не иначе денег просили. Оказывается, так оно и было — целый день к нему приставали люди, требуя причитающиеся им деньги. А у него сердце такое — знает, что надо отдать, а все добром не может. Стоит кому заикнуться о деньгах, как у Дикого “всю нутреннюю разжигает, да и только”. Кабаниха'говорит Дикому, что он специально себя распаляет, зная, что когда он сердит, к нему уже никто не осмелится подойти. Появляется Глаша, сообщает, что накрыто на стол. Кабаниха приглашает Дикого закусить. Они уходят, появляется Борис. ЯВЛЕНИЕ III Борис спрашивает Глашу, не у них ли дядя? Глаша отвечает утвердительно. Борис рассказывает, что дома все рады, когда Дикой уходит, так что пусть сидит. Глаша уходит, а Борис жалуется на судьбу: ему хочется увидеть Катерину, он видит ее раз в неделю, да и то в церкви или на дороге. Уж лучше бы совсем ее не видать! Только сердце надрывается. Борис удаляется, навстречу ему идет Кулигин, который приглашает его на бульвар, где никого нет. Кулигин удивляется: сделали бульвар, а никто не гуляет, разве что по праздникам. Бедным некогда, а богатые еще засветло запирают ворота и спускают собак. Чтобы никто не видел, как они тиранят своих домашних. Впрочем, Борис ведь знает это по себе. Только и гуляют, что девушки да парни. Кулигин замечает целующихся Варвару и Кудряша. Кудряш уходит, а Варвара подзывает Бориса. ЯВЛЕНИЕ IV Кулигин уходит, чтобы не мешать. Варвара назначает Борису встречу в овраге за их садом. Тот удивлен, но Варвара говорит, чтобы он обязательно пришел. Варвара уверена, что Катерина не утерпит, выйдет к Борису. Сцена вторая Ночь. Овраг за садом Кабановых; от калитки в заборе вниз идет тропинка ЯВЛЕНИЕ I Появляется Кудряш с гитарой, видит, что никого нет, садится на камень и поет песню о жестоком муже. Приходит Борис. ЯВЛЕНИЕ II Борис просит Кудряша уйти, тот противится, говорит, что у него всегда здесь свидания. Борис решает поговорить с Кудряшом по душам. Он любит замужнюю женщину. Кудряш советует ему отказаться от нее, иначе он ее погубит. Кудряш догадался, кого любит Борис, — молодую Кабанову. Он поздравляет Бориса — ведь если его позвали сюда, значит, это сама Катерина велела. Кудряш напоследок предостерегает Бориса, что “хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта”. Из калитки выходит Варвара. ЯВЛЕНИЕ III Варвара, стоя у калитки, поет, Кудряш ей подпевает. Варвара подходит к Борису, говорит ему, чтобы подождал, и уходит с Кудряшом к Волге. По тропинке сходит Катерина. На ней большая белая шаль, глаза потуплены. Борис хочет взять ее за руку, она отшатывается: “Не трогай меня!.. Зачем ты пришел?.”. Потом кидается к нему на шею. “Не жалей, губи меня! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” Борис говорит Катерине, что не надо думать о будущем, ведь им сейчас хорошо. Катерина признается, что давно любит Бориса. Появляются Кудряш и Варвара. 218 ЯВЛЕНИЕ IV “Ну что, сладили?” — спрашивает Варвара. “Сладили”, — отвечает Бо-р![С. Варвара предлагает Катерине и Борису пойти погулять, а когда нужно, Кудряш их окликнет. Кудряш хвалит Варвару за то, что она придумала ходить через садовую калитку. Это очень удобно. Уже первый час, Кудряш С1ястом зовет Бориса. Варвара назначает свидание на завтра. ЯВЛЕНИЕ V Все прощаются. Кудряш, уходя, поет, Варвара от калитки отвечает ему теней. ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кое-где трава и кусты; за арками берег и вид на Волгу ЯВЛЕНИЕ I Накрапывает дождь, собирается гроза. Сегодня праздничный день, много гуляющих. Несколько человек ходят под арками, рассматривая изображения на стенах. Появляется Дикой, за ним Кулигин. ЯВЛЕНИЕ II Дикой, бранясь, гонит Кулигина, но тот не отстает. Он хочет устроить на бульваре солнечные часы и уговаривает Дикого дать на это денег. Дикой считает это вздором, Кулигин возражает: “Я для общей пользы, ваше степен-сгво”. “А может, ты украсть хочешь?..” — говорит Дикой. Кулигин обижается, он человек честный, его тут все знают. “Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю”, — говорит Дикой. Кулигин предлагает установить в городе громоотводы, ведь здесь часты грозы. “Гроза-то нам в ваказание посылается... Ты что, татарин, что ли?” — ответствует Дикой и грозится донести на Кулигина городничему. Кулигин уходит, махнув рукой. Дождь перестал. Дикой уходит, за ним все остальные. Появляется Варвара. ЯВЛЕНИЕ III Варвара видит проходящего мимо Бориса, подзывает его и сообщает о гозвращении Тихона и что Катерина “просто сама не своя сделалась... глаза как у помешанной”. Варвара боится, что она “бухнет мужу в ноги, да и расскажет все”. Сейчас Кабановы на бульваре. Варвара советует Борису не попадаться им на глаза. Слышны удары грома, появляются люди. ЯВЛЕНИЕ IV Появляются Кабаниха, Тихон, Катерина и Кулигин. Катерина в страхе бросается к Варваре, говорит, что гроза означает ее смерть. Варвара пытается ее успокоить. Кабаниха заявляет: “Надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было”. Тихон шутя советует Катерине покаяться в грехах. Катерина замечает Бориса, вскрикивает и разражается рыданиями. Кулигин, обращаясь к присутствующим, говорит, что не надо бояться грозы, это не кара, а “благодать”. “А вы боитесь и взглянуть-то на небо... Изо всего-то вы себе пугал наделали”. “Пойдемте! Здесь страшнее!” — говорит Борис Кулагину и уводит его. ЯВЛЕНИЕ V Кабанова ругает Кулигина за пустые разговоры. Кто-то в толпе говорит, что начавшаяся гроза “даром не пройдет... Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит”. Катерина пугается, Тихон успокаивает ее. “Меня убьет. Молитесь тогда за меня!” — говорит Катерина. Появляется барыня с лакеями. Катерина в испуге прячется. ЯВЛЕНИЕ VI Барыня кричит Катерине: “Что прячешься?.. А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. От Бога-то не уйдешь!” Катерина видит на стене изображение геенны огненной и в исступлении признается в том, что “все-то десять ночей гуляла” с Борисом. Она падает без чувств на руки Тихона. “Куда воля-то ведет! Говорила я...” — заявляет Кабаниха. ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ Декорация первого действия. Сумерки ЯВЛЕНИЕ I Кулигин сидит, напевая, на лавочке. Идущий по бульвару Тихон, увидев его, заговаривает с ним. Он рассказывает Кулигину, как ездил в Москву и все время пил, “чтобы уж на целый год отгуляться”, а про дом ни разу и не вспомнил. Жену, по его мнению, “убить мало” за измену. Надо сделать, как “маменька говорит: ее надо живую в землю закопать”. Он Катерину немного побил, потому что “маменька приказала”, а вообще-то ему ее жалко. Кулигин советует Тихону простить Катерину, она будет ему хорошей женой, лучше всякой. Тихон и простил бы, да вот маменька... “Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить”, — говорит ему Кулигин. Он спрашивает о Борисе. Тихон со злорадством сообщает, что Дикой посылает его на три года куда-то в Сибирь, в тамошнюю контору. Кулигин, слыша злобу в словах Тихона, говорит ему, что врагов надо прощать. Тихон сообщает, что Варвара убежала с Кудряшом, и все из-за матери. Появляется Глаша. Она говорит, что пропала Катерина. Тихон боится, как бы Катерина не наложила на себя руки. Все расходятся. Появляется Катерина. ЯВЛЕНИЕ И Катерина хочет увидеться с Борисом, проститься с ним. Словно в забытьи, Катерина пытается вспомнить слова, что говорил ей Борис. Ей очень тяжело оттого, что она Бориса “в беду ввела”. “Взяли бы, да и бросили меня в Волгу; я бы рада была”. Катерина подходит к берегу Волги и со слезами зовет Бориса. И тут он появляется. ЯВЛЕНИЕ III Борис тоже ищет Катерину. Они встречаются. Борис сообщает, что дядя отсылает его в Сибирь, Катерина просит его взять ее с собой. Борис отговаривается тем, что едет не по своей воле. Катерина рассказывает о своей жизни: муж все время пьет, а свекровь мучает ее, запирает. Все смеются над ней. Катерина просит, пусть Борис по дороге подает милостыню нищим, чтобы они молились за ее грешную душу. Борис забеспокоился: “Не задумала ли ты чего?” Катерина его успокаивает. Они прощаются. Борис уходит. ЯВЛЕНИЕ IV Катерина не может решить, куда ей идти. “Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно... В могиле лучше... А об жизни и думать не хочется... И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!.. А поймают меня, да воротят домой насильно...” Катерина подходит к берегу: “Друг мой! Радость моя! Прощай!” Появляются Кулигин, Кабаниха, Тихон. ЯВЛЕНИЕ V Кулигин говорит, что Катерину видели здесь, Тихон радуется, что она, значит, жива. Кабаниха накидывается на него: “Не беспокойся: еще долго нам с ней маяться будет”. С разных сторон подходят люди с фонарями, переговариваются. Кто-то кричит, что женщина бросилась в реку. Кулигин бросается туда, откуда послышался голос. ЯВЛЕНИЕ VI Тихон тоже порывается бежать, но мать его не пускает. “Прокляну, коли пойдешь”. Кулигин с помощниками несет мертвую Катерину. Она бросилась с обрыва в реку и разбилась. “А точно... как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только... капелька крови”, — говорит кто-то. ЯВЛЕНИЕ VII Кулигин говорит: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!” Тихон кидается на тело жены, плачет, винит во всем мать: “Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...” Кабаниха грозит сыну, что поговорит с ним дома. Тихон восклицает: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”  
   
 
В чем конфликт поколений в пьесе? 2 страница - student2.ru В чем конфликт поколений в пьесе? 2 страница - student2.ru В чем конфликт поколений в пьесе? 2 страница - student2.ru  
 
 
 
 
 

Борис Григорьевич – племянник Дикого. Он один из самых слабохарактерных героев пьесы. Сам Б. говорит о себе: «Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…»
Б. – добрый, хорошо образованный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой среды. Но он по своей натуре слабый человек. Б. вынужден унижаться перед своим дядей, Диким, ради надежды на наследство, которое тот ему оставит. Хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, он, тем не менее, заискивает перед самодуром, терпя его выходки. Б. неспособен защитить ни себя, ни любимую им Катерину. В несчастье он только мечется и плачет: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» Но силы этой у Б. нет, поэтому он не в облегчить страдания Катерины и поддержать ее выбор, увезя с собой.

Наши рекомендации