Понятие, признаки и сущность государства

Понятие, признаки и сущность государства

Государство - это суверенная организация публичной политической власти в обществе, имеющая свою территорию, систему права, аппарат принуждения, взимающая налоги для осуществления своих функций. (Определение дается через перечень основных признаков государства).

Признаки государства (отличают его от общественной и политической власти в узком смысле) делятся на основные (должны быть все в совокупности) и дополнительные (могут отсутствовать).

Сущностные признаки государства:

1. Аппарат публичной власти:

- государственная власть - это способность подчинять поведение людей воле государства;

- государственная власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему государственных органов; люди, управляющие обществом (чиновники) делают это на профессиональной основе, получая жалование из государственного бюджета (публичность власти);

- государственная власть внешне и официально представляет все общество, осуществляется от его имени и в его интересах; цель государственной власти - обеспечить поддержание правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей (политический характер власти).

2. Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет); способность проводить международную политику в собственных интересах и взаимное невмешательство во внутренние дела других государств (внешний суверенитет).

3. Территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды - 12 морских миль от линии максимального отлива, континентальный шельф — 200 морских миль от линии максимального отлива; воздушное пространство на высоте до 110 километров, недра) и квазитерриторию (территория посольств и консульств государства за рубежом, военные морские и воздушные суда, гражданские морские и воздушные суда в нейтральном пространстве, запущенные с собственной территории космические объекты, территория военных баз).

4. Налоги и сборы - регулярно взимаемые с населения материальные средства, установленные законом и необходимые для функционирования государства.

5. Национальная правовая система - совокупность формально определенных общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и регулирующих общественные отношения. Государство имеет монополию на формирование права.

6.Возможность легализованного (на основе права) принуждения (насилия) - государство вправе применять насилие на территории государства по отношению ко всем лицам, находящимся на ней.

Факультативные признаки государства: государственная символика (герб, гимн, флаг, столица), единое экономическое пространство, единая система мер и весов, единая валюта, единая транспортная и энергетическая системы, государственная религия, государственный язык).

Сущность государства

Сущность государства выражается в том, чьи интересы выражает государство:

1. Классовая сущность: государство выражает и отстаивает интересы экономически господствующего класса. Правом устанавливаются имущественные цензы для избирателей, различные меры наказания за одинаковые правонарушения для представителей разных сословий и классов (за убийство холопа - штраф, за убийство тиуна - смертная казнь). К таким государствам относятся рабовладельческое, феодальное, буржуазное.

2. Общесоциальная сущность: государство выражает и отстаивает интересы общества в целом. Закрепляются общеправовые (конституционные) принципы равноправия и равенства перед законом и судом, в избирательном праве отсутствуют имущественные цензы.

Таким образом, любое государство имеет комплекс основных признаков и определенную сущность. Большинство современных государств по сущности являются общесоциальными.

6. Типология государства: формационныи и цивилизационный подходы

Тип государства и права — это совокупность признаков, свойственных определенной исторически обособленной группе государств. Типология необходима для раскрытия социальной сущности государства и права; к определению типа государства и права возможны два подхода - формационныи и цивилизационный.

Формационныи подход (К.Маркс, Ф.Энгельс): устанавливает понятие общественно-экономической формации - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Способ производства - это совокупность средств производства и производственных отношений, которые составляют экономический базис государства. Базис определяет характер и сущность надстройки, в которую входят государство и право.

Типы государств согласно формационному подходу:

1.Рабовладельческое государство: экономически господствующий класс рабовладельцев имеет право собственности на средства производства и на рабов, присваивает плоды их труда. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы только рабовладельцев, приравнивая рабов к «живым орудиям труда».

2. Феодальное государство: экономически господствующий класс феодалов имеет право собственности на землю, зависимых крестьяне несут обязательные повинности в виде барщины и оброка за право пользоваться землей. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы только феодалов.

3. Буржуазное (капиталистическое) государство: господствующий класс буржуазии держит в экономической зависимости пролетариат, имея собственность на средства производства. Пролетариат лично не зависит от буржуазии, но вынужден продавать свой труд. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы прежде всего буржуазии.

4. Социалистическое государство(существует в переходный период к коммунизму) является общенародным, т.е. бесклассовым. Государственная собственность на средства производства исключает возможность эксплуатации человека человеком. Государство становится общесоциальным, а затем при Коммунизме отмирает, т.к. оно может существовать только в классовом обществе. Право защищает интересы каждого члена общества, при Коммунизме также отмирает.

Цивилизапионный подход (У.Ростоу, А. Тойнби):существует множество определений цивилизации, поэтому цивилизационных подходов несколько.

Цивилизация - это исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей, характере их взаимоотношений, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

1. У.Ростоу выделяет типы государств в зависимости от уровня экономического развития — проаграрные (преобладает сельское хозяйство), индустриальное (промышленность), постиндустриальное (информационные технологии).

2.А.Тойнби выделяет типы государств в зависимости от общности географических признаков (европейские, латиноамериканские, африканские), религиозных признаков (православные, исламские, протестантские), менталитета (западные, восточные), нации-основателъницы государства (китайское, российское, мексиканское), от времени возникновения (первичные и вторичные).

3. Г.Кельзен: в зависимости от степени участия человека в принятии государственных решений - демократические и автократические.

4.Г.Еллинек: в зависимости от исторического времени и характера государственного объединения: древневосточные деспотии, древнегреческое и древнеримское (рабовладельческие), средневековые, современные.

Таким образом, одно и то же государство может быть отнесено к разным типам государств, что в совокупности позволяет наиболее глубоко раскрыть его социальную сущность, которая отражается также в праве.

7. Форма государства: понятие и общая характеристика элементов

Форма государства — это совокупность существенных способов организации, устройства и функционирования государственной власти, совокупность внешних признаков государства. Она состоит из трех элементов: формы правления, территориального устройства и государственно-правового режима.

Элементы формы государства:

1. форма правления- это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.

История государства выделяет две формы правления - монархию и республику.

- Монархия:верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.

- Республика: государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.

2. государственно-территориальное устройство - это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве. История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

- унитарное государство: территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция).

- федеративное государство: сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ).

Конфедерация не относится к формам государственно-территориального устройства, т.к. является не государством, а межгосударственным союзом.

3. Государственно-правовой режим - это элемент формы государства, который отражает совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Виды государственно-правового режима:

а) демократический режим предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства (либеральный, парламентарный режимы), отсутствие цензуры и политический плюрализм; идеологический плюрализм;

б) антидемократические режимы:

- тоталитарный режим предполагает всеобщий контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь), отсутствие прав человека, террористические методы осуществления государственной власти, жесткую цензуру, господствующую государственную идеологию и однопартийность (фашизм, расизм);

- авторитарный режим является переходным между тоталитарным и демократическим, предполагает ограничение реальных прав человека и роли выборных государственных органов, существует мягкая цензура, может допускаться деятельность политических партий под контролем правящей партии (СССР в 1970-е гг.).

Таким образом, каждое государство имеет определенную форму правления, государственно-территориального устройства и государственно-правовой режим. Их сочетание можно считать национальной моделью государства.

Объективное право

Норма в УК об ответственности за убийство ст.105 УК РФ

Понятие, признаки и сущность государства - student2.ru Ситуация

Понятие, признаки и сущность государства - student2.ru Совершение убийства гражданином N гражданина R

Субъективное право

Субъективная обязанность гражданина N Понести наказание за убийство

Сущность права может быть классовой и общесоциальной:

1.Классовая сущность права проявляется в том, что экономически господствующий класс возводит свою волю в закон и регулирует общественные отношения в своих интересах.

Классовая сущность присутствует в праве рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств (имущественные цензы для выборных лиц, различные правовые статусы представителей различных классов: лишение политических прав).

2.Общесоциальная сущность права выражается в том, что право служит интересам всех людей, обеспечивает упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Право оформляет и охраняет компромисс между различными социальными группами, понимается как мера свободы: в пределах своих прав человек свободен в своих действиях, а его права признаются, соблюдаются, охраняются и защищаются государством (государством закрепляется единый конституционный статус личности, равноправие и равенство перед законом и судом).

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и назначением права в жизни общества. Таким образом, право носит социальную сущность.

Социальные функции права:

- информационная – общество узнает о государственных нормах.

- оценочная – право определяет критерии правомерности (неправомерности) чьих-либо решений и поступков, нормы права мы соотносим с моралью.

Исходя из назначения права как всеобщего регулятора в жизни людей можно выделить две юридических функции права:

1. Регулятивная – состоит в установлении нормами права позитивных правил поведения людей путем определения их прав и обязанностей. Данная функция подразделяется на следующие подвиды: статическая – выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтов (формах). В частности, нормы конституционного права закрепляют на длительный период основы государственного и общественного устройства, они мало подвержены общественным изменениям;

- динамическая – выражается в воздействии права на общественные отношения путем юридического оформления их движения, изменения. В частности, эту функцию выполняет текущее законодательство, которое регулирует постоянно изменяющиеся общественные отношения (гражданское, семейное).

Охранительная – состоит в направлении правого воздействия на охрану общественных отношений от противоправных посягательств. Осуществляется путем установления запретов на совершение тех или иных вредных для общества и государства действий путем применения санкций за нарушение этих запретов. Эту функцию выполняют нормы уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Таким образом, право имеет особые признаки, сущность и функции, что отличает его от иных социальных норм.

16. Принципы права: понятие, виды, общая характеристика

Принципы права- это основополагающие идеи, лежащие в основе государственного регулирования общественных отношений, выражающие сущность права, определяющие его функции, содержание и социальное назначение.

Классификация принципов права:

1. Общеправовые принципы права закрепляются в конституции, действуют во всех отраслях права, определяют основные направления правовой политики государства, позволяют прогнозировать поведение любого участника правовых отношений. К ним относятся принципы демократизма, законности, гуманизма, справедливости, равенства граждан перед законом и судом, взаимной ответственности личности и государства и т.д.

2.Межотраслевые принципы права действуют в нескольких смежных отраслях права, закрепляются в основных источниках отраслей права (кодексах). К ним относится, например, принцип состязательности сторон в процессуальных отраслях права (уголовный процесс, гражданский процесс).

3.Отраслевые принципы правадействуют только в рамках одной отрасли права. Например, принцип презумпции виновности в гражданском процессе; принцип отсутствия преступления без указания на то в законе (уголовное право); принцип оплаты по количеству и качеству труда в трудовом праве.

4. Принципы правовых институтовиспользуются в рамках межотраслевых или внутриотраслевых институтов права: например, принцип равной защиты всех форм собственности (институт собственности), неотвратимости наказания (институт юридической ответственности).

В принципах права проявляется дух закона, поэтому правоприменитель может их рассматривать как источник права для разрешения конкретной жизненной ситуации, если отсутствует норма права, на которую можно сослаться. В романо-германской правовой системе, к которой принадлежит Россия, общие принципы права можно использовать при аналогии права для преодоления пробела в праве.

Таким образом, в праве содержится комплекс принципов, которые выражают социальное назначение и сущность государства и права в целом.

17. Источник и форма права: понятие, виды и соотношение

Источники права в широком смысле – это любые общественные отношения, вызывающие к жизни нормы права (определенные нормативно-правовые акты). В широком смысле источником права является юридический прецедент, который м.б. как судебный, так и административный – формируемый органами гос. управления (органами исполнительной власти); правовой обычай, нормативный договор, юридическая доктрина, правосознание в виде революционной необходимости и революционной целесообразности; общепризнанные принципы (гуманизм, справедливость); религиозные тексты (Библия, Коран, Сунна), Референдум – выражение воли народа.

Форма права показывает нам каким образом государство создает, фиксирует правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.

Источники права в узком смысле – это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придание им общеобязательного значения. Официальные документы исходят от государства и содержат нормы права.

Официальный характер источникам права придается двумя путями:

Правотворчество - нормативные документы принимаются непосредственно населением в результате референдума (всенародного голосования), либо компетентными государственными органами (Фед. Собрание, Правительство, Президент).

Санкционирование – государственные органы одобряют, разрешают применять в качестве общеобязательных норм различные социальные нормы, в частности, обычаи.

Виды Форм права:

1. Нормативно-правовой акт(НПА) - это официальный, исходящий от государства документ (конституция, указ, постановление), являющийся продуктом правотворческой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, содержащий нормы права.

Виды нормативно-правовых актов определяются в зависимости от своей значимости и юридической силы на две группы: ЗАКОНЫ и ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ.

2. Правовой обычай-правило поведения, сложившееся в обществе на основе постоянного, единообразного повторения в течении длительного времени, передаваемый из поколения в поколение, акт широкоприменяемый в различных сферах жизни общества. Обычай становится правовым, т.е. подлежит общеобязательному применению после того, как он получает функциональное одобрение государства, т.е. санкционирование (разрешение).

Санкционирование м. осуществляться государством двумя путями:

А) включение самого обычая в состав законов и иных нормативных актов (законы Хамураппи, «Русская правда») – закрепляют объективное вменение, кровную месть.

Б) отсылка к обычаю в законе или ином нормативном акте (В ГК РФ - Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

3. Нормативный договор -соглашение между двумя или более субъектами публичного права (соглашение между государствами, а также между органами федеральной государственной власти и органами власти субъектов РФ) Данные договоры содержат обязательные для их участников правила поведения, которые распространяются на территорию соответствующего государства или на территорию субъекта РФ. Ч.4 ст. 15 КРФ - общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

4. Судебный прецедент - это решение суда (судьи), которое имело место хотя бы только один раз при регулировании конкретной жизненной ситуации, но может служить примером (образцом) при разрешении аналогичной ситуации в будущем другими судами (судьями). Особенность данного источника в том, что решение суда (судьи) по конкретному делу (случаю, казусу), которое впоследствии принимается за общеобязательное правило поведения при разрешении всех аналогичных дел. Данный источник является основным источником права государств, входящих в англосаксонскую правовую семью (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия).

5. Доктрина (юридическая наука)— это труды ученых-юристов. На определенных этапах развития отдельных гос-в научные толкования правовых проблем, рассматривались в кач-ве самостоятельных источников права (Ульпиан, Павел – правоведы Римской империи имели право давать разъяснения законов Римской империи, их разъяснения в последующем были обязательны для судов. Брантон, Гленвиль в Англии могли трактовать законы, которые в последующем были источниками права при рассмотрении конкретных дел. В настоящее время труды ученых юристов-правоведов являются официальным источником права в гос-ах., входящих в муссуманскую правовую семью. В данных трудах дается толкование религиозных книг – основных источников права. В качестве неофициального источника права труды юристов-правоведов используются в английских судах – дополнительная аргументация, ссылка при решении суда.

6. Правосознание- совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых принимаются правоприменительные акты. Является единственным источником права во время революций, когда старое право уже разрушено, а новое еще не создано.

7.Религиозные тексты -это религиозные книги (Коран, Сунна, Библия), содержащие собрания поучений и заповедей пророка Мухамеда (на западе Магомета) и Иисуса Христа (10 заповедей).

8.Общие принципы права- основополагающие начала правовой системы, определяющие сущность и назначение права в обществе. Применяются для преодоления пробелов в праве.

Таким образом, существует многообразие источников права. В романо-германской правовой системе в качестве источников права применяются нормативно-правовой акт (основной источник), правовой обычай, нормативный договор и общие принципы права.

Структура правоотношения

Структура правоотношения = субъекты + объект + содержание, fie lb-Ячи-с- i

бъекты правоотношения - это физические лица, юридические лица, государство (в / лице государственных органов и должностньгх лиц), обладающие правосубъектностью.

■ .ff .««. Правосубъектноегь состоит из правоспособности (возможности иметь права и обязанности), дееспособности (возможности своими действиями приобретать права и обязанности) и деликтоспособности (возможности нести юридическую ответственность).

Объекты правоотношения - это блага, по поводу которых складываются правовые отношения. Объекты могут быть материальными (вещи, деньги, ценные бумаги) и нематериальные (жизнь, здоровье, достоинство, товарный знак). а'

Содержание правоотношения складывается из субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения.

/. Субъективное право - это мера возможного поведения субъекта, предусмотренная нормой права. В него bxoz дт:

право на собственные действия, т.е. возможность дозволенного поведения управомоченной стороны;

- право требования — возможность требовать определенного поведения от обязанной стороны;

- право притязания - возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения другой стороной своей обязанности;

- право пользования - возможность пользования на основе права определенным социальным благом.

2. Юридическая обязанность - это предусмотренная нормами права мера необходимо! о, должного поведения субъекта правоотношения. В нее входит:

- обязанность совершать определенные действия (активная обязанность), либо воздерживаться от них (пассивная обязанность);

- обязанность отреагировать на законные требования управомоченной стороны;

- обязанность нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований управомоченн эй стороны;

- обязанность не препятствовать управомочеяному лицу пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет субъективное право.

Таким образом, правоотношение имеет сложную структуру и состоит как минимум из двух субъектов, объекта, субъективных прав и юридических обязанностей сторон, которые опасны для общества (кража, разбой) и проступки, которые вредны для общества (прогул! опоздание на работу).

Фактический состав- это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения правового отношения. Так для приобретения статуса судьи необходимо достижение определенного возраста, наличие высшего юридического образования и стажа работы, успешная сдача квалификационного экзамена и издание указа о назначении на должность.

Способы толкования

1. Грамматический- анализ текста нормы, в ходе которого выясняется смысл слов, значение неюридических терминов, устанавливается грамматическая связь слов, исследуются союзы, вводные слова и знаки препинания.

2. Логический- исследование текста нормы путем применения правил и законов формальной логики.

3. Системный— уяснение содержания норм в их взаимосвязи, с учетом их юридической силы, места и значения в нормативно-правовом акте, правовом институте, отрасли и праве в целом.

4. Историко-политический- устанавливается связь между общественными отношениями в конкретный исторический период и содержанием нормы права.

5. Специально-юридический— уяснение юридических терминов и конструкций (конструкция состава преступления).

6. Телеологический(целевой): уяснение цели принятия именно такой нормы.

7. Функциональный- учет условий и факторов, при которых реализуются нормы. Виды толкования:

1. По субъектам толкования:

- официальное — аутентическое (осуществляется органом, который издал нормативно- правовой акт), легальное (осуществляется специально уполномоченным органом, например, толкование конституции осуществляется только конституционным судом),

- неофициальное- доктриналъное (научное, осуществляется учеными-юристами), профессиональное (исходящее от должностных лиц и юристов-практиков), обыденное (исходит от любого человека, имеющего представление о содержании и действии нормы права).

2. По объему:

- буквальное (адекватное) смысл нормы и текста совпадает;

- расширите пьное (распространительное) смысл нормы шире смысла ее текста (выдвигать обвинение против президента можно в случае совершения им тяжкого преступления; данная норма должна толковаться расширительно - совершение особо тяжкого преступления также можно рассматривать как основание для начала процедуры импичмента);

- ограничительное (смысл нормы уже смысла ее текста: в соответствии с текстом конституции каждый гражданин имеет избирательное право, однако федеральный закон закрепляет ряд цензов, ограничивающих это право, поэтому текст конституции не может толковаться буквально).

3. Официальное толкование может быть нормативным(общеобязательным в правоприменении) и казуальным (персонифицированным в конкретном деле).

Результатом нормативного толкования являются официальные правовые акты -интерпретационные (акты толкования).Они исходят от субъектов официального толкования, имеют текстовую форму и следуют судьбе нормативно-правового акта, который истолкован в акте интерпретационном. К актам толкования в России относятся постановления высших федеральных судов (Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного суда), акты Центральной избирательной комиссии г/о толкованию избирательного законодательства и т.п.

Таким образом, существуют особые способы и виды толкования правовых норм и интерпретационные правовые акты (акты толкования).

44. Правомерное поведение: понятие, признаки и виды

Правомерное поведение — это общественно необходимое (несовершение преступлений), желательное (голосовани: на выборах) или допустимое (расторжение брака) с точки зрения интересов личности, общества и государства поведение субъектов права, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством.

Виды правомерюго поведения:

/. По объективной стороне: действие (использование прав) и бездействие (соблюдение запретов);

2. По мотивам поведения (по субъективной стороне): социально-активное (основанное на уважении права, высокой ответственности), законопослушное (сознательное подчинение нормам права), конформистское (подчинение стереотипу правомерного поведения), маргинальное (основанное на страхе пер:д наказанием), привычное (обусловленное внутренней потребностью).

3. По субъекту поведения: индивидуальное (поведение конкретного человека); групповое ^поведение коллектива, группы людей).

4. По формам реализации: соблюдение запретов; использование прав; исполнение обязанностей; правоприменение как правомерная деятельность компетентных органов власти.

5. По социальной значимости:

- социально-полезное: объективно необходимое (исполнение обязанностей), желательное (использование прав), социально допустимое (дозволение);

- социально-вредное (сутяжничество), злоупотребление правом.

Правомерное поведение является юридически значимым в отличие от юридически нейтрального поведения, которое не нарушает норм права, потому что им не регулируется. Юридически нейтральное поведение урегулировано другими социальными нормами -религиозными, корпоративными, этическими и эстетическими, а также нормами морали.

45. Понятие и виды правонарушений

Правонарушение - это общественно опасное или общественно вредное, виновное, противоправное деяние, влекущее правовую ответственность. Виды правонарушений:

1. По степени общественной опасности:

а) общественно опасные - преступления, закрепленные в уголовном кодексе (убийство, кража, террористический акт);

б) общественно вредные - проступки:

- административный проступок, нарушающий порядок управления (нарушение правил дорожного движения,

- гражданско-правовой проступок (деликт), нарушающий имущественные отношения и тесно связанные с ними шимущественные (причинение ущерба нарушением договора);

- дисциплинарный проступок, нарушающий правила внутреннего трудового распорядка работником или служащим (прогул);

- материальны* проступок, причиняющий материальный ущерб работником или работодателем друг другу (несвоевременная выплата заработной платы);

- процессуальный проступок, нарушающий порядок реализации норм материального права (нарушение порядке рассмотрения жалобы или заявления).

2. По формам вины.

- умышленные правонарушения - совершаются лицом, которое осознает неправомерный характер своего деяния, предвидит возможность наступления неблагоприятных последствий, желает их наступления (прямой умысел) или относится к ним безразлично (косвенный умысел). Только с умыслом совершается кража, может совершаться убийство. '

неосторожные правонарушения - совершаются лицом, которое осознает неправомерный характер своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на ненаступление (предотвращение) негативных последствий и не желает их наступления (легкомыслие); либо не осознает неправомерного характера своего деяния, хотя может и должен осознавать (небрежность). В форме легкомыслия и неосторожности совершаются, например, дорожно-транспортные происшествия.

46. Состав правонарушений: понятие и значение

Таким образом, правонарушения делятся преступления и проступки, совершенные умышленно или по неосторожности. ?/|, i> .■■глд/WJi-.r/If <** - ^

Состав правонарушения- это совокупность субъективных и объективных признаков правонарушения. fr '"J", ^ -, ■J'1'"'1-0 '>' * '*~ы

Элементы состава правонарушения: ^ д^'г .' „.^, f'UK M*С^.'*

1. Субъектправонарушения - это деликтоспособное вменяемое физическое лицоТ" достигшее определенного возраста, деликтоспособное юридическое лицо, государственный орган и должностное лицо. При совершении некоторых видов правонарушений должен быть специальный субъект — дезертирство может совершить только военнослужащий.

2. Объект правонарушения- общественные отношения, охраняемые правом и нарушенные или поставленные под угрозу правонарушением. Различают общий объект (любые общественные отношения, охраняемые правом), родовой объект (группа сходных общественных отношений, поставленных под угрозу правонарушением - отношения собственности при краже) и непосредственный объект (конкретное общественное отношение, которое нарушено - отношение собственности гражданина Иванова на угнанный автомобиль марки «Шевроле»). Предмет правонарушения — это вещь материального мира, на которую направлено посягательство (украденная вещь).

3. Объективная сторона- проявление правонарушения вовне: противоправное деяние в форме действия или бездействия (производство выстрела), общественно вредные последствия деяния (огнестрельное ранение, повлекшее смерть человека), причинно-следственная связь между деянием и последствиями (смерть наступила именно в результате огнестрельного ранения).

Факультативные элементы: время, место, способ, обстановка совершения правонарушения.

4. Субъективная сторона- психическое отношение лица ксовершенному правонарушению: вина, которая может быть в форме умысла (прямого иликосвенного) или неосторожности (легкомыслие или небрежность).

Факультативные элементы: цель (получение наследства, устранение конкурента) и мотивы (кровной мести, ревности) совершения правонарушения.

Состав правонарушения является основанием юридической ответственности.

у 47. Юридическая ответственность: понятие, цели, принципы и виды

Юридическая ответственность{ретроспективная) — это возлагаемая в установленных законом процессуальных формах обязанность виновного лица претерпевать определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное правонарушение.

Юридическая ответственность(позитивная) - требование к будущей сознательной правомерной деятельности.

Признаки юридической ответственности:

- предполагает государственное принуждение, налагается от имени го

Наши рекомендации