Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализациимеждународного права

Под таким механизмом понимается система органов, осуще­ствляющих правовую и организационную деятельность в целях обеспечения реализации международного права.

Федеральное Собрание Российской Федерацииявляется зако­нодательным органом (ст. 94 Конституции). Его главное полно­мочие в сфере реализации международного права — это разра­ботка и принятие законодательных актов: а) специальных, ка­сающихся реализации международно-правовых норм (например, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации») либо отдельных договоров или отдельных норм

М,

сждународное право

Глава 8. Реализация норм международного права

(Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и др.); включающих положения относительно реа­лизации норм международного права на территории РФ (Феде­ральный конституционный закон «О судебной системе Россий­ской Федерации», ТмК РФ и др.).

Конституционные полномочия Федерального Собрания конкретизируются в других законодательных актах. В них на Федеральное Собрание могут возлагаться функции контроля и по его результатам — принятия решения. Например, в соответ­ствии с Федеральным законом о ратификации Конвенции о за­прещении химического оружия Федеральное Собрание прини­мает федеральные законы, необходимые для обеспечения безо­пасного уничтожения химического оружия, а также по другим вопросам, связанным с выполнением Российской Федерацией положений Конвенции. Оно рассматривает ежегодный доклад Правительства, а также информацию из регионов о ходе реали­зации Конвенции (об объемах уничтоженного химического оружия, строительстве объектов по уничтожению химического оружия, экологической ситуации и др.) и принимает по ним решения.

Совет Федерации может принимать постановления об ис­пользовании вооруженных сил за рубежом (например, поста­новление от 10 октября 2001 г. «Об использовании контингента Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в рамках выполнения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине»).

Президент Российской Федерациикак глава государства в со­ответствии с Конституцией и федеральными законами опреде­ляет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции), принимает меры, на­правленные на обеспечение выполнения международных до­говоров (п. 1 ст. 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»). Его решения по вопросам внутренней и внешней политики облекаются в правовую фор­му — правовые акты. Президент принимает указы и распоряже­ния (например, Указ от 16 ноября 2001 г. «О продлении срока использования контингента Вооруженных Сил Российской Фе­дерации в миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в рамках выполнения Общего рамочного со­глашения о мире в Боснии и Герцеговине» во исполнение вы-

§ 6. Внутригосударственный организационно-правовой механизм 183

шеназванного постановления Совета Федерации, Указ от 10 января 2002 г. «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.» и др.).

Актами Президента создаются органы (например, Межве­домственная комиссия по делам Совета Европы) и утверждают­ся положения о них.

Президент может принимать решения о прекращении меж­дународных договоров в соответствии с нормами международ­ного права и Федеральным законом «О международных догово­рах Российской Федерации».

Правительство Российской Федерацииосуществляет испол­нительную власть Российской Федерации (ч. 1 ст. ПО Консти­туции, ч. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Оно принимает «меры по обеспечению реализации внешней политики Россий­ской Федерации», в пределах своих полномочий обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам, а так­же осуществляет контроль за их выполнением другими участ­никами.

Правительство издает постановления, имеющие норматив­ный характер, и распоряжения — по оперативным и текущим вопросам.

Правовые акты Правительства предусматривают меры по созданию материальной базы реализации норм международно­го права (финансирование, техническое, ресурсное обеспече­ние и т. д.). Например, в постановлении Правительства РФ от 10 мая 2001 г. «О порядке реализации положений Протокола 1992 г. об изменении Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязне­ний нефтью 1971 г.» на Министерство транспорта РФ1 и Мини­стерство энергетики РФ возложено осуществление функций по выполнению вытекающих из Конвенции обязательств Россий­ской Федерации. Другим примером может служить постановле­ние Правительства РФ от 17 августа 1998 г. «О мерах по выпол­нению рекомендаций 10-й Конференции государств, подписав­ших Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении осетровых видов рыб».

Далее — Минтранс России.

Глава 8. Реализация норм международного права

Литература

Министерство иностранных дел Российской Федерацииявля­ется органом исполнительной власти. Оно осуществляет управ­ление в сфере отношений Российской Федерации с иностран­ными государствами и международными организациями.

МИД России в соответствии с Положением о нем подготав­ливает предложения о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия международных договоров (в том числе в случае нарушения) и вносит их на рассмотрение Прези­дента и Правительства, осуществляет наблюдение за выполне­нием международных договоров РФ, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства РФ в соответст­вие с принятыми Российской Федерацией международными обязательствами, обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, конференций.

Федеральные органы исполнительной властиобеспечивают выполнение обязательств и прав по договорам, а также наблю­дают за выполнением обязательств другими государствами-уча­стниками в пределах своих полномочий (ч. 2 ст. 32 Федераль­ного закона «О международных договорах Российской Федера­ции»).

Следует отметить, что федеральные органы исполнительной власти имеют право заключать договоры с соответствующими органами других государств — межведомственные договоры. Они являются международными договорами РФ.

В целях обеспечения реализации норм международного пра­ва могут создаваться специальные государственные органы.Тако­вы, например, Межведомственная комиссия Российской Феде­рации по делам Совета Европы, Комиссия Российской Федера­ции по делам ИКАО, межведомственная комиссия РФ по делам Международной морской организации (ИМО), Россий­ское агентство по боеприпасам (национальный орган по вы­полнению Конвенции о запрещении химического оружия), Ко­митет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностран­ными государствами (по выполнению договоров о разоружении и сокращении вооружений). Решается вопрос о создании меж­ведомственного координационного совета по реализации До­говора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Суды, прокуратура, правоохранительные органы исполни­тельной власти как компоненты внутригосударственного меха­низма реализации норм международного права рассматривают­ся в гл. 11.

Литература

Валеев Р. М. Контроль в современном международном пра­ве. Казань, 2001.

Гавердовский А. С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980.

Захарова Н. В. Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. М., 1987.

Марочкин С. Ю. Проблема эффективности норм междуна­родного права. Иркутск, 1988.

Проблемы реализации норм международного права / Отв. ред. Г. В. Игнатенко. Свердловск, 1989.

Пушмин Э. А. Международный юридический процесс и меж­дународное право. Кемерово, 1990.

Реализация международно-правовых норм во внутреннем праве / Отв. ред. В. Н. Денисов, В. И. Евинтов. Киев, 1992.

Суворова В. Я. Реализация норм международного права. Ека­теринбург, 1992.

Тиунов О. И. О понятии международно-правового контро­ля // Советский ежегодник международного права. 1988. М., 1989.

Тихомиров Ю. А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе // Журнал российского права. 1999. № 3-4.

Наши рекомендации