Дипломатическаятическая службаа германии

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯТИЧЕСКАЯ СЛУЖБАА ГЕРМАНИИ

Германскую дипломатическую службу причисляют к наи­более эффективным, целеустремленным и успешно функцио­нирующим внешнеполитическим службам. Несмотря на свою относительную молодость — ей всего 130 лет, дипломатия Германии опирается на большой и разносторонний опыт ра­боты в сложных политических ситуациях, которыми изобилу­ет германская история нового и новейшего времени. За эти 13 десятилетий ей дважды пришлось решать проблему объ­единения страны, участвовать в подготовке двух мировых войн, а затем, после тяжелейших поражений, восстанавливать внешнеполитические позиции и влияние в мире.

Труднейшим испытанием для Германии было преодоление всеобщего отторжения, и даже ненависти со стороны мирово­го сообщества после краха нацистского режима и переориен­тация германской политики на новые для нее принципы меж­дународного сотрудничества, мирного взаимодействия с сосе­дями и включения Германии в создаваемую систему европей­ской безопасности.

Решение этих задач сопровождалось значительными труд­ностями, рецидивами конфронтационного мышления в пери­од «холодной войны», и проявлениями определенного поли­тического зазнайства на фоне происходившего наращивания экономической мощи и влияния Германии в Европе и успеш­ного для нее исхода многолетних усилий по объединению страны в 1990 году.

В эпоху разрядки и развивающейся европейской интегра­ции германской дипломатии пришлось приспосабливаться к новым для нее методам коллективных действий, партнерства и согласования интересов государств. Эти методы пришли на смену безоглядной устремленности к достижению узко наци­ональных целей, использования грубого давления, шантажа и силовых действий, отличавших гитлеровский период и не чуждых эпохе Бисмарка.

Уроки истории не прошли бесследно для германской по­литики, для самосознания общества. Они учитывались и при определении целей и задач немецкой дипломатии в после­военный период. К концу XX в. ФРГ умело вписалась в про­цесс международной дипломатической деятельности и заняла заметное место в сообществе западно-европейских государств.

Тем не менее, очевидно, что политика ФРГ все еще нахо­дится в развитии и вполне возможно, что его направление не исчерпывается целями, намеченными единой политикой Ев­ропейского Союза. Будущее вполне может высветить новые грани германской политики и дипломатии. Опасения на этот счет все еще сохраняются в Европе, в том числе в рядах бли­жайших союзников. Активность и напористость Германии на Балканах в период югославского кризиса лишь подкрепила эти опасения.

Дипломатическая служба ФРГ

Восстановление дипломатической службы в Германии на­чалось после образования в 1949 г двух германских госу­дарств — ФРГ и ГДР. Происходило это постепенно. На пер­вом этапе оккупационные власти сохранили за собой всю сферу внешних сношений двух германских государств. Для за­падных зон оккупации это было дополнительно зафиксирова­но т.н. Оккупационным статутом, принятым в 1949 году.

В Ведомстве федерального канцлера ФРГ была создана группа по связям с союзнической Верховной Контрольной Комиссией. Реально связи поддерживались с Верховными Комиссарами трех западных держав. Однако уже 22 ноября 1949 г. т.н. Петерсбергским соглашением три западные держа­вы предоставили правительству ФРГ право поддерживать с иностранными государствами консульские и торговые отно­шения. Еще накануне, 1 ноября 1949 г. было открыто пред­ставительство ФРГ при штаб-квартире Организации экономи­ческого сотрудничества и развития в Париже.

В конце 1949 г. в Ведомстве федерального канцлера было создано «Организационное бюро» по делам консульско-эко-номических представительств за границей. В течение 1950 г. были открыты Генеральные консульства ФРГ в Лондоне, Нью-Йорке и Париже, а затем в Стамбуле, Амстердаме, Брюсселе, Риме и Афинах.

В том же году на базе Группы по связям и Оргбюро в Ве­домстве федерального канцлера был образован специальный орган — Служба по внешним сношениям, которая в дополне­ние к прежним функциям своих предшественниц получила новые, исполнением которых занялись созданные для этого референтуры по культурным связям, протоколу и подготовке дипломатических кадров.

В результате пересмотра «Оккупационного статута»
15 марта 1951 г. было создано Министерство иностранных дел
ФРГ, в которое была включена и Служба по внешним сноше­
ниям. Министром иностранных дел стал федеральный кан­
цлер Конрад Аденауэр, а статс-секретарем — профессор Валь­
тер Хальштейн, занимавший этот пост до 1958 г и оставший­
ся в истории как автор т.н. «доктрины Хальштейна». Она
предусматривала, что правом единоличного представительства
германских интересов обладает исключительно правительство
ФРГ. Все государства призывались не поддерживать диплома­
тические отношения с ГДР под угрозой разрыва отношений с
боннской республикой и применения экономических сан­
кций. «Доктрина Хальштейна» стала одним из инструментов «холодной войны». Ее реализация существенно осложнила и замедлила процесс сближения двух германских государств, со здание единого государства на действительно равноправной основе, поставило немало преград на пути нормализации обстановки в Европе.

МИДу ФРГ было возвращено старое наименование — Ве­домство иностранных дел. Однако в русском варианте в дип­ломатической переписке используется классическое назва­ние — Министерство иностранных дел.

В состав МИД, помимо упомянутой Службы по внешним сношениям были включены т.н. Бюро по вопросам мира в Штутгарте, созданное в 1947 г. главами правительств западных земель для сбора и анализа документов по вопросам мирного урегулирования в Европе, а также внешнеторговый департа­мент существовавшего с 1947 г. «Управления по делам объ­единенной экономической территории» во Франкфурте-на-Майне.

На первом этапе МИД ФРГ имел 330 сотрудников (из них 129 дипломатов) в Центре и 433 сотрудника в зарубежных представительствах (147 дипломатов). В 1951 г. были установ­лены дипломатические отношения с 12 государствами (Бель­гия, Бразилия, Дания, Греция, Италия, Канада, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Норвегия и Швеция). При прави­тельствах трех западных держав были назначены поверенные в делах, возведенные в 1953 г. в ранг послов. После вступле­ния в силу в 1955 г. т.н. «Германского договора», передавшего ФРГ значительную часть суверенитета, представительства ФРГ в столицах трех западных держав были преобразованы в посольства. В том же году министром иностранных дел ФРГстал Хайнрих фон Брентано.

В 1955 г. состоялся визит в Москву канцлера ФРГАденау­эра, в ходе которого была достигнута договоренность об уста­новлении дипломатических отношений между СССР и ФРГи обмене посольствами. Первым советским послом в ФРГстал В.А.Зорин.

Дипломатическая служба ГДР

Параллельно происходило становление дипломатической службы в ГДР. Это было сопряжено с немалыми трудностями, поскольку в результате осуществления «доктрины Халыптей-на», активно поддержанной западными державами, ГДР дол­гое время не удавалось добиться установления дипломатичес­ких отношений с иностранными государствами, расположен­ными за пределами социалистического лагеря. Лишь после подписания Московского договора в августе 1970 г., Четырех­стороннего соглашения по Западному Берлину в сентябре 1971 г. и вступления двух германских государств в ООНв 1973 г. «доктрина Хальштейна» была окончательно сломлена, и оба германских государства стали равноправными субъекта­ми международных отношений.

К этому времени дипломатические службы обоих герман­ских государств уже полностью сложились. Дипломатические службы ФРГ и ГДР отличались высоким профессионализмом, эффективностью, организованностью, настойчивостью в ре­шении стоящих перед ними задач. На международной арене



они конкурировали друг с другом, жестко противоборствова­ли, используя весь арсенал своих возможностей, влияния и опыта для достижения поставленных руководством государств целей.

Короткая история дипломатической службы ГДР заверши­лась драматически. Объединение Германии в 1990 г. сопро­вождалось роспуском всех государственных институтов Рес­публики. Подлинное объединение, соединение потенциала го­сударственных, в том числе дипломатических, служб не состо­ялось. Идеологическая несовместимость оказалась сильнее практической и профессиональной целесообразности. Прави­тельство ФРГ отторгло дипломатов ГДР несмотря на то, что большинство из них были высококлассными специалистами, многие получили образование в МГИМО, обрели солидный опыт работы за рубежом, в том числе в международных орга­низациях. Тем не менее, было категорически запрещено при­нимать дипломатических работников ГДР на службу в дипло­матическое ведомство объединенной Германии. Лишь едини­цы из младших дипломатов получили впоследствии работу в системе государственных органов ФРГ.

Структура Министерства иностранных дел ФРГ

В настоящее время организационная схема МИД ФРГ вы­глядит следующим образом:

Министерство возглавляет министр. Смена министров и приход к руководству представителей разных партий обычно не ведет к кадровым перетряскам. Профессиональный состав остается неизменным, причем в аппарате МИД работают представители разных политических партий. Принадлежность к партии считается их личным делом и не является основани­ем для каких-либо санкций, при условии, что сотрудники не используют свой пост для работы в пользу той или иной пар­тии и не занимаются партийной деятельностью в рабочее время. Принцип внепартийности государственной службы в дипломатическом ведомстве соблюдается довольно строго.

При министре имеется т.н. «руководящий штаб», включаю­щий 5 отделов: бюро министра, отдел, ведающий вопросами парламента и кабинета министров, отдел по работе с общест­венностью, отдел печати и отдел связи. Кроме того, министру непосредственно подчинен штаб планирования, главная зада­ча которого — разработка концептуальных вопросов внешней политики, а также Центр реагирования на кризисные ситуа­ции.

В качестве заместителей министра действуют два статс-секретаря, являющиеся профессиональными дипломатами, чиновниками, высшей категории ВЦ. Распределение обязан­ностей между ними периодически меняется. Как правило, один из статс-секретарей курирует все административные службы министерства, весь комплекс отношений с европей­скими и североамериканскими государствами, включая дея­тельность региональных международных организаций, вопро­сы европейской интеграции, разоружения и контроля над во­оружениями. Обычно этот статс-секретарь является как бы первым заместителем министра.

Второй статс-секретарь ведает глобальными проблемами международных отношений, включая деятельность ООН, во­просами отношений в сфере экономики, культуры, междуна­родно-правовыми проблемами, отношениями с государства­ми, расположенными за пределами Европы и Северной Аме­рики, а также протокольной службой.

Кроме того, в составе министерства имеются два государ­ственных министра. Это политические деятели, а не профес­сиональные дипломаты. Они входят в состав правительства и меняются со сменой кабинета. Государственные министры представляют министра в контактах с парламентом, на заседа­ниях кабинета в случае его отсутствия, в межминистерских контактах, в сфере внешних сношений и на внутренних об­щественно-политических мероприятиях, когда министр в силу занятости не может в них участвовать.

В составе Министерства имеются 10 департаментов и от­дельная протокольная служба, которые подразделяются на от­делы. Директора департаментов по существу осуществляют те же функции, что и заместители министра в МИД России.

Первый т.н. Центральный департамент, имеет в своем со­ставе 22 отдела. Его функции охватывают:

—осуществление кадровой политики;

—подготовку и переподготовку кадров;

—формирование кадров ЦА и загранпредставительств;

—организацию внутренней работы Министерства (секре­
тариаты, канцелярии);

—финансово-бюджетные вопросы и административно-хо­
зяйственную службу;

—работу политического архива, библиотеки, центра доку­
ментации, переводческой службы;

—организацию дипломатической связи, шифровальной и
дипкурьерской служб;

—обеспечение безопасности;

—организацию медицинского обслуживания и некоторые
другие вопросы.

На правах отдельного подразделения Министерства дейст­вует служба инспекторов МИД, контролирующая организа­цию работы в загранучреждениях. Она состоит из 4 отделов. В последние годы функции этой службы заметно расширились.

Второй департамент — Политический. Его директор явля­ется Политическим директором Министерства, третьим по значению профессиональным дипломатом в МИД после статс-секретарей. В составе департамента 11 отделов, а также группа по общей внешней и оборонной политике ЕС, специ­альные уполномоченные по вопросам укрепления стабильности в Юго-Восточной Европе, по делам России, Кавказа и Центральной Азии, два посла по особым поручениям.

Департамент ведает вопросами отношений с США и Кана­дой, общими вопросами оборонной политики и политики безопасности, всей проблематикой НАТО, включая евро-ат­лантическое партнерство, Совет Россия—НАТО, военно-по­литические вопросы ЕС и соответствующие вопросы в отно­шениях с государствами ЕС, проблематикой ОБСЕ, Совета Европы, отношениями с Россией и государствами СНГ, с го­сударствами Восточной Европы, Балтии и др.

Департамент 2 «А», аппарат уполномоченного правительст­ва ФРГ по вопросам разоружения и контроля над вооруже­ниями, ведает в полном объеме всей проблематикой разору­жения, включая проведение переговоров, разработку новых и осуществление действующих соглашений. Департамент состо­ит из 4 отделов.

Департамент «Е» — Европейский департамент. Состоит из 12 отделов. Ведает всей проблематикой западно-европейской интеграции и деятельностью Европейского Союза, включая отношения ЕС с третьими странами, кроме военно-полити­ческих вопросов, а также отношениями со странами — члена­ми ЕС. В составе департамента действуют два специальных уполномоченных — по вопросам расширения ЕС и по коор­динации европейской политики.

Департамент глобальных международных вопросов, ООН, прав человека и гуманитарной помощи. Состоит из 9 отделов и аппарата уполномоченного по вопросам борьбы с междуна­родным терроризмом. Ведает всеми вопросами деятельности ООН и организаций системы ООН, а также вопросами оказа­ния гуманитарной помощи, проблематикой прав человека, борьбы с международной преступностью и международным терроризмом.

Третий департамент — Политический. Состоит из 12 отде­лов и ведает всеми вопросами отношений со странами Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. При департаменте работают специальные уполномоченные по вопросам политики ФРГ в отношении указанных регионов.

Четвертый департамент — Экономический. Состоит из 12 отделов и трех специальных уполномоченных. Занимается проблематикой внешнеэкономических связей ФРГ с зарубеж­ными странами, международного экономического сотрудниче­ства, деятельностью международных экономических организа­ций, вопросами научно-технического сотрудничества, мирно­го использования ядерной энергии, контроля над экспортом оружия, сотрудничеством в области охраны окружающей среды и др. смежными проблемами.

Пятый департамент — Правовой. Состоит из 12 отделов. Ведает всем комплексом правовых, международно-правовых, договорных, консульских, в том числе визовых, вопросов, правовыми аспектами положения иностранцев и вопросами предоставления им убежища.

Шестой департамент — Культурное сотрудничество. Со­стоит из 10 отделов и ведает вопросами отношений с зарубеж­ными странами в области культуры, многосторонними отно­шениями в этой сфере, деятельностью институтов Гёте и дру­гих немецких организаций, занимающихся продвижением не­мецкой культуры и информации о ФРГ за границей. Предме­том деятельности департамента является сотрудничество в об­ласти науки и образования, включая научные обмены, между­народные молодежные и спортивные контакты.

Протокольная служба. Действует на правах департамента, хотя формально таковым не является. Выполняет функции го­сударственного протокола, обслуживает не только МИД, но и Ведомства федерального президента и федерального канцлера. Организует и осуществляет работу с дипломатическим корпу­сом в Берлине, обеспечивает протокольную сторону междуна­родных конференций и встреч на высшем уровне, проводи­мых в ФРГ. Состоит из пяти отделов.

В рамках МИД ФРГ действуют также Координаторы со­трудничества с США и Францией. Как правило, это не дип­ломаты, а политические и общественные деятели.

Имеется также Уполномоченный по правам человека и гу­манитарной помощи.

В Министерстве существует Совет по персоналу, избирае­мый сотрудниками на срок 4 года в составе 20—25 человек. Часть из них освобождается от основной работы. Совет кон­тролирует соблюдение установленных принципов кадровой политики и визирует все решения кадровой службы по назна­чениям и перемещениям вплоть до должностей категории А15 включительно (ст. советники, заместители зав. отделами, послы и генеральные консулы в небольших странах). Осталь­ные назначения осуществляются руководством МИД самосто­ятельно.

В середине 1998 г. объявлено о проведении широкой структурной реформы дипломатической службы ФРГ. Цель реформы: повышение эффективности работы центрального аппарата за счет более рационального распределения обязан­ностей между подразделениями министерства, сокращения числа сотрудников, внедрения современных методов организации труда и современной оргтехники. Реформирование за­тронуло, прежде всего, оба политических, а также экономи­ческий и культурный департаменты. Одновременно проводит­ся сокращение заграничной службы. К настоящему времени закрыты 20 представительств ФРГ за границей. Реформирова­ние дипломатической службы ФРГ продолжается.

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯТИЧЕСКАЯ СЛУЖБАА ГЕРМАНИИ

Германскую дипломатическую службу причисляют к наи­более эффективным, целеустремленным и успешно функцио­нирующим внешнеполитическим службам. Несмотря на свою относительную молодость — ей всего 130 лет, дипломатия Германии опирается на большой и разносторонний опыт ра­боты в сложных политических ситуациях, которыми изобилу­ет германская история нового и новейшего времени. За эти 13 десятилетий ей дважды пришлось решать проблему объ­единения страны, участвовать в подготовке двух мировых войн, а затем, после тяжелейших поражений, восстанавливать внешнеполитические позиции и влияние в мире.

Труднейшим испытанием для Германии было преодоление всеобщего отторжения, и даже ненависти со стороны мирово­го сообщества после краха нацистского режима и переориен­тация германской политики на новые для нее принципы меж­дународного сотрудничества, мирного взаимодействия с сосе­дями и включения Германии в создаваемую систему европей­ской безопасности.

Решение этих задач сопровождалось значительными труд­ностями, рецидивами конфронтационного мышления в пери­од «холодной войны», и проявлениями определенного поли­тического зазнайства на фоне происходившего наращивания экономической мощи и влияния Германии в Европе и успеш­ного для нее исхода многолетних усилий по объединению страны в 1990 году.

В эпоху разрядки и развивающейся европейской интегра­ции германской дипломатии пришлось приспосабливаться к новым для нее методам коллективных действий, партнерства и согласования интересов государств. Эти методы пришли на смену безоглядной устремленности к достижению узко наци­ональных целей, использования грубого давления, шантажа и силовых действий, отличавших гитлеровский период и не чуждых эпохе Бисмарка.

Уроки истории не прошли бесследно для германской по­литики, для самосознания общества. Они учитывались и при определении целей и задач немецкой дипломатии в после­военный период. К концу XX в. ФРГ умело вписалась в про­цесс международной дипломатической деятельности и заняла заметное место в сообществе западно-европейских государств.

Тем не менее, очевидно, что политика ФРГ все еще нахо­дится в развитии и вполне возможно, что его направление не исчерпывается целями, намеченными единой политикой Ев­ропейского Союза. Будущее вполне может высветить новые грани германской политики и дипломатии. Опасения на этот счет все еще сохраняются в Европе, в том числе в рядах бли­жайших союзников. Активность и напористость Германии на Балканах в период югославского кризиса лишь подкрепила эти опасения.

Наши рекомендации