Баталина, Валентина Владимировна 1 страница

Б28Краткий курс по политологии : учеб. пособие / В. В. Баталина. — Окей-книга, 2007. — 143 с. — (Ско­рая помощь студенту). — ISBN 5-9745-0154-3. — ISBN 978-5-9745-0154-8.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образова­тельным стандартом по дисциплине «Политология».

Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позво­лит в короткие сроки его изучить, а также успешно подгото­виться и сдать экзамен или зачет по данному предмету.

Издание предназначено для студентов высших и средних учебных заведений.

УДК 32 ББКбб.0я73

© ЛА "Общественная редакциям, 2006 © Окей-книга, 2007

ISBN 5-9745-0154-3 ISBN 978-5-9745-0154-8

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и метод истории политических учений... 7

2- Политические традиции Древнего Востока............ 8

3. Политико-правовая традиция Античности......... 10

4. Политико-правовая традиция Средних веков.... 11

5. Политико-правовая доктрина эпохи Возрождения

и Реформации................................................................ 13

6. Политико-правовая традиция Нового времени. 14

7. Политико-правовая традиция США...................... 16

8. Политико-правовая традиция Арабского Востока 17

9. Основные этапы развития западноевропейскойполитологии ". 18

10. Политические науки в России.............................. 20

11. Особенности российской политической традиции 21

12. Основные факторы и характеристики становления

и развития российской государственности............. 22

13. Типология включения в состав России различныхрегионов и народов. Исторические особенностиразвития страны как национальной державы............................................................ 24

14. Власть и собственность в отечественной политическойтрадиции 25

15. Реформы и контрреформы в политической

истории России............................................................. 26

16. Советская модель общества и политической

истории XX в................................................................... 28

17. История, предмет, методология и понятийно-категориальный аппарат политической науки 29

18. Понятие, происхождение и механизмы осуществлениявласти 31

19. Легитимность власти............................................. 33

20. Политическая жизнь, основные характеристики 34

21. Политическая система.......................................... 36

22. Типология, функции и организация политическойсистемы 37

23. Институциональные основания политики ...... 39

24. Политические отношения и процессы.............. 40

25. Субъекты политики (сущностная характеристика,типология, иерархия) „ 42

26. Генезис, сущность и формы государства.......... 43

27. Типы и формы государства.................................. 45

28. Политическое лидерство и политический стиль 46

29. Политическая культура, теория политических

изменений....................................................................... 47

30. Основные школы и направления; типология политическихсистем и режимов 49

31. Современные политические культуры (сравнительныйанализ) 50

32. Современная концепция политической модернизации 52

33. Перспективы политической модернизации в России 53

34. Методы, концепции и понятийный аппарат политическойсоциологии 55

35. Специфика социологического анализа политическойжизни 56

36. Субъекты и формы проявления политической жизни 57

37. Социологический анализ политической жизни 59

38. Социологическая характеристика политическихизменений 60

39. Типология современных политических режимов 62

40. Основные черты и разновидности демократическихрежимов. Проблема издержек и пределов демократии ...... 63

41. Характеристика авторитарных режимов........... 65

42. Концепции тоталитаризма. Основные признаки

и разновидности тоталитарных режимов................. 66

43. Политическая стратификация

и политическая модернизация ................................... 68

44. Функция и структура политического сознания 69

45. Идеология и ее роль в политике........................ 71

46. Общественное мнение......................................... 72

47. Политические идеологии современной России 74

48. Политические партии, элиты и лидерство ...... 75

49. Механизм становления гражданского общества в России ... 77

50. Современные тенденции мировой политики . 78

51. Соотношение внутренней

и внешней политики..................................................... 80

52. Участники международных отношений............. 81

Международные системы, международные взаимодействия{конфликты и сотрудничество) 83

54. Альтернативы нового мирового порядка ......... 84

55. Россия в мировом политическом процессе..... 86

56. Особенности методологии политического анализа 87

57. Методы политического анализа.......................... 89

53. Прогнозирование и моделирование политического

процесса (специфика, технология, инструментарий) 90

59. Политический маркетинг........................................ 92

50. Политическая социализация и мобилизация.... 94

61. Политическая реклама .............. .'.......................... 95

z2. Политическое консультирование, лоббирование,

переговоры................................................... (.......................... 96

63. Технология избирательных кампаний.............. 98

64. Конфликты как явление общественной жизни. 99

65. Типология конфликтов....................................... 101

66. Политические конфликты и способы их разрешения 102

67. Причины политических конфликтов................ 104

68. Предупреждение политических конфликтов.. 105

69. Инициирование, регулирование и разрешениеполитических конфликтов: методология, методика

и процедуры................................................................. 107

70. Политика и управление...................................... 109

71. Государственная политика, ее сущность и виды 110

72. Механизмы разработки государственной политики 112

73. Политическая кампания......................................... 113

74. Теории государственного управления.................. 115

75. Неоинституциональное государственное управление 116

76. Теории бюрократии, всеобщности административногоуправления . 118

77. Управление и самоуправление; соотношениегосударственного и муниципального управления 120

78. Мировой опыт и российская спецификагосударственного и муниципального управления 121

79. Предмет и метод политической регионалистики 123

80. Субъекты региональной политики .................. 124

81. Процесс институционализации общества и основныеподходы к его изучению 126

82. Отраслевой и территориальный принципы управления

и их отражение в политических системах.............. 128

83. Регионалистина и территориальные движениясовременности 129

84. Подсистемы региональной политики: экономическая,демографическая, эко-, этно- и геополитика 131

85. Политическая регионалистина в российском

измерении..................................................................... 133

86. Предмет и метод этнополитологии................. г, 135

87. Основные направления и концепции этнополитологии ... 137

88. Этнополитологические измерения системымеждународных отношений 138

89. Национализм в современном мире. Этнополитическиепроблемы современной России 140

90. Проблемы глобализации современного мира 142

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Теоретическое осмысление реальности предполагает исследование истории политических учений. Политические >"чения прошлого, будучи одной из форм теоретического знания, оказали воздействие на разработку теоретическо­го обоснования современной внешней и внутренней поли­тики многих государств. Необходимость анализа и тщатель­ного исследования политических учений определена потребностями современного общества в разработке тех­нологий управления обществом.

j=n К истории политической науки относится процесс ГТ1У возникновения и эволюции различных политических L-—^ учений. Политические теории и учения разрабаты­вались с древнейших времен политическими деятелями и учеными в разных странах.

Наука, изучающая процесс развития политических идей и теорий, а также их отличительные черты, называется ис­торией политических учений.

I Предметом истории политических учений являются политические теории, которые возникали и развивались в разные исторические периоды и вследствие этого ха­рактеризуются особенностями, соответствующими со­циально-экономическому и политическому развитию каждого конкретного периода времени.

Предмет истории политических учений также имеет отличительные черты. К ним относятся от-

ражение политического и правового сознания общества, мировоззрения общества и, что не менее важно, политичес­кой культуры общества.

r^jj Специфика предмета и методов исследования по-3 Ш зволяет говорить о важности истории политических учений, поскольку она помогает современнику изу­чать политические действия в реальном времени. Отсюда вытекают ее социально-политические обязанности: она по­могает понять ход развития политических идей и теорий, подготавливает теоретическую основу для решения суще­ствующих политических проблем, учитывая предыдущий политический опыт. История политических учений создает теоретическую основу решения политических проблем в перспективе, интегрирует политические идеи и теории про­шлого для использования опыта прошлого в современной политике. Изучение истории политических учений необхо­димо для совершенствования существующих политических систем, для разработки современных технологий управле­ния обществом, для создания методик современного управ­ления и оптимизации экономической стратегии государства.

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Первые политические теории возникли в странах Древ­него Востока, прежде всего в Индии, Китае, Египте. Их ха­рактеризует общая тенденция: в основе этих теорий лежа­ли мифологические и религиозные традиции.

г^т] В древнеиндийских философских учениях выделя-1 Ш ют два направления: брахманизм и буддизм. Оба они опираются на религиозно-мифологические тради­ции. Древнейшие тексты Веб относят к III—IV тысячелетиям до н.э. В трактатах древних ариев была обоснована систе­ма Варн, которые включали различные социальные группысвободных граждан. Высшая социальная ступень представ­ляла варну брахманов — жрецов, следующую социальную ступень занимали кшатрии — воины, далее идет варна вап-uiu.ee -г* сюда входили земледельцы, торговцы и ремеслен­ники и самая низшая варна шудр включала бедняков. Пра­вовые документы, к которым относят 'Законы Ману», закрепляют это деление общества на строго обозначенные социальные группы. В брахманизме важным был догмат о «семичленном царстве», который включал семь элементов государственного устройства: царя, советника, страну, кре­пость, казну, войско, союзников.

Буддизм возник в древней Индии в VI—V вв. до н.э. Ос­нователем буддизма стал индийский принц Сиддхартха Га-утама, получивший впоследствии имя Будда. Главная идея буддизма — проблема бытия личности. Основу буддизма составляет принцип духовной свободы человека, индиви­дуальное совершенствование личности для достижения высшей цели — нирваны. Буддизм потеснил брахманизм идеей равенства всех людей независимо от их кастовой и сословной принадлежности.

В китайской политической традиции основными школами были: школа Дао (даосизм) и конфуциан­ство (I тысячелетие до н.э.). После того как буддизм проник в Китай, эти три религии определяли в этой стране вплоть до XX в. систему идей, на которую опирались отно­шения людей к действительности и друг к другу, к целям со­циальной деятельности, к вопросам развития государствен­ности. Даосизм (Дао — путь) провозгласил, что мудрый правитель может ничего не делать, чтобы управлять госу­дарством. Соблюдая принцип бездействия, можно достичь гармонии, и страна будет процветать. Конфуцианство ос­новано на идеализации благородства, доброго и справед­ливого отношения правителя к народу, почтительности к старшим.

3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ АНТИЧНОСТИ

Основы современной правовой традиции европейских государств берут начало в античной философской мысли.

г^П Известнейший философ Греции Платон (347 г. до н.э.), |1Ш происходивший из царского рода, разрабатывая про­блемы этики, постепенно пришел к разработке воп­росов политики, педагогики, психологии и теории познания. Занимаясь учением о государстве, он создал систему «объ­ективного идеализма». Политические взгляды Платона мож­но проследить по его трудам: «Государство», «Политика» и «Законы». Платон связывает индивидуальную добродетель и общественную справедливость в идеальную основу для создания государства. Он считает идеальным сочетание от­дельных добродетелей с государственным устройством в целом. При этом он называл правильными типами государ­ственного устройства монархию и аристократию, а тимо-кратию, олигархию, демократию и тиранию — искаженны­ми типами.

r^Tl Идеи Платона были развиты Аристотелем (384— |2Ш 322 гг. до н.э.). Аристотель создал учение о целесо­образном развитии мира. Он предполагал, что госу­дарство должно существовать для создания и упрочения блага всех граждан, создания «счастливой и прекрасной жизни». Он считал лучшим государственным устройством «политию», которая объединяет в себе все лучшее, что есть в «аристократии» (в изначальном значении этого слова как «правление лучших») и «демократии». При этом физический труд, такой как земледелие, торговля, ремесло, должны вы­полнять рабы, «не греки», варвары. Раб — необходимый эле­мент социальной структуры полиса (государства). Важным признаком свободного гражданина является наличие досу­га, необходимого для осуществления эстетической либо умозрительной деятельности. В римской правовой традиции яркой фигурой стал Цицерон Марк Туллий (106—43 гг. до н.э.) — госу­дарственный деятель, оратор, теоретик риторики. Цицерон как философ вырос под влиянием философии эл­линизма. Он отстаивал идею единства философской тео­рии и практической гражданской жизни. В этике Цицерон стремился соединить принцип самодостаточности добро­детели с принципом меры, называя, так же как и Аристо­тель, «внешние блага» «желательными» для человеческого счастья. В противовес стоическому фатализму он отстаи­вал идею свободы воли. В своих трудах «О пределах доб­ра и зла», «Об обязанностях», «О государстве», «О законах» Цицерон рассматривает вопросы нравственности и граж­данских обязанностей. Лучшей формой государственного правления он считал форму, объединяющую элементы мо­нархии, аристократии и демократии, где основной причи­ной образования государства и целью государства как по­литического института является необходимость охраны и защиты частной собственности. Образцом для подражания, лучшей формой государственного правления он называл го­сударственное устройство республиканского Рима, где су­ществовали и консулат, и сенат, и народное собрание. Мно­гие взгляды и идеи Цицерона оказали большое влияние на развитие политических идей и явились теоретической ос­новой политической науки европейских стран в период поздней Античности и в Средние века, в эпоху Возрож­дения.

4. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Вершиной развития европейской схоластики, периодом ее расцвета стал XIII в. Крупными схоластиками того вре­мени были Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Род­жер Бэкон, Уильям Оккам и др.

Альберт Больштедский прозодил эксперименталь­ные исследования в науках о природе, его философ­ское учение еще во многом следует традициям старой схоластики. Он изучает, комментирует и использует учение Аристотеля, приспосабливая его к своему времени. Взгляды Альберта Больштедского на отношения между верой и разу­мом были достаточно прогрессивны. Он доказывал, что неко­торые догматы веры непостижимы и недоказуемы разумом.

r*S=j] Фома. Аквинский, будучи учеником Альберта Боль-

2 Ш штедского, стремился доказать, что вера и разум об-

разуют гармоническое единство. Фома был сторон­ником умеренного реализма и считал, что адекватное соот­ветствие между мыслями и реальностью невозможно. Цель действий человека состоит в познании. Достижение сча­стья является результатом деятельности ума. Фома считал, что человеческое общество предназначено для содействия достижению индивидами целей своей морали. В социаль­ной теории он рассуждает о превосходстве церкви над гражданским обществом. Власть государя должна быть под­чинена высшей, духовной власти. Учение Фомы, получив­шее название «томизм», стало теоретической опорой като­лицизма. н^т] Оригинальным мыслителем XIII в. был Раймунд Лул-

3 Ш лий. Он высказал суждение о том, что существует

метод сочетания исходных принципов и понятий, который на основании закона сочетаний дает всегда истин­ные результаты. Если метод найден и законы сочетания из­вестны, результат должен получаться автоматически.

r^jl Крупнейшим ученым XIII в. был Роджер Бэкон. Он

4 Ш отделяет понятие материи от понятия Бога. Основ-

ными источниками и средствами знания Р. Бэкон счи­тал опыт, логическое рассуждение и авторитет. Только опыт из всех источников знания имеет ценность, но его недоста­точно для достижения истины. Уильям Оккам выступил против политических при­тязаний церкви. Он считал, что бытие Бога является предметом религиозной веры, а не философии, кото­рая опирается на доказательства. Оккам выстроил свою те­орию науки, разделил науки на реальные и рациональные.

f

Известный ученый XIV в. Жан Буридан известен в области этики учением о свободе воли. По Бурида-ну, душа свободна, а поскольку она совпадает со своими отдельными способностями, то свободны и воля, и рассудок. Человек, имея свободу воли, может выбирать лю­бую из противоположностей.

Философия феодального общества сделала определен­ный шаг вперед, отстаивая право человека на свободу воли, но ее идеи все еще имели религиозную форму.

5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Эпоха Возрождения характеризовалась энтузиазмом нового мышления, основанного на идее торжества ра­зума, творчества и опыта человеческой деятельности. Ярким выразителем идей эпохи Возрождения в области политической мысли стал Никколо Макиавелли (1469— 1527). В своих политических трактатах он называет госу­дарство высшим проявлением человеческого духа, служе­ние государству — целью и смыслом человеческой жизни. Макиавелли считал республику лучшей формой правления, поскольку каждый гражданин становится ответственным за судьбу своего государства. Его политическим идеалом была Римская республика, которая, сохраняя идею сильного го­сударства, поддерживала внутренний порядок и распрост­раняла свое влияние на другие народы. В трактате «Рассуж­дения на 1 декаду Тита Ливия» он доказывает, что Римская республика сумела достичь своего могущества потому, что воспитала в римском народе республиканский дух. Следо-


вательно, республиканская форма правления может сохра­нить свободные политические институты, если в народе развиты гражданские добродетели. Среди форм государ­ственного устройства Макиавелли называет правильные и неправильные формы. К правильным, в его понимании, от­носятся монархия, аристократия, демократия. Смена власти возможна по схеме монархия — тирания — аристократия — олигархия — демократия — охлократия, где тиранию, оли­гархию и охлократию он относит к неправильным формам.

riHnl В XVI—XVII вв. развилось новое социально-полити-2 Ш ческое движение, которое впоследствии было назва­но периодом. Реформации. К этому времени католи­ческая церковь воспринималась общественным сознанием как система, узурпировавшая власть и в духовной, и в свет­ской жизни граждан. Эпоха Реформации назвала свободу совести свободой от авторитета церкви.

Ярким представителем периода Реформации стал Мар­тин Лютер (1438—1546) — немецкий мыслитель, осно­вавший протестантизм (лютеранство). Он считал, что каж­дый христианин благодаря крещению уже обладает божественной благодатью и волен, минуя церковные об­ряды, напрямую общаться с Богом. Сделав религиозность внутренним миром человека, он освободил личность от внешней религиозности. Власть духовенства и светская власть должны быть подчинены государству.

6. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

YiOnvnVtVpоформлении прошла несколько этапов, от теории «естест­венного права» к теории демократического устройства, опи­рающегося на всеобщую разумную волю. В процессе фор­мирования новых взглядов на государственное устройство политические мыслители прошлого окончательно отказа-

лись от теологического мировоззрения. Идеи Нового вре­мени развивали деятели буржуазных революций.

Одним из таких теоретиков был Джон Локк (1632— 1704) — английский просветитель, философ и по­литический мыслитель. Его главным трудом стало со­чинение «Опыт о человеческом разуме» (1690). В том же году он написал «Два трактата о государственном прав­лении», где развил свои социально-политические взгляды. В первом трактате он выступил противником божествен­ного права абсолютной королевской власти, во втором трак­тате обосновал теорию конституционной парламентской монархии. Правительству принадлежит только часть «есте­ственных прав» — правосудие, дипломатия, для защиты сво­боды слова и собственности граждан. Законодательная власть должна быть независимой от исполнительной влас­ти (включая и судебную). Необходима «федеративная власть» для осуществления внешней политики.

Представитель французского Просвещения Шарль Луи де Монтескье (1689—1775) поддержал идею Локка о монархическом конституционном полити­ческом устройстве государственной власти. Защитить граждан от произвола государства способно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье был основоположником географической шко­лы в социологии и считал, что климат, почва и природа оп­ределяют дух народа и уровень его общественного разви­тия. Всеобщие законы истории стоят в зависимости от социальных факторов: собственности, принципов правле­ния, уровня производства, обычаев и религии.

Жан Жак Руссо (1712— 1778) продолжил идеи Мон-

ва людей Руссо считал экономическую сферу, част­ную собственность. Он доказывал необходимость наделить всех граждан государства относительно равной собствен­ностью и утверждал, что это станет основой гражданского равенства.

7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ США

Становление американской правовой традиции нача­лось во времена создания и развития английских коло­ний на территории Северной Америки. Данный пери­од характеризовали две стадии: с начала XVII до середины XVIII в. и период войны за независимость (1775—1883).

Опираясь на теорию «естественного права», Р. Уильяме и Т. Хукер разработали идеи суверенитета, равенства, сво­боды, а Д. Дикинсон и Б. Франклин дали теоретическое обоснование необходимости создания самостоятельного государства и отделения от метрополии. Под руководством Д. Мейсона и Д. Медисона была создана Декларация прав Виргинии, которая утверждала свободу каждого гражда­нина и его неотъемлемое право на жизнь, на собственность. Декларация независимости (4 июля 1776 г.) провозгласи­ла принцип неотчуждаемости «естественных прав», право на суверенитет народа, которое включало и право народа воздействовать на политическую власть. На основании этих прав было провозглашено образование независимых со­единенных штатов (США). Автором Декларации незави­симости США был Т. Джефферсон.

Идеи Т. Джефферсона о естественном равенстве людей, о праве образования независимого государства, о праве на народный суверенитет, о правах личности, о создании силь­ной президентской власти и двухпалатного парламента были положены в основу Конституции США. r^il В 1787 г. была сформулирована конституция США, 2 Ш которая провозгласила создание президентской вла­сти, имеющей множество полномочий, и создание на основе избирательного права двухпалатного парламента с высоким имущественным цензом.

Теория «естественного права» активно разрабатывалась Томасом Пепном (1737—1809). Он считал, что права чело­века подразделяются на естественные и приобретенные. К естественным правам относятся право на жизнь, свободу слова, свободу совести и т.д. Приобретенными правами он называет права, возникающие в ходе образования обще­ственного устройства. Создавая общество, люди заключают «общественный договори о создании государства. Народный суверенитет Т. Пейн трактовал как верховную власть наро­да. Он разделил формы государственного правления на ста­рые и новые. К старым Т. Пейн отнес монархию, к новым — республиканское правление, главным отличительным при­знаком которого должен стать принцип народного предста­вительства. Эти принципы сохранены в США и сегодня.

8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ АРАБСКОГО ВОСТОКА

Э

Арабская политическая традиция — одна из самых архаичных по своему укладу. Арабское государство в процессе развития испытывало огромное влияние ислама. Официально ислам утвердился на Востоке с 622 г., со времени переселения Мухаммеда из Медины в Мекку. Ислам утверждал превосходство духовной власти над светской, общественное и политическое неравенство, по­корность и смирение. В период VII—VIII вв., когда создавал­ся Арабский халифат, было разработано и государствен­ное право (шариат), основной закон мусульман. Он включал Коран как основной документ духовных и правовых норм ислама. Коран дополняли Сунны, написанные последова­телями Мухаммеда и повествовавшие о его делах. Шариат включал также Фетвы, трактаты высших духовных лиц ис­лама, размышлявших о различных фактах общественной жизни, и Иджима, в которых рассматривались вопросы, не нашедшие отражения в основных документах.

Мусульманское право подчеркивало единство духов­ной и светской власти, правитель государства явля­ется наместником пророка на земле, его главные со-ветники — представители высшего духовенства. Судебная функция государства также находится в руках духовен­ства. Эти политические установки ислама критиковались арабскими мыслителями и философами разных времен. Так, философ Ан Надзенна (801 —831) утверждал, что религия и государство, имеющие разные сферы деятельности, не имеют права вмешиваться в дела друг друга. Государствен­ное правление должно быть независимым от религиозных законов. Известный ученый, философ, врач Ибн-Сина :980—1037) полагал, что природа и человек, безусловно созданные Богом, в дальнейшем развиваются по принципу самодвижения, т.е. самостоятельно. Он считал, что необ­ходимо изучать механизмы осуществления власти, чтобы понимать причины их возвышения и упадка.

Известный мыслитель Востока Аль-Фараби (870—950) рассматривал вопросы осуществления власти, роли мусуль­манской обшины в государственном устройстве, компетент­ности правителя.

В исламе существовало несколько течений (суннизм, шиизм), внутри которых были секты (хариджитов, исламистов). Например, секта хариджитов считала, что тиран, пренебрегающий предписаниями ислама, может быть отстранен от власти.

9. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

j^j] Основу политологии как науки заложили извест-1 [У ные политические деятели, такие как Н. Макиавелли. В наиболее известном трактате Макиавелли «Госу-га"ь> (1513) рассматриваются способы создания сильно­го государства. Основные идеи его теории предполагают необходимость разработки нескольких направлений.

Во-первых, необходимо выделить политическую жизнь каш самостоятельную область знания.

Во-вторых, он доказывает необходимость определения государства как политической организации.

Философ французского Просвещения Шарль Луи Монтескье впервые описал три основные формы правления: монархию, республику и деспотию, а также предложил разделение судебной, исполни­тельной и законодательной ветвей власти.

ильфредо Парето (1848— 1923) стал основателем политической антропологии. Он рассматривал политику как борьбу между элитой и народом и счи­тал элиту движущей силой истории. Карл Маркс (1818—1883), Фридрих Энгельс (1820— 1895), В.И. Ленин (1870—1924) разработали теорию марксизма, которая включала материалистическую пози­цию, обоснование закономерности смены политического зтроя и рассматривала политику как форму общественных отношений.

Наши рекомендации