Порядок присоединения к ЕС. Проблема расширения
Согласно Договору о ЕС, «любое европейское государство, которое уважает принципы, изложенные в договоре, может обратиться с просьбой о принятии в члены ЕС». «Европейским» признается любое государство, хотя бы часть которого находится в Европе.
Процедура присоединения нового государства к ЕС включает несколько этапов – от заявления от страны-кандидата до подписания договора о членстве.
Членство в ЕС является бессрочным. Договор не содержит ни одного положения, которое позволило бы исключить вступившее в ЕС государство из его состава. Членство в ЕС может быть лишь приостановлено. Добровольный выход из ЕС также не предусмотрен договором.
На протяжении существования ЕС постоянно шел процесс расширения: в 1973 году к ЕС присоединились Дания, Ирландия и Великобритания; в 1981-м – Греция; в 1986-м – Испания и Португалия; в 1995-м – Австрия, Финляндия и Швеция. Первоначально это касалось только неприсоединившихся стран Западной Европы. Однако после кардинальных изменений, происшедших в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СССР, расширение стало актуальным и для этой части континента. Впервые об этом заговорили на сессии Европейского совета в 1988 году на греческом острове Родос и на Парижском саммите, где Европейская комиссия взяла на себя функции координатора помощи государствам ЦВЕ.
ЕС начал оказывать странам-кандидатам финансовую и техническую помощь по нижеперечисленным программам.
PHARE. Эта программа была учреждена в 1989 году и первоначально предназначалась для оказания экстренной помощи Польше и Венгрии (отсюда и название: Poland – Hungary: Assistance for the Reconstruction of the Economy). На ее финансирование ежегодно выделялось 1,56 млрд евро. Направлением программы является мобилизация инвестиций в целях обеспечения соответствия стран-кандидатов стандартам ЕС в таких областях, как транспорт, охрана окружающей среды, условия труда, качество промышленных товаров и др.
ISPA. Название программы расшифровывается как «Инструмент структурной политики в процессе подготовки к присоединению». На эту программу ежегодно расходуется 1,04 млрд евро. Основная задача – финансирование модернизации общественной инфраструктуры стран-кандидатов.
SAPARD. Программа предназначена исключительно для оказания содействия в развитии сельского хозяйства и обустройства сельской местности. На эти нужды ежегодно направляется 520 млрд евро.
Распределение средств, выделяемых по линии этих трех программ, производится в соответствии с критерием численности населения. Была создана программа подготовки стран-кандидатов к вступлению в ЕС под названием Белая книга.
На Люксембургском саммите 1997 года, названном впоследствии «саммитом расширения», был оглашен список государств, которые ближе других подошли к выполнению копенгагенских критериев: Кипр, Польша, Венгрия, Чехия, Эстония и Словения – это была «первая волна» расширения. «Вторая волна» – Мальта, Латвия, Литва, Словакия, Болгария, Румыния.
Брюссельский саммит назначил 2007 год датой вступления Болгарии и Румынии в ЕС, 2004-й – остальных стран.
В 1993 году на заседании ЕС в Копенгагене были определены условия и принципы присоединения новых государств-членов. Было сказано, что страны-кандидаты должны соответствовать следующим критериям:
- наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека, уважение и защиту прав меньшинств;
- существование жизнеспособной рыночной экономики, а также способность противостоять давлению конкуренции;
- способность взять на себя обязанности, связанные со вступлением в ЕС, в частности, поддерживать цели политического, экономического и валютного союза;
- способность ЕС принимать новых членов, не ставя под угрозу собственную стабильность.
По сути дела, выдвинутые условия имели своей целью отсрочить вхождение стран ЦВЕ в ЕС и выиграть время для того, чтобы страны – члены ЕС адаптировались и приготовились к расширению на Восток. Другим фактором сдерживания был индивидуальный подход к странам-кандидатам, что также позволяло отодвинуть этот процесс на более длительную перспективу.
Одновременно с обнадеживающими высказываниями по поводу расширения поднимался вопрос о негативных последствиях – обострение налогового бремени, усиление конкуренции, денежная нестабильность. Существовало также мнение, что расширение ЕС на Восток приведет к созданию неуправляемого содружества, что поставит под угрозу внутреннее единство ЕС.
Наиболее настойчиво призывала к расширению на Восток Германия, обосновывая это тем, что на этот регион необходимо распространить зону стабильности. Об этом же говорили и ученые, которые анализировали происходящие в ЦВЕ преобразования. Эксперты пришли к выводу, что нестабильным странам в ЦВЕ, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических тенденций и возникновения этнических и идеологических конфликтов. В немецких СМИ была широко распространена такая точка зрения: «Поэтапная интеграция стран ЦВЕ представляет собой единственную возможность создания там надежного уклада рыночной экономики и демократии».
Это расширение ЕС имеет скорее политическое, чем экономическое обоснование, так как политическое влияние ЕС при принятии глобальных решений возрастает и приобретает совершенно иной международный политический вес, статус и позиции в международных организациях.
Лекция 5. Опыт интеграционных образований в Северной и Латинской Америке
1. 1. НАФТА (North American Free Trade Area) – Североамериканское соглашение о свободной торговле.
2. Латиноамериканская интеграция.
Цель лекции: Раскрыть данную тему, показать её значение.
Ключевые слова. «План Эббота». ТНК. ЛАИ. МЕРКОСУР.
1. НАФТА (North American Free Trade Area) – Североамериканское соглашение о свободной торговле
Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) вступило в действие с 1 января 1994 года на территории США, Канады и Мексики. Первой акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которого было стимулирование инвестиций США в канадскую экономику. Этот план был принят в 1947 году, а в 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство.
В 1988 году было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле, согласно которому в течение 10 лет между США и Канадой должна сформироваться зона свободной торговли.
Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х гг. ХХ в., активизация интеграционных процессов в Европе и АТР, конкуренция со стороны Японии вновь подняли вопрос о создании НАФТА, которая, по словам Б. Клинтона, «должна была стать основой для продвижения к объединению Латинской Америки».
США, Канада и Мексика рассматривали значение НАФТА с различных позиций. В интересах Америки НАФТА было призвано обеспечить приращение экономической и геополитической мощи США. Оно было частью стратегической политики США, направленной на достижение доступа для американских инвестиций, объединения высоких технологий США с дешевой рабочей силой и богатыми природными ресурсами Мексики. НАФТА было хорошей возможностью развивать экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. Участвуя в создании зоны свободной торговли с Канадой и Мексикой, США гарантировали себе беспрепятственный доступ к богатым ресурсам своих соседей.
Устранение таможенных тарифов привело к значительному увеличению экспорта Соединенных Штатов в Мексику, прорыву на обширный мексиканский потребительский рынок, который должен был «оказывать содействие созданию рабочих мест в США и значительно укрепить конкурентоспособность американских товаров во всем мире».
Кроме того, в условиях интенсификации глобальных интеграционных процессов Мексика должна была сыграть роль «коридора» к перспективным рынкам Южной Америки. В то же время для Мексики НАФТА открывает путь к созданию целостного рыночного пространства континентального масштаба. Речь идет о демонтаже не только торговых барьеров, но и о либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы и прочих аспектах обеспечения «прозрачности» границ между тремя странами Северной Америки. Подавляющее большинство этих барьеров уже устранено, полная их ликвидация и слияние трех национальных рынков возможно в ближайшие 12-15 лет. Развитие интеграционного комплекса в регионе происходит в направлении, которое отвечает интересам более сильной стороны – американских транснациональных компаний (ТНК), капитал которых занимает лидирующие позиции в целом ряде областей соседних стран. Для США канадский рынок является крупнейшим, его роль чрезвычайно велика.
Более того, значительные инвестиции США и Канады в экономику Мексики, с одной стороны, оказывают содействие развитию промышленности и повышению благосостояния населения страны, что дает им возможность потреблять товары американского производства. Но с другой стороны, ликвидация тарифов в определенной степени оказала содействие процессу массового перебазирования производств из США в Мексику, где рабочая сила намного дешевле (в 1990-х годах мексиканский работник в среднем получал до 1 доллара в час, американский – 10-11). Кроме того, отдельной темой является мексиканская нефть. Американская сторона использовала НАФТА как способ обойти конституцию Мексики, которая запрещает иностранные капиталовложения в нефтяную промышленность. Кроме того, намерения Клинтона относительно ратификации НАФТА объяснялись не только экономическими, но и политическими факторами. «НАФТА – необходимый элемент стратегии соперничества, который направлен на усиление влияния США как на континенте, так и за его пределами».
Мексике НАФТА было необходимо для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. Мексика добилась обеспечения доступа на крупнейший в мире рынок и надежного инвестиционного климата в стране. Она рассчитывает ускорить темпы своего развития и приблизиться по уровню к промышленно развитым странам.
Правительство Канады считало, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль. Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляла около 70 %, и наоборот, доля Канады – 20 %. Это высокий показатель, если учесть, что в ЕС доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20 %, а доля Франции – чуть выше 10 % .
НАФТА – первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами. По экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, Канада – 6–7-е место, а Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира.
Американские политологи и экономисты считали, что НАФТА является трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях.
Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношении мексиканских товаров при их импорте на рынок США и Канады.
В рамках НАФТА установлены общие правила определения страны происхождения товара, согласно которым товар будет считаться произведенным в данном регионе, если он подвергся существенной переработке различными методами в одной из трех стран. Согласно НАФТА, для инвесторов североамериканского региона в каждой из трех стран устанавливается недискриминационный режим в том, что касается создания предприятий, приобретения компаний, расширения и управления. Институтами НАФТА являются Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации, и координирующий секретариат.
Североамериканское соглашение о свободной торговле засвидетельствовало образование в Северной Америке наибольшего в мире рынка с населением 360 млн человек и годовым объемом производства в 6-7 трлн долларов. Планы создания НАФТА появились еще во время Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1993 гг.), когда НАФТА рассматривалось как региональная альтернатива глобальному торговому урегулированию в случае неудачи последнего.
Подписав НАФТА, Канада, США и Мексика сделали выбор в пользу региональной интеграционной модели, которая следовала из их экономических интересов и опиралась на тот непреложный факт, что при общей тенденции укрепления мировых связей их наращивание в границах регионов происходит опережающими темпами.
Развитие североамериканских интеграционных процессов имеет надежные экономические основы. Тесное взаимодействие национальных экономик, интеграционные процессы в Северной Америке определенным образом отличаются от западноевропейской модели. Здесь давно созданы предпосылки зарождения и развития регионального комплекса на макроуровне. Это режим свободного движения через американо-канадскую границу капитала и рабочей силы, неограниченная конвертируемость валют. Такое состояние вещей решало целый спектр вопросов и задач региональной интеграции без любого юридического оформления (в виде соглашений). Несмотря на то, что таможенная регламентация взаимного товарного потока была еще далека от зоны свободной торговли, она давала свободу для внутрирегионального разделения труда.
Необходимость присоединения Канады к НАФТА была очевидна, поскольку ее промышленность является экспортоориентированной, но лишь треть предпринимателей имеет возможность заниматься экспортной деятельностью.
При подписании НАФТА Канада стремилась, во-первых, сохранить преимущества, которые приобрела в результате заключения двустороннего соглашения с США (CUSFTA, 1988 г.), во-вторых, усовершенствовать процесс разрешения споров со своими основными торговыми партнерами – США и Мексикой, и, в-третьих, получить доступ к быстрорастущему мексиканскому рынку.
Анализируя все «за» и «против», стоит заметить, что для Мексики НАФТА также имела большое значение. Как известно, Мексика с самого начала поддерживала планы создания НАФТА, считая, что участвуя в этом блоке, она сможет ускорить модернизацию своей экономики. «Перейти из третьего мира в ряды первого», – так высказал надежды бизнес-кругов председатель Конфедерации предпринимателей Мексики А. Санчес.
Важным направлением, где между странами-участницами сложились крайне интенсивные связи, является кредитно-финансовая сфера. В 70–80-х гг. ХХ в. Канада стала третьим кредитором Мексики после США и ЕС. Не случайно в конце 1980-х Канада приняла активное участие в разработке предложенного США «Плана Брэди», целью которого было предупреждение финансового краха Мексики.
Лишь за первые годы действия соглашения увеличение объемов торговли США с Канадой и Мексикой почти в два раза превысило рост объемов торговли со странами, которые не являются участницами НАФТА. Американский экспорт в Мексику возрос на 22 %, а импорт из Мексики – на 23 % .
«На основе НАФТА образовывается мощнейшее в современном мире экономическое объединение. С течением времени на его основе состоится поэтапная интеграция стран континента, но в любом случае в сферу влияния НАФТА попадут другие страны Западного полушария», – так оценивал значение этого союза Збигнев Бжезинский.