Тема 18 Российская империя в начале ХХ века.
18.1. Социально – экономическое развитие
В начале ХХ века Россия оставалась аграрной страной, большую долю валового национального продукта давало сельское хозяйство. По производству зерна страна занимала 1-е место в мире, четверть мирового экспорта хлеба производилось в России. Рост производства сельскохозяйственной продукции по-прежнему был за счет увеличения посевных площадей. Процесс технической оснащенности сельского хозяйства шел медленно и затронул только незначительную часть хозяйств, всего около 1% крестьянских хозяйств пользовались сельскохозяйственной техникой – сеялками, веялками, использовали удобрения. Поэтому урожайность была низкой по сравнению с другими странами.
Главной проблемой развития сельского хозяйства была структура землепользования. Помещики владели 60 % частновладельческой земли. Лишь незначительная часть крестьян имела землю в частной собственности, в центральных районах земля находилась в собственности общины и могла перераспределяться между ее членами. Крестьянское малоземелье оставалось серьезной проблемой, особенно в центральных губерниях.
Промышленность в начале века представляла наиболее динамичную отрасль российской экономики. Новые отрасли промышленности – черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, электроэнергетика возникли в конце XIX в. Правительство понимало необходимость развития промышленности для поддержания высокого уровня боеспособности армии, особенно в условиях нарастающего кризиса международных отношений. Особое внимание уделялось строительству железнодорожных веток и развитию тяжелой промышленности. В период с 1861 – по 1900 гг было построено и введено в эксплуатацию 51600 км железных дорог. Железнодорожное строительство дало импульс развитию всей экономики, но отставание России от ведущих европейских стран все еще было велико. Россия по-прежнему ввозила сырье и оборудование для машиностроения и металлургии. Препятствием для экономического развития являлась неустойчивость внутреннего рынка вследствие низкой покупательной способности населения.
С.Ю Витте
Министр финансов (в 1892-1901 гг) С.Ю. Витте предложил программу развития промышленности, предполагавшую усиление роли государства в экономике и поддержку национальной промышленности Программа содержала четыр е основных пункта:
1)Жесткая налоговая политика – льготная для промышленности, но тяжелая для населения (тяжелое налоговое обложение горожан и крестьян, рост косвенных налогов на товары широкого потребления) а так же винная монополия обеспечили профицит бюджета и позволили вкладывать средства в развитие промышленности.
2) Политика протекционизма позволила оградить отечественную промышленность от иностранной конкуренции.
3) Денежная реформа 1897 г. предполагала введение обеспечение рубля золотом и свободную конвертируемость. В результате рубль стал одной из самых устойчивых европейских валют, расширились иностранные капиталовложения в российскую промышленность.
4) Привлечение иностранного капитала.
Мировой экономический кризис 1900-1903 гг. не привел к падению роста российской экономики, однако темпы развития снизились. Экономический подъем начался в 1910 г. , темпы экономического роста были очень высоки- 10,5% в год. В отличие от экономического подъема 1890-х гг. это достигалось не только за счет строительства новых предприятий, но в основном за счет интенсификации уже существующего производства. Высокие урожаи зерновых и рост мировых цен на хлеб способствовали оживлению в сельском хозяйстве и увеличению покупательной способности крестьян.
В этот период правительство продолжая политику государственных заказов, несколько сократило прямое вмешательство в дела промышленности. Развивающая Российская индустрия привлекала иностранные инвестиции. Одновременно ускорилось внутреннее накопление, около 1/3 вложений в промышленность обеспечивались российским капиталом.
18.2. Изменения социальной структуре
В 1897 – 1913 гг. население страны увеличилось со 125 до 165 млн. чел. Число городских жителей выросло на 70%, а его доля увеличилась с 13,5% до 18% . Тем не менее, Россия оставалась аграрной страной, основная масса населения проживала в сельской местности. Представители деловой элиты, в основном выходцы из числа чиновников, интеллигенции и купечества. Крупных предпринимателей в России к 1914 г. насчитывалось около 40 тыс. человек. Мелкие и средние предприниматели происходили из купцов, крестьян, мещан. Всего, включая 300 тыс. ремесленных и мелких торговых заведений, в России официально занимались предпринимательством несколько сотен тысяч человек. Миллионы крестьян сочетали земледелие с промыслами, в том числе и мелкой торгово-промышленной деятельностью.
За этот же период увеличилось число вольнонаемных рабочих (с 10 до 17 млн чел.), число промышленных рабочих выросло с 1,5 до 4,2 млн. чел. Но в целом, индустриальные рабочие составляли небольшую группу населения России. Рабочий класс не был единой социальной общностью, он состоял из множества слоев, различающихся по квалификации, экономическому и культурному уровню. Особенностью российского пролетариата было то, что около ¾ рабочих сохраняли прочные связи с деревней.
Индустриализация в стране обусловила потребность в образованных кадрах и увеличению числа работников «умственного труда», число которых достигло к 1917 г. - 1,5 млн. чел. Инженерно технические работники, врачи и учителя не только играли не только важную роль в профессиональной деятельности, но и стали активными участниками общественной жизни общества.
18.3. Социально-политический кризис начала ХХ века
Социально-политический кризис начала ХХ века был обусловлен комплексом противоречий охватывающих все сферы общественной жизни. Серьезную озабоченность в правящих кругах вызывала ситуация в сельском хозяйстве где было занято 75% населения страны. Основу крестьянского землепользования составляла крестьянская община в ведении которой находился крестьянский земельный фонд. Общинные земли не подлежали отчуждению, и перераспределялся внутри общины. Однако со временем численность крестьян увеличилась, а земельный фонд оставался неизменным. В результате, земельные наделы крестьян сокращались и, главной причиной недовольства крестьяне было малоземелье. Кроме того, выплата выкупных платежей, высокие налоги, разница в цене на промышленный и сельскохозяйственные приводило к обнищанию общины и вызывало рост протестного движения крестьян.
Нерешенность рабочего вопроса заключался в том, что положение российских рабочих было весьма тяжелым: продолжительность рабочего дня в среднем составляла 12 часов, при этом оплата труда была значительно ниже, чем у европейских коллег. При этом российские рабочие не имели никакой социальной защиты, даже профсоюзов, которые могли бы защитить их интересы перед работодателями. Политика правительства в отношении рабочих уже не могла сводиться только к полицейским мерам. В 1903 г. были изданы законы, о компенсациях рабочим при несчастных случаях на производстве, об избрании фабричных старост из числа рабочих для посредничества в спорах рабочих и работодателей. По инициативе начальника Московского охранного отделения С. Зубатова разрешались организации рабочих – «общества вспомоществования», которые так же могли выступать в качестве посредников между рабочими и хозяевами предприятий. Начало ХХ века ознаменовалось ростом выступлений рабочих.
Нарастание социально-политического кризиса было обусловлено политическим бесправием всех сословий российского общества. В Российской империи сохранялось самодержавие, отсутствовали представительные органы власти, были запрещены любые политические партии. В начале века в стране развернулось общедемократическое движение против самодержавия, в котором приняли участие представители студенчества, интеллигенции, земских учреждений. Используя при этом как мирные способы – всероссийские съезды, так и террор.
Обострившаяся политическая ситуация заставила Николая II назначить на пост министра известного своими либеральными взглядами П. Святопол-Мирского, который разработал проект политических реформ. Проект предполагал избрать представителей от земств и городов в Государственный Совет, предоставить избирательные права более широким слоям общества. Однако этот проект не был реализован.
18.4. Первая русская революция 1905 – 1907 гг. Начало российского парламентаризма
Первая русская революция стала первым потрясением, которые пережила страна в начале ХХ века. Накануне начала революции, на Путиловском заводе вспыхнула стачка. Организаторы стачки входили в организацию «Русских фабрично-заводских рабочих», созданную по образцу зубатовских обществ. Возглавляющий организацию священник Г. Гапон поддержал идею рабочих пойти с петицией к царю. С ее помощью они хотели обратить внимание царя на нужды рабочих. Утром 9 января 1905 г., многотысячная колонна рабочих отправилась с прошением к царю, но на площади перед Зимним дворцом были встречены войсками, которые открыли огонь по рабочим. Это стало началом революции.
На первом этапе революции (январь-сентябрь 1905 г) – отмечается рост протестного движения всех слове общества. Количество участников стачек только за январь 1905 г – достигло 810 тыс. чел. В ходе революционных событий в Иваново-Вознесенске в мое- июне 1905 г. был создан Совет рабочих депутатов, который по – сути осуществлял власть в городе во время забастовки. Крестьянские выступления так же стали более организованы, о чем говорит факт созыва Всероссийского крестьянского Союза. К восставшим присоединилась и армия (восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический). Протесты носили уже политический характер, восставшие требовали политических прав и свобод, представительных органов власти.
Осенью 1905 г. начался второй, высший этап революции. В октябре началась Всероссийская политическая стачка, в которой участвовало уже 2 млн. чел. В этих условиях Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (составленный С.Ю. Витте). Манифест даровал населению демократические права и законодательный представительный орган – Государственную Думу. Однако ситуация в стране оставалась сложной. Осенью достигло пика крестьянское движение, в армии и на флоте произошло 195 выступлений. В декабре 1905 г. в Москве произошло вооруженное восстание, которое продолжалось 7 дней и было прекращено по решению Московского Совета.
После Декабрьского восстания в Москве революция пошла на спад. 20 Февраля Николай II утвердил закон о Государственной Думе, а в марте – апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную Думу. Избирательный закон 1905 г. лишал избирательных прав женщин и военнослужащих, предполагал возрастной ценз – 25 лет. Дума избиралась по четырем избирательным куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. В землевладельческой курии один депутат избирался от 2 тыс. избирателей, в городской от 4 тыс., в крестьянской от 30 тыс., в рабочей от 90 тыс. Кроме того, для рабочих и крестьян была установлена многостепенная система подачи голосов. Таким образом, выборы не были всеобщими, равными и прямыми.
I Государственная Дума начала работу 27 апреля 1906 г. Большая часть депутатов принадлежали в ней партии кадетов и фракции трудовиков. Центральным вопросом в думских дискуссиях стал аграрный вопрос. Партия кадетов предложила проект («Проект 42») который предусматривал дополнительное наделение крестьян землей из общественного фонда, состоящего из государственных, удельных и монастырских земель, а так же части помещичьих земель. Причем, помещичьи земли отчуждались за вознаграждение. Проект трудовиков («Проект 104») предлагал уравнительное распределение всех земель, в том числе и помещичьих по трудовой норме. Думские дискуссии переросли в политические, втяну в полемику общественность. Не видя выхода из кризиса Николай II в начале июля издал указ о роспуске Государственной Думы.
В августе 1906 г. новый глава правительства П.А. Столыпин опубликовал правительственную программу, состоявшую из двух частей. Первая касалась мер по наведению порядка в стране, вторая – содержала проект аграрной реформы. Правовую основу для проведения аграрной реформы заложил указ императора о 9 ноября 1906 г.
20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная Дума. По своему составу она была еще более оппозиционной к правительству, чем первая. Оппозиционные партии получили 43% мест, в то время как проправительственные партии около 10%. Дискуссии по аграрному вопросу определили судьбу и второй Думы. Предложения по решению аграрного вопроса становились все более радикальными. Так, фракция большевиков предложила национализацию всех земель. Кром того, Дума отказалась принять закон от 9 ноября 1906 г.
3 июня Государственная Дума была распущена и, одновременно был издан новый избирательный закон, который утверждался царем без участия Государственной Думы, что было нарушением положений Манифеста 17 октября 1905 г, поэтому событие 3 июня получи название «третьеиюньский государственный переворот».
Новый избирательный закон сокращал представительство рабочих и крестьян в Думе, в результате чего число представителей левых партий в III Государственной Думе значительно уменьшилось – до 7%, партия октябристов, поддерживающая правительственную программу, получила в Думе – 33% мест. 3 июня стал днем окончания революции.
Итогами революции стали:
- Отмена выкупных платежей, право выхода крестьян из общины, отменены некоторые сословные ограничения крестьян.
- рабочие получили право создавать профсоюзы, проводить экономические стачки, несколько повысилась заработная плата рабочих.
- Главным политическим завоеванием революции стало создание двухпалатного парламента. Государственная Дума (нижняя палата), представительный законодательный орган. Хотя Дума практически не ограничивала власть императора, он имел право распускать Думу. Все же это было значительное завоевание первой русской революции.