Предметом нашего исследования

является изучение материала о жизни беспризорников.

Задачи:

Изучить историю беспризорности.

Выяснить, как становятся беспризорниками. Изучить проблему беспризорности детей на современном этапе.

I. Что такое детская беспризорность?

В работе использовались книги авторов: Скобцева А.К. «В России — «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков», в которой дана статистика и причины ухода детей из дома и Большевой К.А. «Детская агрессия», где рассматривается поведение детей, ушедших из дома

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 миллион беспризорных, 330 тысяч преступлений совершено подростками, 2 тысячи детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадают 1800 детей, совершающих попытки суицида. В нашей стране 573 тысячи детей-сирот, дома ребенка для 35 тысяч детей; 745 детских домов для 84 тысяч детей, 237 школ-интернатов для 71 тысячи детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. При рассмотрении вопроса о детской беспризорности в истории России первоначально проанализируем основные понятия «беспризорность», «безнадзорность», в чем их отличительные особенности. Первое определение беспризорности, дается в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 году. Это определение цитируется в Е.Г.Слуцким, который отмечает, что беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Далее автор продолжает: «Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными». Таким образом, в 30-е г.г. ХХ века различия между понятиями «беспризорность» и «безнадзорность» практически не было. В свободном словаре Википедия, рассматривается определение детской беспризорности как социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам. В Федеральным законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», даются следующие понятия безнадзорности. Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Таким образом, в соответствии с законом, в двух выше указанных понятиях имеются отличительные особенности, которые состоят в отсутствии места жительства. В последнее время в ряде публикаций понятия «беспризорность» и «безнадзорность» смешиваются.

История беспризорности.

До начала бурного в социальном отношении XX в. проблема сиротства в России не имела той остроты, которую она приобрела впоследствии. Это объясняется во многом общинным устройством жизни людей и структурой крестьянской семьи. Ее традиционным типом, преобладавшим еще столетие назад, была так называемая большая семья, состоящая не менее чем из трех поколений. Нередко целые деревни состояли из двух–трех фамилий, повязанных родством. При такой семейной модели общества осиротевшие дети, как правило, находили приют у ближних или дальних родственников. Причинами, по которым крестьяне брали в свою семью осиротевших детей, были не только чадолюбие, сострадание и милосердие, но и соображения прагматического порядка. Нередко рачительные и рациональные главы семейств становились опекунами из – за желания увеличить надел общинной земли, получить в будущем дополнительные рабочие руки, уберечь при рекрутском наборе от службы собственного сына и т.п. До второй половины XVIII в. государство никоим образом не принимало участия в решении проблемы обездоленных детей и не инициировало частную благотворительность. Единственным местом, где сироты могли получить поддержку, была церковь. При некоторых монастырях имелись детские приюты. Ситуация стала меняться в годы правления Екатерины II, когда было положено начало государственному «призрению» осиротевших детей и дан толчок развитию частной благотворительности. Инициатором этого начинания был известный общественный деятель, филантроп и педагог И.И. Бецкой, внебрачный сын фельдмаршала И.Ю.Трубецкого, на себе познавший горечь безотцовщины. Уже в 1764 г. в Москве был открыт Воспитательный дом (другое название - Сиропитательный дом), а в 1770 г. в Петербурге открылось отделение этого дома, в 1780 г. преобразованное в самостоятельный Воспитательный дом. ). Все органы общественного призрения были подчинены Министерству внутренних дел, в ведении которого находились и благотворительные общества. К 1890-м годам сложилась определенная система общественного призрения Российской империи. Тогда же, впервые, был издан «Указ об общественном призрении». (статья в сети Интернет Д.В.Потепалов Ассистент кафедры педагогики РГППУ Проблема сиротства в дореволюционной России)

Октябрьский переворот окончательно разрушает зарождавшуюся в России систему призрения беспризорных. В начале XX века беспризорными становились дети, лишившиеся родителей из-за войны, голода и революционных репрессий.

Сироты в широком понимании слова – дети до 18 лет, дети, чьи родители просто рано умерли. Сиротство – детское одиночество, сиротство – тяжелый груз для ребенка. Дети рабочих оказываются в самом невыгодном положении, поскольку у большинства из них не было в городе близких родственников, способных принять осиротевшего ребенка. Детей мещан чаще забирают в семьи родственники или друзья погибших, но и они частенько пополняют ряды уличных детей. В условиях разраставшейся Гражданской войны у власти не доходили руки до интересов детей. Разоряются и закрываются лавки и мастерские, традиционно использовавшие труд подростков, которых теперь выставляют на улицу. Население крупных городов стремительно нищает, становится еще труднее прокормить семью.Добавила сирот и продразверстка 1920 года, последовавшая за ней засуха и неурожай, все это создают крайне тяжелую ситуацию в деревне. Дети массово теряют родителей и сами гибнут от голода. По дорогам бродят сотни голодных детей, они занимают крыши вагонов поездов южных направлений, штурмуют рынки и продовольственные пристани, ютятся на чердаках, в колодцах. Отдельную проблему составляют дети репрессированных. Их отправляют к родственникам, но тем тоже часто приходится туго, и они не всегда могут позаботиться о ребенке или - что довольно часто случалось - про детей забывали вовсе.Этого времени более чем достаточно, чтобы сформировалась новая устойчивая система беспризорного быта, хорошо структурированная, со своим языком, традициями и нравами. За это время часть детей просто выросла в криминальной среде, помня о своем беспризорном опыте, активно вовлекают в них уличных детей. И очень скоро эта запущенность проблемы дает о себе знать. Теперь уже крайне сложно вернуть детей к более или менее нормальной жизни. Бродяжнический образ жизни держит крепче наркотика, многие дети за это время успели объехать полстраны, беспрестанно мигрируя, как перелетные птицы, они побывали в Одессе, Крыму, Полтаве, Питере, на Дальнем Востоке, успели повоевать на всех фронтах и помародерствовать во всех прифронтовых городах. И власть начала борьбу с беспризорностью и за беспризорных.

Наши рекомендации