СМАГУЛ САДВАКАСОВ – АУЭЗОВУ МУХТАРУ

Отправитель: Адресат:

Ташкент, Долинская,14 г.Ленинград, центр, Смагул Садвакасов ул. Декабристов,14 кв.1

Ауэзову Мухтару.

Мухтар!

Хотя твое последнее письмо получил давно, но написать ответ мне удалось только теперь. У нас есть некоторые новости. Я вышел из педвуза, сегодня уезжаю в Кызыл-Орду, но оттуда куда направят, не знаю. На мое место еще никого не назначили, временно остается один из членов нашего правления.

Теперь, конечно, возможно изменение в вопросе о твоем приезде к нам на службу. Недавно Наркомпрос говорил новому директору, что здесь теперь никто работать не будет, все такого мнения. Поэтому ходатайство о твоем переезде в Ташкент возбуждено в обычном порядке. Наш переезд в Алма-Аты тоже не разрешен. По мнению Наркомпроса должны переехать, но все же неизвестно.

Относительно квартиры не беспокойся – у педвуза дома есть. В здании, в котором я жил, имеется одна большая свободная комната. Кроме того у меня было три комнаты, одну из них можно уступить тебе. Лиза будет в Ташкенте, у нее нет возможности выйти из университета. Поэтому куда бы я не поехал, еду один. Если Кызыл-Орда согласится, останусь в Ташкенте.

Послание получил. Много, много приветствую. Если бы не это письмо, я бы обиделся на тебя… Относительно Джураба сделал диспут и делал доклады. Народу было много. Я собою остался недовольным. Я готовился и думал, что будет по обыкновению 40-50 человек. Но собралось около 300-400. В своем заключительном слове я как будто сохранил свой авторитет. Джора думает устроить диспут. Я буду докладчиком, а Сакен выступит с содокладом.

Пока, целую, обнимаю – Смагул[68].

Перевел – Мухаммедов.

(7 том, 114 стр.)

*** *** ***

(№) СССР ОГПУ ПР СНК ПП-ВО В СР.АЗИИ УПР.СОУ ОТД.СОУ. (21.3.1928 ГОДА.)

15.8.-28 года

Ташкент. Пом.нач.ОГПУ Петрову, ПП ОГПУ по КССР, г.Кызыл-Орда.

При сем препровождаем копию и фотоснимок документов Алихана Ермекова в адрес Мухтара Ауэзова.

Адресат: Ленинград, ул. Декабристов,14, кв.1 Мухтару Ауэзову.

Отправитель: Алихан Ермеков.

*** *** ***

ДОРОГОЙ ДРУГ, АЛЕКЕ![69]

25.2.1928 г.

Моя прежняя служба представляла больше преимуществ в смысле встреч с друзьями. Теперь я оторвался и мало с кем даже переписываюсь. Аза, перед Вами особенно чувствую себя виноватым. Давно тоскую, но не имею возможности устроить себе встречу с вами, а письма не удовлетворяют, поэтому избегаю писать.

Я говорил с Лизой[70], что не лучше ли вам переехать в Кызыл-Орду, но она по разным мотивам возражает, и на будущую зиму как будто сама собирается ехать в Москву, если не втянется в работу и не устроится на штатную должность ординатора терапевтической клиники.

О наших учебных делах как то я писал Вам, и перспективы по сие время остаются неопределенными. Вопрос учреждения ВУЗа, безусловно, исторический вопрос. К учреждению его Казахстан подготовлен больше, чем Россия при Петре. Студентов из Германии выписывать не придется. Если учрежденный Петром университет при академии дал выпуск только через 30 лет, то такого положения ожидать теперь, даже в условиях Казахстана не приходится. Между тем, чем раньше приступить к организации научного центра, тем лучше. При всех условиях известный организационный период, младенческий возраст должен быть пережит вновь учрежденным университетом. Вопрос этот несколько вперед продвинут. Имеется решение правительства Казахстана после ухода Тохтабаева из Наркомпроса об учреждении университета.

Направлено соответствующее ходатайство в центр РСФСР, Союз Аксеньевский, исключительной настойчивости которого обязан Казахстан продвижением этого вопроса, находится сейчас в Москве и добивается разрешения его перед центральными органами.

Было бы чрезвычайно желательно, если бы была возможность обеспечить ваше участие в работе первого казахского университета. Как вы на это смотрите? Без вашего согласия нельзя было и ставить такого вопроса. Вопрос об учреждении университета в Казахстане еще нельзя считать разрешенным, больше того пока он продвигается при особо трудных условиях, и потому нельзя быть уверенным в положительном его разрешении.

Аза, я стою в стороне от вопросов большой и малой политики нашего центра. Когда работал в Казахстане, был в курсе всех текущих вопросов и принимал то или иное участие в разработке и разрешении их. До нас доходят слухи не совсем благоприятные.

В земельном вопросе получился какой-то хаос, полнейшая, видимо, нелепость. Как иначе оценить, если члены партии, руководители земельной политики, вынуждены были защищать свою точку зрения ссылкой, главным образом, на материалы, добытые при ревизии гр.Палена «Губернаторские отчеты». Тут какая-то трещина, какой-то глубокий изъян, какая-то злокачественная язва, видимо, образовалась, какими бы высокими идеями не прикрывалась политика нового переселенческого управления. Разве это не нелепость. Искать теперь защиты у покойных царских губернаторов. Правда, у последних в свое время по сравнению с переселенческими акулами был заметен некоторый осторожный подход в вопросе изъятия земель из пользования «инородцев» в целях сохранения благосостояния «вверенного им края». Неужели все другие доводы использованы, исчерпаны без всяких результатов. Я абсолютно не могу уразуметь, в чем тут дело. Объяснений за счет особого доверия к «спецам», незаметно отравляющих органы руководящего аппарата, я считаю несостоятельными. «Кирпичики» играют, быть может, известную роль, но не они ведь ответственны. Не предвидите ли, Аза, возможности представления записки в ЦК. Или наше выступление тем членам партии, которые добиваются разрешения вопроса перед своим центром.

Изъятие новых земель – конструктивная норма при землеустройстве, в связи с опытом предвидящейся экспроприации тревожат сердце за судьбу несчастного народа. Степь подобных опытов не выдержит. Слишком неустойчиво и примитивно хозяйство кочевника. Чего стоит нынешняя зима с предварительным опытом передела сенокосов.

Алимхан. Привет Сатаю.

Аза, пишите о состоянии своего здоровья. Добейтесь свидания со Сталиным, получите разрешение провести лето в степи.

Привет Сергею Порфирьевичу.

Алимхан.

25.2.-28года.

Верно: Агабеков.

(7 том, 188 стр).

*** *** ***

МАЗМҰНЫ

(№) Жүсіпбектің А.Байтасовқа жазған хаты. Орынбор, 2 ноябрь.

(№) Жүсіпбек Аймауытовтың А.Байтасовқа жазған хаты. Орынбор, 2 ноябрь.

«Алқаға кір!..»

«Ақ жол» газеті туралы

Алашорданың басты екі адамы

Әуезұлы Мұхтардың хаты

Бывшие виднейшие руководители Алаш-орды

Заявление Ауэзова

Докладная Записка. Полномочное представительство ОГПУ в Казахстане секретно-политический отдел

7 том, стр.13

28.05-21г. /см.стр.4/

Дорогой товарищ Алихан Букейханович.

Вашего товарища по институту Зосима Александровича Буторина 14 апреля сего года арестовали. Причину ареста я не знаю, по частному случаю слышала, что личные счеты. 20 апреля сего года я его увезла зачем-то в Акмолинск. И там он один сидит в холоде, голоде, в грязи и во вшах. Прошу я у вас помощи. Помогите мне. Числа 23-24 апреля была получена телеграмма из Омска о назначении в Петропавловск в Губисполотдел здешнего земского отделения. Якобы подал телеграмму в Омск о том, что он арестован, между тем приехал один из служащих местного ведомства из г. Омска. В первых числах мая и говорит, что там не знают об его аресте. Я служу, хотела выехать сама и лично переговорить, но меня не отпускают, а потому к вам обращаюсь. Извиняюсь за беспокойство. Узнай те причину ареста в Губчека, и если он осужден, то похлопочите о переводе его в Кокчетавский чека или в тюрьму. Где я могу ему по крайней мере 2 раза в неделю приносить пищу и белье. В Акмолинске у меня никого нет: ни родных, ни знакомых.

Пожалейте его старика. Он совсем осунулся, постарел, похудел и т. д

Еще раз извиняюсь за беспокойство.

Уважающая вас Анфиса Буторина. 10.01.21г.

Г. Кокчетав. Мой адрес: 2-я Советская больница, фельдшерица А.Д.Буторина.

Наши рекомендации