Государственное регулирование отношений собственности.
Рыночные отношения предусматривают функционирование предприятий и организаций различных форм собственности. В конкурентной борьбе на рынках участвуют на равных основаниях акционерные, арендные, частные, государственные предприятия.
Собственность представляет форму отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в особенности присвоения средств, факторов производства. Формы собственности предполагают способы распределения, обмена, потребления материальных благ; положение определенных групп, классов. При частной собственности отношения строятся на обособленном присвоении, при общественной — на совместном присвоении.
Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, сколько (одно или несколько) лиц являются владельцами предприятия, от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия.
В настоящее время в экономике взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Каждая форма собственности по-своему приспосабливается к конкретной сфере экономики, специфическому виду экономической деятельности. Так как рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, то исключается господство какой-либо одной формы собственности.
Крупным шагом в этом направлении является реализация программы разгосударствления и приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Разгосударствление включает в себя как приватизацию, так и изменение функций государственного управления хозяйством. Последнее означает передачу государством функций непосредственного управления предприятиям или их объединениям. В ходе разгосударствления предприятие как государственный хозяйствующий субъект обретает полную самостоятельность и ответственность.
Приватизация — наиболее короткий путь к созданию конкурентной среды через нивелирование монополизма государственной собственности. Причем действующее законодательство предусматривало следующее: продажу долей (акций) в капитале акционерных обществ (товариществ); продажу имущества предприятия, сданного в аренду с правом выкупа; безвозмездную передачу.
В процессе приватизации значительная часть акций приватизируемых предприятий .осталась в собственности государства. Следовательно, многие предприятия с точки зрения формы собственности превратились в смешанные.
Отличительная особенность проведенной первого этапа приватизации — в открытом доступе к приватизации всех граждан России главным образом через приватизационные чеки (ваучеры), розданные вне зависимости от пола, возраста, характера занятости. И несмотря на многочисленные критические замечания ряда экспертов, главные цели этого этапа были достигнуты: сформирован широкий слой частных собственников; привлечены в производство инвестиции, в том числе иностранные; предложены мероприятия по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников (акционеров).
Первоначальная чековая приватизация обычно завершается формированием акционерных обществ, эмиссией акций и их реализацией на первичном рынке. На этом этапе формально преобразуются отношения собственности и создаются предпосылки для привития акционерам и работникам предприятия предпринимательского и хозяйственного стилей поведения, формирования акционерного механизма развития производства и повышения его эффективности и качества продукции. Создается нормативная база образования и функционирования акционерных обществ и устанавливается государственный контроль за выполнением законодательства.
Если первый этап приватизации предполагал главным образом бесплатную (с помощью ваучера) или на льготных условиях раздачу государственного и муниципального имущества, то второй этап предполагает продажу акций за деньги. Причем предусматриваются различные варианты продаж: аукционная продажа, передача пакетов акций в залог и доверительное управление, использование конвертируемых облигаций и производных ценных бумаг при раскреплении пакетов акций из федеральной собственности.
На этапе денежной приватизации и формирования инвестиционных фондов предусматривается создание структуры акционерной собственности и складывается твердое ядро акционеров, состоящее из образовавшейся на предыдущем этапе группировки, нацеленной на перспективы развития производства и привлечение новых инвесторов. Политика в области формирования структуры акционерной собственности содействует образованию «среднего класса» и ограничивает имущественное расслоение. Постепенно акционерные общества будут осуществлять дополнительную эмиссию акций для реализации на фондовом рынке, что будет означать развитие вторичного рынка ценных бумаг. Акции этих предприятий, пройдя независимую экспертизу на надежность, будут иметь более высокий курс, чем те, которые реализуются акционерными обществами самостоятельно.
На этом этапе следует ожидать трансформации ряда закрытых АО в открытые, перехода контрольного пакета акций в руки акционеров с более выраженным стилем рыночного поведения, перекупки акций обществ, не выдержавших конкуренции, банкротства наиболее слабых из них. Именно на данном этапе могут встать сложные социальные проблемы, связанные с увеличением безработицы. Эти проблемы необходимо предвидеть и своевременно, т.е. загодя, принять меры по их решению. Это, в частности, возможно посредством диверсификации производства как по ассортименту выпускаемой продукции, так и по видам услуг и организации внутреннего рынка рабочей силы.
На завершающем этапе разгосударствления образуются крупные акционерные компании, осуществляется накопление капитала акционерными обществами, интенсивно развивается рынок ценных бумаг и акционерный механизм дополняется собственным механизмом заемных средств, поскольку крупные компании в состоянии самостоятельно выкупать облигации, приносящие их владельцам более высокий доход, чем дивиденды по акциям. На этом этапе возможно широкое привлечение иностранного капитала и образование совместных компаний.