Учение Гегеля о праве и государстве
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – гениальный немецкий мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политико-правовой мысли.
Проблемы государства и права находились в центре вниманияГ.В.Ф. Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 года».
Право, по Г.В.Ф. Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свободасоставляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна.
Понятие «право» употребляетсяв гегелевской философии права в следующих основных значениях:право как свобода («идея права»); право как определенная ступень и форма свободы («особое право»); право как закон («позитивное право»).
Превращение права в себе в законпутем законотворчества придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательствамогут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера. Различая право и закон, Г.В.Ф. Гегель стремится исключить их противопоставление. Содержание права ожет быть искажено в процессе законодательства; не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно.
Тремя основными ступенями развития понятия праваявляются: абстрактное право, мораль и нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство.
Абстрактное правопредставляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это право абстрактно свободной личности, которая подразумевает прежде всего правоспособность, т.е. действует формально-правовая заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Свою реализацию свобода личности находит, по Г.В.Ф. Гегелю, прежде всего в праве частной собственности, которое, в свою очередь, выражается через договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица, обоюдно являющиеся частными собственниками.
На ступени моралиличность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъектов. Абстрактное право и мораль приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.
Государствопредставляет собой, по Г.В.Ф. Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. «Государство – это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». Г.В.Ф. Гегель признает возможность плохого государства, которое лишь существует, но недействительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, оно остается вне рамок его философии права, которая исходит из идеи действительного разумного государства.
Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достижение такой ситуации правового государства.
Государственное как нравственное целоев трактовке Г.В.Ф. Гегеля – живой организм. Гегель говорит об органически целостной свободе– свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни. Различные трактовки государства– государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как «политическое государство» и т.д. – взаимосвязанные аспекты единой идеи государства.
У Г.В.Ф. Гегеля античная мысль о полисном правлении(о полисе-государстве как высшей и совершенной форме общения) соединяется с доктриной «господства права»; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства.
Идея государства проявляется трояко: как непосредственная действительность в виде индивидуального государства, речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве; в отношениях между государствами как внешнее государственное право; во всемирной истории.
Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, являются законодательная власть, правительственная (исполнительная) власть и власть государя (главы государства).
Самой разумной формой государстваГ.В.Ф. Гегель считал конституционную монархию. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.
Высший момент идеи государства, по Г.В.Ф. Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. В межгосударственных отношениях государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности, т.е. оказываются в отношениях между собой как бы в естественном состоянии.
Сконструированное Г.В.Ф. Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, компромиссом с существующим сословным строем, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, т.е. правовое государство.
Историческая школа права.
Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.
Сутьтеории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:
» право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);
» основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;
» официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.
Кдостоинствамтеории праваможно отнести те факты, что:
~ обычай действительно предшествовал появлению права;
~ принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные особенности;
~ теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на естественность развития права.
Главнымнедостаткомтеорииявляется ее обращенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.
36. план государственных преобразований М.М. Сперанского.
Граф Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) сделал блестящую государственную карьеру при императорах Александре I и Николае I. В 1812 г. попал в опалу и был сослан в Ниж. Новгород, но в 1821 г. возвращается в Петербург и становится членом Государственного совета, созданного по его проекту еще в 1810 г. В 1826-1832 гг. М.М. Сперанский фактически возглавляет кодификационные работы Сперанский считается основателем русской юридической науки и русскоязычной юридической терминологии. Политико-правовое мировоззрение М.М. Сперанского эволюционировало от либерального (до опалы) до консервативного (уже при Николае I).
Наиболее известный проект либеральных государственных преобразований М.М. Сперанского – «Введение к Уложению государственных законов». Целью преобразования системы государственного управления объявлялось учреждение самодержавного правления на основе незыблемого закона. Для этого М.М. Сперанский предлагает принцип разделения государственной властина законодательную, исполнительную и судебную ветви, а также принцип разграничения полномочий между центральными и местными органами власти.
Во главе всех ветвей властистоят император и Государственный совет – особый управляющий центр, руководящий деятельностью всех трех ветвей госвласти. Не предусмотрена ответственность Госсовета перед императором, Госсовет как бы отстраняет императора от непосредственного управления страной.
Во главе законодательной властинаходится Государственная дума (на местном уровне предлагалось учредить губернские, окружные и волостные думы). Сперанский предлагает выборный характер формированиядепутатского корпуса Думы. Дума не может быть произвольно распущена императором. Все законы должны одобряться и обнародоваться императором.
Во главе исполнительной властинаходится Правительствующий сенат(на местном уровне предлагалось учредить губернские, окружные и волостные правления). Фактически исполнительная власть возглавляется императором, при этом она ответственна перед законодательной властью. Правительствующий сенат формируется Госдумой.
Во главе судебной властинаходится Судебный сенат(на местном уровне предлагалось учредить губернские, окружные и волостные суды). Решение Судебного сената по делу окончательно; у императора нет рычагов влияния на Судебный сенат. Порядок формирования Судебного сената – выборный.
В 1810 г. в соответствии с проектом М.М. Сперанского был учрежден Госсовет, однако лишь как законосовещательное учреждение при императоре. В 1864 г. Сенату были переданы судебные функции, а Госдума была учреждена лишь в 1905 г. под воздействием начавшейся Первой русской революции.
М.М. Сперанский искренно верил в богоустановленность государственной власти. В вопросе о происхождении государстваон примыкает к сторонникам патриархальной теории. Как семья, так и государство – основываются на фундаментальных способностях человека к общению и к подчинению власти.