D. Функциональные органы « не экологической» компетенции

· Фед надзор России по ядерной и радиационной безопасности

· Мин здравоохранения

· Органы гос статистики и таможни

· Мин ЧС. Мин обороны...

Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением экологического контроля).

Важнейшую роль в управленческой деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды играют подведомственные Министерству природных ресурсов РФ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов, а также Федеральная служба по гидрометеорологи и мониторингу окружающей среды, подведомственная непосредственно Правительству.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств. Оно самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в частности:

1) о порядке государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых;

2) о порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса;

3) о порядке переоформления лицензий на пользование участками недр;

4) методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых;

5) о порядке утверждения лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства, расчетных лесосек; методики экономической оценки лесов;

6) перечни противопожарных мероприятий, осуществляемых лесопользователями, и требования к разработке планов таких мероприятий;

7) требования к использованию и охране водохранилищ, а также по другим вопросам, указанным в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства от 22 июля 2004 г. <*>.

Управление финансами

· Управление финансами – это комплекс мероприятий, совокупность стратегий и приемов, направленных на достижение высоких финансовых результатов и повышение эффективности финансовой системы в целом.

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам , банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; и др..

Высшие органы государственной власти управления финансамив РФ.

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует,в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.

Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации.

Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата.При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

Министерство финансов Российской Федерации.

Задачи:

· - разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

· - составление проекта и исполнение государственного бюджета;

· - осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием -бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов;

· - обеспечение устойчивости государственных финансови осуществление мер по развитию рынка.

Деятельность Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением "О Министерстве финансов" утвержденным постановление Правительства РФ.

Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

· Минфин проводит в своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

· контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств.

Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство финансов имеет право:

· - ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета;

· - взыскивать в установленном порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому направлению, с наложением штрафа;

· - выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета;

· - предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет;

· - осуществлять лицензионную деятельность.

В соответствии с положением Министерство финансов для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.

Центральный аппарат Министерства финансов включает следующие подразделения:департаменты

1) Департамент бюджетной политики – составляет проект бюджета и организует его исполнение.

2) Департамент отраслевого финансирования – определяет направление финансирования отдельных отраслей промышленности, АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта, связи.

3) Департамент межбюджетных отношений – регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов федерации.

4) Департамент управления государственным внутренним долгом – занимается эмиссией внутренних государственных займов, выплатой процентов и погашением.

5) Департамент управления государственным внешним долгом – производит выпуск внешних займов и их погашение.

6) Департамент аудита – осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской деятельности, аттестацию аудиторов, а также выполняет функции упраздненного Контрольно-ревизионного управления.

7) Департамент бухгалтерского учета и отчетности – разрабатывает методы, принципы и формы бухгалтерского учета и отчетности, а также нормативные документы по формам учета и отчетности (План счетов, формы бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках и др.)

8) и другие департаменты.

В составе Министерства финансов на основании Указа президента РФ "О Федеральном казначействе", Постановления Правительства РФ "О Федеральном казначействе Российской Федерации", утвердившим Положение о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему.

Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:

· Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.

· Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и С.-Петербургу, Севастополю..

· Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения.

Основными задачами органов Федерального Казначейства являются:

· -организация, осуществление и контроль исполнение бюджета РФ;

· -управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

· - финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

· - краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

· - управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

· - предоставление законодательным и исполнительным органам отчетности ол финансовых операциях правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Счетная палата РФ

Счетная палата является органом государственного финансового контроля , образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:

-организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей государственного бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению;

-определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования средств федеральной собственности;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Управление кредитом

· Кредитное дело (кредит)представляет собой особуюсферу предпринимательской деятельности, направленной на привлечение и аккумуляцию временно свободных денежных средств и их распределение между отдельными хозяйственными звеньями на условиях срочности, платности и возвратности.

Организация и деятельность кредитных учреждений осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О банках и банковской деятельности", Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", других федеральных законов, а также нормативных актов Банка России.


Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.


Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.


Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции;


Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Руководство кредитным делом осуществляет Центральный банк РФ. Его деятельность регламентирована ст. 75 Конституции, ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

1) Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности:

· правом эмиссии денежных знаков

· укрепления курса рубля

· регулирования деятельности коммерческих банков.

2) Основными целями деятельности Банка России являются:

· защита и обеспечение устойчивости рубля

· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов

3) Основными задачами Банка России являются:

· регулирование денежного обращения

· проведение единой денежно-кредитной политики

· защита интересов вкладчиков, банков

· надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений

· осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

4) Также ЦБ РФ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций и организует систему их рефинансирования.

5) ЦБ РФ подчиняется государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) — государственная корпорация, созданная в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года в рамках формирования системы страхования вкладов (ССВ). Полное наименование — государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Агентство наделено следующими функциями:

— обеспечение функционирования системы страхования вкладов;

— осуществление функций конкурсного управляющего (ликвидатора) несостоятельных кредитных организаций;

— финансовое оздоровление (санация) банков.

Кредитный процесс:

Первая стадия кредитного процесса - программирование - заключается в оценке макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка-кредитора к работе с различными категориями ссудополучателей, принятии ряда внутрибанковских нормативных документов.

Вторая стадия - предоставление банковской ссуды, формирующее прямой выходной денежный поток. В соответствии с разработанными и принятыми у каждого банка направлениями отбора (применительно к нынешним российским условиям кредитной работы можно сказать - поиска качественного заемщика)-сотрудники кредитного подразделения осуществляют прием заявок на получение ссуды. В зависимости от видов кредитования (инвестиционное, краткосрочное, кредитование юридических лиц, кредитование физических лиц, как потребительское, так и бизнес-кредитование частных предпринимателей) по заявке на кредит начинается подбор необходимой документации. Здесь сотрудник кредитного подразделения должен провести экономический анализ предоставленной документации, сделать выводы о рыночной возможности и привлекательности проведения активной операции по предоставлению кредита.

Управление кредитом необходимо разделять на управление ссудным капиталом на макроуровне и микроуровне. С народно-хозяйственных позиций (макроуровень) всегда важно анализировать и регулировать развитие кредитных отношений во взаимосвязи с макроэкономическими пропорциями, увязывая объемы и структуру кредитных вложений в экономику с решением задач по увеличению валового внутреннего продукта, развитию денежного оборота, инвестиций, снижению инфляции и т.д.

При формировании рыночного уровня ссудного процента на отклонение его величины от средней нормы прибыли влияют как общие факторы, действующие на макроуровне, так и частные, лежащие в основе проведения процентной политики отдельных кредиторов. К числу общих факторов относятся:

  1. уровеньставкирефинансирования;
  2. соотношение спроса и предложения заемных средств;
  3. регулирующая направленность политики Центрального банка РФ;
  4. степеньинфляционногообесцененияденег.

Посредством нормы процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита. Он содействует рациональному сочетанию собственных и заемных средств. В условиях рыночного формирования уровня ссудного процента привлечение в оборот заемных средств является выгодным только при покрытии кредитом временных и необходимых дополнительных потребностей. Всякое излишнее использование кредита снижает общий уровень рентабельности вложений.

Посредством процента осуществляется регулирование объема привлекаемых банком депозитов. Рост потребностей хозяйства в кредитах должен быть покрыт соответствующим приростом банковских депозитов как источников кредитования. Это ведет к повышению ставок депозитного процента до размера, уравновешивающего предложение депозитов и спрос на них со стороны банка. Напротив, при сокращении потребностей хозяйства в кредитах снизятся доходы банка от предоставляемых ссуд. Увеличить прибыль он сможет при сокращении пассивных операций. Таким образом, уменьшение притока ресурсов в кредитную систему выступает реакцией на снижение потребностей хозяйства в заемных средствах.

Процентная политика коммерческого банка уже сегодня направлена на соответствующее управление ликвидностью его баланса.

Дифференциация уровня ссудного процента по активным операциям в зависимости от ликвидности вложений приводит к соответствию спроса на рисковый кредит со стороны заемщиков требованиям ликвидности баланса банков. Аналогично прослеживается роль процента по депозитным операциям как стимула привлечения наиболее устойчивых средств в оборот кредитного учреждения.

Устанавливаемая Центральным банком РФ ставка платы за ресурсы наряду с нормой обязательных резервов И условиями выпуска и обращения государственных ценных бумаг постепенно становится эффективным средством управления коммерческими банками. Не прибегая к прямому регулированию процентной политики последних, Центральный банк РФ определяет единство процентной политики в масштабах хозяйства, стимулируя повышение или понижение процентных ставок.

79. Управление образованием

· Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обученияв интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

ü воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

ü обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

o В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

§ дошкольное образование;

§ начальное общее образование;

§ основное общее образование;

§ среднее общее образование.

o В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

§ среднее профессиональное образование;

§ высшее образование - бакалавриат;

§ высшее образование - специалитет, магистратура;

§ высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

-гуманистический характер образования;

-единство федерального культурного и образовательного пространства;

- общедоступность образования;

-светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

-свобода и плюрализм в образовании;

-демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Важным регулятором являются – государственные образовательные стандарты(совокупность требований, обязательных при реализации основных обязательных программ) являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Порядок их разработки, утверждения и введения определяется Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Образовательные программы определяют содержание образования определенных уровней и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные (ст. 12 ФЗ «Об образовании»).

Образовательные программы осваиваются в образовательных учреждениях в:

1) очной,

2) очно-заочной (вечерней),

3) заочной форме;

4) в форме семейного образования,

5) самообразования

Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

1. Лицензирование. Лицензия может быть выдана при наличии соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, отвечающим установленным государственным и местным требованиям. Эти требования относятся к материально-технической базе, санитарно-гигиеническим нормам, укомплектованности необходимыми кадрами и др.

2. Аккредитация означает юридическое признание прав и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы.

3. Аттестация образовательных учреждений имеет целью установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

· Управление в сфере образования осуществляет Министерство образования и науки РФ.

Министерство образования и науки РФ -федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 15 мая 2010 г. N 337;

Руководство - Ливанов Дмитрий Викторович

Функциипо:

1) выработке и реализации государственной политики в сфере образования;

2) нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

3) оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования;

Полномочия:

- вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственной ему федеральной службы, к деятельности Высшей аттестационной комиссии

- самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: перечни профессий и направлений подготовки (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка; типовые положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их создания; формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, технические требования к ним и т.д.;

- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций;

- осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых программ и проектов в установленной сфере деятельности;

- осуществляет распределение между образовательными учреждениями квот на стипендии Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные именные стипендии и назначение их в установленномпорядкеи т.д.

· Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Рособрнадзор осуществляет:

- государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

- лицензирование образовательной деятельности;

- государственный контроль качества образования;

- научно-методическое обеспечение контроля качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- организацию проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации а также организацию осуществления централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена;

- контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;

- организует контроль качества подготовки выпускников (государственную (итоговую) аттестацию) по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и т.д.

· Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки Российской Федерации

создана в целях обеспечения государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.

Состав Комиссии формируется из числа докторов наук, специалистов в области науки, техники, образования и культуры и включает в себя председателя, заместителей председателя, главного ученого секретаря и членов Комиссии.

Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации сроком на 5 лет

Закон "Об образовании" относит к органам управления образованием также ведомственные государственные органы управления образованием.

Это подразумевает, что образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в ведении различных органов, ведающих другими отраслями и сферами управления.

Руководство образовательными учреждениями, подведомственными неспециализированным органам, осуществляется их структурными подразделениями.

+ Федеральное агентство по делам молодежи

Наши рекомендации