Какие научные методы используются при изучении политики?
Общие методы исследования политических объектов.(Иногда их называют подходами). Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и либо дают его специфи- ческую интерпретацию (например, системный или деятельностный методы), либо ориентируют на особый подход к нему (сравнительный и исторический методы). Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
Прежде всего это социологический подход. Он предполагает выяснение зависимости поли- тики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на поли- тическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.
Одним из наиболее широко применяемых частных проявлений является культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.
На протяжении всего периода своего существования политическая наука во многом базирует- ся на нормативном или нормативно-ценностном подходе. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности. Их оценку с точки зрения общего блага, справедли- вости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного или желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение.
В отличие от нормативного подхода, функциональный метод требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т. п. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и основывается на позитивист- ской ориентации исследователя.
Специфическим развитием и качественным обогащением функционалистских установок вы- ступает бихевиористский метод, претендующий на максимальную научность в политических иссле- дованиях по сравнению с другими методами. Бихевиоризм требует применения к политике методов, используемых в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении по- литики посредством исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп. Этот метод требует ясности выражения и четкости определения исследовательской процедуры, проверяемости знаний опытом.
Фундамен- тальным для системного подхода Парсонса является постулирование четырех основных функцио- нальных требований к рассматриваемой системе, которые обеспечивают сохранение и выживание любой системы: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание модели.
На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, функцию поддержания модели – система верований, мораль и органы социализации (семья, институ- ты образования и др.). Таким образом, рассматривать политику и другие подсистемы общества необ- ходимо в контексте с этими основными функциями.
Системная теория делит процессы взаимодействия на три цикла: ввод (input), конверсия (con- version), преобразование и вывод (output). Что касается границы политической системы, то она может расширяться или сужаться. Поскольку индивидуумы в обществе являются субъектами ряда систем и подсистем, то они фактически выполняют различные роли в многообразии систем, с которыми они связаны: политической, экономической, религиозной и т. д.
К функционалистски, позитивистски ориентированным методам примыкает структурно-функциональныйанализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее экспекций (ожиданий). Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями.
Институциональный метод, наряду с нормативным вплоть до начала ХХ века был господ- ствующим в политической науке. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осу- ществляется политическая деятельность, т. е. государства, партий, других организаций и объедине- ний, права, правительственных программ.
Антропологический подход во многом противоположен социологическому методу. Он тре- бует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как ро- дового существа, имеющего неизменный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии и др.). Он исходит их трех важнейших принципов: 1) постоянства фундаментальных родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного (духовного), изначально обладающего свободой; 2) уни- версальности человека, единства человеческого рода, независимо от этнических, расовых, социаль- ных, географических и иных различий, равноправия всех людей; 3) неотъемлемости естественных основополагающих прав человека, их приоритета по отношению к принципам устройства, законам и деятельности государства. Применительно к исследованию реальных политических действий антро- пологический подход требует не ограничиваться изучением влияния социальной среды или разум- ной, рациональной мотивации, но и выявлять иррациональные, инстинктивные, биологические и дру- гие методы поведения, обусловленные человеческой природой.
Психологический подход близок к антропологическому методу в требовании исходить в по- литических исследованиях из представлений о человеке. Однако, в отличие от антропологизма, он имеет в виду не человека вообще, не человека как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуально- го развития. Этот метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведе- ния индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, а также ти- пичных механизмов психологических мотиваций.
Деятельностный метод дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмот- рение как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии (этапы). Это определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление, регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач. Деятельностный подход является методологической базой теории политических решений. Рассмот- ренная с такой точки зрения политика выступает как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. С использованием деятельностного подхода связана и трактовка политики как специфической формы управления обществом.
Сравнительный метод широко распространен в современной политологии. Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, партий, электо- ральных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д., с це- лью выявления их общих черт и специфики, нахождение наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
Применение этого метода дает возможность использовать опыт других стран, что особенно актуально для современной российской политологии. Преимущественное использование в политиче- ской науке сравнительного метода служит основанием для выделения в ней специальной отрасли знаний – сравнительной политологии.
Субстанциальный (онтологический) подход требует выявления и исследования той перво- основы, которая составляет специфическую качественную определенность политики. Такой первоос- новой обычно считают власть, отношения господства и подчинения в их многообразных проявлениях или же деление общества на друзей и врагов (К.Шмидт). Среди огромного количества определений политики явно доминируют ее характеристики с помощью понятий "власть" и "господство".
Исторический метод издавна используется в политологии и других общественных науках. Он требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.
6. Определите сущность, ресурсы и формы политической власти.
Политическая власть– это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.
Власть в обществе имеет свои параметры:
– масштабы власти – характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти;
– время власти – период функционирования данной власти, данного органа государственной власти;
– объем власти – количество власти, сосредоточенное в данных руках или органах;
– пространство власти – определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или формально функционирует.
Характерные признаки политической власти:
– верховенство власти – обязательность властных решений для всего общества;
– моноцентричность власти – существование единого государственного центра принятия политических решений;
– всеобщность власти – функционирование власти на основе права от имени всего общества;
– наличие многообразия ресурсов власти – экономических, нравственных, социальных, культурных и т. д.
Ресурсы власти– это средства, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей. Выделяют ресурсы власти экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические.
Экономические ресурсы – материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процессов производства и потребления.
Социальные ресурсы– группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики.
Культурно-информационные ресурсы– знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д.
Принудительные ресурсы– оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства.
Демографические ресурсы– основа воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти – люди.
Формы власти:
1. Власть, основанная на принуждении;
2. Власть, основанная на вознаграждении;
3. Должностная (традиционная) власть;
4. Власть авторитета
Типология власти
В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия.
Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена):
– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);
– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;
– плутократическая– власть крупных собственников (экономически господствующего класса);
–самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.
Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д.
Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:
– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);
– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);
– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).
Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.
Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается:
– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами;
– социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;
– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;
– принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).