Тема 3.2. Формы (источники) права
Форма (источник) права –
- это способ выражения и закрепления нормы права;
– способ выражения во вне государственной воли, объективирования юридических правил поведения.
Источник позитивного права –
-это форма выражения государственной воли, направленная на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания;
‑ способ выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц.
Нормативный акт –
-это особый документ (закон, указ, постановление, приказ), принятый специально уполномоченным правотворческим органом государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы;
-официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, носящий общественный характер, направленный на регулирование определенного вида общественных отношений и применяющийся неоднократно.
Правовой обычай –
- это санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы;
- это правило поведения, сложившееся в следствии фактического его применения в течение длительного времени, нигде в официальных документах не записанное, но признаваемое в государстве.
Правовой прецедент – решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.
Юридический прецедент –
- это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел;
‑ решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащие примерным образцом толкования закона.
Нормативный договор–
- акт волеизъявления самих участников общественных отношений, содержащий правовые нормы и получающий поддержку государства;
‑ соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Закон – в широком смысле слова: все нормативно-правовые акты в целом и установленные государством общеобязательные правила.
Закон в юридическом смысле (в узком смысле): нормативный акт, принятый высший представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Закон- это, принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым по вопросам регулирования общественной и государственной жизни.
Конституция – основной закон государства и общества в целом, обладающий наивысшей юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форма правления, принципы взаимоотношения личности и государства.
Акт референдума- юридический документ принятый на всенародном голосовании и не нуждающийся в утверждении.
Подзаконный акт – правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона для конкретизации законодательных предписаний и их толкования.
Тема 3.3. Нормы права. Социальные нормы
Норма права –
- общеобязательное, установленное (санкционированное) и охраняемое государством правило поведения, выражающее определяемые материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующие на общественные отношения в целях упорядочения их;
‑ общеобязательное формально определенное правило поведения, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений;
‑ установленное государственными органами или должностными лицами властное предписание, обладающее свойствами нормативности, формальной определенности и ясности.
Структура правовой нормы – логически согласованное ее внутренне строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.
Гипотеза –
- элемент правовой нормы, в котором указывается при каких условиях следует руководствоваться данным правилом.
‑ часть нормы права, содержащая указание на конкретные фактические жизненные обстоятельства (события, действия, состояния), при которых данная норма права вступает в действие.
Диспозиция –
- элемент правовой нормы, в котором указывается каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой;
‑ часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому субъекты права должны следовать, если они оказываются в условиях, определенных гипотезой.
Санкция –
- элемент правовой нормы, в котором определяется какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией;
‑ часть нормы права, содержащая вид и меру возможного наказания за невыполнение требований диспозиции или поощрения за совершение рекомендуемых действий.
Диспозитивные нормы – нормы, допускающие регулирование отношения по соглашению сторон и устанавливающие правило лишь на случай отсутствия соглашения.
Императивные нормы – нормы, имеющие строгий, властно-категоричный характер, основаны на запретах, обязанностях, наказании.
Обязывающие нормы права – нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные положительные действия.
Запрещающие нормы права – нормы, запрещающие совершать определенные действия.
Управомачивающие нормы права – нормы, предоставляющие участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.
Социальная норма –
-связанное с волей и сознанием людей общие правило регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации;
‑ общее правило, регулирующее поведение людей в обществе;
‑ правило, регулирующее поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношении.
Нормы морали (нравственности) –
- продукт исторического развития человечества, сформированный в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей;
‑ правило, складывающееся в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, т. е. в соответствии с моральными представлениями.
Обычай– правило поведения общего характера, сложившееся исторически в силу их длительного, многократного соблюдения, вошедшее в привычку, ставшее традицией.
‑ общее правило, возникающее в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности, и в силу длительности своего существования вошедшее в привычку людей.
- правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве общеобязательного.
Корпоративные нормы (нормы организаций) – правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.
Религиозные нормы – это правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах, либо установленные церковью.
Тема 3.4. Правотворчество. Юридическая (законодательная) техника
Правотворчество –
- процесс возведения государственной воли в закон, ее оформление в различных юридических актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения общеобязательный характер;
— это специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования, в результате которой приобретает юридическую силу и вступает в действие закон;
- деятельность государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов.
Правотворческая техника – совокупность методов, приемов подготовки качественно совершенных как по форме, так и по содержанию нормативно-правовых актов.
Правотворческая ошибка – отступление от требований правотворческой техники, логики или грамматики, которое снижает качество нормативно-правового акта, вызывает затруднения в его толковании и препятствует реализации нормы права в конкретных отношениях.
Законодательная процедура – установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов, вплоть до их принятия и вступления в силу.
Законодательная инициатива – закрепленное в Конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.
Законопроект – текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с законодательной процедурой, установленной для внесения на рассмотрение законодательного органа или референдума.
Юридическая практика – деятельность по изданию юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовом опытом.
Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности, эффективности.
Тема 3.5. Нормативные акты
Закон- это нормативный юридический акт высшею государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридически силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны.
Признаки закона:
— юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм по их отмене или изменению; всегда письменный документ; источник права;
— юридический акт , принимаемый высшими представительными органами государства либо на референдуме;
юридический акт принимаемый в особом порядке; отменяется только законом;
— юридический акт, обладающий высшей юридической силой, он отличается юридической всеобщностью; все иные акты должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;
— юридический акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны; правовая база для подзаконных нормативных актов
Виды законов
Конституционный закон- правовой акт, который изменения в конституцию, принимается в особом, усложненном порядке, обладающей высшей юридической силой.
- Текущие или обыкновенные –обычные законы принимаются но основе и во исполнении конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны политической, экономической, культурной жизни государства.
- Органический закон- закон, принимаемы по прямому предписанию конституции в порядке, отличном от порядка принятия обычных и конституционных законов, занимает место в юридической иерархии между конституционными и обычными законами.
- Программный закон- закон, предусматривающий развитие государства на определенный период, т.е. содержащий программу развития государства и гражданского общества.
- В федеративном государстве законы федератов, которые не должны противоречить общефедеральному законодательству.
Подзаконные акты: нормативно- правовые акты государственных органов и компетентных должностных лиц, которые издаются на основе законов, не противоречат им и направлены на реализацию законов.
Ведомственные акты-акты конкретных министерств, комитетов, департаментов.
Локальные акты- акты изданные общественными объединениями, партиями, распространяющиеся только на членов данного объединения.
Тема 3.6. Пробелы в праве
Пробел в позитивном праве – полное или частичное отсутствие правовых установлений (норм), необходимость которых обусловлена развитием социальной жизни и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства, отвечающего правовым требованиям, а также иными проявлениями права, вытекающими из природы вещей и отношений.
Пробел в законе – неполное урегулирование вопроса в данном законе.
Пробел в законодательстве – отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.
Аналогия закона – применение к неурегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения.
Аналогия права – применение к неурегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства.
Тема 3.7. Толкование права
Толкование права- мыслительный процесс направленный на уяснение и разъяснение содержания нормы, в которой выражена воля законодателя называется толкованием права;
– интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.
Толкование норм права –
- деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания нормы;
‑ деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме;
‑ познавательная деятельность, осуществляемая в целях установления содержания нормы права, изложенной в тексте нормативно-правового акта.
Толкование закона – деятельность органов государства, организаций, должностных лиц, отдельных граждан по установлению содержания нормы права, раскрытию в них воли законодателя.
Разъяснение нормы права –объяснение, указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм, доведение усвоенного содержания для других лиц.
Уяснение нормы права- процесс понимания, осмысления, осознания содержания норм «для себя».
Официальное толкование – разъяснение норм права, осуществляемое компетентными органами.
Неофициально толкование – разъяснение смысла правовых норм любым гражданином или общественной организацией, не являющееся обязательным.
Буквальное толкование – разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с текстуальным выражением.
Казуальное толкование –
- предназначено для распространения его результатов на определенный круг лиц или случаев и преследует основной целью правильное решение именно данного дела.
- разъяснение содержания правовой нормы, которая дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела.
Способы толкования –
-относительно обособленные приемы анализа правовых актов;
‑ совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания нормы права.
Нормативное толкование-
– предназначено для распространения его результатов на не определенный круг лиц и случаев, т. е. имеет абстрактный характер;
‑ официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права.
Судебное толкование – разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами.
Административное толкование – разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительно-распорядительными органами государства.
Юридическая коллизия– противоречие между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Тема 3.8. Систематизация законодательства
Систематизация–
-целенаправленная деятельность по упорядочению нормативных актов;
-приведение нормативных актов в определенную систему с целью их допустимости, лучшей обозримости и эффективного применения.
Инкорпорация –
- систематизация нормативных правовых актов, выраженная в подготовке и издании разного рода сборников (собраний) таких актов.
‑ объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания, переработки и редактирования.
Консолидация – сведение множественных нормативных актов в один укрупненный акт по какому-либо определенному вопросу.
Кодификация –
- деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.).
‑ форма систематизации, при которой нормативный материал, подвергается существенной переработке, пересматриваются все действующие в определенной сфере нормы права.
Кодекс– систематизированный, единый юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную форму общественных отношений.
Тема 3.9. Правовая система. Основные правовые системы современности (семьи права)
Правовая система — это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности — правовой идеологией и судебной (юридической) практикой.
Частями (элементами) правовой системы являются:
собственно объективное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права;
правовая идеология — активная сторона правосознания;
судебная (юридическая) практика.
Семьи права
— романо-германское право (континентальной Европы) -в этих системах на первом месте стоит закон;
- англосаксонского общего права — прецедентное право Великобритании, США -в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент;
-семья религиозно-традиционных систем — таких, как мусульманское право -в этих системах определяющую роль играют религия;
-семья заидеологизированных систем – таких, как советское право, право других социалистических стран -в этих системах определяющую роль играла партийная идеология.
Тема 3.10. Система права и система законодательства
Система права –
внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования;
-внутренняя дифференциация позитивного права, его деление на отрасли и институты);
‑ внутренне строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части;
‑ исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.
Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями и используемый ими для достижения своих целей.
Правовой институт –
-объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений;
‑ обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений.
Подотрасль –
-совокупность норм, регулирующих несколько сторон однородных общественных отношений;
- совокупность институтов права, образующих внутри отрасли обособленную группу норм, которые регулируют свои, чем-то отличающиеся общественные отношения.
Отрасль права –
-относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений;
‑ совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования;
- совокупность обособленных юридических норм, которыми регулируются общественные отношения какой-то определенной области, обладающие качественным своеобразием
Законодательство –
- внешняя форма выражения объективного права, охватывающая акты высших органов государственной власти и управления и иногда акты центральных органов государственного управления.
‑ система действующих в конкретный исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.
Система законодательства
– совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права;
‑ совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм.
Публичное право – упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих процесс организации и деятельности органов государства, процесс осуществления общественных интересов.
Тема 3.11. Понятие правоотношений
Правоотношение
– индивидуализированная связь, которая возникает на основе правовых норм между гражданами и иными лицами в форме субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживается принудительной силой государства;
‑ урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Субъекты правоотношения – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей.
Правосубъектность – предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений.
Правоспособность – способность иметь субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность –
- предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их;
‑ установленная (признанная) в законе возможность лица своим собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.
Деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершение правонарушений.
Объект правоотношения –
- материальные или духовные блага, в целях овладения которыми граждане и иные лица вступают в конкретные правоотношения;
‑ реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
Содержание правоотношения – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, возникающих из норм права.
Субъективное право – установленная юридической нормой мера возможного поведения участников правоотношения.
Юридическая обязанность –
- предусмотренная нормой права мера должного поведения участников правоотношения;
‑ мера должного поведения обязанного субъекта, то есть обусловленная требованием юридической нормы и обеспеченная возможностью государственного принуждения необходимость определенного поведения, определенных действий;
‑ мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.
Юридическое последствие – реальный результат действия правого акта, выражающееся в приобретении субъектами прав и несении обязанностей.
Тема 3.12. Реализация права. Правоприменение права
Реализация права –
- осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведения их в жизнь в деятельности людей и их организаций;
‑ воплощение в действиях граждан, юридических лиц, государственных органов, должностных и иных лиц, предписаний действующих норм права.
Соблюдение – такая форма реализации права, при которой граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий.
Исполнение – форма реализации, состоящая в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами.
Использование – форма реализации, состоящая в совершении действий, дозволенных правовыми нормами в осуществление субъектами своих прав.
Применение права –
- властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом;
‑ деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права.
Правоприменительный акт – правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.