Тема 1. 1. Предмет и методология теории государства и права
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Словарь включает основные термины и понятия, используемые в «Теории государства и права». Следует заметить, что некоторые понятия имеют различные толкования, что дает возможность выбрать наиболее приемлемый и доступный вариант определения понятия.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
Тема 1. 1. Предмет и методология теории государства и права
Теория государства и права –
-это фундаментальная наука правоведения, которая изучает сущность, содержание и формы государственно-правовой системы общества, основные закономерности ее функционирования и развития;
это- политико-юридическая, общетеоретическая общественная наука, представляющая собой совокупность идей, представлений, гипотез, догадок, методик познания и деятельности по изучению государственно-правовых явлений.
Объект науки– то, на что направлена познавательная деятельность, проводимые научные изыскания, это- государственно-правовые явления в их возникновении ,развитии и изменении.
Объектом изучения учебной дисциплины «Теории государства и права» и являются государственно-правовые явления ,государство и право в их взаимоотношении друг с другом, с обществом.
Предмет науки– это определенная сторона, свойство изучаемого объекта, явления, документа на которую направлено познание науки теории государства и права.
Методология – теории государства и права - это совокупность теоретических принципов, логических приемов и способов и специальных методов познания государственно-правовых явлений.
Метод – это способ, средство, совокупность приемов познания объективной действительности.
Всеобщие или философские методы: диалектический, системный, сравнительный, социологический и другие.
Общенаучные методы:
анализ – это расчленение изучаемого предмета на составные части;
синтез – это объединение в единое целое частей выделенных в ходе анализа;
индукция – это выделение знаний о целом предмете на основании имеющихся знаний о его частях (рассуждение от частного к общему);
дедукция - это выделение знаний о частях предмета на основании имеющихся знаний о предмете в целом (рассуждение от общего к частному).
Специальные методы(частно-юридические):
сравнительное правоведение – это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и так далее;
социально-правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;
правовое прогнозирование – это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений;
формально юридический – метод исследования, при котором право изучается в “чистом” виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т.д.);
кибернетический или информационный - метод позволяющий оценивать государственно-правовое явление, юридические документы исходя из той информации, которая имеется в данном явлении или документе.
Функции теории государства и права:методологическая, познавательная, ценностно-ориентационная, прогностическая, эвристическая, педагогическая, праксеологическая (гр. – деятельность): позволяет изучать различные действия, явления с точки зрения установления их эффективности.
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Тема 2. 5. Функции государства
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Внутренние функции государства –это главные направления внутренней политики государства, деятельность, направленная на выполнение внутренних задач государства.
Внешние функции государства – это основные направления его деятельности во внешней политике, в отношениях с другими государствами.
Тема 2.6. Механизм государства. Государственный аппарат
Механизм государства-
- это единая централизованная, иерархическая система органов, через которую государство реализует свои функции, осуществляет государственную власть;
– это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Государственный аппарат –
- это система органов, непосредственно осуществляющая управленческую деятельность, и наделенная для этого властными полномочиями;
- это совокупность имеющихся в государстве государственных органов.
Государственный орган – элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства, наделенный властными полномочиями , функционирующий на основе закона, имеющий собственную структуру, полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и взаимодействующий с другими частями государственного аппарата, образующими единое целое.
Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.
Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Компетенция государственного органа –это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности.
Принцип разделения властей –
- это принцип организации государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государств, как частей единой власти, через систему сдержек и противовесов;
- это принцип организации и деятельности государственного аппарата, определяющий распределение всех органов государства между тремя самостоятельными по предметам ведения ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная власть – власть реализуемая через избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.
Парламент- высший орган законодательной ( представительной) власти.
Исполнительная власть – власть осуществляемая назначаемыми либо выбираемыми исполнительно-распорядительными органами власти, призванными реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.
Правительство – высший орган распорядительной и исполнительной власти, осуществляющий непосредственное управление государством.
Правоохранительные органы– часть государственного аппарата, который образует свою подсистему (судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция и т.д.).
Органы судебной власти – государственные учреждения, осуществляющие правосудие.
РАЗДЕЛ 3.ТЕОРИЯ ПРАВА
Тема 3.7. Толкование права
Толкование права- мыслительный процесс направленный на уяснение и разъяснение содержания нормы, в которой выражена воля законодателя называется толкованием права;
– интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.
Толкование норм права –
- деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания нормы;
‑ деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме;
‑ познавательная деятельность, осуществляемая в целях установления содержания нормы права, изложенной в тексте нормативно-правового акта.
Толкование закона – деятельность органов государства, организаций, должностных лиц, отдельных граждан по установлению содержания нормы права, раскрытию в них воли законодателя.
Разъяснение нормы права –объяснение, указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм, доведение усвоенного содержания для других лиц.
Уяснение нормы права- процесс понимания, осмысления, осознания содержания норм «для себя».
Официальное толкование – разъяснение норм права, осуществляемое компетентными органами.
Неофициально толкование – разъяснение смысла правовых норм любым гражданином или общественной организацией, не являющееся обязательным.
Буквальное толкование – разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с текстуальным выражением.
Казуальное толкование –
- предназначено для распространения его результатов на определенный круг лиц или случаев и преследует основной целью правильное решение именно данного дела.
- разъяснение содержания правовой нормы, которая дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела.
Способы толкования –
-относительно обособленные приемы анализа правовых актов;
‑ совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания нормы права.
Нормативное толкование-
– предназначено для распространения его результатов на не определенный круг лиц и случаев, т. е. имеет абстрактный характер;
‑ официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права.
Судебное толкование – разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами.
Административное толкование – разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительно-распорядительными органами государства.
Юридическая коллизия– противоречие между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Тема 3.8. Систематизация законодательства
Систематизация–
-целенаправленная деятельность по упорядочению нормативных актов;
-приведение нормативных актов в определенную систему с целью их допустимости, лучшей обозримости и эффективного применения.
Инкорпорация –
- систематизация нормативных правовых актов, выраженная в подготовке и издании разного рода сборников (собраний) таких актов.
‑ объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания, переработки и редактирования.
Консолидация – сведение множественных нормативных актов в один укрупненный акт по какому-либо определенному вопросу.
Кодификация –
- деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.).
‑ форма систематизации, при которой нормативный материал, подвергается существенной переработке, пересматриваются все действующие в определенной сфере нормы права.
Кодекс– систематизированный, единый юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную форму общественных отношений.
Тема 3.9. Правовая система. Основные правовые системы современности (семьи права)
Правовая система — это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности — правовой идеологией и судебной (юридической) практикой.
Частями (элементами) правовой системы являются:
собственно объективное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права;
правовая идеология — активная сторона правосознания;
судебная (юридическая) практика.
Семьи права
— романо-германское право (континентальной Европы) -в этих системах на первом месте стоит закон;
- англосаксонского общего права — прецедентное право Великобритании, США -в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент;
-семья религиозно-традиционных систем — таких, как мусульманское право -в этих системах определяющую роль играют религия;
-семья заидеологизированных систем – таких, как советское право, право других социалистических стран -в этих системах определяющую роль играла партийная идеология.
Тема 3.10. Система права и система законодательства
Система права –
внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования;
-внутренняя дифференциация позитивного права, его деление на отрасли и институты);
‑ внутренне строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части;
‑ исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.
Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями и используемый ими для достижения своих целей.
Правовой институт –
-объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений;
‑ обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений.
Подотрасль –
-совокупность норм, регулирующих несколько сторон однородных общественных отношений;
- совокупность институтов права, образующих внутри отрасли обособленную группу норм, которые регулируют свои, чем-то отличающиеся общественные отношения.
Отрасль права –
-относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений;
‑ совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования;
- совокупность обособленных юридических норм, которыми регулируются общественные отношения какой-то определенной области, обладающие качественным своеобразием
Законодательство –
- внешняя форма выражения объективного права, охватывающая акты высших органов государственной власти и управления и иногда акты центральных органов государственного управления.
‑ система действующих в конкретный исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.
Система законодательства
– совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права;
‑ совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм.
Публичное право – упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих процесс организации и деятельности органов государства, процесс осуществления общественных интересов.
Тема 3.11. Понятие правоотношений
Правоотношение
– индивидуализированная связь, которая возникает на основе правовых норм между гражданами и иными лицами в форме субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживается принудительной силой государства;
‑ урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Субъекты правоотношения – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей.
Правосубъектность – предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений.
Правоспособность – способность иметь субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность –
- предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их;
‑ установленная (признанная) в законе возможность лица своим собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.
Деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершение правонарушений.
Объект правоотношения –
- материальные или духовные блага, в целях овладения которыми граждане и иные лица вступают в конкретные правоотношения;
‑ реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.
Содержание правоотношения – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, возникающих из норм права.
Субъективное право – установленная юридической нормой мера возможного поведения участников правоотношения.
Юридическая обязанность –
- предусмотренная нормой права мера должного поведения участников правоотношения;
‑ мера должного поведения обязанного субъекта, то есть обусловленная требованием юридической нормы и обеспеченная возможностью государственного принуждения необходимость определенного поведения, определенных действий;
‑ мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.
Юридическое последствие – реальный результат действия правого акта, выражающееся в приобретении субъектами прав и несении обязанностей.
Тема 3.12. Реализация права. Правоприменение права
Реализация права –
- осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведения их в жизнь в деятельности людей и их организаций;
‑ воплощение в действиях граждан, юридических лиц, государственных органов, должностных и иных лиц, предписаний действующих норм права.
Соблюдение – такая форма реализации права, при которой граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий.
Исполнение – форма реализации, состоящая в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами.
Использование – форма реализации, состоящая в совершении действий, дозволенных правовыми нормами в осуществление субъектами своих прав.
Применение права –
- властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом;
‑ деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права.
Правоприменительный акт – правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Словарь включает основные термины и понятия, используемые в «Теории государства и права». Следует заметить, что некоторые понятия имеют различные толкования, что дает возможность выбрать наиболее приемлемый и доступный вариант определения понятия.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
Тема 1. 1. Предмет и методология теории государства и права
Теория государства и права –
-это фундаментальная наука правоведения, которая изучает сущность, содержание и формы государственно-правовой системы общества, основные закономерности ее функционирования и развития;
это- политико-юридическая, общетеоретическая общественная наука, представляющая собой совокупность идей, представлений, гипотез, догадок, методик познания и деятельности по изучению государственно-правовых явлений.
Объект науки– то, на что направлена познавательная деятельность, проводимые научные изыскания, это- государственно-правовые явления в их возникновении ,развитии и изменении.
Объектом изучения учебной дисциплины «Теории государства и права» и являются государственно-правовые явления ,государство и право в их взаимоотношении друг с другом, с обществом.
Предмет науки– это определенная сторона, свойство изучаемого объекта, явления, документа на которую направлено познание науки теории государства и права.
Методология – теории государства и права - это совокупность теоретических принципов, логических приемов и способов и специальных методов познания государственно-правовых явлений.
Метод – это способ, средство, совокупность приемов познания объективной действительности.
Всеобщие или философские методы: диалектический, системный, сравнительный, социологический и другие.
Общенаучные методы:
анализ – это расчленение изучаемого предмета на составные части;
синтез – это объединение в единое целое частей выделенных в ходе анализа;
индукция – это выделение знаний о целом предмете на основании имеющихся знаний о его частях (рассуждение от частного к общему);
дедукция - это выделение знаний о частях предмета на основании имеющихся знаний о предмете в целом (рассуждение от общего к частному).
Специальные методы(частно-юридические):
сравнительное правоведение – это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и так далее;
социально-правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;
правовое прогнозирование – это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений;
формально юридический – метод исследования, при котором право изучается в “чистом” виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т.д.);
кибернетический или информационный - метод позволяющий оценивать государственно-правовое явление, юридические документы исходя из той информации, которая имеется в данном явлении или документе.
Функции теории государства и права:методологическая, познавательная, ценностно-ориентационная, прогностическая, эвристическая, педагогическая, праксеологическая (гр. – деятельность): позволяет изучать различные действия, явления с точки зрения установления их эффективности.