СТАТЬЯ 7. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.

В случае, если исполнение Государственного гимна Российской Федерации сопровождается поднятием Государственного флага Российской Федерации, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

Исполнение Государственного гимна Российской Федерации в воинских частях, на военных кораблях и судах регламентируется общевоинскими устава­ми Вооруженных Сил Российской Федерации.

СТАТЬЯ 8. Использование Государственного гимна Российской Федерации в других музыкальных произведениях и иных произведениях искусства допускается в случаях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

СТАТЬЯ 9. Исполнение и использование Государственного гимна Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гимном Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

СТАТЬЯ 10. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом.

СТАТЬЯ 11. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Москва, Кремль Президент

25 декабря 2000 года Российской Федерации

№ 3-ФКЗ В. Путин

Вопросы и задания

1. Раскройте содержание (этимологию) слова «гимн».

2. Дайте более широкое определение гимна как символа государства?

3. Где и когда появились гимны? Какую функцию они тогда выполняли?

4. Почему гимны (предгимны) вначале появились в религиозной среде? Что этому способствовало?

5. Когда и в связи с чем стали появляться светские гимны? Назовите эти гимны и раскройте историю их создания.

6. Какая музыка преобладала при Петре I?

7. Охарактеризуйте гимн – марш Преображенского полка? Организуйте прослушивание этого марша.

8. Охарактеризуйте духовные гимны «Гром победы, раздавайся!», «Коль славен наш господь в Сионе». Какова их судьба в дальнейшей истории страны?

9. Назовите и охарактеризуйте официальные и неофициальные гимны России в первой трети 19 века.

10. Чем было вызвано появление официального гимна России – «Боже, царя храни!»? Кто автор музыки и текста этого гимна? Дайте им характеристику.

11. Составьте реферат на тему: «Жизнь и творчество А.Ф. Львова».

12. Какова судьба гимна «Боже, царя храни!» в период февральских событий 1917 года? Организуйте прослушивание этого гимна.

13. Почему возникли трудности в составлении нового гимна в период Временного правительства?

14. Реферат: «Утверждение Временным правительством «Марсельезы» в качестве гимна страны».

15. Соперничество двух гимнов в стране - «Марсельезы» и «Интернационала» - период от февраля 1917 года до января 1918 года.

16. Напишите реферат на тему: «История создания «Марсельезы» и «Интернационала»».

17. Назовите и дайте характеристику авторов русских текстов «Марсельезы» и «Интернационала». В связи с чем и когда появились эти переводы?

18. Когда и до каких пор «Интернационал» был партийным и государственным гимном нашей страны? Охарактеризуйте период в нашей стране, когда «Интернационал» был гимном страны.

19. Составьте реферат на тему: «История создания гимна Советского Союза». Кто были авторы текста и музыки этого гимна?

20. Кто был автором текста и музыки гимна Советского Союза? Дайте им характеристику.

21. Какова судьба гимна Советского Союза в истории СССР?

22. Составьте реферат на тему: «Создание «Патриотической песни» М.И. Глинки и утверждение ее в качестве гимна Российской Федерации». Когда и как это произошло? Организуйте прослушивание этого гимна.

23. Составьте реферат на тему: «Создание и утверждение нового гимна Российской Федерации». Кто автор текста и музыки гимна РФ? Организуйте прослушивание этого гимна.

СЛОВАРЬ

Аббревиатура(лат. сокращение) – первоначально аббревиатура использовалась в античных надписях, позднее – в рукописях. Вначале римляне сокращали имена собственные, а в дальнейшем и другие слова, в том числе единицы мер и весов. В Риме был составлен свод (список) сокращений.

Александровский столп – это колонна высотой 47,5 м и длиной 25 м. Выстроена в римских традициях в память победоносного завершения Отечественной войны 1812 года. На пьедестале изображены барельефы: военные доспехи аллегорические фигуры Победы, Мира, Мудрости и Изобилия. Колонну венчает фигура ангела с лицом Александра I.

Ансамбль(фр. ensemble – вместе) – группа исполнителей, выступающих как единый художественный коллектив (оркестровый, хоровой, вокально-инструментальный и др.).

Архиепископ –епископ, надзирающий над несколькими епархиями.

Атаман (тюрк.) – 1) предводитель вооруженного отряда; 2) начальник в казачьем войске (например: войсковой, наказной, походный, кошевой атаманы).

Балдахин –пышный церемониальный навес над троном, парадным ложем, алтарем на шестах или столбах; первоначально изготавливался из тканей (неподвижный или передвижный), позднее из камня, дерева, металла.

Библия (гр. biblia – книга; в церковном словоупотреблении также Священное писание) – собрание христианских священных книг. Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета.

Блазон(блазонирование) – язык геральдики, позволяющий подробно и точно описать герб.

Блещущи – сверкать, блестеть, блистать.

Бот (нидерл. boof) - небольшое парусное гребное судно.

Булла(ср.-лат. bulla – печать, металлический шарик) – 1) в Древнем Риме амулет в виде шарика и диска, который носили на шее до совершеннолетия дети полноправных граждан; 2) круглая металлическая печать, обычно скрепляющая папский, императорский, королевский акт, грамоты в средние века.

Вексиллология(лат. вексиллум – знамя + логос – наука) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая знамена (флаги).

Ветхий Завет(первая часть Библии) – представляет собой разнообразные по своему характеру иудейские священные книги, заимствованные христианской церковью в их греческой редакции.

Високосный (лат. bissexfum – снова шестой).

Вымпел (нидер.wimpel) – 1) узкий, длинный, раздвоенный на конце флаг, поднимается на мачте военного корабля, находящегося в плавании; наряду с кормовым флагом является признаком государственной принадлежности; 2) специальный флаг треугольной формы на торговых судах.

Водевиль (фр.) – 1) название долины в Нормандии (Франция), где в начале 15 в. появился этот жанр театрального искусства; 2) короткая комическая пьеса, обычно с песнями.

Воевода– в Древней Руси начальник войска, а также области, округа.

Герб. Гербом называется наследственно передаваемое символическое изображение составленное на основании известных правил. Само слово «герб» заимствовано из польского «herb» и встречается во многих славянских наречиях (erb,irb) в значении «наследник» или «наследство».

Герольд (греч.keryx, лат.praeco) – в переводе на русский язык означает «глашатай». В эпоху Древней Греции и Древнего Рима герольд выступал как государственный глашатай и блюститель порядка в народных собраниях, на выборах, театральных представлениях, судебных процессах, жертвоприношениях, играх, траурных церемониях, при принесении присяги, при переписях населения, общественного чествования. Герольд извещал о принятии государственных и частных правовых актов (высылка граждан из страны, освобождение рабов, получение наследства, сдача в аренду и т.п.). В средние века герольд по опознавательному знаку (позже - гербу) определял участников турниров и давал им характеристику, после чего начинались состязания. Для выполнения всех этих обязанностей герольду необходим был сильный голос.

Гетман (польск. hetman – полководец; Naupman - начальник) – выборный предводитель войск в Запорожье (XVI), глава реестровых казаков (XVI – перв. пол. XVII в.); предводитель Украины и глава казацкого войска.

Гимн (греч.hymnus) – торжественная песнь в честь божества, а позже в честь кого-то, или чего-либо.

Гимнодии – сборники, в которых печатались тексты гимнов.

Гладиатор (лат.- меч) - в Древнем Риме (до V в. до н.э.) рабы, военнопленные, осужденные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями.

Гобой (нем.-фр. – высокое дерево) - деревянный духовой языческий музыкальный инструмент в виде конической трубки с небольшим раструбом на конце.

Грифон (греч.) – полуорел, полулев. Считался стражем золотых копей. Сыграл небольшую роль как геральдический зверь.

Гуситы – участники борьбы народных масс Чехии против католической церкви, феодальной эксплуатации и иноземной агрессии (первая половина XV в.) под руководством Яна Гуса.

Держава имела форму шара, увенчанного крестом, представляла собою символ владычества над землей. В Россию держава пришла из Польши, где она называлась яблоко. Применялась при венчании на царство и в гербах.

Десница– правая рука.

Династический (гр. могущество, господство) – ряд монархов из одного рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследия.

Днесь – сегодня, ныне, сейчас, в настоящее время.

Дифирамб (гр.) – древнегреческая песнь, прославляющая Диониса.

Драгун (нем. - змея) – военнослужащий кавалерийских частей, предназначенных для действия как в пешем, так и в конном строю. Отсюда – драгунский полк.

Дюйм (нидер. – большой палец) – единица длины в английской системе мер, равная 2,54 см.

Жакерия (фр. Жак - простак) – мощное, охватывающее несколько провинций, крестьянское движение во Франции (1358) против крепостного гнета.

Жезл – трость, короткая палка, обычно украшенная символом власти или почетного положения в обществе.

Зиждешь – основываешь.

Знамя – знак, знамение.

Зри– смотри.

Иерархия (гр. – священная власть) – порядок подчинения низших (чинов, должностей и т.п.) высшим.

Кавалергарды (фр.kawaler – всадник + qarde – охрана) – кавалергардия – воинская часть в гвардейской кавалерии России (первоначально почетная стража и телохранители лиц императорской фамилии в особо торжественных случаях).

Камвольный (нем.kammvole – чесаная шерсть) – относящийся к камвольной шерсти. Например: Камвольные ткани – ткани, изготовленные из Камвольной шерсти.

Канон (греч. – правило, образец) – правило или положение, все , что твердо установлено и стало общепринятым.

Кантата – (ит., лат. от canere - петь) – название вокального произведения с XVII в. для одного голоса. Исполняется в концертах и церквях, бывает светского и духовного содержания. В кантате преобладает лирический элемент, а сольные номера имеют более отвлеченный характер.

Канты (польс. лат.cantus - пение). Хвалебная духовная песнь.

Канцелярия (лат.) – некоторые государственные учреждения России в XVIII - начале XIX вв. Например: Тайная канцелярия.

Капелла – хоровое пение без инструментального сопровождения.

Карета (польс. kareta) – закрытый четырехколесный экипаж на рессорах.

Кафтан (тюр.,перс.) старинная мужская долгополая верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами.

Квартет (ит., лат. четвертый) – 1) музыкальное произведение для четырех исполнителей (певцов или инструментов), каждому из которых предназначена особая партия; 2) исполнение такого произведения четырьмя исполнителями, а также ансамбль этих исполнителей.

Киндяки – сорт шелковой ткани, из которой изготавливали флаги.

Кифара (гр.) - струнный щипковый музыкальный инструмент древних греков, родственный лире.

Клирос (греч. klёros) – место хора в христианской церкви.

Кокарда(фр. cocarde) – отличительный знак на форменном головном уборе.

Композиция (фр., лат. – составление, сочинение) – строение, соотношение и взаимное расположение частей. Например: Композиция романа. Композиция симфонии.

Конгресс (лат. – встреча, собрание) – совещание или съезд, преимущественно международный.

Кумачёвый – ярко-красный, цвета кумача.

Кушак (турец., тат.) – пояс, обычно широкий, матерчатый. Например: Подпоясан кушаком.

Лик(святого) лицо, а также изображение лица на иконах, а иногда на флагах.

Лира (гр.) – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом поэтического творчества и вдохновения.

Литавры (ср.-греч. polytaurea – poly - много taurea - барабан). Ударный музыкальный инструмент в форме двух медных полушарий, верх которых обтянут кожей. Например: Литаврщик-музыкант, играющий на литаврах.

Литургия (гр. совершаю богослужение), а отсюда литургическое пение – это христианское церковное богослужение (у православных – обедня).

Масоны(фр.) – члены религиозно-этического общества, возникшего в XVIII в. в Англии, а затем распространившего сеть своих ячеек (лож) и в остальных странах Европы (в т.ч. и России); масоны стремились создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе; проповедь нравственного самосовершенствования сопровождалось у масонов специальной обрядностью и таинственностью; масонские организации (ложи) существуют и поныне во Франции, США и др. странах.

Месопотамия (греч. Междуречье), страны в бассейне Тигра и Ефрата. Первые государства здесь возникли в IV-III тысячелетии до н.э. Впоследствии они достигли высокого уровня развития.

Миниатюра (фр.киноварь, сурик) – художественное произведение малых размеров, отличающееся собой тонкой манерой наложения красок независимо от поверхности.

Минотавр (гр.) – в греческой мифологии чудовище с телом человека и головой быка.

Мифы (гр. – сказание, предание) – сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. А отсюда и мифология.

Мозаика (ит., ср.-лат.) – рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла.

Монархия (нем., гр.) – форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю, а также государство во главе с таким правителем. Отсюда – монархический (строй) или сторонник монархии.

Муза (гр. musa) в древнегреческой мифологии – каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук. Например, Полигимния - муза гимном, Клио - истории и др.

Мятётся – волнуется, взволнованный, смятение, волнение.

Невежа(старослав.) – невоспитанный человек.

Новый завет (часть Библии) – корпус религиозных текстов, созданных христианством в процессе его становления и официально одобренный христианской церковью. Он включает повествовательные книги: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также Деяния апостолов.

Нотное письмо. В Др. Греции для записи музыки применялись буквы, проставляемые над слогами поэтического текста. Известны две системы такой нотации: 1) вокальная нотация, использующая буквы ионитского алфавита, - для записи вокальных мелодий, без сопровождения и 2) инструментальная нотация, на основе древнедорийских и ионийских букв, - для записи инструментальной музыки и вокальных партий с аккомпанементом. Старейшая из этих буквенных нотаций – инструментальная.

Оратория (ит. oratorio) – крупное музыкальное произведение для хора солистов – вокалистов (певцов) и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

Орга´н(гр.) – духовой клавишный музыкальный инструмент, механизм которого состоит из набора многочисленных труб различных размеров, воздухонагнетающего устройства, и воздуховодов, заключенных в общий корпус; по звуковому объему орган равен симфоническому оркестру.

Орнамент– декоративный элемент в строительстве, декоративном и прикладном искусстве, состоящий из повторяющихся стилизованных природных или архитектурных форм. В живописи – обрамление поля изображения, в одежде, на предметах обихода, мебели, оружии и т.д.

Опера(ит. opera, лат. opera – произведение, сочинение). Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Она состоит из двух частей: леббрето – текст, слова и музыка.

Палаш (польск., нем., венг., турец. – меч, кинжал) – рубящее и колющее ручное оружие с длинным прямым клинком.

Парафраза (гр. - описательный оборот, описание) – инструментальная музыкальная пьеса виртуозного характера, написанная обычно на одну или несколько оперных тем или народных мелодий.

Патриарх(гр. – отец власти) – глава рода в родовом обществе. Высшее должностное лицо, глава православной церкви. Например: Патриарх всея Руси.

Пеан (греч.), песня в сопровождении кифары чаще мужским, но иногда и женским хором. Она пелась в качестве искупления, в битве, при праздновании победы, а также на праздниках частного характера. Название ее происходит от прозвища бога Аполлона пеана (здесь Пеан – помощник в беде), которого изначально призывали в этом пении возгласами «иэ´ Пеаж». Позже появились Пеаны, обращенные к другим богам и даже к людям.

Полигимния (лат., греч.) – в древнегреческой мифологии – одна из девяти муз, является покровительницей гимнов.

Полифония (фр., греч.) – многозвучие. А отсюда полифонический – многоголосный (в частности – гимны).

Полонез (польск.) – старинный польский национальный танец; пишется в умеренно скором темпе, в трехдольном размере.

Рапсод (гр.) – в Древней Греции странствующий певец, исполнявший (певший) под аккомпанемент лиры эпические песни.

Рапсодия (греч.) – 1) песня рапсода. 2) Музыкальное инструментальное произведение на темы народных песен, сказаний.

Регалии – знаки царской, королевской и императорской власти. В России императорскими регалиями считались: корона, скипетр, держава, государственный меч, государственное знамя, большая государственная печать и государственный щит.

Рейтар (нем. Peifar – всадник). Воин наемной тяжелой конницы в Западной Европе (XVI – XVII вв.) и в России (XVII в.). Рейтарский – относящийся к рейтарам, рейтару. Отсюда – рейтарские полки.

Реформация (лат. преобразования) – широкое общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Центральной Европе XVI века, носившее в своей основе антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католической церкви (Лютер, Кальвин, Мюнцер).

Риза – оклад на иконе. Например: Золоченая риза.

Ротмистр (польск.) – в армиях некоторых стран, в т.ч. и русской, - офицерский чин в кавалерии, соответствующий капитану в пехоте.

Рыцарь (польск., нем. – всадник) – тот, кто принадлежал к военно-земледельческому сословию. Например: Турнир рыцарей. Доспехи рыцарей.

Сарафан (перс. cepana – почетная одежда) – русская народная женская одежда; обычно безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи.

Селим I (1467 – 1520) – один из могущественных турецких султанов.

Сенаторы (Сенат – лат. senex – старец, совет старейшин( - в некоторых странах (России, США) высший орган законодательной власти.

Серафимы (др.-евр. – пламенеющие) – в христианстве высшая категория ангелов с тремя парами крыльев (шестикрылый Серафим).

Сим (старослав.) – этим.

Сион – юго-западная гора в Иерусалиме, на котором возвышается крепость иерусалимская. Часто означает местожительства Божия на небесах и на земле.

Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Скипетр принадлежит к древнейшим символам власти в Греции и Риме. Прообразом для него послужил пастушеский посох, верхний конец которого был украшен орлом. Во время венчания на престол и в других торжественных случаях московские цари держали скипетр в правой руке, а при больших выходах скипетр несли перед царем особые стряпчии.

Соло (ит. solo букв. Один, единственный) – музыкальное произведение (или часть его), предназначенное для исполнения одним инструментом или голосом.

Солист (ит.) – артист, исполняющий сольную партию, соло.

Спартак – вождь крупнейшего восстания рабов (74 – 71 гг. до н.э.), погиб в 71 г. до н.э. в Апулии.

Стольник – дворцовый, затем придворный чин в Русском государстве XIII – XVII вв. Стольники прислуживали во время торжественных трапез («столов») у великих князей и царей, сопровождали их в поездках.

Стрельцы – в русском государстве XVI – XVII вв.: военнослужащие особого постоянного войска.

Стряпчий (от древне-русского стряпати – работать, улаживать дела) – в России XVI – XVII вв. дворцовый слуга (выполнявший различные обязанности в дворцовом хозяйстве) и придворный чин. Придворные стряпчие находились при государе.

Стяг (старослав.) – от слова «стягать», т. е. стягивать, собирать в первую очередь войска.

Султаны (перьевые) (ар., тур.) – украшение из перьев или конских волос на головном уборе или головах лошадей.

Султан – в некоторых мусульманских странах – это титул монарха, а также лицо, носящее этот титул.

Тавр – 1) житель Таврической губернии. 2) Сокращенное название Таврической губернии, которая находилась на юге России вблизи Черного моря.

Тафта – тонкая глянцеватая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного происхождения, используемая, как правило, для изготовления флагов.

Терзается – страдает, раздирается душевно.

Тинктура (англ. – примесь) – относится к цветам, металлам и мехам, используемым в геральдике.

Увертюра (фр.) – 1) музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму и т.д. 2) самостоятельное музыкальное произведение для оркестра в одной части, (концертная увертюра).

Узреть – увидеть.

Фимиам – смола некоторых видов ладанного дерева. Эта смола при нагревании имеет свойство распространять бальзамический аромат. Применяется в церкви во время богослужения.

Флагтук – шерстяная ткань шерстяного плетения из тонкой камвольной пряжи, идущая на изготовление флагов.

Флейта (ит.) – деревянный духовой музыкальный инструмент высокого регистра, имеющий форму цилиндрической или слегка конической трубки с 14-ю звуковыми отверстиями. Отсюда флейтист – музыкант, играющий на этом музыкальном инструменте.

Флигель-адъютант – в царской России с начала XIX века звание офицера царской свиты, а также лицо, имеющее это звание.

Фольклорный (англ.) – художественное коллективное творчество народа, включающее былины, сказки, эпосы, песни, пословицы, поговорки, загадки, театрализованные обряды.

Форо (ит. fuori) – (уст.) восторженный возглас публики в театре, требующий от исполнителя повторения; то же, что «бис».

Халиф (араб. Наследник, представитель) – в ряде мусульманских стран – это титул государя, являющегося одновременно духовным главой мусульман.

Херувимы (др.-евр. – керубим) – в христианстве и иудаизме крылатые ангелы-странники.

Химера (греч. – коза) – в древнегреческой мифологии – это огнедышащее чудовище: спереди – лев, в середине – коза, сзади – змея.В переносном значении химера означает необыкновенную, несбыточную мечту, праздную фантазию.

Хорал (нем., лат. – хор) – род торжественных религиозных песнопений; музыкальное произведение в такой форме.

Шишак – в старину: металлический шлем с острием, заканчивающимся шишкой.

Штриховка: в XVII веке писатель Сельвестр петра Санкта изобрел систему для передачи тинктуры на черно-белом изображении: золото – точками, серебро – чистое поле и все цвета – финифти. Метод штриховки оказался поистине бесценным для передачи многих гербов. Штриховка применяется и ныне.

Эмблема (лат., гр. – рельефное украшение) – условное изображение какого-нибудь понятия, идеи. Например: Чайка – эмблема художественного театра.

Этимология (гр. этимон – истина, логос – наука) – раздел языкознания, изучающий состав слов и их содержание.

Яхта (англ., голл. – гнать) – вначале парусное, а позже – парусно-моторное или моторное судно различной формы и размера.

Источники и литература

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2005. Часть 1. Глава 3. Статья 70.

2. Закон «О Государственном гербе Российской Федерации; Закон «О Государственном флаге Российской Федерации»;

3.Закон «О Государственном гимне Российской Федерации» // Государственная символика Российской Федерации. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.-16 с.

4. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси.- Новосибирск, 1991.- С.70-73.

5. Арсеньев Ю.В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском археологическом институте в 1907-1908 гг.- М.,1908.- 295 с.

6. Барановский А. «Боже, царя храни» // Родина.-1996.- №12.- С.96-99.

7. Бернштейн Н.История национальных гимнов. - Пг.,1914.- 48 с.

8. Бондаренко Г.Н. Флаги России // Вестник СГУ.-1997.- №9.- С.88-95.

9. Болотина С. Как создавался наш герб // Наука и жизнь.-1983.-№11.-С.20-24.

10. Большой государственный герб // Родина. - 1993 - №10.- С.34-39.

11. Ю.Борисов И. Сабля, дуб, единорог ... //Родина. - 1996.-№5.-С.76-80.

12. Вилинбахов Г.В. Флаги России // Наука и жизнь.-1990.- №12.- С. 88-91. 12.Войцеховский Б. Гимн не сохранил ни царя, ни союз // Комсомольская правда, 1998.22 дек.-С. 1-2.

13. Геральдика: Учебное пособие / Сост. Г.Н. Бондаренко.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 54 с.

14. Герб. Гербоведение // Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А.Эфрон.- СПб., 1892. Т.8. С.360-363.

15. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1899 / Сбст.П.П.Винклер. - СПб., 1899 (Репринт 1990).-222 с.

16. Гербы городов России: Книга-альбом / Институт Российской истории РАН: Н.А.Соболева и др.- М.:Профиздат,1998.- 476 с.

17. Герб, флаг и гимн России: Методические рекомендации / Сост.М.К. Антошин. - М.: Айрис-пресс, 2003.-80 с.

18. Герб и флаг России Х-ХХ веков. - М.: Юридическая литература, 1997.-559с.: ил.

19. Герцман Е.В.Гимн // Музыкальный энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1990.-С.136.

20. Гнидаш В.С. Герб.Флаг.Гимн СССР. -М., 1985.- 63 с.

21. Голованова М.П., Шергин B.C. Государственные символы России. - М.: ООО Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2003.-160 с.

22. Горн В. Девизы высочайше утвержденных гербов Российского дворянства. - СПб., 1891.-30 с.

23. Города России: Энциклопедия / Главный редактор Г.М. Лаппо.- М.:Большая Российская энциклопедия. -1994.-559 с: ил.

24. Государственный орел // Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.- СПб., Т.П. - С.405-408.

25. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн / Сост. В. Шепелева.- Волгоград, 2004.- 70 с.

26. Девизы русских гербов: Издание гербового отделения департамента герольдии.- СПб., 1882.- 26 с.

27.Дегтярев А.Я. История Российского флага - М.:ООО Военный парад, 2000.- 136с.:ил.

28.Докладная записка Члена Особого Совещания князя М.С. Путятина под 29 марта 1896 года в Высочайше утвержденное Совещание. - СПб., 1911.- С.4-30.

29.Дунин -Борковский К. О гербах и флагах РСФСР.-М., 1922.-24 с.

30.Золин П.М. Герб. Флаг. Столица России.- М., 1987.- 208 с.

31.Из истории государственного гимна России // Московский университет. - 2001.янв.№1-2. - С.З.

32.Камнецева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика - М, 1974. - 264 с.: ил.

33.Каплунов М. Кто автор первого российского гимна // Музыкальная жизнь.- 1989.-№20.- С22.

34.К вопросу о белом цвете царского знамени, существовавшего на Руси до начала XVIII века.- СПб.: Сенатская типография. 1911.- С.3 - 39.

35.Киселев Г.Ф., Любишева В.А. В.И. Ленин и создание государственной печати и герба РСФСР // История СССР.- 1966.- №5.- С.21-26.

З6.Компаниец А. Из глубины былин // Родина.- 2002.-№3.- С.86-87

37.Кононов А.В. Геральдика Российская //Нева.- 1985. -№2.- С. 189-192.

38.Крутов В.В. «Боже, царя грани ...»: История первого российского гимна - М.: ООО Ноосфера, 1998.- 208 с.

39.Лакиер А.Б.Русская геральдика- М., 1855.- 397 с. (Репринт 1990).

40.Лебедев В.А. Державный орел России -М.: Родина, 1995.- 239 с.

41.Левандовский А. Из истории геральдики // Наука и жизнь.- 1979. - №3.-С.92-96.

42. Лысенко Н.Н. Русская государственная символика - М, 1990. – 37 с.: ил.

43.Мамаев К.К. Флаги рассказывают - Л.: Аврора, 1972. - 112 с.

44.Манько А.В. Российская государственность: Атрибуты власти: исторические очерки - М.: Школьная Пресса, 2003.- 96 с: ил.

45.Максяшев П.Ф. Когда впервые в России было поднято красное знамя// Вопросы истории.- 1965.- №3.

46. О государственном гимне Советского союза // Известия, 1943. - 21 дек. - С.1.

47.Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи - СПб.,- 1798-1799. Т.1-4.

48.Орлов Г. Как мы выбираем гимн, флаг, герб // Новое время.- 2000.-№47.- С.24-29.

49.Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года / Главный редактор Янин В.Л.- М., 1994.- Т.1.- С.537-544.

50.Охонько Н.А. Исторические символы Кавказа-Пятигорск: Вестник Кавказа, 2006. - 52 с: ил.

51.Охонько Н.А. Символы малой родины - Пятигорск: Вестник Кавказа, 2007.-96 с: ил.

52.Галей А. Орел и всадник // Воскресенье. - 1994.- №3-4-С.49-53.

53.Похлебкин В.В. Из истории советской эмблематики: Исторический очерк // Вопросы истории.- 1978.- №3. - С.81-97.

54.Похлебкин В.В. Герб РСФСР // Юный художник - 1992. - №11.- С.З.

55.Похлебкин В.В. Красная пятиконечная звезда // Вопросы истории. -1967.- №11.- С. 18-45.

56.Поцелуев В.А. Гербы союза СССР: Из истории разработки - М.: Политиздат, 1987.- 166 с: ил.

57.Пудовина Е.И. Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие - М: АЙРЕС-ПРЕСС, 2004.- 64 с.

58.Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: Учебное пособие - М.:ТИД Русское слово - PC, 2002.- 136 с: ил.

59.Раскин Д. Русский флаг //Родина.- 1990.- №3.-С.41-44.

60.Ривина Е.К. Герб и флаг России: Методические рекомендации - М.: АРКТИ, 2004.- 64 с.

61.Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн - М.: Русское слово - PC, 2002.- 96 с: ил.

62.Российский герб//Звезда.- 1994. - №9-С. 198-201.

63.Сапрыков В.Н.Россия: Символика и законотворчество // Народный депутат. - 1991.- №2. -С.74-80.

64.Семенович Н.Н. История русского военно-морского флага - Л., 1946.- 96 с.

65.Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг - М: ВАКО, 2004 - 192 с.

66.Сигнев А. Как создавался государственный флаг нашей родины // Вопросы истории. - 1964.- №11..

67.Силаев А.Г. Возрождение русской геральдики - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-768 с: ил.

68.Силаев А.Г. Истоки русской геральдики - М.: ФАИР-ПРЕСС,2002.- 240 с: ил.

69.Слейтер С. Геральдика: Иллюстрированная энциклопедия. Пер. с анг. И.В. Жилинской. Изд. 2-е перераб. и доп.- М.: Эсмо, 2005.- 264 с.:ил.

70.Сметанников И.С. Гербы и флаги субъектов российской Федерации. М: ООО Компания Ритм ЭСТЭЙТ, 2003.-112 с: ил.

71.Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России - М: Панорама,

72.Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность - М.: Владос, 2003.- 208 с.:ил.

73.Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII- XIX вв. М, 1981.-263 с: ил. .

74.Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов - М., 1985.- 175 с.

75.Фоли Джон. Энциклопедия знаков и символов, ПерУанг. Помогайбо А.-М.: Вече-ACT, 1997.- С.184-224.

76.Хентова С. М. Мелодии великого времени: «Марсельеза», «Интернационал» - М.,1986 - 44 с.: ил.

77.Хорошевич Н.А. Символы русской государственности - М.,1993. – 70 с.

78. 400-летие Российского государственного герба // Ставропольские губернские ведомости, 1897.- № 33 - С.3-4; №34.- С.3-4.

79.Шатилов В.М. В боях рожденное знамя. - М.: Советская Россия, 1988.-191 с: ил.

80.Шатилов В.М. Знамя над Рейхстагом - М.: Воениздат, 1975.- 35 с.

Наши рекомендации