Судебная реформа 1864 года в Российской империи

Судебная система государства находилась в особенно плачевном состоянии: суд действовал на законодательстве Петра I, Екатерины II и даже в отдельных случаях на Соборном уложении 1649 г. Подготовка - 10 лет. Еще в 1861 г. Государств-му совету представили более десятка законопроектов с предложениями изменений суд-ной системы, а в 1862 г. в суды был разослан проект преобразований, который был создан комиссией. Проект состоял из трех частей: судоустройство, гражданское и уголовное судопроизводство. Новое в проекте: бессословность, отмена системы формальных доказательств, отделение суда от администрации, установление состязательности, гласности, отделение судебной власти от обвинительной, введение института присяжных заседателей и адвокатуры.

20 ноября 1864 г. император утверждает четыре закона: 1) Учреждение судебных установлений. 2) Устав уголовного судопроизводства. 3) Устав гражданского судопроизводства. 4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Согласно этим уставам, создавались две судебные системы: местные и общие, судебные палаты по уголовным и гражданским делам, которые распространяли свою деятельность на несколько губерний, кассационные (по угол-м и гражд-м делам) департаменты Сената.

Съезды мировых судей были обязаны рассм-ть кассационные жалобы и протесты и окончательно решать дела, кот-е начали участковые мировые судьи. Им были подсудны дела “О менее важных преступлениях и проступках”. Окружные суды были на несколько уездов, состояли из председателя суда и членов суда.

Суд присяжных заседателей -на их суд предлагались дела “о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ.” Важное в реформе: она отделила предварительное следствие от судебного расследования.

Судебные палаты - на них возлагались дела по жалобам на приговоры окружного суда, дела о государственных и должностных преступлениях по 1-ой инстанции. Кроме того, был создан новый институт – адвокатура. Судебная реформа- равенство граждан перед законом, несменяемость судей и независимость их от администрации, гласность судопроизводства, состязательность судопроизводства (обвинение-защита); учреждение адвокатуры; учреждение института присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел; создание системы быстрых и бесплатных мировых судов.

Оформление конституционной монархии в России. Манифест 17 октября 1905 г.

Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Важно заметить, что одна­ко пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в кᴏᴛᴏᴩых был определен характер царской власти, Николай II с неохо­той согласился на исключение термина «неограниченная».

С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фаб­риках и заводах (в 1901 г. прошло 120 стачек), в 1903 г. прово­дится всеобщая забастовка.

Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В феврале 1903 г. издается Манифест, в кᴏᴛᴏᴩом обещается отменить круговую поруку в деревне.

Летом 1904 г. был убит министр внутренних дел В.К. Плеве, с осени 1904 г. начинается «эпоха доверия». Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905 г. и пора­жение в войне с Японией углубили революционный кризис.

Летом 1905 г. образуется большое число профессиональ­ных союзов, часть кᴏᴛᴏᴩых объединилась в «Союз Союзов», выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания.

На пути конституционного строительства в России важ­нейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905 г., провоз­гласивший введение гражданских ϲʙᴏбод и организацию за­конодательного органа (Государственной думы), ограничива­ющего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентарную систе­му, но сохранившие весьма широкие пределы для император­ской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утвержде­ния ни один закон не приобретает силы.

Государственный совет был преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Сове­та состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии.

С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В октябре 1905 г. происхо­дит его реорганизация — Совет министров становится посто­янно действующим органом.

Система местного управления также подверглась опреде­ленным изменениям. При охранных отделениях Министер­ства внутренних дел открывались регистрационные конто­ры, происходила децентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения и упразднялись районные охранные отделения.

С 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. Мировые суды восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.

Закладывались организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы, монархия из самодержавной превращалась в монархию буржуазную.

17-го октября 1905 г. был издан манифест, который формально означал конец существования в России неограниченной монархии.

Вот содержание «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г.: выражая свою скорбь по поводу «смут и волнений», охвативших государство, государь признает необходимым «Объединить деятельность высшего правительства», на обязанность которого он возлагает «выполнение непреклонной нашей воли:

1) даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы, совести, слова, собраний и союзов;

2) не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начало развития общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

3) установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий, поставленных от нас властей.»

Наши рекомендации