Английская буржуазная революция. Изменения в государственном строе.

Особенности и основные этапы английской буржуаз­ной революции XVII в. Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе двух английских революций XVII в., получивших названия "Великий мятеж" и "Славная рево­люция". Идеологическую оболочку движения составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления "старинных обычаев и вольностей", характерные для соци­альных движений средневековья.

Основные особенности английской буржуазной револю­ции обусловлены своеобразной, но исторически закономер­ной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной мо­нархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством".

Сохранение крупного землевладения английских ленд­лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства - основной показатель незавершенности английской революции в экономической сфере. В политиче­ской области буржуазии пришлось разделить власть с но­вой земельной аристократией при определяющей роли по­следней.

Политические течения. В преддверии и в ходе рево­люции определились два лагеря, представлявших противо­положные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы. Представители "старого", феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних фео­дальных порядков и англиканской церкви.

Изменение формы государства. Английская револю­ция развивалась в виде традиционного противостояния ко­роля и парламента. Существенная часть государственно-пра­вовой программы революции была подготовлена парламент­ской оппозицией еще в 20-х гг. XVII в., по мере обострения экономического и политического кризиса абсолютизма. В Петиции о праве 1628 г. был сформулирован ряд требований, облеченных в старую феодальную форму, но уже имевших новое, буржуазное содержание. Перечислив зло­употребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы: 1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну "без общего согласия, данного актом парламента"; 2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги; 3) армия не размещалась на постой в дома жителей; 4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти "противно за­конам и вольностям страны". Таким образом, в документе был отражен главный по­литический вопрос революции - о правах короля в отно­шении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос - о неприкосно­венности частной собственности. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла I (1629-1640 гг.).

В созванном в 1640 г. парламенте, получившем название Долгого (1640-1653), господствующее положение за­няли пресвитериане. В течение 1640-1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных право­вых актов. Программным доку­ментом революции стала Великая Ремонстрация, приня­тая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание до­верять. Акты парламента 1641 г. были направлены на ограни­чение абсолютной власти короля и означали переход к оп­ределенной разновидности конституционной монархии. Од­нако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642-1647 и 1648-1649 гг.).

Оформление конституционной монархии в Англии и ее развитие в XVIII-XIX вв.

1. восстановление конституционной монархии и ее законодательное оформление

2. развитие конституционной монархии в Англии в 18 веке

1.В 1660г. парламент восстанавливает королевское звание, палату лордов и призывает на трон Карла 2, который перед этим подписал Бредскую декларацию: король обещал сохранить за буржуазией и дворянами их завоевания и не преследовать участников революции (обещания были нарушены). Карл 2 пытался восстановить старые порядки.

В эти годы возникают 2 политические партии: тори – будущая консервативная партия, приверженцы короля, и виги – представляли интересы буржуазии и среднего дворянства (оппозиция короля), в будущем либеральная партия. Длительное время господствовали тори в парламенте, виги преследовались и пытались провести через парламент закон о гарантиях неприкосновенности граждан. В 1679г. парламент принимает Habeoscorpusact (акт для лучшего обеспечения свобод поданных и предупреждения заточений за морями, т.е. в колониях) – основа конституции. Суть акта: устанавливается ответственность должностных лиц, содержаться принципы демократического правосудия, таким образом созданы гарантии неприкосновенности личности.

13 февраля 1689г. был подписан «Билль о правах», который установил верховенство парламента в области законодательства, провел границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. Король с парламентом участвовали в законодательной деятельности. За королем закрепляется право вето на акты парламента, также за ним сохраняются исполнительная и судебная власть. Законы и налоги исходят от парламента.

В 1701г. – акт об устранении (закон о престолонаследии), который определял порядок престолонаследия, права и обязанности короля (представитель англиканской церкви и т.д.). Таким образом перечисленные акты закончили процесс законодательного оформления конституционной монархии. Основой неписаной конституции стало оформление принципа разделения властей, верховенство парламента в области законодательной власти.

2.Особеностью английской конституции является то, что она не представляет единого законодательного акта. 3 акта составляют писаную часть английской конституции, но в течение 18 века формируется неписаные правила, так называемые конституционные прецеденты, которые утверждались в практике как результат соперничества 2-х партий. Главное направление эволюции британской модели парламентаризма в 18 веке является ограничение власти короля и установление нового принципа взаимоотношений исполнительной и законодательной властей. В 18в. создается новый орган – кабинет министров. С 20 годов 18в. король, который не знал английского языка, перестает посещать заседание кабинета министров. Ограничивается право короля назначать и увольнять государственных должностных лиц. С 1707г. королевская власть перестала использовать право вето, передав всю законодательную власть парламенту, таким образом в к.18в. парламент становится полноправным хозяином в стране. Отличительной чертой конституционной монархии стало наличие ответственности правительства, которое формировалось из лидеров победившей партии. Установление коллегиальной ответственности кабинета министров перед парламентом.

Образование США. Декларация независимости 1776 г.

Первая английская колония была основана на атлантическом побережье Северной Америки в начале XVII в. В последующее время (XVII -XVIII вв.) было создано еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль средней части побережья Северной Америки. В колониях использовался труд рабов-африканцев, насильственно вывезенных с их родины. Рабство особенно широко использовалось на плантациях сахарного тростника, хлопка, табака южной группы колоний. Иной характер приобрела экономика северной группы колоний, так называемой "Новой Англии", где начали развиваться фермерские хозяйства, мануфактуры. Несколько колоний, оказавшихся между "севером" и "югом" в социально-экономическом плане заняли промежуточное положение. Неодинаковым было и управление в колониях. Некоторые из них считались частным владением. Были колонии с "народным управлением", а также "королевские колонии", управлявшиеся губернатором, назначавшимися правительством метрополии. Правительство рассматривало колонии как сырьевой придаток метрополии, рынок сбыта английских товаров. Проводилась политика ограбления колоний, сдерживания в них промышленного развития. Противоречия между метрополией и ее американскими колониями стали неизбежны. Они достигли особой остроты к середине XVIII века. Начались открытые массовые антиправительственные выступления американцев. Для координации борьбы создаются специальные органы - "комитеты корреспонденции, безопасности, наблюдения". В 1774 г. в городе Филадельфии собрался Первый континентальный конгресс представителей колоний в составе 55 делегатов. Он утвердил "Декларацию прав", в которой был выражен протест против таможенной и налоговой политики метрополии. Одновременно составлена петиция к королю. В ответ английское правительство открыло военные действия. Тогда в мае 1775 г. собрался 2-ой Континентальный конгресс. Он констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Признание им прав и свобод человека прирожденными и неотъемлемыми, вытекающими из самой "природы" и потому неотчуждаемыми давало теоретическую базу для утверждения о том, что государство не может их нарушать, более того, оно обязано было их защитить. В противном случае, оправданной признавалась борьба с государственной властью, попирающей права человека. Эти идеи легли в основу важнейших программных документов американской революции так же, как Декларация прав штата Виржиния и особенно принятой 4 июля 1776 г. вновь созванным Континентальным конгрессом и соответственно общей для всей страны Декларации независимости. В этом документе объявлялось об окончательном прекращении государственной зависимости от метрополии и образования независимых Соединенных штатов Америки. На основании естественно-правовой теории провозглашался принцип национального суверенитета, т.е. полновластие нации, включая обладание ею реальной возможностью отделения и образования самостоятельного государства. И, что не менее важно, при наличии вышеназванных обстоятельств за народом признавалось право на революцию. Под давлением плантаторов - южан из проекта Декларации был исключен пункт, осуждавший рабство. "Декларация независимости" стимулировала законодательный процесс в штатах, включая принятие ими республиканских конституций, в качестве вводной части имевших Декларацию или Билль о правах и свободах граждан.

Для ведения общих дел Соединенных штатов учреждался Конгресс, комплектуемый из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате в количестве 2-7 человек. При этом каждый штат при решении вопросов в Конгрессе должен был иметь один голос. В период между сессиями Конгресса, которые не могли превышать 6 месяцев, выполнение некоторых из его правомочий возлагалось на Комитет штатов, составленный из делегатов (по одному от каждого штата). Был созданы аппарат государственной власти и управления на принципе разделения властей.

Наши рекомендации