Если бы меня попросили назвать известных мне людей, преуспевших в сфере
межличностных отношений, я бы назвал трех: генерала Джорджа Маршалла, начальника
штаба армии США во время второй мировой войны, Альфреда Слоуна, " руководителя
компании "Дженерал моторе" (начало двадцатых годов - середина пятидесятых), и его
Ближайшего помощника и партнера Николаев Дрейштадта. Последний известен тем, что в
самый разгар депрессии превратил неприметную машину "Кадиллак" в роскошный
Лимузин. Если бы не его неожиданная кончина сразу после окончания войны, он вполне
Бы мог занять кресло президента этой компании где-то в середине пятидесятых годов.
Эти люди разительно отличались друг от друга:
Маршалл был "профессиональным солдатом", суровым, целеустремленным и в то же
время обаятельным; Слоун был прирожденным "администратором", скупым на эмоции,
Вежливым и достаточно замкнутым; Дрейштадт отличался дружелюбием, задором и
Напоминал старого немецкого ремесленника. Но их объединяло то, что каждый из них
Вызывал глубокую преданность и даже привязанность у тех, кто работал вместе с ними.
Все трое, и каждый по-своему, строили свои отношения с сотрудниками, ориентируясь на
Вклад в свою организацию. В силу своей специфики все трое находились в тесном
Контакте с людьми, служившими предметом их пристального внимания и анализа. Все
трое принимали радикальные решения, касающиеся непосредственно "людей", но ни
один из них особо не беспокоился о "межличностных отношениях". Они просто
Воспринимали их как само собой разумеющееся.
Сконцентрированность на вкладе предполагает четыре главных условия эффективных
взаимоотношений:
- коммуникация,
- коллективная деятельность,
- саморазвитие и
- развитие других.
Коммуникация находится в центре внимания специалистов в области управления уже
Более двадцати лет. В любых крупных современных организациях, будь то промышленное
Предприятие, правительственное учреждение, армия или больница, коммуникация
Рассматривается как важнейший параметр их функционирования.
Результаты, достигнутые в области коммуникации, пока достаточно скромны.
Коммуникация, или, иначе говоря, взаимопонимание в общении между людьми,
Находится на том же низком уровне, на котором она была двадцать или тридцать лет
Назад, когда впервые осознали ее роль в современной организации. Только теперь мы
Начинаем понимать, почему огромные усилия, направленные на достижение адекватной
Коммуникации, не производят должных результатов.
Традиционно коммуникативные отношения строились по нисходящей, то есть от
Руководства к исполнителям, от начальника к подчиненному. Но дело в том, что
Правильные коммуникативные отношения на этой основе просто невозможны. Это нам
Удалось определить в процессе наших исследований в области восприятия и теории
Коммуникации.
Чем с большим усердием старается начальник довести что-то до сведения своего
Подчиненного, тем больше вероятность того, что последний воспримет это в искаженном
Виде. Иными словами, он услышит то, что хочет услышать, а не то, что ему сказали на
Самом деле.
Управляющие же, которые берут на себя ответственность за достижение поставленной
Цели в своей собственной работе, как правило, требуют ответственного отношения к ней
И от своих подчиненных. Они как бы постоянно обращаются к своим работникам с
вопросами: "За какие результаты вы отвечаете передо мной, вашим начальником, и перед
всей организацией в целом?", "Как можно использовать ваши знания и способности с
наибольшей эффективностью?" В этом случае коммуникация становится не только
Возможной, но и действенной.
Если подчиненный тщательно продумает, а потом представит свое мнение относительно