Тема 21. правовые системы современности
Форма занятия: информационная лекция (трудоемкость по учебному плану 4),
семинар исследовательского типа (трудоемкость по учебному плану 4),
самостоятельная работа (трудоемкость по учебному плану 8 ч.).
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1.Сравнительное правоведение: цели, объекты, методика.
2.Понятие правовой системы (правовой семьи). Типологии правовых систем. Правовая карта мира.
3.Особенности западного права и западной традиции. Континентально-европейское (романо-германское) право. Англо-американское право.
4.Российская правовая система, ее особенности
5.Религиозные правовые семьи. Мусульманское право, общая характеристика. Индусское право.
6.Семья традиционного права. Правовые системы стран Дальнего Востока. Африканское обычное право.
Дополнительная литература
Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.
Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993.
Введение в шведское право / Под ред. Б.С. Крылова. М., 1986.
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.
Европейское право / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001.
Крашенникова Н. А. Индусское право: история и современность. М., 1982.
Марченко М.Н. Правовые системы современности. М., 2001.
Менахем Элон. Еврейское право. СПб., 2002.
Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.
Осакве Кр. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира.// Государство и право.2001.№ 4. С. 12-22.
Право Европейского Союза / Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2002.
Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я.Сухарев. М., 2001.
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) / Под ред. В.А. Туманова. М., 2000.
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.
Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.
Фридман Л. Введение в американское право. М., 1993.
Цунео Инаки. Современное права Японии. М., 1981.
Юридическая жизнь в Китае. М., 1990.
Подготовку к семинарскому занятию по теме " ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ" целесообразно начинать с повторения лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы и дополнительных источников акцент сделан на контроль за усвоением основных понятий и категорий, при помощи которых в науке описывается и раскрывается такое явление как правовая система общества, которая является органической часть конкретной культуры. К числу таких базовых понятий, в частности, относятся: правовая система общества, правовая семья, типология правовых систем (на основе типа общественно-экономический формации, типа цивилизации, идеологии, правовой модели). Первичный контроль усвоения содержания основных понятий темы осуществляется в рамах проверочной терминологической работы в форме .
Формой проведения занятия по теме "ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ " избран семинар исследовательского типа. По аналогии с другими темами анализ учебных проблем осуществляется на основе специального алгоритма исследовательской деятельности . Очевидно, что для анализа правовых систем современного мира алгоритм их исследования содержится в сконструированной в рамках компаративистики (сравнительного правоведения) правовой модели. Она включает в ряд взаимодействующих и взаимообусловливающих друг друга правовых феноменов, которые развиваются на фоне правовой культуры конкретного общества. К их числу исследователи чаще всего относят: тип правового регулятора (правовая норма), способы позитивирования (внешнего выражения и закрепления в источниках) правовой нормы, доминирующий источник права в системе, структура права, тип юридического процесса, структура государства и место судебных органов в механизме государства, тип юридического мышления. Именно эти юридические факторы, организованные в систему в пределах конкретной культуры, рекомендуется иметь в виду в процессе анализа основных правовых семей современности.
На втором этапе семинарского занятия целесообразно обсудить результаты реализованного студентами задания по подготовке сравнительного анализа по теме: "Институциональные особенности национальных - правовых систем".
На последнем этапе занятия студентам предлагается обобщить полученную информацию, заполнив таблицу: