Основные политические права и свободы

Право на объединение. В соответствие со ст. 30 Конституции каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Это право является политическим потому, что оно обеспечивает каждому возможность участия в общественной жизни, а также объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Право на объединение имеют не только граждане России, но и иностранные граждане и апатриды (за исключением членства в политических партиях). Участие или неучастие в том или ином общественном объединении не влечет ограничения прав или установления преимуществ, в том числе при приеме на работу.

Право на объединение может подвергаться ограничениям. Так, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13 Конституции).

Общественные объединения создаются без предварительного разрешения, государство не вправе вмешиваться в их внутреннюю деятельность или отказывать в регистрации по мотивам нецелесообразности создания объединения.

Право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции). Это право обеспечивает демократический порядок формирования судебных органов и предоставляет гражданам возможность занятия должности судьи или быть присяжным заседателем.

Свобода печати и информации. Основой свободы печати является право каждого человека искать и получать информацию. Распространение информации не должно быть монополией государства. В соответствие со ст. 3 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Важность существования свободных и независимых средств массовой информации не только в том, что они обеспечивают право граждан на получение информации, но и являются необходимым звеном в механизме общественного контроля власти. Объективное освещение любых действий должностных лиц, главным образом их ошибок и правонарушений, в обществе с выборной, сменяемой властью не позволяет этим должностным лицам избегать ответственности за совершенные правонарушения.

Право на мирные собрания. Это право закрепляет возможность публичных мероприятий по общественно значимым вопросам, поэтому такое право принадлежит только гражданам России. В соответствие со ст. 31 Конституции граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что:

1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Избирательные права. Ст. 32 Конституции закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Выделяется активное избирательное право – право избирать и пассивное избирательное право – право быть избранным. Избирательные права позволяют гражданам самим формировать органы государственной власти и местного самоуправления, как через наделение властными полномочиями своих представителей, так и через попытку самостоятельно стать выборным должностным лицом.

Право обращений (ст. 33 Конституции). Это конституционное право раскрывается Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которому граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Обращение граждан подлежит обязательному рассмотрению. Рассмотрение обращений осуществляется бесплатно.

Данное право реализуется в следующих формах:

1) обращение - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции). Это право призвано обеспечить, с одной стороны, нормальную сменяемость и обновление чиновничьего аппарата, недопустимость превращения его в клан, касту, с другой стороны – равенство исходных возможностей граждан и отсутствие дискриминации по каким-либо признакам (социальный статус, раса, пол, отношение к религии и пр.).

Однако, равный доступ к государственной службе не означает права требовать желаемую должность. Законодательством предусмотрены основания для отказа в принятии на государственную службу: недееспособность, не снятая или не погашенная судимость, отсутствие вакансии и др.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику политических прав и свобод.

2. Перечислите политические права и свободы.

3. Какую роль в жизни общества играет свобода печати и информации?

4. Что такое собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование?

5. Что такое пассивное и активное избирательное право?

6. Какими политическими правами не обладают иностранные граждане?

Темы рефератов

1. Конституционное право на объединение.

2. Реализация и ограничение избирательных прав в Российской Федерации.

3. Конституционно-правовые вопросы института присяжных заседателей в России.

4. Реализация права на мирные собрания в России.

5. Конституционно-правовой статус профессиональных союзов.

6. Конституционное право на обращения в государственные органы.

Литература

1. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Действующее международное право. М., 1996.

2. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2004 г. № 27. Ст. 3921.

3. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 22.05.1995 г. № 21. Ст. 1930.

4. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 15.01.1996 г. № 3. Ст. 145.

5. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции от 4 октября 2014 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации от 21.06.2004 г. № 25 ст. 2485

6. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в редакции от 24 ноября 2014 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13.02.1992 г. № 7 ст. 300.

7. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13.08.2001 г. № 33 (часть 1), Ст. 3431.

8. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ, № 168-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 16.07.2001 г. № 29. Ст. 2950.

9. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. № 67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17.07.2002 г. № 24. Ст. 2253.

10. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 02.08.2004 г. № 31. Ст. 3215.

11. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2003 г. № 23. Ст. 45.

12. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2007 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2006 г. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

13. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 5-е изд., изм. и доп. / М. В. Баглай. – М.: Норма, 2006. – 784 с.

14. Прудников, А. С. Избирательное право: учебное пособие / А. С. Прудников, К. К. Гасанов, В. А. Виноградов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 655 с.

15. Комментарий к Конституции Российской Федерации под. ред. В.Д. Зорькина и Л.В. Лазарева. – М.: Эксмо, 2010.

16. Масленникова, С. В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации / С. В. Масленникова. – М.: Юрист, 2001. – 176 с.

17. Карпушкин А. В. Конституционное право граждан на объединения как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (на примере религиозных объединений) / А. В. Карпушкин // Адвокат. М.: ЗАО Законодательство и экономика, 2008. № 8.

18. Дарков, А. Историческое значение Конституции РФ для правового регулирования деятельности политических партий. / А. Дарков // Закон и право, 2009. № 2.

19. Яковенко, М. А. Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в системе конституционных прав и свобод. / М. А. Яковенко // Конституционное и муниципальное право, 2009. № 3.

20. Киреева, Е. Ю. Субъекты права на равный доступ к государственной и муниципальной службе. / Е. Ю. Киреева // Конституционное и муниципальное право, 2009. № 2.

Наши рекомендации