Профессиональная компетентность.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается степень которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
На уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Многие помнят, что выпускника вуза еще не так давно называли «молодым специалистом» определяя, так образом, его статус. Считалось, что ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.
Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации– это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Проблема профессиональной компетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности.
Выделяютт 4 вида профессиональной компетентности :
специальную, социальную, личностную индивидуальную:
1. Специальная, характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2. Социальная , характеризует владение способами профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе
3. Личностная характеризует владение способами саморазвития. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
4. Индивидуальная характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту
5. Учебный план.
Рабочий учебный план специальности является основным документом, на базе которого осуществляется организация учебного процесса. Рабочие учебные планы составляются для каждого года приема и для каждой формы обучения.
Составной частью любой специальности является типовой учебный план. На базе типового учебного плана Вузом разрабатывается рабочий учебный план.
Учебный план - это государственный документ, на основе которого осуществляется подготовка специалистов.
Типовой учебный план - он устанавливает на государственном уровне учебные часы и циклы перечень обязательных дисциплин в них. В этом документе также указывается квалификация выпускаемого специалиста, приводятся дополнительные данные (например, перечень государственных экзаменов, виды практик и т.п.)
Рабочий учебный план - это учебный план специальности конкретного высшего учебного заведения, разработанный на основе типового учебного плана с его дополнениями и корректировками. Рабочий учебный план устанавливает график учебного процесса, свод данных по бюджету времени, перечень учебных дисциплин по данной специальности, их распределение по учебным годам, семестрам, неделям с указанием объема каждой из них.
6. Профессиональные стандарты
Профессиональные стандарты– это необходимые требования к профессиональному уровню работников .Они включают в себя наряду с другими данными наименование должностей, перечень конкретных должностных обязанностей .Таким образом, ПС включают нормативные требования к исполнителю профессиональной деятельности. Для различных видов деятельности в настоящее время разработаны ПС (риэлторов, консультантов, менеджеров и т.д.).
Специалист, сертифицированный в соответствии со стандартом профессионального сообщества становится конвертируемым (приобретает конкурентоспособность)
7. Организация и формы самостоятельной работы
Главное в организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается в создании условий активности
Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения качества образования
Возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов.
Первый - это увеличение самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий.
Второй- повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время
Основная задача организации самостоятельной работы студентов , заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу .
Цель - научить студента самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы ,чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Решающая роль в организации принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями.
Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
При изучении каждой дисциплины организация должна представлять 3 взаимосвязанные формы:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа;
2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под руководством преподавателя;
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов разнообразны:
подготовка и написание рефератов, докладов, и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы;
выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач;
перевод и пересказ текстов;
подбор и изучение литературных источников;
выполнение графических работ;
проведение расчетов и другое выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ;
подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
На практических занятиях по естественно-научным и техническим дисциплинам нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:
1. Вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
2. Беглый опрос.
3. Решение 1-2 типовых задач у доски.
4. Самостоятельное решение задач.
5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).
Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:
1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.
2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.
По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.
Из различных форм для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или, включать задачи по актуальным проблемам и т.д.
Цель деловой игры - дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять самостоятельную работу как индивидуально, так и малыми группами. Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем оценивается другой малой группой по круговой системе.
8.Аннотация рабочей программы дисциплины «Введение в специальность»
Цель изучения дисциплины– сформировать общее представление о системе обучения в Университете, о структуре органов управления и подразделениях Университета, о кафедре и направлениях ее деятельности. Сформировать представление об учебной программе, которые будут изучаться.
Содержание дисциплины – Университет, ректор, основные проректоры и подчиняющиеся им подразделения. Факультеты, институты, департаменты и кафедры. Деятельность кафедры. Основные документы, определяющие содержание процесса обучения: государственный образовательный стандарт, учебный план, рабочие планы. Циклы дисциплин, составляющие отдельные дисциплины. Описание основных циклов и отдельных дисциплин. Примеры задач, которые решаются в рамках той или иной дисциплины.