Эхо Фултона. Великобритания и начало «холодной войны»
Смена высшего политического руководства в Великобритании произошла в период работы Потсдамской конференции. Но отъезд Черчилля и прибытие на конференцию нового британского премьер-министра не изменили позицию британской делегации. И сам Эттли, и его министр иностранных дел Е. Бевин склонялись к политике «атлантической солидарности», а не конструктивному диалогу между Западом и Востоком. Над Европой начал опускаться «железный занавес». Роль же пророка нового мирового порядка выпала на долю Уинстона Черчилля.
Наибольшую известность приобрела речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г. Поводом для нее послужил иранский кризис. В соответствии с союзным договором 1942 г. советские войска могли находиться на территории Ирана в течение шести месяцев после окончания войны. Этот срок истекал 2 марта 1946 г. Накануне СССР объявил о выводе войск, но за исключением районов Иранского Азербайджана, где началось народно-демократическое восстание. Политические круги западных стран расценили это как попытку военной поддержки сепаратистов и формирования просоветского режима на части территории Ирана. Черчилль, находившийся в эти дни на отдыхе во Флориде, не преминул воспользоваться случаем для новой психологической атаки. Он выступил перед студентами Вестминстерского колледжа Фултона как частное лицо, но послушать бывшего премьер-министра собралось около 30 тыс. человек.
Черчилль претенциозно называл свои идеи «сверхстратегической концепцией глобальной политики». Основой нового мирового порядка он считал «торжество американской демократии». Причем под американской демократией Черчилль подразумевал и общие ценности англоязычного мира и даже моральное единство всего Запада. По его мнению, над всей христианской цивилизацией нависла опасность, грозящая «неисчислимыми человеческими страданиями». Под угрозой оказались «главные понятия свободы, имеющие прямое отношение к каждому очагу», краеугольные камни «истинной свободы и демократии» — конституционный порядок, право народа изменять характер или форму правительства при обязательном торжестве свободы слова и мысли, свобода общества от влияния любой партии. Миру, по мысли Черчилля, угрожает тирания, и эта тирания олицетворена вполне конкретным режимом — советским коммунизмом. Черчилль призывал к объединению сил всех демократических народов для защиты своего права на свободу. Фактически речь шла о создании военно-политического союза США и Великобритании, призванного опустить «железный занавес» перед коммунистической угрозой.
Термин «железный занавес», столь расхожий впоследствии, Черчилль впервые применил в парламентской речи 16 августа 1945 г., которая и была озаглавлена «Железный занавес начинает опускаться». После фултонской речи это понятие стало символом начала «холодной войны». Черчилль вполне определенно заявлял в Фултоне о закономерности притязаний СССР на обеспечение гарантий своих западных границ, о праве Советского Союза на сохранение места среди лидирующих держав мира. «Однако мой долг — прокомментировать факты и некоторые моменты нынешней ситуации в Европе так, как их понимаю я, — продолжал Черчилль. — От Штеттина на Балтийском море до Триеста в Адриатике поперек континента опустился железный занавес».
Фултонская речь бывшего британского лидера стала первым концентрированным выражением новой геополитической философии, стремительно распространяющейся среди западной политической элиты. Ее краеугольным постулатом стало признание нового раскола мира на две противостоящие системы, готовые к открытому столкновению. Сохранность мира требовала изоляции противника, немедленного начала «холодной войны» во избежание втягивания мира в коллапс войны «горячей». Для западных стран это означало безоговорочное признание военно-политической гегемонии США. Фултонская речь сформулировала и основы взаимосвязанной англо-американской внешней политики как ключевого элемента глобальной стратегии Запада. «Особые отношения» США, безусловная преданность принципу атлантической солидарности становились важнейшими направлениями внешней политики Великобритании. Подобная переориентация отражала не столько предпочтения британского истеблишмента, сколько объективные закономерности развития системы международных отношений — на развалинах «Pax Britannica» зарождался «Pax Americana», и Великобритании предстояло найти новое место в этом мире.
Провозглашенный Черчиллем атлантический курс вполне соответствовал стремлениям лейбористского кабинета. Политический союз с США мог упростить сложные переговоры об американской финансовой помощи, без которой будущее британской экономики рисовалось в самых мрачных тонах. К тому же лейбористские политики достаточно спокойно относились к перспективам превращения Великобритании в «младшего партнера» Вашингтона. В отличие от многих тори они рассматривали былое «величие Британии» как закрытую страницу истории, во имя которой нельзя жертвовать перспективами страны в складывающейся двухполюсной мировой системе. Уже в 1946 г. правительство Эттли принципиально переходит к политике атлантической солидарности и вместе с американской администрацией Трумэна оказывается в роли инициаторов «холодной войны». Несмотря на нарастающий финансовый кризис, предпринимались беспрецедентные шаги по наращиванию вооружений. Уже в 1946 г. было принято решение о производстве британской атомной бомбы. К началу 50-х гг. прямые военные расходы составляли 10—11% национального дохода (в середине 30-х гг. лишь 2,5 %). В 1949 г. США и Великобритания выступили инициаторами создания НАТО.
«Холодная война» вновь превратила Европу в авансцену глобального противостояния. Втянутая в него британская дипломатия сыграла немалую роль в расколе континента на два лагеря. Именно вмешательство Великобритании вызвало эскалацию греческого кризиса в 1946—1947 гг., навязав проведение референдума о восстановлении монархии и поддержав реакционное правительство Максимоса. В кильватере политического курса США оказалась Великобритания и при решении германского вопроса. Поворотным моментом здесь стало объединение американской и британской зон оккупации 2 декабря 1946 г., после чего процесс формирования сепаратного западногерманского государства практически полностью контролировался США.
При обсуждении путей решения германского вопроса в выступлениях британских политиков впервые прозвучала тема европейской интеграции. Инициативу вновь проявил Черчилль. Он первым из послевоенных политиков не только заявил о необходимости участия в интеграционном процессе Германии, но и указал на нее как на «сердцевину континента». Черчилль одновременно подчеркивал, что первым шагом в воссоздании европейской семьи должно послужить партнерство между Францией и Германией. Именно союз этих двух стран может послужить основой для формирования Соединенных Штатов Европы. Подлинный смысл предлагаемого проекта заключался в образовании европейского военно-политического блока, способного стать стратегическим партнером США. Великобритания со своей стороны сохранила бы статус «особого союзника» Вашингтона, приобрела роль патрона по отношению к западноевропейским странам.
Весной 1948 г. Великобритания присоединилась к Брюссельскому пакту о создании Западного союза, в 1949 г. вступила в Совет Европы. Та часть лейбористов, которая неодобрительно относилась к атлантическому курсу Эттли, ратовала и за более активное включение Великобритании в интеграционный процесс, но в последующие годы отказалась принять участие в разработке проектов по созданию экономических интеграционных структур. Выбор был сделан в пользу сохранения прочных отношений со странами Британского Содружества наций.
Правительству Эттли пришлось столкнуться с нарастающим кризисом Британской империи. Катализатором пересмотра политических и организационных основ Британского Содружества наций стал индийский вопрос.
С начала 1946 г. британское правительство окончательно утратило контроль над ситуацией в Индии. В межэтнических столкновения гибли сотни людей. Весной 1946 г. правительство Эттли было вынуждено без предварительных условий предоставить Индии статус доминиона. К лету 1947 г. вице-король Льюис Маутбаттен выработал план раздела Индии на два доминиона Индию и Пакистан. 15 августа 1947 г. в Дели и Карачи было официально объявлено о создании двух независимых государств, добровольно вошедших в Британское Содружество.
Провозглашение независимости Индии положило начало новому этапу в эволюции Британского Содружества. Вместо понятия «британский подданный» появляется новое — «гражданин Содружества». С 1947 г. термин «доминион» стал все чаще заменяться на «член Содружества» (из официальных документов термин «доминион» был исключен в 1952 г.). В 1948 г. независимость получили Цейлон и Бирма. Образование Бирмы имело важнейшее политико-правовое значение к качестве прецедента. Учредительное собрание решило провозгласить Бирму независимой суверенной республикой. Поскольку принятие новым государством республиканской формы правления исключало членство в Содружестве, британский парламент принял в декабре 1947 г. Акт о независимости Бирмы, согласно которому она стала независимой республикой вне рамок Содружества.
В 1949 г. в Лондоне состоялась конференция премьер-министров стран Содружества. Конференция провозгласила отказ от прежнего принципа «общей верности короне». Отныне английский король стал выступать лишь в качестве символа свободной ассоциации независимых государств-членов и в этом качестве — главы Содружества.
Несмотря на попытки осуществлять процесс реорганизации бывшего имперского союза на правовой основе правительство Эттли продолжало сталкиваться с крупными вспышками национально-освободительного движения, переходящего время от времени в открытые гражданские конфликты. Экономические трудности вызвали в 1948 г. волну народных выступлений в Гане (Золотой Берег). Всплеск политической активности наблюдался и в Центральной Африке, в том числе в Северной Родезии (Замбии), Южной Родезии и Ньясаленде (Малави). Конфликт носил здесь расовый характер. В Южной Африке по результатам выборов 26 мая 1948 г. к власти пришла Националистическая партия, поставившая своей целью проведение в жизнь политики апартеида, или разделения рас. Националистические выступления в Малайе потребовали активного вмешательства британского правительства. Коммунистические повстанцы-партизаны, большую часть которых составляли китайцы, совершали вооруженные нападения на служащих каучуковых плантаций и полицию, разрушали правительственные учреждения. 18 июня 1948 г. Малайа была переведена в режим чрезвычайного положения; британские войска быстро ликвидировали очаги волнений.
Чувствительные удары по международному престижу Великобритании нанесли события на Среднем и Ближнем Востоке. После принятия иранским правительством в 1951 г. решения о национализации нефтяной промышленности дипломатические отношения между Ираном и Великобританией были разорваны. Великобритания выступила инициатором экономической блокады Ирана. Британский ВМФ устроил военную демонстрацию в иранских территориальных водах. Однако США не поддержали эту акцию и выступили инициатором переговоров в формировании нового международного консорциума по разработке иранских нефтяных месторождений. Великобритании пришлось довольствоваться лишь ролью одного из их участников.
Важной сферой британских интересов являлась Палестина. Еще до Второй мировой войны Великобритания возложила на себя ответственность за контроль над переселением на «историческую родину» еврейских переселенцев. Но попытки британской администрации Палестины контролировать приток еврейских репатриантов не давали никакого эффекта. Арабское население отвечало открытой враждебностью к еврейским поселенцам. Реакцией британского правительства на обострение ближневосточного вопроса было предложение раздела Палестины на два отдельных независимых государства. Проект раздела, известный как «План Моррисона», был представлен правительству 31 июля 1946 г. Разногласия по этому вопросу раскололи Лейбористскую партию на два враждебных блока. Не в силах справиться с арабо-израильским конфликтом британское правительство объявило 14 февраля 1947 г. о том, что снимает с себя функции посредника и передает их ООН. Неожиданный поворот событий произошел 14 мая 1948 г. За несколько часов до окончания действия британского мандата на Палестину еврейский лидер Давид Бен-Гурион провозгласил создание республики Израиль.
Новый взрыв общественного недовольства вызвало участие Великобритании в корейском кризисе в начале 50-х гг. В корейской войне участвовали британские соединения, потерявшие 686 солдат убитыми, 2 498 ранеными. В то же время Эттли пытался блокировать жесткие решения американских военных и локализовать конфликт. Подобный подход стал мишенью для критики со стороны как пацифистской оппозиции в Лондоне, так и воинственно настроенных группировок. Война в Корее оказала негативное влияние на экономическое положение Великобритании. Расходы на оборону превысили возможности бюджета. Моральный престиж лейбористского правительства оказался как никогда низок.
Правление консерваторов:
«тринадцать впустую потраченных лет» или «ветры перемен»?
Поражение на выборах 1945 г. стало катализатором масштабной организационной и идеологической модернизации британского консерватизма, рождения «нового консерватизма». Еще с 30-х гг. на фоне ожесточенной борьбы Н. Чемберлена и У. Черчилля в партии постепенно складывалось новое, «технократическое» крыло. Его основу составила группировка «молодых консерваторов» под руководством Гарольда Макмиллана, выдвигавших идею создания «организованного капитализма», предполагающего активное государственное регулирование как в области производства, так и в социальной сфере. «Молодые консерваторы» ратовали за возвращение к идеям «социального консерватизма» эпохи Дизраэли, установление конструктивного диалога с профсоюзами, признание «смешанной модели» общественного развития.