Внешняя политика Великобритании в начале XX в.

На фоне усиления межпартийной борьбы в Великобритании в начале XX в. сфера внешней политики превратилась в едва ли не единственное поле компромиссов и единства ведущих политических сил. Последним событием, вызвавшим острую полемику в парламенте и на страницах печати, стала англо-бурская война 1899—1902 гг. Правда, ее противники, в том числе лидеры либеральной партии Г. Кэмпбелл-Баннерман, Д. Ллойд Джордж, выступали не столько против самой войны, сколько против превращения колониальной экспансии в преобладающее направление политики, против империализма как средства решения внутренних проблем британского общества. После успешного завершения войны с присоединением южноафриканских республик к колониальной империи и на фоне обострения международной обстановки вопрос о целесообразности участия страны в территориальном разделе мира сомнениям уже не подвергался. В то же время уроки англо-бурской войны заставили правящие силы Великобритании существенно пересмотреть правовые идеологические основы взаимоотношений с колониями. Политика «империализма», понимаемая еще совсем недавно в духе ультраколониалистских высказываний Дж. Чемберлена и С. Родса, стала рассматриваться в качестве создания все более тесного политико-экономического пространства, объединяющего метрополию и колонии на основе взаимовыгодных отношений. В рамках новой политики было расширено самоуправление некоторых крупнейших колоний. К созданным в конце XIX в. доминионам добавились в 1907 г. Новая Зеландия, в 1910 г. — Южная Африка. С 1907 г. начали созываться имперские конференции для консультаций с доминионами по важнейшим политическим и военным вопросам. Лишь в Индии британское правительство не только не пошло на уступки национальному движению, но и значительно ужесточило охранительную политику.

Англо-бурская война оказала непосредственное влияние и на европейский курс Великобритании. Практически всеобщее осуждение этого конфликта наглядно продемонстрировало всю опасность международной изоляции в эпоху складывания военно-политических блоков и углубления межимпериалистических конфликтов. Кроме того, все более явный экспансионизм Германии заставил британских политиков усомниться в целесообразности повтора попыток дипломатического сближения с этой страной и отказа от поисков иных союзников. Первые шаги в этом направлении были предприняты уже в самом начале XX в. Уступки в вопросах о канадо-американской границе на Аляске и сооружении канала через Панамский перешеек позволили значительно улучшить отношения с США. Однако преобладание в американском руководстве изоляционистских настроений превращало США скорее в потенциального, нежели реального союзника. Более важную роль для укрепления позиций Великобритании на Дальнем Востоке сыграло сближение с Японией, завершившееся в 1902 г. заключением союзного договора. В соответствии с ним обе стороны признавали право друг друга на вмешательство во внутренние дела Китая и Кореи для защиты своих интересов и гарантировали свой нейтралитет в том случае, если это вмешательство вызовет войну союзника с третьей державой. При столкновении союзника с двумя и более странами договор подразумевал обязательную военную помощь.

Обострение отношений с Германией заставило британскую дипломатию пересмотреть политический курс в отношении России и Франции. Еще в 90-х гг. XIX в. Великобритания находилась в состоянии почти открытого противостояния с этими двумя странами, обусловленного столкновением интересов в Афганистане, Иране, Турции, Северной Африке. Необходимость поиска надежных союзников в Европе заставила официальный Лондон пойти на значительные уступки практически во всех этих вопросах. 8 апреля 1904 г. было заключено англо-французское соглашение о решении всех спорных проблем в области колониальных владений и сфер влияния (названное «сердечным согласием» — «Антант кордиаль»). Окончательно военно-политический блок Антанты сложился с подписанием в 1907 г. аналогичного русско-английского договора.

Образование Антанты свидетельствовало о том, что Великобритания окончательно признала Германию своим главным противником. Особенно беспокоило британских политиков наращивание Германией морских вооружений. В 1905 г. в Великобритании был заложен броненосец нового поколения, название которого — «Дредноут» — стало общим для всего класса подобных судов. Вскоре строительство таких же кораблей началось и в Германии. Появление дредноутов существенно изменило военно-морской паритет. Броненосцы старого типа значительно уступали им по всем технических характеристикам. Отныне морское превосходство все в большей степени зависело от способности ведущих держав наращивать гонку вооружений и использовать для нее всю мощь национальной индустрии. Это подталкивало обе стороны к открытому конфликту. В марте 1912 г. британский парламент принял закон о необходимости закладки двух дредноутов против одного немецкого. В мае того же года началась переброска части военных судов из Гибралтара в Северное море. Атлантические коммуникации оставались под защитой французского флота. В тот же период Великобритания оказала дипломатическую поддержку своим союзникам в балканском вопросе. После срыва очередных англо-германских переговоров в начале 1914 г. стало очевидно, что Великобритания стоит на пороге войны.



Наши рекомендации