Перестройка партийной системы
В 1901 г. со смертью королевы Виктории, царствовавшей с 1837 г., завершился самый значительный период в истории Великобритании — блистательная «викторианская эпоха». Крупнейшая колониальная держава, один из лидеров мировой политики, Великобритания вступила на рубеже XIX—XX вв. в период качественной трансформации социально-политической и экономической системы. Глубокие изменения коснулись и традиционной двухпартийной модели — символа стабильности и преемственности политического развития британского общества.
Вся середина XIX в. прошла в Великобритании под знаком преобладания либеральной партии. Свидетельством тому было не только почти беспрерывное пребывание правительственных кабинетов вигов у власти, но и торжество либеральной идеологии. Однако во второй половине XIX в. стал очевидным раскол внутри британского либерализма. Виги — сторонники классической версии либеральных ценностей, сплотившиеся вокруг фритредерской идеи, получили влиятельных противников в лице либералов, возглавляемых У. Гладстоном. Политическое кредо фракции Гладстона базировалось на идеях реформ в интересах среднего класса (налоговой и избирательной системы, систем образования, профдвижения). За дискуссией об этих реформах стояло противоречие двух принципиально разных версий либерализма: классической, основанной на принципе «laisser-faire» («позволяйте делать»), т.е. представлении о том, что индивидуальное социальное творчество освобожденного человека и естественный, нерегламентированный ход общественного развития являются основой эффективного решения любых проблем, и социальной, воспринимавшей свободу личности не в качестве самоцели, а как средство для обеспечения справедливого общественного устройства.
Причины социализации либеральной идеологии были многоплановы. По мере углубления процесса модернизации и формирования основ индустриальной системы классический либерализм превратился из революционной духовной парадигмы в базовый социальный принцип реально существующего общества. Прежняя негативная, разрушающая трактовка свободы (как неограниченного освобождения личности) вступила в противоречие с новой социальной реальностью, требующей от либерализма конструктивных принципов и идей. Общество, развивавшееся под флагом все большей индивидуализации личности, оказалось перед угрозой разобщения, утраты социальной целостности. Жесткое противопоставление личности и общества, свободы и государственной воли, индивидуального поступка и общественного закона подрывало основы самой либеральной идеологии как универсальной и общенациональной. Победивший либерализм приобрел характер узкоклассовой идеологии, и эволюция британской партии вигов продемонстрировала эту закономерность наиболее ярко. «Манчестерский либерализм» продемонстрировал торжество индивидуалистической этики, перевоплощение идеала духовной свободы в принцип материальной независимости, превращение конкурентной борьбы в основу социальных отношений. Поиск же новой либеральной альтернативы был сопряжен со сращиванием либеральных ценностей с демократическими, стремлением вернуть либерализму образ идеологии «равных возможностей».
Великобритания стала первой страной, где социальный либерализм заявил о себе как о вполне реальной политической практике уже в XIX в. Однако его окончательной победе помешал раскол либеральной партии в 1886 г. Инициатором раскола была группа либерал-юнионистов под руководством Дж. Чемберлена, выступившая против распространения реформистской политики на вопросы устройства британского государства (в том числе предоставления самоуправления Ирландии, либерализации имперской политики). Сохранение унитарного устройства Великобритании рассматривалось юнионистами как неотъемлемый компонент всей программы расширения общественных функций государства, а укрепление имперской системы — как материальная основа проведения активной социальной политики. Такая позиция сблизила сторонников Чемберлена с консервативной партией, которая уже с середины XIX в. выступала под лозунгами «обновленного торизма» за умеренный реформистский курс в духе патернализма, «государственно-аристократического патронажа», за приоритет национальных, а не индивидуальных или классовых интересов, поступательное развитие общества на основе традиционных ценностей. Идейная близость юнионистов и новых тори привела к слиянию двух течений, что обеспечило политическую гегемонию объединенной консервативной партии на протяжении последующих лет. В 1895— 1902 гг. у власти находился консервативный кабинет Р. Солсбери, а в 1902—1905 гг. — Л. Бальфура. Этот период стал временем проведения политики прагматичного традиционализма, возврата к практике имперского протекционизма (защиты пошлинами торгового пространства колониальной империи), ужесточения позиции в ирландском вопросе.
Выборы 1906 г. прошли под знаком ожесточенной политической дискуссии либералов и консерваторов о целесообразности жесткого протекционистского курса. Политика «особых отношений» с колониями наносила ущерб наиболее современным, рентабельным отраслям британской индустрии, имевшим ограниченный доступ на мировые рынки из-за таможенных войн метрополии с другими европейскими странами. Либералы провели избирательную кампанию под лозунгами возвращения к фритредерской политике «свободной торговли» и одновременного возобновления реформистского курса. Убедительная победа либеральной партии — 401 мандат, т.е. более двух третей мест в Палате общин — привела на пост премьер-министра одного из лидеров умеренных либералов Г. Кэмпбелл-Баннермана. После его кончины в 1908 г. правительство возглавил Г. Асквит. Первые годы правления либералов не принесли значительного успеха. Фритредерская политика, активно поддержанная частью предпринимательских кругов, вызвала рост стоимости жизни, безработицы, социальной напряженности. В самой либеральной партии вновь активизировались сторонники энергичной социальной политики государства, среди которых особенно выделялись члены партии — выходцы из Шотландии, Уэльса, Ирландии. Лидером этой фракции стал молодой адвокат из Уэльса Дэвид Ллойд Джордж.
Ллойд Джордж не был серьезным теоретиком, но благодаря своему красноречию, страстной манере выступлении и легкому перу он быстро стал олицетворением нового поколения либералов. Ключевым компонентом их программы было отрицание социал-дарвинистских принципов и признание возрастающей роли государства в регулировании общественных отношений. При этом «новые» либералы отвергали противопоставление либерализма как чисто индивидуалистической идеологии и социализма как чисто коллективистской. Социальный либерализм они понимали как гармоничную доктрину, отражавшую единство двух этих начал в человеческой личности. Соответственно, и понятие «социальная справедливость» органично вошло в идейный арсенал «новых» либералов. Ллойд Джордж подчеркивал, что если «старый» либерализм мобилизовывал народ на свою сторону во имя общественного прогресса, то «новый» либерализм ориентирован на конкретные социальные реформы в интересах аутсайдеров общества — арендаторов, рабочих, бедняков, престарелых. Такой курс, по мнению сторонников Ллойд Джорджа, отвечал общенародным интересам, поскольку формировал основы подлинно свободного общества, обеспечивающего независимость каждой личности. Признание же важности благосостояния каждого индивида и каждой социальной группы предполагало торжество идеи социального примирения, развитие диалога между трудом и капиталом.
Рост популярности Ллойд Джорджа заставил лидеров партии не только ввести его в состав кабинета, но и предоставить ему в 1909 г. влиятельный пост канцлера казначейства. Уже первый подготовленный ведомством Ллойд Джорджа бюджет вызвал острое столкновение партийных фракций либералов и консерваторов в парламенте. Особое недовольство оппозиции вызвал ввод статей о пенсиях по старости (с 70 лет), о материальной поддержке бирж труда. Прогнозируемый рост социальных расходов, а также увеличение в четыре раза финансирования военно-морских вооружений заставили правительство предложить в рамках нового бюджета реформу налоговой системы, предусматривающую значительное увеличение налогов с крупных доходов, на земельную собственность, наследство, торговлю спиртными напитками. После длительного обсуждения в Палате общин и проведения двух внеочередных выборов законопроект был перенесен в Палату лордов, где лишь благодаря вмешательству короля Георга V он получил поддержку большинства. Помимо предусмотренных в нем мер в рамках политики ллойдджорджизма, в последующие годы был введен также Закон о компенсации при несчастных случаях на производстве, 8-часовой рабочий день для горняков, Закон о страховании рабочих на случай безработицы или болезни (за счет взносов самих рабочих, предпринимателей и государства). Большой резонанс в обществе вызвал Закон 1914 г. о гомруле — самоуправлении Ирландии под контролем английского вице-короля.
Политика ллойдджорджизма встретила одобрение широких слоев населения. В то же время либералам не удалось восстановить прежние тесные политические контакты с тред-юнионами. Более того, в начале XX в. произошла консолидация рабочего движения под знаменами социалистической идеологии. В 1900 г. в Лондоне был создан межпрофсоюзный комитет рабочего представительства для проведения в парламент рабочих депутатов. В острой борьбе с правительством профсоюзы отстояли право взимать средства со своих членов на политическую деятельность. В преддверии выборов 1906 г. Комитет был преобразован в лейбористскую партию, сформированную по принципу коллективного членства, — партия включила ряд тред-юнионов, Независимую рабочую партию, Социал-демократическую федерацию и другие группы. Лидером лейбористов стал малоизвестный молодой политик Рамсей Макдональд. Влиятельные руководители тред-юнионов уступили ему пост председателя партии в надежде ослабить позиции центрального руководства. Однако в кратчайшие сроки Макдональду удалось консолидировать партию и превратить ее в одну из крупнейших социалистических партий Европы и реальную силу на британской политической арене. Уже на выборах 1906 г. лейбористы получили 29 мест в парламенте. Идеологическим кредо партии стал социал-реформизм, идеалы ненасильственной трансформации общества на принципах социальной ответственности и социальной взаимопомощи. «Мы должны создать строй социальной демократии..., примирить личные права с деятельностью общественного организма, личную свободу с социальной организацией, демократию с государственным самосознанием», — писал Макдональд в книге «Социалистическое движение».
Кризис двухпартийной системы Великобритании, связанный с появлением альтернативных политических движений и внутренней борьбой в традиционных партиях, привел к конституционному кризису 1910 г. На фоне жесткой дискуссии о бюджете были проведены внеочередные парламентские выборы. Либералам удалось сохранить контроль над правительством, но они утратили абсолютное большинство в Палате общин. В свою очередь Палата лордов впервые за долгое время активно вмешалась в политическую борьбу, используя свои прерогативы в области законодательного процесса. Кризис был преодолен после принятия в 1911 г. «Акта о парламенте». В соответствии с этим законом Палата общин получила право преодолевать вето Палаты лордов при движении законопроектов. Одновременно срок полномочий нижней палаты парламента сокращался с 7 до 5 лет. Реформа привела к значительному усилению позиций правительства, опирающегося на парламентское большинство. Это имело большое значение в условиях нарастания противоречий в развитии британской экономики.