Основные западные политико-правовые концепции
XIX – начала XX вв.
Утверждавшийся в Западной Европе капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме. В XIX в. он был очень влиятельным политическим и интеллектуальным течением
Концептуальное ядро либерализма образуют два основополагающих тезиса. Первый: личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность суть наивысшие социальные ценности. Второй: реализация данных ценностей обеспечивает не только раскрытие всех творческих потенций личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. Вокруг этого концептуального ядра концентрируются другие элементы либеральной идеологии. Среди них непременно находятся представления о рациональном устройстве мира и прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле. В числе таких элементов безусловно присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления и т.п.
Бенжамен Констан (1767–1830)являлся идеологом буржуазного либерализма во Франции, основным трудом которого является двухтомник «Курс конституционной политики». В центре внимания Б. Констана стоит проблема соотношения личности и государства. Человеку свойственна свобода, из которой, в свою очередь, проистекают фундаментальные права гражданина. Права гражданина существуют независимо от государственной власти и являются для нее неприкосновенными. Б. Констан различает свободу гражданскую (личную) и свободу политическую.
Иеремия Бентам (1748–1832)–идеолог английской либеральной буржуазии, ведущим положением его учения является принцип пользы. Отсюда название всего направления – утилитаризм (utilitas – польза). Он полагал, что принцип пользы и основанные на нем государственные и правовые институты познаются не рационалистически, а эмпирически в качестве непосредственных, «самоочевидных» данных опыта, не требующих какого-либо особого доказательства.
Естественное право, по мнению Бентама, представляет собой «фикцию», «метафору» и «опасное заблуждение». Естественны в человеке его чувства, способности и дарования. Считать их естественным правом или естественным законом – значит вносить путаницу, «ложную идею». Законы надо создавать, чтобы обеспечить проявление этих способностей, открыть дорогу гуманным чувствам и подавить антисоциальные склонности.
Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835)стоит у истоков немецкого либерализма. Главное политическое сочинение Гумбольдта «Опыт установления границ деятельности государства», написанное еще в 1792 г., было опубликовано лишь в 1851 г. Общая позиция, с которой Гумбольдт подходит к государству, – позиция гуманистического индивидуализма. Не столько собственно государство занимает его, сколько человек в соотношении с государством. Основная задача, решаемая в «Опыте», состоит в том, чтобы «найти наиболее благоприятное для человека положение в государстве». Гумбольдт придерживается начатой социальной наукой XVIII в. линии на дифференциацию общества («гражданского общества») и государства. Гранями этой дифференциации у него выступают различия между: 1) системой национальных учреждений (организаций, союзов, всяких других объединений, формируемых снизу, самими индивидами) и государственными институтами и службами;
2) «естественным и общим правом» и правом позитивным, создаваемым непосредственно государством;
3) «человеком» и «гражданином». С его точки зрения, общество принципиально значимее государства, а человек есть нечто гораздо большее, чем гражданин – член политического («государственного») союза. По той же причине «естественное и общее право» должно быть единственной основой для права позитивного, руководящим началом при разработке и принятии государственных законов. Цель существования государства как такового – служение обществу: «Истинным объемом деятельности государства будет все то, что оно в состоянии сделать для блага общества». Но за абстракцией понятия «общество» Гумбольдт стремится видеть каждого отдельного составляющего общество индивида. Отсюда тезис – «государственный строй не есть самоцель, он лишь средство для развития человека».
Консерватизм как направление общественно-политической мысли, по большому счету, сформировался как реакция на Великую французскую буржуазную революцию (1789). В политической философии основателя французского консерватизма Ж. де Местра (философ, политик, дипломат) преобладало «органическое» понимание народа и государства, жизнь и деятельность которого, с его точки зрения, определяются в первую очередь традициями, религиозным чувством и церковным авторитетом.
Идеолог английского консерватизма Э. Бёрк подверг идеологию французских революционеров систематической и безжалостной критике. Корень зла он видел в пренебрежении традициями и ценностями, унаследованными от предков, в том, что революция бездумно уничтожает духовные ресурсы общества и накопившееся столетиями культурно-идеологическое наследие. Он считал, что любое перераспределение собственности и изменения в социальной иерархии неизбежно ведут к общегосударственным бедам.
Социализм. В первые десятилетия XIX в., когда либералы стремились укрепить, усовершенствовать и воспеть буржуазные порядки (строй капиталистической частной собственности, свободу предпринимательства, конкуренцию и т. п.), в Западной Европе выступили мыслители, подвергшие эти порядки нелицеприятной критике и разработавшие проекты общества, которое (по их мнению) сумеет избавиться от эксплуатации и угнетения, обеспечить каждому индивиду достойное существование.
Речь идет, прежде всего, о системах взглядов социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна. В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Преодолевая привычные представления об уравниловке и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Они говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее.
Марксизм возник в 40-е гг. XIX в.Карл Маркс (1818-1883) иФридрих Энгельс (1820-1895) пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от любых форм эксплуатации, социального угнетения, бесправия, неравенства. Специфика марксистской историко-материалистической концепции государства и права состоит в анализе явлений политической и правовой жизни как составных частейклассовой общественно-экономической формации.
По мнению марксистов, общество в своем развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первая фаза - социализм). Последняя формация и должна стать «идеальным государством».
Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» доказывал, что государство как социально-политический феномен образовалось на осколках первобытно-общинного строя и, по его мнению, развитие государственных институтов ведет человечество к коммунизму через определенные стадии – формации. Механизмом перехода между ними является социальная революция.
Особое место марксисты уделяли переходу от капиталистической к коммунистической формации, делая акцент наклассовую природу капиталистического государства, выступающего как официальная политико-организационная форма диктатуры господствующего класса. Предлагая тезис об ущербности буржуазной демократии, они предполагали слом буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, установление диктатуры пролетариата и впоследствии отмирание государства.
Владимир Ильич Ленин (1870-1924) коренным пунктом называет тезис, согласно которому «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». Его идеи не противоречили идеям Маркса, но предлагали заметные изменения в акцентах. В.И. Ленин серьезно занимался разработкой тактики революции и подчеркивал необходимость насилия: «Ни одна проблема классовой борьбы никогда не решалась другим способом, кроме как насилием». К. Маркс в своих трудах лишь иногда ссылается на диктатуру пролетариата. Ленин же увлеченно разрабатывает эту концепцию: «Диктатура пролетариата есть не что иное, как власть, основанная на силе и ничем не ограниченная – ни законом, ни правительством».
Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей.
Один из наиболее заслуженных мыслителей этого периода -Макс Вебер (1864–1920)– известен в качестверазработчика типологии власти. Бюрократия ассоциировалась у Вебера с типом господства, основанного не на традиционном почитании, а на строгих и рациональных правилах легалистского характера и назначения. Это господство включает следующие моменты и характеристики:
1) существование обособленных служб и компетенции, строго определенных в законах и правилах в целях удобства для принятия решений и контроля;
2) защита статуса и компетенции служащих (несменяемость судей, гарантированное продвижение по службе и пенсия за выслугу лет у чиновников);
3) четкая иерархизация в выполнении распорядительных управленческих функций и функций исполнительских;
4) подбор кадров на конкурсной основе.
Морис Дюверже (1917 г.р.)считал, что технократии в чистом виде не существует, но после расцвета либеральной демократии и затем ее кризиса на Западе возникает новая форма политической организации общества и государства, которая включила в себя технократические элементы и сочетает их с уцелевшими остатками либеральной демократии и с новой олигархией.