Динамика культуры/цивилизации.
Изменения (культурно-цивилизационные) — аксиологически нейтральное понятие для обозначения различных состояний культуры и цивилизации в двух и более временных точках.
Эволюция (древнееер. Eva — жизнь) к./ц. — в узком смысле единство количественных и частнокачественных изменений культуры/цивилизации в пределах выработки и реализации исторически определённого ценностно-смыслового ядра культуры, в широком — синоним динамики культуры и цивилизации.
Революция в к./ц.— крупномасштабный и системный скачок в развитии определенной модели культуры/цивилизации, обновление их основного качества — смена ценностно-смыслового ядра деятельности и переход к другой модели.
Развитие к./ц. — целостный процесс их количественно-качественных изменений.
Динамика к./ц. — аксиологически нейтральная категория для выражения всего многообразия изменений культуры и цивилизации.
Ренессанс культурный (фр. Renaissance — Возрождение) — процесс возрождения ранее утраченных или смещенных на периферию ценностей, который является не возвратом, а обогащением их человекотворческого смысла; возникновение нового чувства жизни, родственного жизненному чувству античности и противоположного средневековому отношению к жизни как отрешению от неё, утверждение и обновление творческих сил человека.
Декаданс культурный (фр. Decadance — упадок, разложение) — деградация традиционных культурных ценностей и смыслов, их системное несоответствие изменившейся социокультурной реальности и вместе с тем глубокая и плодотворная рефлексия о смысле и роли ценностей культуры/цивилизации и поиск их альтернатив.
Трансформация — внутренняя перестройка общества в соответствии с имманентно присущими ему законами; системное, преимущественно эволюционное преобразование культурно-цивилизационного комплекса; трансформационный процесс не сводится к реформам «сверху», охватывает все основные структуры, и его ход и исход в решающей степени зависят от действий больших социальных групп; отсюда — принципиальная неоднозначность, незаданность окончательного исхода процесса.
Культурный шок — концепт, введённый американским культурфутурологом А. Тоффлером для обозначения состояния индивидов, социальных групп, общностей людей в пограничной ситуации внезапного разрушения традиционных ценностных ориентиров и неспособности к адекватному истолкованию новых реалий и адаптации к ним.
Кризис культуры/цивилизации — состояние обострения противоречий определённой культурно-цивилизационной модели, испытания жизненной силы её ценностей и смыслов.
Тупик культуры/цивилизации — системный и предкатастрофный кризис культуры/цивилизации, который обусловлен обесценением/исчерпанием творческого потенциала их ценностно-смыслового ядра и завершается его распадом.
Эсхатология(греч. eschatos — последний, конечный и logos — учение) — в христианской догматике учение о «последних» вещах: о конце мира, о воскресении мёртвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле.
Апокалипсис (греч. apokalilypsis — откровение) — Страшный суд. В откровении ап. Иоанна предстает в виде четырех всадников, которые символизируют чуму, войну, голод и смерть. Апокалипсис не фатален для праведников, которые спасутся и войдут в новое тысячелетнее царство.
Прогресс к./ц. — совершенствование ценностно-смыслового ядра, содержания структур и видов культурно-цивилизационной деятельности как развитие творческого и репродуктивного потенциала человечества.
Регресс к./ц. — эрозия ценностно-смыслового ядра культурно-цивилизационной деятельности, её содержания, структур и видов, «усталость» и свёртывание творческого потенциала.
Линейный прогресс — упрощённая интерпретация динамики развития к./ц. как фатального и непрерывного совершенствования человека, обусловленного его «природой», принцип «всё к лучшему в этом лучшем из миров»; в соотношении с ним регресс — «аномалиия», случайность, «ничтожная деятельность» (Гегель).
Критерии прогресса/регресса — качественная оценка состояния зрелости к./ц. в зависимости от меры гуманизации/дегуманизации, освобождения/отчуждения их исторически определённых субъектов; такие критерии развёртываются в ряде индикаторов, которые позволяют (нередко — в количественной форме) конкретизировать меру процесса.
Аксиологический характер критериев — свойство оценок прогресса/регресса в единстве выражаемой ими объективной сущности процессов совершенствования или деградации к./ц. (в этом смысле наличия в них элементов абсолютности) и вместе с тем — относительности, «незавершённости» таких оценок, обусловленной как незавершённостью развития к./ц., так и неполнотой их познания оценивающими субъектами.
Интегративный критерий — основной, или «высший», критерий зрелости к./ц., способный выразить степень зрелости ценностно-смыслового ядра к./ц., как системной целостности, и вместе с тем быть методологическим основанием частных критериев. Интегративный критерий зрелости к./ц. — становление, развёртывание и реализация потенциала, расширение и обогащение исторически определенной меры освобождения и гуманизации субъектов культуротворческой деятельности в масштабах всемирной истории, её социокультурных моделей или эпох.
Частные критерии — совокупность критериев зрелости к./ц. в многообразных и относительно самостоятельных сферах; такие критерии находятся в прямых и обратных связях с интегративным критерием.
[Левяш И.Я. Культурология. 5-е изд. испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с. с. – 279 – 280.]
Этнонациоренессанс.
Самоидентификация этническая — самосознание этнической общности.
Архетип этнокультурный — характерные и устойчиво воспроизводимые черты национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности.
Этнос — исторически сложившаяся общность людей, основанная на единстве происхождения (общности предков), биопсихических признаков, духовных ценностей, прежде всего языка, и самоидентификации.
Нация — полиэтническая, социокультурная и политическая общность людей, нация-государство.
Титульный этнос — этническая общность, этнонимом которой называется данное государство.
Суперэтнос — крупномасштабная общность людей, сформировавшихся из различных этносов и достигших единства социокультурных признаков.
Субэтнос — этническая группа со специфическими признаками, не выходящими пределы более крупной этнической общности.
Коренной этнос — понятие, выражающее формирование и историю определенно этноса на данной территории.
Меньшинство этническое — группа людей со специфическими этническими признаками, представляющая меньшинство населения страны.
Криптонациональность (от лат. Kriptos — тайный) — этническое меньшинство определенного этноса в данном государстве, который является титульным в другом государстве.
Диаспора — понятие, парное с метрополией; этническая группа в данном государстве, которая сориентирована на культурные ценности другого государства на основании этнической общности с ним.
Мультикультурализм — феномен гетерогенного многообразия автономных этнических культур в пределах единого культурно-цивилизационного комплекса.
Национальная идея — выраженное в комплексе символических форм самосознание (самоидентификация) нации и одновременно — ее «послание миру» о бытии, интересах и ценностях этой общности людей.
Патриотизм — принцип и естественная ценность национального самосознания, любовь к своей Родине и деятельная сопричастность к ней.
Космополитизм — принцип и практика отрицания реальности или плодотворности национального фактора, «беспочвенность», абсолютизация общечеловеческих интересов и ценностей.
Национализм — противоречивый принцип и практика самоопределения этноса, нации, выражение их интересов.
«Эллинский» национализм — возникший в древнегреческом полисе комплекс представлкений, идентичный патриотизму.
«Римский» национализм — возникший в Римской империи комплекс представлений, идентичный шовинизму и расизму.
Этноцентризм — принцип и практика отношений определенного этноса с миром, подчиненных его эгоцентричным интересам.
Этнократия— принцип и практика узурпации государственной власти и монополии на нее определенного этноса.
Нациократия — принцип и практика политического господства одних наций-государств над другими.
Национал-сепаратизм — совокупность идей и действий, направленных на становление новой государственной структуры этнической общности как альтернативы государству на основании представлений о его несоответствии интересам этой общности.
Шовинизм — принцип и практика превосходства определенного этноса или нации над другими, «национализм крупного рогатого скота» (Ф. Ницше).
Расизм — принцип и практика превосходства одних рас над другими, которые в европейской традиции мотивируются мифологемами биопсихических преимуществ «арийской» расы или возможности «конструирования» такой расы.
Этнонациоренессанс — противоречивый глобальный феномен активизации этнического или национального самосознания, который является одним из фундаментальных процессов современной культуры и цивилизации.
[Левяш И.Я. Культурология. 5-е изд. испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с. с. – 314 – 315.]