Право межд. безопасности: понятие, источники, принципы.

Право международной безопасности в широком смысле: система общепринятых и специальных норм и принципов, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, экологической, продовольственной, информационной безопасности, а также политической, экономической и социальной стабильности в мире; в узком смысле - совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на обеспечение военно-политической безопасности государств, предотвращение возникновения войны и пресечение актов агрессии.

Роль МП в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:

• обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое со­общество уже располагает, максимальное использо­вание заложенного в действующих нормах потенциа­ла, укрепление существующего межд. правопорядка;

• выработка новых межд.-правовых обязательств, но­вых норм.

Выполнение первой задачи связано с процессом право­применения, второй - с процессом межд. нормотворчества. Юридическую основу современного права МБ состав­ляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разреше­ния споров, принцип разоружения.

Нормативный характер носят и специальные прин­ципы права МБ. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинаковой безопасности, нена­несения ущерба безопасности государств и т. д. Рав­ная безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, па­ритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. МП известен обширный арсенал кон­кретных средств обеспечения МБ. К ним относятся:

• коллективная безопасность (всеобщая и региональная); • разоружение;• мирные средства разрешения споров;• меры по ослаблению межд. напряженности и прекра­щению гонки вооружений;• меры по предотвращению ядерной войны;• неприсоединение и нейтралитет;• меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;• самооборона;• действия межд. организаций;• нейтрализация и демилитаризация отдельных тер­риторий, ликвидация иностранных военных баз;• создание зон мира в различных регионах земного шара;• меры по укреплению доверия между государствами.

Источники:

1. Устав ООН.

2. Договоры, сдерживающие гонки ядерных вооружений в пространственном отношении: Договоры: Об Антарктике 1959 г., О нераспространении ядерного оружия 1968 г., О запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Тлателолко 1967 г.), О безъядерной зоне в южной части Тихого океана (договор Раратонга 1985 г.).

3. Договоры, ограничивающие наращивание вооружения в количественных и качественных отношениях: Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия 1996 г., Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений 1993 г.

4. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предусматривающие их уничтожение. Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г.

5. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Соглашение о линии прямой связи между СССР и США 1963, 1971. Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет с подводных лодок 1988 г.


Вопрос 38. Международное право в период вооруженных конфликтов: понятие, принципы, источники.

Право вооруженных конфликтов (ПВК) можно опре­делить как совокупность создаваемых путем межд. согла­шений или обычая юридических норм, применяемых в вой­нах, межд. и немежд. вооруженных конфликтах, запрещаю­щих использование определенных средств и методов ве­дения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих межд.-правовую ответственность государств и уголовную ответст­венность физических лиц за их нарушение.

Наибольшее значение из ныне действующих межд.-право-вых актов имеют Гаагские конвенции 1907 г., Женевские кон­венции 1949 г. Если Гаагские конвенции 1907 г. («право Гаа­ги» или собственно «право войны») регулируют применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, то Женев­ские конвенции 1949 г. («право Женевы» или «гуманитарное право») охраняют права комбатантов, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.

В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приня­ты два Дополнительных протокола: Протокол I, касаю­щийся защиты жертв международных вооруженных кон­фликтов, и Протокол If, касающийся защиты жертв воо­руженных конфликтов немеждународного характера.

Важное место среди источников ПВК занимают межд.-правовые акты, в которых содержится запрещение приме­нять на войне те или иные виды оружия. Женевский прото­кол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства; в 1972 г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение. В 1977 г. госу­дарства подписали Конвенцию о запрещении прибегать к военному использованию средств воздействия на природ­ную среду. Конвенция 1980 г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки кото­рых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажигательное оружие.

ПВК содержит большое количество межд.-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм ПВК Это Устав Межд. во­енного трибунала 1945 г.; Конвенция о предупреждении пре­ступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; резолюции Гене­ральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных пре­ступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г. и др.

Из общих принципов МП в ПВК особое значение име­ют: принцип гуманности, принцип недопустимости дис­криминации; принцип ответственности за нарушение норм и принципов ПВК, который включает:

специальные принципы ПВК, регулирующие примене­ние средств и методов ведения войны: принцип ограни­чения воюющих в выборе средств и методов вооружен­ной борьбы; принцип разграничения военных и граждан­ских объектов;

специальные принципы ПВК о защите участников воо­руженной борьбы, а также гражданского населения под­разделяются на две группы: принципы защиты законных прав комбатантов; принципы защиты неотъемлемых прав гражданского лица во время вооруженных конфликтов.


39. Нейтралитет во время войны: понятие: виды, права и обязанности нейтральных и воюющих государств.

Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим.

Нейтралитет во время войны бывает двух видов: постоянный (на случай любой войны) или временный (только в отношении конкретной войны), о чем государство официально заявляет. Например, Швейцария с 1815 г. является постоянно нейтральной страной.

Нормы международного права регламентируют права и обязанности нейтральных государств и воюющих сторон в отношении них в случае вооруженного конфликта. Данные нормы закреплены в Га'агских конвенциях 1907 г.: О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и О правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, а также в других международно-правовых актах. Основное положение этих норм сводится к тому, что территория нейтрального государства не может превращаться в театр военных действий.

Сухопутка:Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.

Нейтральное государство не должно снабжать воюющих оружием, военными и другими материалами. Вместе с тем оно не обязано препятствовать вывозу (или транзиту) из мест боевых действий за счет того или другого из воюющих оружия, боеприпасов на условиях взаимности и одинакового отношения к воюющим.

Нейтральное государство вправе отражать покушения на его нейтралитет с помощью своих вооруженных сил.

Если войска одной из воюющих сторон окажутся на территории нейтрального государства, оно обязано интернировать их и разместить вдали от театра военных действий. Расходы по содержанию интернированных возмещаются после окончания войны в соответствии с соглашением между заинтересованными сторонами.

Нейтральное государство вправе разрешить перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон при условии отсутствия в транспортах оружия и боеприпасов.

Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов для воюющих. Вместе с тем нейтральное государство не несет ответственности, если его граждане в одиночку переходят границу и вступают в армию воюющих.

Нейтралитет в морской войне регулируется XIII Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 года, согласно которой в территориальных водах нейтрального государства запрещаются любые военные действия со стороны воюющих. Нейтральное государство обязано не допускать снаряжения или вооружения одной из сторон любого судна, а также его выхода из территориальных вод, если есть основания полагать, что оно примет участие в боевых действиях на стороне одного из воюющих. Что касается допуска и пребывания военных судов в территориальных водах нейтрального государства, то последнее решает эти вопросы на основе одинакового отношения ко всем воюющим. Оно устанавливает разумный срок их пребывания, по истечении которого может потребовать, чтобы они покинули территориальные воды. Находясь в территориальных водах нейтрального государства, военные суда могут пополнять свои запасы по лимитам мирного временя, брать столько топлива, сколько необходимо для достижения ближайшего порта своей страны. Специальных международных соглашений, определяющих правовой режим нейтралитета в условиях воздушной войны, не существует. На воздушную войну распространяются общие правила нейтралитета, изложенные в действующих конвенциях. В обобщенном виде их содержание можно сформулировать следующим образом. Воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно. Запрещаются пролет через него летательных аппаратов воюющих сторон, преследование противника или вступление с ним в бой. Приземлившиеся военные самолеты задерживаются, а экипаж интернируется до конца войны. Воюющим сторонам запрещается транспортировать через воздушное пространство нейтрального государства войска и военное имущество. Однако допускается транспортировка на самолетах больных и раненых воюющих сторон.


40. Консульское право: понятие, источники; законодательство РФ.

Консульское право - это системы м п норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов.

Консул – это должностное лицо одного государства, находящего в другом государстве для защиты прав и интересов своих граждан и своего государства.

Консульские отношения – международные административно правовые отношения для защиты прав и интересов государства, а также его граждан, физических и юридических лиц на территории другого государства.

По сути это форма взаимодействия государств. Консульские учреждения политикой не занимаются, их главная цель – защита интересов своего государства. Консульские учреждения имеют самостоятельный статус. Прекращение дипломатических отношений не влечет автоматического разрыва консульских отношений.

Нпа : положение о консульском учреждении РФ, указ от 05.11.1998г. Венская конвенция о консульских сношениях.

Консульское учреждение - постоянный государственный орган внешних сно- шений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответ- ствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по за- щите интересов своего государства, его граждан и организаций. Консульские учреждения и дипломатические представительства, несмотря на сближающиеся функциональные характеристики, все же имею немало весомых различий. Если в круг ведения посольства входит все, что касается прав и интересов аккредитующего государства на всей территории государства пребывания, то консульство имеет лишь специальную, хотя и весьма широкую компетенцию и действует не на всей территории государства пребывания, на только в пределах отведенного ему консульского округа. Как правило, консульские округа представляют собой согласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских учреждений также определяется по согласованию между государствами.

Посольства поддерживают контакты с центральными органами государства пребывания, а консульства - лишь с местными, т.е. властями своего консульского округа. При этом посольство аккредитующего государства всегда одно, а консульств может быть несколько.

Для установления консульств необязательно ни признание де-юре, ни наличие дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматически разрыва отношений консульских. Так, например, несмотря на то, что у СССР не было отношений до второй половины 80-х гг. с Государством Израиль, в Тель- Авиве, тем не менее периодически работала группа консульских работников. С другой стороны, установление дипломатических отношений означает, если не оговорено иное, и установление консульских отношений. Эта норма, в частности, содержится в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (п.2 ст.2).

В настоящее время консульская практика знает два вида консульских уч- реждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоя- тельные (отдельные) консульские учреждений

Общепринятыми в мировой практике являются следующие классы консульских учреждений:

* генеральные консульства;

* консульства;

* вице-консульства;

* консульские агентства.

Соответственно именуются и главы консульских учреждений. главы консульских учреждений – на 4 класса:

-генеральные консулы

-консулы

-вице-консулы

-консульские агенты

Российские консульские учреждения ведут свою деятельность под общим политическим руководством главы дипломатического представительства в государстве пребывания.

В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или во всяком случае сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно- визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т.д.

Под консульским должностным лицом понимается "лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций" (п.1 "d" ст.1 Венской конвенции 1963 г.) - генеральный консул, консул, вице- консул, консульский агент, секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер). В международно-правовой доктрине чаще употребляется собирательный термин "консул".

Помимо всего прочего принято различать штатных и нештатных или по-четных консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно. Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица. К этому добавляется еще три характерных для нештатных консулов признака: возможность выполнения консульских функций как собственными, так и иностранными гражданами; неполучение нештатными консулами регулярной заработной платы за выполняемые функции; разрешение им, в отличие от штатных консулов, заниматься коммерческой и иной приносящей доходы деятельностью. Обращение к институту нештатного консула зависит от политической целесообразности и практической необходимости в каждом отдельном случае

Членов персонала, выполняющих административно-технические функции или функции по обслуживанию консульства, именуют "сотрудниками консульского учреждения", либо "работниками обслуживающего персонала". В ст.1 Венской конвенции 1963 г. они определяются также как "консульские служащие".

Государства устанавливают консульские отношения в соответствии с принципом взаимного согласия. Консулом может считаться только то лицо, которое должным образом было назначено компетентным органом представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания (ст.10 Венской конвенции 1963 г.).

Консул должен получить документ, который дает ему соответствующие полномочия и называется консульским патентом. В патенте указывается полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства. Это подписываемое в зависимости от принятого в государстве порядка либо министром иностранных дел (как в России), либо главой государства свидетельство о назначении направляется в государство пребывания дипломатическим путем.

Власти государства пребывания, получив консульский патент, рассматривают вопрос о допущении консула к исполнению служебных обязанностей в указанном консульском округе. Такое допущение или признание консула оформляется обычно путем выдачи экзекватуры, т.е. разрешения государства пребывания на отправление консульских функций в данном районе (консульском округе). Порядок и форма выдача экзекватуры регулируются законодательством принимающего государства. Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на консульском патенте. До получения экзекватуры консулу может быть выдано временное разрешение.

Общепризнанно право государства пребывания отказать в выдаче экзекватуры, не мотивируя причин отказа (п.2 ст.12 Венской конвенции 1963 г.).

Начало консульской миссии для главы консульского учреждения определяется моментом выдачи экзекватуры, а для других консульских должностных лиц - уведом- лением о его прибытии с указанием имени, фамилии, должности, по необходимости и ранга и сообщением об этому государству пребывания дипломатическим путем. Для заведующих консульскими отделами дипломатических представительств, как правило, не требуется направления консульского патента и получения экзекватуры. Они, как и другие сотрудники этих отделов, продолжают оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют статус таковых. Об их назначении извещаются власти государства пребывания.

При изменении пределов консульского округа или класса главы самостоятельного консульского учреждения от него требуется получение нового патента и экзекватуры. В зависимости от времени выдачи экзекватуры, а также от ранга определяется старшинство консула по отношению к другим членам консульского корпуса в узком смысле, то есть к главам консульских учреждений в данном пункте государства пребывания. Самый старший по времени и по рангу консул в данном пункте возглавляет консульский корпус, именуясь дуайеном и выполняя в основном церемониальные функции. В более широком смысле консульский корпус включает в себя всех находящихся в данном пункте консульских должностных лиц, членов их семей, нештатных консулов и сотрудников консульских отделов дипломатических представительств.

Окончание миссии консула может иметь место в следующих случаях:

* отзыв консула представляемым государством;

* аннулирование экзекватуры государством пребывания;

* истечение срока консульского патента;

* закрытие консульского учреждения в данном пункте;

* прекращение консульских отношений в целом;

* война между государством пребывания и представляемым государством;

* смерть консула;

* выход территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.

Согласно ст.23 Венской конвенции 1963 г. консул может быть объявлен persona non grata и перед представляемым государством может быть поставлен вопрос о его отзыве.

Консульские учреждения в современных условиях выполняют роль одного из важнейших каналов практического осуществления принципа сотрудничества между государствами. Об этом свидетельствуют их функции, зафиксированные как в Венской конвенции 1963 г. (ст.5), так и в двусторонних конвенциях о консульских сношениях:

* информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни станы и округа пребывания;

* информирование находящихся на территории консульского округа со- отечественников о законах и обычаях государства пребывания;

* учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;

* консультационная деятельность и практическая правовая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;

* паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

* выполнение функций органов записи актов гражданского состояния; * нотариальные действия: составление и прием на хранение завещаний граждан своей страны, прием на хранение денег, документов, ценных бумаг и т.д.;

* консульская легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;

* выполнение соответствующих действий по истребованию документов;

* охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;

* меры по обеспечению наследства, открывшегося в стране пребывания (присутствие при описи наследства, участие в принятии мер по его сохранности, представление интересов наследника-согражданина и т.д.);

* совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;

* выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.

Консульское учреждение может также в специально установленных и со- гласованных случаях выполнять свои функции от имени и в интересах третьего государства.

Для обеспечения выполнения консульских функций существует целый арсенал средств. Наиболее важное значение имеет свобода сношений консульского учреждения с центральными органами внешних сношений представляемого государства, а также с другими дипломатическими и консульскими представительствами своей страны. Для этого существуют специальные средства связи (дипломатические и консульские курьеры, вализы) и обычные средства связи (телеграф, телефон).

В соответствии с ст.34 Венской конвенцией 1963 г. государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории, "поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности".

Важное значение имеет также положение, содержащееся в ст.28 Венской конвенции 1963 г.: "Государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения функций консульского учреждения".

По аналогии с дипломатическими иммунитетами и привилегиями консульские иммунитеты и привилегии определяются как особые льготы, права и преимущества, предоставляемые иностранному консульскому представительству и его официальному персоналу в объеме, определяемом договорными и обычными нормами международного права и законодательством государства пребывания.

Исторически сложившимся и в этом смысле "классическим" остается в практике ряда государств взгляд на консульства как на учреждения, пользующиеся ограниченными (по сравнению с посольствами) привилегиями и иммунитетами. Как правило, и личная неприкосновенность, и иммунитет консулов от юрисдикции государства пребывания гарантируются не во всех случаях, а только тогда, когда совершаемые ими действия не выходят за рамки служебных обязанностей, их официальных функций. Такой функциональный подход является главным отличительным признаком консульских привилегий и иммунитетов по сравнению с дипломатическими.

Другой тенденцией в консульском праве является сближение содержательной стороны дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов.

Так же как и в случае с дипломатическими консульские иммунитеты и привилегии подразделяются на привилегии и иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.

Наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений, которая предполагает запрет доступа местных властей в помещения, занимаемые консульствами и производство а них каких-либо действий принудительного характера (обыск, арест и т.д.) без согласия главы соответствующего дипломатического или консульского представительства. Однако п.2 ст.31 Венской конвенции 1963 г. делает исключение из общего правила, допуская порядок, по которому власти государства пребывания могут и без согласия главы консульства вступать в помещения представительства "в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты". Неприкосновенностью пользуются также архивы и документы консульств в любое время и независимо от их местонахождения. Правда п.3 ст.35 Венской конвенции 1963 г. предполагает возможность вскрытия консульской вализы "в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезны основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов", которые квалифицировались конвенцией как "официальные".

К числу привилегий консульского учреждения относятся: налоговые льготы (кроме оплаты конкретных видов услуг); таможенные привилегии, аналогичные дипломатическим; право пользоваться консульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке представляемого государства и государства пребывания) и устанавливать флаг своей страны на здании консульства. Исторически сложилось так, что в доктрине, и в практике государств консулы первоначально рассматривались как лица, подлежавшие юрисдикции того государства, в котором они выполняли свои функции (исключение составляли режим капитуляций и связанная с ним консульская юрисдикция на Востоке).

В настоящее время личная неприкосновенность консулов признается большинством государств, но она не простирается так далеко как у дипломатов, не носит абсолютного характера. В соответствии со ст.41 Венской конвенции 1963 г. консулы не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению иначе, как на основании постановлений компетентных властей за совершение тяжких преступлений. При выполнении своих функциональных обязанностей консульские должностные лица обладают иммунитетом от юрисдикции страны пребывания, кроме некоторых гражданских исков.

Согласно ст.44 Венской конвенции 1963 г., консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний. Однако за отказ явиться в суд к нему не могут применяться никакие меры взыскания или наказания.

К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные привилегии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения устанавливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средствах и т.д.

Большое значение в определении консульских иммунитетов и привилегий имеют двусторонние соглашения, которые очень часто основаны на принципе взаимности.

Консульское право — один из институтов международного права, регулирующий порядок консульских сношений между государствами. Его нормы кодифицированы ныне в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Участниками этой Конвенции являются около 120 государств. Од­нако распространенная практика государств, включая участников Кон­венции, состоит в заключении двусторонних консульских конвенций, конкретизирующих или видоизменяющих соответствующие положе­ния общего международного права и, в частности, определяющих райо­ны деятельности консульских учреждений, именуемые консульскими округами.

Главы консульских учреждений делятся на четыре класса: гене­ральных консулов, консулов, вице-консулов и консульских агентов. Соответственно именуются и сами консульские учреждения — гене­ральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство.

Специфика консульских сношений состоит прежде всего в том, что они возможны и без наличия дипломатических отношений и разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва от­ношений консульских.

Специфичны и консульские функции, подробно изложенные в Конвенции. Главная такая функция — защита в государстве пребыва­ния (обычно в пределах консульского округа) интересов отечественно­го государства, его граждан и юридических лиц на основе предписаний международного права.

Консульские учреждения (и их персонал) пользуются в соответст­вии с международным правом (в частности, с консульскими конвен­циями) определенными иммунитетами, привилегиями и возможнос­тями.

В целом иммунитеты консульских учреждений и их должностных лиц существенно уже дипломатических иммунитетов, а привилегии и возможности с учетом специфических консульских функций значительно шире.

Аккредитуя консульское должностное лицо, государство снабжает его документом, именуемым консульским патентом. На его основании государство пребывания выдает документ о праве заниматься консуль­ской деятельностью. Этот документ называется экзекватурой.

Наши рекомендации