Международный пакт о гражданских и политических правах . Здесь закреплены, по сути, те же права и свободы человека, которые содержатся во Всеобщей декларации прав.

Международный пакт о гражданских и политических правах имеет два Факультативных протокола. Первый из них принят тогда же, когда и сам Пакт, т. е. 16 декабря 1966 г. Этот Протокол предусматривает наделение Комитета по правам человека, создаваемого на основе положений Пакта, компетенцией принимать и рассматривать сообщения от подлежащих юрисдикции государства — участника Протокола лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Обращаться в Комитет по правам человека могут лица, исчерпавшие все имеющиеся внутренние средства правовой защиты.

Первый Факультативный протокол вступил в силу, как и сам Пакт, 23 марта 1976 г. В нем участвует примерно половина государств мира, в том числе Российская Федерация — с 1 января 1992 г.

Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, был открыт для подписания и ратификации 15 декабря 1989 г. В нем участвуют несколько десятков государств. Российская Федерация в нем не участвует, поскольку в настоящее время не готова отменить смертную казнь.

Что касается Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966г., то его положения также во многом повторяют положения Всеобщей декларации прав четовека 1948 г. Относительно механизма реализации его положений следует сказать, что он не былтак четко прописан, как в предыдущем Пакте.

Следует отметить, что три названных документа — Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и два Международных пакта о правах человека 1966 г. — составляют своего рода Хартию прав человека, поскольку являются фундаментом, базой отрасли прав и свобод человека в международном праве.

Международное сообщество принимает соответствующие меры для защиты прав женщин и детей. Эти категории людей являются наиболее незащищенными, поэтому нуждаются в особой заботе и защите.

В отношении защиты прав женщин в международном праве было принято несколько конвенций, в том числе: Конвенция о политических правах женщин 1953 г.(уравняла политические права женщин и мужчин); Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.(женщина, выходя замуж, имеет право сама определять свое гражданство, а не следовать гражданству мужа, как было ранее).

Наконец, в 1979 г. международное сообщество выработало Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.В соответствии с документом государства-участники, осудивдискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, согласились безотлагательно проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязались принять ряд мер, в том числе:

1) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство и обеспечить с помощью закона и других средств практическое осуществление этого принципа;

2) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин:

3) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

4) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;

5) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

6) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;

7) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин (ст. 2).

В 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка, положения которой предписывают всем государствам участникам принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав ребенка, признанных данной Конвенцией.

В Конвенцию включены, в частности, следующие права ребенка: на жизнь и здоровое развитие (ст. 6); имя, приобретение гражданства, право знать своих родителей и на их заботу (ст. 8); свободное выражение ребенком своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка(ст. 12); выражение своего мнения (ст. 13); свободу мысли, совести и религии (ст. 14); свободу ассоциации и свободу мирных собраний (ст. 15); невмешательство в личную и семейную жизнь ребенка, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16); доступ к информации (ст. 17) и др.


35. Внутригос-ые и зарубежные органы внешних сношений. Органы внешних сношений РФ.

Органы внешних сношений государства – действующие на его территории и за его пределами органы, представляющие страну в ее официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права.

Эта система определяется условиями международной жизни и призвана обеспечить защиту национальных интересов государства. Главная их задача – установление и поддержание официальных отношений между государствами и иными субъектами международного права, осуществление дипломатическими средствами внешнеполитического курса страны.

Все они могут быть разделены на две группы: внутригосударственные (это те, которые постоянно находятся на территории данного государства; это всегда центральные органы, т.к. государство является единым субъектом МП, поэтому право внешних сношений принадлежит именно центральной власти) и зарубежные (это те, которые находятся за пределами государства).

В свою очередь внутригосударственные органы делятся на две группы: органы общей компетенции (конституционные) и специальной компетенции (специализированные органы).

Такая классификация считается универсальной и даже, несмотря на разнообразие современных политических и экономических систем, может быть применена к любой стране.

Внутригосударственные (по характеру своих функций и правового статуса) делятся на:

¨ органы общей компетенции (конституционные) – их образование предусмотрено, как правило, конституцией государства, которая определяет объем их полномочий. Конкретные полномочия определяются внутренним правом. Эти органы могут решать любые вопросы внешних сношений государства и призваны выполнять общие внешнеполитические функции. К ним относятся:

Глава государства – единоличный или коллегиальный (конкретные полномочия зависят от конституционной системы государства, более значительны они в президентских республиках). Правительство (особенно значительна его роль в осуществлении внешних сношений в парламентарных республиках) и глава правительства. Ведомство внешних сношений и его глава.

В соответствии с нормами международного права считается общепризнанным, что глава государства, глава правительства и министр иностранных дел представляет свою страну во всех вопросах внешних отношений «по должности», т. е. без специальных полномочий – ex officio.

Следует различать органы внешних сношений и органы, которые участвуют в принятии решений по вопросам внешней политики. И они не всегда выступают в качестве органов внешних сношений. Так, многие специалисты-международники не признают за высшим представительным органом – парламентом – статуса органа внешних сношений, тем не менее оставляют за ним значительную роль в определении и осуществлении внешней политики. Ведь именно парламент, как правило, разрабатывает основы внешней политики государства, участвует в ратификации международных договоров государства, участвуют в межпарламентских объединениях и пр. Однако парламенты не выступают на международной арене в качестве представителей государства, поскольку не могут заключать от имени государства конвенции, а их официальные заявления и обращения не налагают на государства юридических обязательств.

Россия

Прежде всего это глава государства, Правительство и его глава, ведомство иностранных дел, иные ведомства в ряде случаев, с некоторой натяжкой – парламент государства и суд.

Глава государства. В международном праве издавна существует норма, согласно которой глава государства представляет собственное государство без специальных полномочий. Помимо главы государства это еще и глава Правительства и Министр иностранных дел. Три лица – без специальных полномочий представляют, ст. 7 п. 2а Венской Конвенции «О праве международных договоров». Относительно верности и легитимности этого положения – подтверждено международным судом ООН (в отношении главы государства, дело Боснии и Герцеговины против Югославии). Что касается спектра полномочий главы государства, то это будет зависеть от того, какое это государство по форме правления. РФ – ст. 80, ч. 4 Конституции РФ – Президент как глава государства представляет РФ в международных отношениях, он осуществляет руководство внешней политикой – п.а ст. 86, основы внешней политики Президент провозглашает раз в год в своем ежегодном послании, утверждает военную доктирну, внешнеполитическую, ведет переговоры, подписывает международные договоры, назначение на должность дипломатических представителей – как в международных организациях, так и в иностранных государствах. Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, которые при нем аккредитуются. Президент отдает приказ о применении вооруженных сил в случае вооруженного нападения, он может объявить нейтралитет, заключить мир

Правительство – в РФ скорее орган социально-экономического руководства, но все же участвует. 1, «обеспечивает реализацию внешней политики» - ст. 114, п.д, осуществляет курс внешней политики, осуществляемой президентом, конкретные полномочия правительства – в ФКЗ «О Правительстве», ст. 21 – ряд полномочий, в частности, в пределах своих полномочий заключает международные договоры, обеспечивает выполнение обязательств по этим договорам, и это не исчерпывающий перечень, ст. 31 Закона предусматривает возможность подчинения некоторых министерств непосредственно Президенту, МИД в их числе.

Ведомство иностранных дел – исполнительный орган власти, состоит из центрального аппарата, зарубежных дипломатических представительств, консульских учреждений, представительств при международных организациях. Положение о министерстве иностранных дел российской федерации, утвержденный указом президента от 11.07.2004г. Задачи министерства – разработка общей стратегии внешней политики, направление соответствующих предложений Президенту, обеспечение дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами, а также отношений с международными организациями.

Иные – проф. Министерства, практически все в той или иной мере участвуют в международных отношениях.

Парламент – мы не можем считать его типичным органов внешних сношений, но констатируем, что он участвует в формировании правовой основы международной деятельности РФ. Участвует в ратификации международных договоров. Принимает положения, которые предусматривает средства на осуществление внешней политической деятельности. Решение вопросов о возможности использования вооруженных сил РФ за рубежом.

Суд – толкование внутреннего законодательства, касающегося международных отношений.

Наши рекомендации