Дипломатические привилегии и иммунитеты
Дипломатические привилегии и иммунитетыпредоставляют дипсоставу посольства для обеспечения эффективного выполнения стоящих перед посольством задач. Привилегии и иммунитет дипломата :
1. Он обладает личной неприкосновенностью. Его нельзя арестовать, даже задержать, разве что только для выяснения личности. Он не может быть обыскан. И он неподсуден по любым делам. Претензии к нему местные власти улаживают по дипломатическим каналам через свое министерство иностранных дел.
2. Его транспортное средство — неприкосновенно. Оно не подлежит ни задержанию (аресту), ни обыску, ни тем более реквизиции.
3. Его жилище — неприкосновенно. Власти страны пребывания не могут вторгаться в него ни под каким предлогом. Оно не может быть реквизировано.
4. Он освобожден от всех местных налогов, поборов, сборов, изъятий, пошлин и т.п. Багаж, находящийся при нем, не может быть досмотрен. Дипломат имеет право приобретать отдельные виды товаров без торговой наценки и иных налогов, заложенных в цену товара.
5. Привилегии и иммунитеты дипломата распространяются на членов его семьи. К ним относятся его жена и несовершеннолетние дети. Однако, в соответствии с международным обычаем, его незамужняя дочь, с ним живущая и находящаяся на его иждивении, так и остается в статусе дипломатическом независимо от возраста.
Естественно, что заявленный льготный статус не освобождает дипломата от платы за конкретные услуги (газ, воду, отопление, телефон и т.п.). Не может он также уклониться от обязательств по контракту, принятых им на себя в личном качестве. Поскольку, однако, трудно определить грань между служебным и личным качеством дипломата (как и члена его семьи), то совет может быть один: постарайтесь не связывать себя никакими обязательствами, которые не будут признаны посольством, или требуйте от посольства письменного согласия на отказ дипломату в иммунитете по обязательствам, вытекающим из конкретной сделки, стороной в которой он является.
Естественно, что, предоставляя дипломату такие привилегии и иммунитеты, принимающее государство вправе ожидать, что тот, в свою очередь, не будет злоупотреблять своим положением и будет уважать законы, следовать правилам, традициям и обычаям этого государства, избегая вмешательства в его внутренние дела. Если же дипломат поступает иначе, то его объявляют персоной поп grata (нежелательной) и предлагают в разумный срок покинуть пределы страны. В случае неподчинения дипломат полностью теряет свой статус и превращается в обычного иностранца со всеми вытекающими из этого последствиями.
Баланс взаимоотношений дипломатов с принимающим государством хорошо сохранялся до тех пор, пока дипломатический корпус в государстве был сравнительно невелик. А теперь он включает в себя всех членов дипломатического персонала посольств и иных представительств аналогичного статуса, находящихся на территории государства.
Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен — руководитель посольства, стаж нахождения которого в стране пребывания наибольший. При наличии в стране представителя Ватикана (нунция) тот считается дуайеном независимо от стажа.
Дуайен может быть своего рода организатором церемониальных действий посольств, но он не должен делать каких-либо политических заявлений от имени или по поручению дипломатического корпуса. Посольства в отношении властей пребывания выступают только как индивидуальные органы внешних сношений.
Указанные выше привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипломатам, распространяются также на дипломатических работников представительств при международных организациях, членов делегаций, прибывших на международные дипломатические конференции, находящихся в стране лиц с дипломатическими паспортами, в которых проставлены дипломатические визы, и консульских работников, получивших дипломатический статус. Из вышеизложенного вытекает вывод, что дипломатическое право — это совокупность международно-правовых норм и обычаев, регулирующих международный статус и функции государственных органов внешних сношений, порядок установления и поддержания с их помощью межгосударственных официальных контактов, как правило, на межправительственном уровне.