Понятие и виды гражданских служащих.
(Алёхин, Кармолицкий) Гражданским служащим признается гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательство по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Признаки гражданского служащего:
а) гражданин РФ, достигший возраста 18 лет;
б) владеет государственным языком Российской Федерации;
в) взял на себя обязательство по прохождению гражданской службы;
г) замещает гражданскую должность;
д) осуществляет профессиональную служебную деятельность на гражданской должности;
е) должность замещает в соответствии с актом о назначении на нее и со служебным контрактом;
ж) получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Нанимателем гражданского служащего является Российская Федерация или субъект РФ. Полномочия нанимателя осуществляются его представителем, понятие которого дано в ФЗ о гражданской службе. Представитель нанимателя — руководитель государственного органа, лицо, занимающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.
Гражданские служащие могут быть классифицированы на виды по разным основаниям:
a) Федеральные и субъектов РФ.
b) В зависимости от категорий должностей гражданской службы выделяются гражданские служащие, относящиеся к руководителям, помощникам (советникам), специалистам, обеспечивающим специалистам.
c) Исходя из деления должностей гражданской службы на группы различаются гражданские служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы.
d) по классным чинам:
· действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — должности федеральной гражданской службы высшей группы;
· государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — должности федеральной гражданской службы главной группы;
· советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — должности гражданской службы ведущей группы;
· референт государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса — должности гражданской службы старшей группы;
· секретарь государственной гражданской службы — должности гражданской службы младшей группы.
92. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» федеральные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образованием (ст. 30, п. 6).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по контролю и надзору в сфере образования. Согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ 17 июня 2004 г. данная Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования, молодежной политики; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования. Указанные функции реализуются ею также в процессе лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов. Служба уполномочена подтверждать, признавать и устанавливать эквивалентность документов об образовании, полученных за рубежом, и выдавать соответствующие документы.
Служба имеет право организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, необходимых для реализации возложенных па нее функций; пресекать нарушения законодательства РФ; применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительною и профилактическою характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образовательной деятельности.
Главный вектор государственного контроля — проверка качества образования. В масштабе страны он возложен непосредственно на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования (Федеральную службу по надзору в сфере образования), в субъектах РФ — на органы, осуществляющие управление в сфере образования (далее обобщенно — уполномоченные органы, если иное не вытекает из различий в их статусе).
Данный контроль осуществляется:
а) в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждении;
б) в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в таких учреждениях. Плановая проверка может быть проведена не более одного раза в два года, внеплановая — на основании обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан.
Уполномоченные органы в случае выявленного несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности могут направить обязательные для исполнения предписания в образовательные учреждения и их учредителям об устранении такого несоответствия.
Контроль за соблюдением образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования обеспечиваются органом исполнительной власти, выдавшим лицензию.
При выявлении нарушений условий и законодательства в области образования данный орган направляет в образовательное учреждение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленною нарушения и устанавливает срок ею устранения.
В случае неисполнения предписания орган, выдавший лицензию, вправе приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения. Если оно не будет устранено в этот срок, лицензия подлежит аннулированию по решению выдавшего ее органа, которое может быть оспорено в суде.
В случаях, предусмотренных законом, они могут приостановить действие выданного ими свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения либо лишить его государственной аккредитации полностью или по отдельным программам. К ним относятся: неисполнение предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся соответствующему федеральному стандарту или федеральным государственным требованиям либо несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности; неисполнения предписания об устранении нарушения образовательным учреждением установленных показателей его деятельности, необходимых для определения его вида и категории; нарушение образовательным учреждением законодательства РФ в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации либо иного нарушения прав и свобод обучающихся; аннулирования лицензии.
По согласованию с учредителями образовательное учреждение вправе подать заявление о повторной государственной аккредитации не ранее чем через год после отказа в государственной аккредитации, лишения его государственной аккредитации.
Основанием для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о направлении в образовательное учреждение обязательного для исполнения предписания также могут быть в установленных случаях решения общего собрания родителей; обучающихся; органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, — в отношении образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, или образовательного учреждения дополнительного образования детей; представление органа службы занятости населения — в отношении образовательного учреждения, реализующего профессиональные образовательные программы.