Вопрос27, 85. Административное право в системе российского права
Предмет административного права включает две группы общественных отношений:
а) регулируемых, если не исключительно, то главным образом административным правом (например, административная ответственность);
б) регулируемых во взаимосвязи с другими отраслями;
Базовой отраслью системы российского права является конституционное право. Особая связь административного права с конституционным обусловлена тем, что они являются отраслями единого публичного права. Административное право выступает фундаментальной отраслью права, развивающей основные положения конституционного права, обеспечивающей проведение их в жизнь. Органичная связь административного права с конституционным проявляется в том, что его нормы, будучи в принципе основанными и производными от конституционных положений, конкретизируют и развивают принципы и нормы Конституции РФ, определяющие конституционный строй РФ, основы правового положения личности, федеративное устройство, организацию государственной власти, основы местного самоуправления.
Административное право связано также с гражданским правом. Необходимость в разграничении данных отраслей диктуется известным совпадением их предмета, прежде всего в той части, в какой ими регулируются однотипные имущественные отношения. Основу предмета гражданского права составляют имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Субъектами имущественных отношений являются многие органы государственного управления и местного самоуправления, имеющие права юридического лица. Для имущественных отношений, регулируемых административным правом, характерно то, что один из их участников находится в юридической зависимости от другого участника. Такие отношения всегда возникают на основе властного решения уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления либо их должностного лица. При этом автономия воли и правовой режим имущества другого участника для их возникновения не имеют существенного значения. При регулировании имущественных отношений административным правом нормы ГК РФ в установленных случаях могут применяться в субсидиарном порядке.
Индивидуальные акты органов государственного управления и местного самоуправления относятся к юридическим фактам, которые могут влечь возникновение, изменение или прекращение различных гражданско-правовых отношений. Важно также, что федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права. В случаях, установленных законом, гражданские правоотношения могут защищаться в административном порядке, в том числе и мерами административной ответственности.
Взаимосвязь административного права с уголовным обусловлена наличием смежных и даже общих объектов административных правонарушений и преступлений. В случаях, установленных законом, в зависимости от характера правонарушения наступает административная или уголовная ответственность. Уголовное право предусматривает ответственность за преступные нарушения различных правил, относящихся к административному праву. В свою очередь, административная ответственность может выступать в качестве общей превенции преступлений.
Административное право тесно связано с финансовым правом. Отношения в сфере действия финансового права регулируются либо лишь нормами административного права (например, образование финансовых органов), либо одновременно нормами административного и финансового права (установление компетенции данных органов), либо лишь нормами финансового права (содержание решений государственных органов по финансовым вопросам). Управленческие отношения, возникающие в результате финансовой деятельности государства, регулируются административным правом, а собственно финансовые - финансовым правом.
Административное право регулирует широкий круг общественных отношений в сфере действия земельного и экологического права, выступая в качестве их правовой основы в случаях, когда установление и реализация этих отраслей осуществляются органами государства и местного самоуправления методами и в формах, свойственных управленческой деятельности.
Административное право отграничивается от трудового права по его предмету. Административное право проникает в сферу отношений с участием государственных организаций, регулируемых трудовым правом, ибо их постоянные субъекты - исполнительные органы (должностные лица). Они наделены властными полномочиями совершать действия, влекущие отношения управленческого характера, сопутствующие возникновению, изменению и прекращению трудовых отношений. Изданием административных актов оформляется возникновение трудовых отношений, предоставление работникам отпусков, их награждение, перевод на другую работу. В тесной взаимосвязи норм административного и трудового права регулируется государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Нормами административного права устанавливаются полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления в области издания правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Административное право соприкасается также с гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным правом в той мере, в какой они регулируют порядок разрешения судами подведомственных им дел, возникающих из публичных правоотношений.
Особое место административного права в правовой системе РФ заключается в том, что оно свойственными ему методами, включая меры административной ответственности, защищает в установленных пределах общественные отношения, регулируемые различными отраслями, а его процессуальными нормами нередко регламентируется порядок разрешения споров, возникающих из разных отраслей материального права.