Вопрос12. Система органов исполнительной власти в области сельского хозяйства

Высшим федеральным орган исполнительной власти общей компетенции является Правительство РФ.В число центральных органов исполнительной власти, действующих в области сельского хозяйства, входят: Минсельхозпрод России (действует на осн Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 920), оно осуществляет функции госзаказчика по закупкам и поставкам продукции в продовольственные фонды для государственных нужд; Министерство природных ресурсов Российской Федерации; Федеральная служба лесного хозяйства России.

Департамент ветеринарии Минсельхозпрода является специфичной организацией и (положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 16 ноября 1993 г. № 1162). Его возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Он является одновременно Главным государственным ветеринарным инспектором России.

Функции Федеральной продовольственной корпорации при Минсельхозпроде России постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1224 переданы государственному унитарному предприятию «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка». ФПГ “Союзагропром”также привлекается к формированию федерального фонда продовольствия на основании постановления Правительства РФ от 27 января 1996 г. № 62. Распоряжением Президента РСФСР от 29 октября 1991 г. “О Российской агрохимической компании” одобрена инициатива объединений, предприятий и организаций Государственной агрохимической ассоциации (Агрохим), расположенных на территории РСФСР, об образовании Российской агрохимической компании (Росагрохим), являющейся юридическим лицом.

Система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно (П.1 СТ.77 КРФ) - уставами или конституциями. Обычно это управления сельского хозяйства.На уровне районов в областях обычно действуют органы, называемые управлениями или отделами сельского хозяйства или агропрома.

Низовым звеном, производителем продукции являются различные предприятия и организации, выполняющие основную работу по земледелию, сохранению урожая, переработке продукции. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов” они преобразуются в АО. Предприятиями любых организационных форм являются и оптовые продовольственные рынки. В соответствии с федеральным законом РФ № 193-ФЗ 1995 г. “О сельскохозяйственной кооперации” создаются колхозы, коопхозы. Низовым звеном являются также частные и фермерские хозяйства. Гос предприятия по ГК должны иметь форму казенного предприятия. Правда, Президент РФ указом от 1995 г признал нецелесообразность казенных предприятий в агропромышленном комплексе.

Административные полномочия органов управления сельским хозяйством связаны с регистрацией, лицензированием, контролем, надзором и правом применения административных взысканий.

Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации (Росгосхлебинспекция) действует на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительством РФ от 19 августа 1994 г. № 971. В ее составе территориальные (региональные) органы в субъектах Российской Федерации, хлебоинспекционные пункты в морских и речных портах, на железнодорожных пограничных станциях. Возглавляет инспекцию главный государственный хлебный инспектор.

Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Главгостехнадзор России) действует на основании Положения о ней, утв.о постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. № 1291.

Составы административных правонарушение в сельском хозяйстве, виды административных взысканий и юрисдикционные органы по этим составам закреплены в статьях 96—102 КАП РСФСР. К ним относятся: потрава посевов, стогов, порча или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений (ст. 96), нарушение правил борьбы с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками (ст. 97 КАП); вывоз из пограничных морских и речных портов (с пристаней) завезенных из зарубежных стран материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку (ст. 98 КАП); непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками (ст. 99 КАП); ряд статей касается наказаний за незаконные посев, ненадлежащую охрану и выращивание наркотикосодержащих растений (ст. 99.1, 99.2 КАП); нарушение правил технической эксплуатации сельскохозяйственных машин (ст.100 КАП) и ряд правил по по карантину животных и правил по содержанию собак и кошек (ст. 101-102.1 КАП).

Дела по этим составам рассматриваются в основном административными комиссиями при местных администрациях,статьи 96 и 99 также и администрациями, а ст. 100 и 101 КАП соответствующими надзорными органами, Госсельтехнадзором и государственным ветеринарным надзором.

Вопрос13. Административно-правовой статус граждан.

Субъект административного права – физическое лицо или организация, обладающие административной правоспособностью. НО: участник административного правоотношения должен иметь административную правосубъектность.

Административно-правовой статус гражданина– системаправ, свобод и обязанностей гражданина, закреплённая нормами административного права, и их гарантий, в том числе их защиту государством и местным самоуправлением, и отдельными институтами гражданского общества..

Виды административно-правового положения граждан:

1. Общее положение. Равно для всех граждан РФ.

2. Специальное положение. Характеризует положение отдельных групп граждан, наделённых дополнительно специальными правами и обязанностями (пенсионеры, инвалиды, студенты государственных вузов, военнослужащие и т.д.).

3. Индивидуальное положение характерно для конкретного гражданина, наделённого какими-либо правами персонально.

Структура административно-правового положения гражданина РФ (иногда Алёхин называет это признаками административно-правового положения):

· административная правосубъектность,

· система прав, свобод и обязанностей,

· политические и социально-экономические гарантии,

· организационно-правовые гарантии,

· исполнение обязанностей.

Административно-правовое положение граждан определяется объёмом административной правосубъектности, которая включает в себя административную правоспособность и административную дееспособность.

Административная правоспособность –признаваемая законом за гражданином возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Возникает с момента рождения, прекращается со смертью гражданина. Объем и содержание определяется нормами административного права (напр., ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности»). Не может быть отчуждаема или передаваема. Может быть ограничена, например, в связи с совершением уголовного преступления. Например, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

Административная дееспособность гражданина — при­знанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правово­го характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включа­ет также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действую­щими правовыми актами.

Момент возникновения административной дееспособности:

1. Полная дееспособность с 18 лет (Конституция РФ);

2. Субъект административного правонарушения с 16 лет;

3. Возможно исключение из школы ещё до достижения 16 лет.

Возможно ограничение дееспособности. Например, гражданина можно признать недееспособным, частично недееспособным.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управленияможно подразделить на две категории:

1. Статутные, которые указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку граждани­на РФ за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.

2. Адекватные сферам, в которых могут реализовываться: личные, социально-экономические, социальные, социально-культурные, политические.

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права, свободы и обязанности:

1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Право граждан на объединение, включая право созда­вать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонст­рации, шествия и пикетирование, т. е. публичное мероприятие (акцию).

4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государствен­ные органы и органы местного самоуправления

5. Право граждан на свободу и личную неприкосновен­ность.

6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

7. Право на передвижение. Каждый, кто законно находит­ся на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, вы­бирать место пребывания и жительства.

8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государ­ственную тайну.

9. Право граждан на возмещение государством вреда, при­чиненного незаконными действиями (или бездействием) орга­нов государственной власти или их должностных лиц.

Ограничение прав возможно: 1. феде­ральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2. ограничение некоторых прав возможно на ос­новании судебного решения (например, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграф­ных и иных сообщений и т. д.); но такие решения, в свою оче­редь, должны быть основаны на законе.

Граждане также выполняют ряд обязанностей: обязанностьплатить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богат­ствам; защищать Отечество, заботиться о сохранении культурно-исторических ценностей. Административное право содержит нормы, устанавливающие правовой режим охраны собственности, пользования природными ресурсами, сохранения культурных ценностей и др.

Вопрос14. Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти.

Перечислены в постановлении Правительства РФ «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» от 28 июля 2005 г. № 452. Регламент подразделяется на главы следующим образом. I. Общие положения. В них устанавливаются общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Затем приводится структура и штатное расписание ФОИВ и территориального органа федерального органа исполнительной власти. Структура центрального аппарата федерального органа исполнительной власти включает в себя руководство (руководителя и его заместителей) федерального органа исполнительной власти, помощников (советников) руководителя и структурные подразделения по основным направлениям деятельности – департаменты в федеральных министерствах или управления в федеральных службах и федеральных агентствах. В департаментах (управлениях) федерального органа исполнительной власти образуются отделы. В штатное расписание департаментов (управлений) включаются должности федеральной государственной гражданской службы, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы. Также должны быть определены сферы деятельности и компетенция департамента (управления). Далее дается раздел «Полномочия руководителей в федеральном органе исполнительной власти», в котором перечисляются полномочия руководителей и их заместителей. После этого должен быть раздел «Административные регламенты и стандарты государственных услуг», где даются указания по поводу разработки ФОИВ административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. II. Порядок планирования и организации работы. Вначале дается глава «Формирование планов и показателей деятельности ФОИВ», затем «Особенности организации подготовки материалов по разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год», затем «Участие федеральных органов исполнительной власти в планировании заседаний Правительства и порядок подготовки к заседаниям Правительства». Потом должен быть определен порядок работы координационных и совещательных органов, рабочих групп, коллегии ФОИВ. Также в данной главе должны быть приведены основные правила организации документооборота. исполнительной власти. III. Порядок подготовки и оформления решений федерального органа исполнительной власти. В данной главе предусматриваются правила оформления решений ФОИВ, всякого рода договоров (контрактов, соглашений). IV. Порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти. В данной главе должны быть предусмотрены правила исполнения поручений, данных руководителем своему подчиненному в пределах ФОИВ и контроль за исполнением поручений. V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями). В данной главе должно быть определено, в каком виде издается тот или иной НПА ФОИВ и в какой последовательности он может быть принят. VI. Порядок подготовки и рассмотрения проектов актов, которые вносятся в Правительство (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями). В данной главе определяется порядок внесения проектов актов, порядок их рассмотрения при поступлении на согласование. VII. Законопроектная деятельность и порядок участия в деятельности Федерального Собрания (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями). Здесь должен быть учтен порядок следующих процедур: планирование законопроектной деятельности, участие в работе Федерального Собрания, подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства на законопроекты, рассмотрение парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. VIII. Порядок взаимодействия федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также порядок осуществления федеральным министерством полномочий по координации и контролю деятельности соответствующих федеральных служб и федеральных агентств. IX. Правила организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти X. Порядок взаимоотношений с органами судебной власти XI. Порядок рассмотрения отдельных видов обращений Здесь предоставляется информация о порядке рассмотрения обращений иных ФОИВ или должностных лиц. XII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан XIII. Порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти.

Вопрос 15. Система органов исполнительной власти в области образования.

По учебнику Дёмина:

В РФ установлены следующие образовательные уровни:

1) основное общее образование

2) среднее (полное) общее образование

3) начальное профессиональное образование

4) среднее профессиональное образование

5) высшее профессиональное образование

6) послевузовское профессиональное образование

К общеобразовательным программам относятся уровни образования:

1) дошкольное образование

2) общее образование, в том числе начальное, основное, полное среднее образование

3) дополнительное образование детей

Закон не предусматривает разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру.

Общие вопросы управления образованием Конституция относит к совместному ведению.

В РФ существуют следующие госорганы управления образованием: федеральные (центральные) ведомственные органы управления образованием, федеральные ведомственные органы управления образованием, госорганы управления образования субъектов РФ.

Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Право на включение в схему централизованного финансирования возникает с момента его государственной аккредитации.

Проводятся также аттестации. Их цель – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных стандартов (крч, тут проверяют уже самих обучающихся).

Виды высших учебных заведений:

А) университет – высшее учебное заведение, которое кроме реализации образовательных программ высшего послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям) и осуществления подготовки и переподготовки работников высшей квалификации выполняет ещё и фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

Б) академия – высшее учебное заведение, осуществляющее эти же функции преимущественно в одной области науки или культуры;

В) институт – высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку работников для определённой области профессиональной деятельности, но не являющееся научным и методическим центром в области своей деятельности.

Конкретное высшее учебное заведение действует на основании своего устава.

В учебных заведениях могут организовываться военные кафедры.

***

Государственное управление в сфере образования осуществ­ляют в пределах своих полномочий федеральные государствен­ные органы и органы государственной власти субъектов РФ.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляют органы местного самоуправ­ления. Полномочия указанных органов определены в ФЗ «Об образовании» (ст. 28, 29, 31).

Управление образованием осуществляют различные госу­дарственные и муниципальные органы. К ним относятся:

· федеральные органы исполнительной власти, осуществ­ляющие функции управления в сфере образования как основного вида своей деятельности:Министерство образования и науки РФ;Федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования

· федеральные государственные органы, имеющие в сво­ем ведении образовательные организацииведомственного про­филя (Минобороны России, МИД России, МВД России, Минздрав России, ФСБ России);

· органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществ­ляющие управление в сфере образования, имеющие различные организационные формы (департаменты образования, главные управления образования и др.);

· органы местного самоуправлениясоответствующих му­ниципальных районов и округов, осуществляющие управление в сфере образования;

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки Рос­сии) — федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства РФ 3 июня 2013 г. Оно осуществляет функции по выработке и реализации го­сударственной политики и нормативно-правовому регулирова­нию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обу­чающихся и воспитанников образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования

На Минобрнауки России возложены координация и конт­роль деятельности подведомственных ему Федерального агент­ства по делам молодежи и Федеральной службы по надзору в сфе­ре образования и науки.

Министерство наделено широкими полномочиями в сфере образования. Они принимают огромное количество нормативных правовых актов.

Примеры:

-перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям, направлениям

-порядок и основания предоставления учащимся академического отпуска

-порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования

-перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня и т.д

Функции и полномочия министерства:

-координация деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных субъектов образования, организация мониторинга системы образования

-обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне РФ в сфере образования

- принятие НПА по вопросам осуществления ОГВ субъектов РФ переданных полномочий РФ в сфере образования

- внесение в Правительство РФ по представлению ОИВ, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, предложения об изъятия полномочия РФ в сфере образования, переданных для осуществления ОГВ субъекта РФ, у ОГВ субъектов РФ

-подготовка предложений по совершенствованию законодательства

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Действует на основании Положения о ней, утвержденным Правительством РФ от 15 июля 2013 года.

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

На неё возложен не только надзор, но и контроль в сфере образования

В Положении определены организации и органы, в отношении которых Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный контроль качества образования в соответствующих образовательных организациях, то есть тех же, в отношении которых предусмотрен надзор.

На службу возложен федеральный контроль качества образования в тех же организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Рособрнадзору принадлежит в сфере его деятельности ряд полномочий в отношении ОИВ субъектов РФ.

Важные полномочия Рособрнадзора:

-лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в положении о Службе.

-государственная аккредитация образовательной деятельности не только тех же организаций, но и иностранных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, соответствующие требованиям установленных в РФ федеральных государственных стандартов и осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории РФ.

Рособрнадзор вправе:

-пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера

-приостанавливать действие выданной Службой лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным государственным программам

-приостанавливать действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки

-лишать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации

-запрещать прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

Органы управления образованием субъектов РФ также имеют свою компетенцию, например, разработка и реализация республиканских и региональных программ развития; создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций соответствующего подчинение, лицензирование их деятельности и т.д.

В ФЗ «об образовании» также предусмотрены полномочия высшего ДЛ субъекта РФ, связанные с реализацией полномочий, переданных РФ на осуществление субъектов РФ.

Законодательство об образовании относит к органам управления образованием также «ведомственные государственные органы управления образованием». Также есть полномочия в области образования у органов местного самоуправления.

В Российской Федерации здоровье людей охраняется Кон­ституцией РФ (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охра­ну здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан — важнейшая задача государства как социальной по­литической организации.

Охрана здоровья людей — это совокупность мер направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья каждого человека, поддержание его дол­голетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Наши рекомендации