Вопрос2. Правовые основы государственной службы.
Вопрос2. Правовые основы государственной службы.
Государственная служба - это организационно-функциональная основа государства. Именно посредством государственной службы государство реализует в жизнь свои функции и решает те задачи, которые стоят перед государством. Несмотря на то, что среди огромного количества служащих в СССР подавляющее большинство среди них было государственными служащими (выделялись служащие партийных, общественных организаций), в советские времена фактически отсутствовала нормальная правовая база государственной службы, не было специального закона, посвященного государственной службе. Государственные служащие Советского Союза осуществляли свою деятельность в соответствии с дисциплинарными отраслевыми уставами, положениями о дисциплине труда, в соответствии с советскими законами.
В широком смысле слова под государственной службой понималась деятельность государственных служащих в государственных организациях: в органах государственной власти, на государственных предприятиях, в организациях и учреждениях. В советские времена в широком смысле слова к государственным служащим относили врачей, учителей школ, преподавателей в университетах, министров и других. В узком смысле слова под государственной службой понималась деятельность государственных служащих в органах государственной власти.
В РФ нет правового акта, который регулировал весь комплекс основных вопросов гос. службы. Она осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, конституциями, уставами и законами субъектов РФ и т.д.
Выделяют 2 группы правовых актов, регулирующие в той или иной степени гос. службу:
1) акты, регулирующие служебную деятельность лиц, замещающих гос. должности РФ и субъектов РФ( Конституция, ФКЗ о Президенте, ФКЗ о Правительстве, )
2) специальные акты о гос. службе (ФЗ от 2003 года «О системе государственной службы в РФ», ФЗ от 2004 года «О государственной гражданской службе», Данные акты не распространяются на лиц, замещающих гос. должности РФ и её субъектов, т.е. обозначенные в п. 1.
Специальные акты
Ельцин стал первым, кто своим Указом от 22 декабря 1993 года утвердил Положение о федеральной государственной службе. Данный Указ не распространялся на всех государственных служащих, но заслуга Ельцина была в том, что, издав данный Указ, он подтолкнул законодателя к работе по разработке соответствующего закона.
Буквально через 2 года (в 1995 году) был принят ФЗ «Об основах государственной службы в РФ». Этим законом регламентировался широкий круг вопросов, связанных с организацией фед. службы, её прохождением, социальной защитой гос. служащих и т.д. Важность данного закона состояла в том, что он впервые дал законодательное определение государственной службы, под которой понималась служебная деятельность по обеспечению полномочий органов государственной власти. При этом к государственной службе относиться исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь определённых категорий, обозначенных в законе. То есть не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе. Закон 1995 года впервые закрепил норму, согласно которой в органах государственной власти имеются государственные должности (государственные служащие) и негосударственные (связанные с материальным и техническим обеспечением деятельности органов государственной власти: электрики, сантехники и другие), что с точки зрения сущности государства является нонсенсом (Дёмин)
Однако данный акт не охватывал весьма важные вопросы гос. службы, касающиеся организации гос. службы, повышения эффективности правового обеспечения. Также не были затронуты военная и правоохранительная служба. Поэтому в 2003 году был принят ФЗ «О системе государственной службы в РФ», который на сегодняшний день даёт официальное (легитимное) понятие государственной. В нём под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ, федеральных органов государственной власти, иных федеральных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности, установленные Конституцией и законами РФ, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Закон о системе государственной службе не распространяется на лиц, замещающих государственные должности, установленные Конституцией и законами РФ, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, то есть не являются государственными служащими Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министры, депутаты законодательных органов, главы субъектов федерации.
К сожалению, данный акт не оправдал свои ожидания. Он непосредственно не регулирует отдельные виды гос. службы.
Гражданская служба регулируется ФЗ от 2004 года «О государственной гражданской службе».
Военная служба регулируется ФЗ от 1998 года«О воинской обязанности и воинской службе» ,ФЗ от 1993«О статусе военнослужащих»
Правоохранительная служба – многими федеральными законами, указами Президента РФ о правоохранительной службе в различных видах правоохранительных органов, например, органов внутренних дел, полиции.
Общее значение для правового статуса служащих всех видов гос. службы имеет ФЗ от 2008 «О противодействии коррупции», ФЗ от 2012 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц, их доходов».
Также в системе правового регулирования гос. службы важная роль отводиться служебному контракту. СК – это разновидность адм. договора, имеет внешнее сходство с трудовым договором, где работодателем выступает РФ или субъект в лице уполномоченных ими представителей. Он предусматривает определённые служебные обязанности, которые связаны с содержанием гос. деятельности и установлены с целью осуществления её задач и функций.
Министерство промышленности и торговли РФ
· Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства;
· Осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, авиационной и судостроительной промышленности, радиопромышленности и т. д;
Полномочия:
· самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: порядок, опубликования национальных стандартов, проведения метрологической экспертизы, аттестации методов измерений. Оно утверждает положения о регистрации образцов народных художественных промыслов, правила государственного учета воздушных судов экспериментальной авиации, правила организации производства и контроля качества лекарственных средств, а также иные НПА
· организует выполнение работ по созданию авиационной техники; проводит расследования авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами; на него возложено ведение свободного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса; государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации; ведомственного регистра ядерных материалов
· В пределах своей компетенции осуществляет координацию разработки, производства и испытаний авиационной техники, создания новых авиационных технологий; государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации и т. д. Ему подведомственно федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
Министерство энергетики РФ
Осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, в области энергосбережения, теплоснабжения. Оно выполняет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов
Полномочия:
- В пределах своей компетенции оно издает НПА: нормативы создания запасов топлива, технологических потерь электрической и тепловой энергии, правила учета газа, оценки готовности к отопительному сезону, порядок проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей их услуг.
- В установленной сфере деятельности осуществляет контроль, разрабатывает и реализует программы по различным направления его деятельности.
Также в сфере энергетики полномочия есть у Федеральной Антимонопольной службы, у Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и у Государственной корпорации по атомной энергии (Росатом)
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Положение о нем утверждено Постановлением Правительства 2004 года (в редакции 2014 года).
В области промышленности оно организует экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых научно-технических и инновационных программ, а также экспертизу проектов национальных стандартов, проведение испытаний средств измерений и их проверку, утверждает и ведет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций, действующих в промышленности, осуществляет функции национального органа по стандартизации и т.д.
В области энергетикионо организует экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, проектов национальных стандартов, проведение испытаний средств измерений и их проверку, утверждает и ведет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций, действующих в энергетике и т.д.
Законность.
Деятельность полиции осуществляется в точном соответствии с законом.
Это, в частности, означает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, общественных объединений, организаций, должностных лиц допускается только по основаниям и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Беспристрастность.
В процессе своей деятельности полиция защищает права, свободы, законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Открытость и публичность.
Данный принцип означает, что граждане, общественные объединения и организации имеют право получать достоверную информацию о деятельности полиции.
В свою очередь полиция регулярно должна информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через СМИ, а также путем отчетов ее должностных лиц перед представительными органами государственной власти субъектов РФ, муниципальных образований.
Данный принцип может быть ограничен в случаях, если его реализация будет противоречить требованиям законодательства об уголовном судопроизводстве, об оперативно- розыскной деятельности, о производстве по делам об административных правонарушениях, защите государственной и иной охраняемой законом тайны.
Президент:
1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;
2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
Федеральное Собрание обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
Правительство распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективностипри осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России).
Находится в ведении Правительства РФ - Положение о котором утверждено Правительством РФ 2 июня 2008 г.
Действует на основании ФЗ «О связи», Постановление правительства, ФЗ «О почтовой связи».
Функции:
1. Выработка гос. политики и НПА регулирование в сфере:
- Информационных технологий
- В сфере электросвязи
- В сфере почтовой связи
- В сфере массовых коммуникаций и СМИ, включая развитие сети Интернет
- В сфере печати и полиграфической деятельности
- Обработке персональных данных.
2. Принимает НПА, устанавливающие требования к сетям связи, и в части распределения ресурсов нумерации, требования к построению сетей связи, требования к оказанию услуг связи (в т.ч. и обязательные услуги – почтовая, телефонная и т.п.), устанавливает порядок почтовых отправлений и так далее.
3. Осуществляет координацию и контроль, находящихся в его ведении:
• ФА попечати и массовым коммуникациям: оказание государственных услуг управления имуществом в названной сфере.
• ФА связи
Контроль и надзор в сфере связи осуществляется – ФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Функции:
· Проведение проверок
· Выдача обязательных для исполнениепредписаний
· Привлечение к административной ответственности
· Регистрирует СМИ и ведет единые общероссийские реестры СМИ
· Осуществление контроля за обработкой персональных данных в соответствии с ФЗ «О персональных данных» 27 июля 2006 года (все те данные, которые могут идентифицировать человека).
Федеральное агентство связи (Россвязь)
Функциипо управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электро- и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного и радиовещания.
В соотв с Положением, утвержденном Правительством РФ 30 июня 2004 г., на него возложены:
· организация выполнения мероприятий по управлению и восстановлению единой сети электросвязи РФ при чрезвычайных ситуациях;
· издание и распространение государственных знаков почтовой оплаты;
· система сертификации в области связи, включающая в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
· осуществляет присвоение почтовых индексов объектам федеральной почтовой связи на территории РФ.
Государственная фельдъегерская службы (ФС в ведении Президента РФ).
1) Обеспечение доставки отправлений особой важности (отправления Президента, Правительства и т.п.)
2) Разработка мер по обеспечению сохранности и защиты сведений, составляющих государственные тайну.
I. Стадии производства
1) Возбуждение дела
2) *Административное расследование. Только по определенной категории дел.
3) Подготовка к рассмотрению
4) Рассмотрение дела
5) *Обжалование
6) *Пересмотр постановления и решений, вступивших в законную силу
7) Исполнение наказаний
III. Формы производства по делам об АП:
1. Протокольная форма (основная) предусматривает обязательное составление протокола и последующее его рассмотрение и вынесение решения. Есть также подготовка к рассмотрению.
2. Беспротокольная форма (упрощенная форма)
3. Форма административного расследования (усложненная форма производства)
Беспротокольная форма
Условия:
• Назначается административный штраф или предупреждение
• Лицо не оспаривает факт назначения наказания. НО: Если лицо оспаривает факт совершения правонарушения или оспаривает размер штрафа, то протокол должен быть составлен.
Если правонарушение выявляется с помощью технических средств. Протокол не составляется, а сразу выносится постановление по делу об АП. Возбуждение дела, подготовка и рассмотрения – объединяются в одну стадию.
Рассмотрение дела об АП.
Центральрная стадии производства, на которой дело разрешается по существу. Все предыдущие стадии носят вспомогательный, подготовительный характер. Все последующие – носят факультативный характер, призваны определять законность решений этой стадии.
Срок:
Общий:
15 дней (внесудебный);
2 месяца (если судьей). В проекте срок продлен
Специальные:
В день получения материалов (если влечет адм. арест или адм.выдворение). Связано с конституционной гарантией: если адм. задержание – 48 часов. * Дело в любом случае должно будет рассмотрено в этот срок. *Здесь же будут и сжатые сроки на обжалование. Т.н. – ускоренный порядок рассмотрения дел.
5 дней: дела о нарушении избирательный прав в период проведения избирательной кампании.
Не позднее 7 суток: если применена мера в виде временного запрета деятельности
Место:
Общее правило: Дело об АП рассматривается по месту совершения. Если бездействие – то, то место, где должно было быть совершено действие.
Специальные правило:
· По месту жительствалица, привлекаемого к ответственности:
Само лицо ходатайствует о рассмотрении д. по месту жительства и такое ходатайство удовлетворено. Особенно актуальное для АП, связанных с нарушением ПДД.
Правонарушение совершено несовершеннолетним (от 16 до 18 лет)
Правонарушение против интересов несовершеннолетнего (вовлечение в употребление спиртных напитков и т.п.)
Правонарушение совершено в Антарктике
· По месту выявления АП
Правонарушение совершено на территории иностранного государства. *КоАП допускает экстерриториальное действие (например, за совершение коррупционных правонарушений)
По отдельным составам ст.15.3; 22.23 и др. см. фото)
· По месту проведения А.расследования, если оно проводилось.К.п. проводится по месту совершения АП.
· По месту нахождения органа, в который поступили материалы, в случае выявляения АП с помощью спец. технических средств.
Этапы рассмотрения дела:
1) Подготовка.
ДЛ объявляет, кто рассматривает дело, в отношении кого оно рассматривается;
Проверяется присутствие лиц. Если лицо отсутствует выясняются причины (по общему правило, дело д/б рассмотрено в присутствии лица, привлекаемого к ответственности).
Проверяются полномочия, лиц, которые представляют интересы.
Разрешаются отводы, заявления и ходатайства.
2) Изучение материалов
Оглашение протокола по делу об АП;
Оглашение других важных документов
Заслушиваются объяснения лица; потерпевший, лица, представляющие интересы; свидетели, эксперты, прокурора (если участвует)
3) Вынесение и оглашение решения:
Порядок рассмотрения дела закрепляется в протоколео рассмотрении дела об АП.
Итог. Постановления, решения и определения, выносимые по итогам дела
Общий.
Ведомственный.
Надведомственный.
Общий контроль – предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств субъектов РФ
Ведомственный контроль – осуществляется федеральными министерствами, не имеющими подведомственных им федеральных служб и агентств. Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов.
Надведомственный контроль – осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.
Административный надзор – наблюдение за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм из законов и подзаконных актов (ПДД, пожарной безопасности, санитарные, природоохранительные и другие нормы)
Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.
Особенности административного надзора:
- между его объектами и субъектами отсутствует организационная соподчиненность
-субъекты надзора вправе применять к объектам надзора меры административного принуждения
Полномочия органов административного надзора:
1. полномочия по предупреждению правонарушений
2. полномочия по пресечению правонарушений
3. полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц
4. полномочия по нормотворчеству
Надзор органов судебной власти:
Отправление правосудия является основной, но не единственной функцией судов. В процессе своей деятельности они осуществляют и другие функции, в частности – функцию судебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти, их должностных лиц.
Субъекты судебного контроля: Конституционный Суд, арбитражные суды, суды общей юрисдикции.
Конституционный суд: являясь судебным органом конституционного контроля, разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права. Конституционный суд рассматривает также дела, связанные с индивидуальными и коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. Разрешая дела, принимая решения, которые обязательны на всей территории РФ для всех субъектов права, Конституционный Суд РФ выполняет тем самым свою конституционную обязанность – обеспечение законности в РФ.
Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам, руководствуясь действующим законодательством. В порядке административного судопроизводства суды рассматривают дела, по которым они обязаны давать правовую оценку действиям ОИВ, их ДЛ, а также издаваемым ими управленческим актам. Таким образом, в процессе рассмотрения административных исков граждан и принятия по ним решений суд осуществляет контроль за деятельностью соответствующих органов исполнительной власти и должностных лиц.
Арбитражные суды в сфере управления осуществляют судебный контроль. Разрешая дела, арбитражный суд выполняет важные задачи по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содействуя тем самым укреплению законности и предупреждению правонарушений в указанной сфере. Таким образом, содержанием контроля арбитражных судов является проверка ими при разрешении экономических споров, вытекающих из административных правоотношений, соответствия актов и действий ОИВ, их ДЛ требованиям законности и принятие мер по устранению обнаруженных правонарушений.
Единственным ведомством в системе государственной власти, осуществляющим надзор за исполнением всех действующих в Российской Федерации законов от имени государства, является прокуратура. Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.
Прокурор вправе в силу предоставленных ему полномочий проверить исполнение законов любым органом, должностным лицом либо гражданином, если в поступивших заявлении, жалобе, ином обращении содержатся сведения о нарушении законов. Вместе с тем органы прокуратуры, осуществляя надзор, не должны подменять иные государственные органы и должностных лиц, на которых возложен контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций.
Цели прокурорской деятельности заключаются в том, чтобы обеспечить:
· верховенство закона;
· единство и укрепление законности;
· защиту прав и свобод человека и гражданина;
· охраняемые законом интересы общества и государства.
Эти же задачи стоят перед прокуратурой и при осуществлении надзора за законностью деятельности государственной администрации (общего надзора). Для их выполнения Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры наделены необходимыми полномочиями.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом ее надзора является исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, их должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Надзор за законностью деятельности государственной администрации — одно из направлений прокурорского надзора. С этой целью органы прокуратуры проводят проверки. Поводами для них служат любые поступившие в прокуратуру сообщения о фактах нарушения закона; основаниями — данные о каких-либо правонарушениях, требующих прокурорского реагирования.
Прокурор, а также его заместитель, помощник вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения государственных и негосударственных организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Прокурор может требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам относительно деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
При осуществлении надзора за соблюдением органами и должностными лицами государственной администрации прав и свобод человека и гражданина прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушавших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует иные полномочия, предоставленные в связи с осуществлением надзора за исполнением законов.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, если пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, нарушены права и свободы значительного числа граждан, в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о проступке и материалы проверки в органы или должностным лицам, которые полномочны рассматривать такие дела.
Выявив нарушения действующего законодательства, прокурор применяет и специальные меры прокурорского реагирования:
· протест;
· представление;
· постановление;
· заявление о признании правового акта противоречащим закону (недействительным);
· предостережение.
Протест прокурора — это правовой документ, который приносится на незаконный правовой акт и содержит требование о его отмене или приведении в соответствие с действующим законодательством. Он приносится в орган либо должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в вышестоящий орган. Протест подлежит рассмотрению в 10-дневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
Представление — это акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Основанием для внесения представления выступают установленные в ходе проверки нарушения. Как правило, оно вносится в орган или должностному лицу, компетентному обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений, при наличии системы, группы нарушений. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с принятием конкретных мер по устранению допущенных правовых аномалий. О результатах принятых мер сообщается прокурору в письменной форме в месячный срок.
Заявление о признании правового акта противоречащим закону — это письменное обращение прокурора в суд, содержащее ходатайство признать незаконный правовой акт недействительным. Заявление направляется в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
В начале 1999 г. в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» были внесены изменения. В частности, он был дополнен ст. 251 «Предостережение о недопустимости нарушения закона». В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
При наличии признаков преступления прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.
В заключение следует подчеркнуть, что в настоящее время деятельность российской прокуратуры является важной составляющей борьбы за законность в защите прав и интересов граждан.\
Вопрос57. Органы управления безопасностью.
Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России)-фоив, обеспечивающий реализацию государствен