Кордно, лето 782 от взятия Царьграда, листопад
Богатое на события выпало лето. Простому люду страсти те видны не были, хоть бушевали не шутейно. «Дело нохчей» не закончилось разгромом боевых группировок. От посланских и горных шакалят потянулись ниточки. Очень нехорошие ниточки. Почти канаты. Тати заметали следы, как могли. Но Управа волчьей хваткой впилась в глотку подыхающему зверю. Полетели важные головы. И те, кто торопился подняться повыше или мошну потуже набить, позорными делами не брезгуя. И другие, что благодушествовали, про дело забыв. Кто в поруб пошел, ожидая суда. Кто отставкой отделался. Кого при задержании «оформили». Пинегин Теремную Стражу принял и на Управу кликнул* Лютого. Кликнуть-то кликнул, да кто ж ожидал, что Князь на то согласиться? Маленький человек Буривой, хотя и рода знатного. И чины не те.
Не знамо, родовитость роль сыграла, или Пенегину поверил самодержец. А может по бересам посмотрел, но стал Лютый по Управе старшим. А чтобы чины соответствовали, воеводу получил, разом через звание прыгнув. Не часто так бывает, но на то и Великий Князь, чтобы волей своей мог привычный порядок поменять…
На новом месте пришлось трудно. Непривычно теми руководить, кто еще вчера равным был, а то и постарше. Пока втянулся, пока разобрался, а на носу уже листопад, зима скоро…
Про дело русинское не забыл, но сил ему уделял немного. И то, надо сказать, посерьезнее вопросы стояли, а Гридница со своей работой справится. Нужен окажется, Скворец из-под земли достанет. Если такой за работу взялся - считай, сделана. Только время нужно. Не любит былое суеты и беготни всяческой.
Группа, в основном, корпела в свитницах, выискивая несоответствия в источниках и вычисляя, где нужно искать подтверждение невероятной версии. В конце серпеня стрый Ждан и сам Голуб укатили к Русскому морю, где проторчали два месяца. Вернулись довольные донельзя, сходу вызвонили Буривоя. Позвонили одновременно, сидя рядом в салоне самобега, и даже не заметили, что повторяют действия друг друга. Розмыслы, что с них взять!
Выбраться в Гридницу у Лютого никак не получалось. Лишь через седмицу вышло. Тяжело было выбрать время, но сумел. И не пожалел.
Оба розмысла смотрели на воеводу, как коты, объевшиеся сметаны. Долго молчали. Ставили самовар, колдовали с пакетами, разливали взвар по чашкам. Ждан Ярославов вытащил откуда-то банки с домашним вареньем… Буривой не мешал. Сами скажут.
Наконец не выдержали. Скворец протянул волхву небольшой комок металла.
Буревой повертел бесформенную железяку в руках.
- Это что?
- Думаю, пуля, - сказал Ждан. – Нашли ее в детали корабельного набора.
- А по порядку?
- По порядку так, - Голуб, в котором военный потеснил розмысла, перехватил инициативу. – Игорь в Царьградском походе сжег ромейский флот. Известный факт и серьезная загадка. Никогда до этого Византия не терпела такого поражения на море. Согласно источников, русы горящими стрелами подожгли дромоны.
- Чушь редкостная, - прокомментировал Ждан. – Можно подумать, ромеи не умели с пожарами бороться. Огнемет посреди деревяхи стоит, а техника безопасности не отработана… Да у них чуть ли не негорючие одежды были…
Скворец кивнул.
- По версии знакомого тебе Торгвансонна, поджог был осуществлен иначе. С берега, путем бросания больших горящих снарядов. Чуть ли не сосудов с зажигательной смесью. В общем, тоже бред. Найти флот никому не удавалось. Было мнение, что суда сгорели без остатка.
- Так же не бывает, - удивился Лютый. – Даже обгоревшие детали набора уцелеть обязаны. Не дотла ведь выгорали.
- Правильно, не бывает, - подтвердил Ждан, с гордостью глядя на братича, - не там искали. Мы этот флот нашли!
- Да ну! И как? В Книге про это почти ничего нет. Никаких подробностей. Мстислав же на Итиль ходил.
- А голова зачем? - довольно усмехнулся стрый. – Высчитали мы.
- Понимаешь, - опять заговорил Голуб, - поставили себя на место русинов из Книги. Что грозит русам? Флот. В их истории он решил исход в пользу ромеев. А как бороться с флотом? Сжечь. Собственным греческим огнем! Одна пуля из снайперского самострела в чан, и привет дромону. И всему, что близко. А если в каждый дромон по пуле? И противопоставить грекам совершенно нечего, это не привычные стрелы с подожженной паклей! Ящик с песком не поможет. А дальше просто. Присмотрели места, удобные для такого дела, поплавали с возухогворами*, и получите. С первой попытки! Совместили приятное с полезным. Какое там вино…
- Поработать, всё же пришлось, - уточнил Ждан, - сильно занесено всё. Два месяца ковырялись! Зато! Остатки нескольких судов! Изуродованные внутренним взрывом чаны греческого огня. И один целый. В нем сохранившаяся смесь. И в окружающих деревяшках пулю нашли. Во входном отверстии застряла! Видишь, с одной стороны следы коррозии есть, а с дугой нет. Однозначно, дромоны были расстреляны снайперами. Из оружия огненного боя уровня нашего века!
- Погоди, стрый, - возразил Лютый. – То, что это пуля, еще доказать надо. - А входное отверстие? Да даже, если пуля. Может, стрельнул кто в рыбу лет десять назад, а попал на дно.
- Да ты что, Буринька! Не веришь?
Буривой улыбнулся:
- Проверяю. Доводы нужны железные. И не в смысле материала, из которого «пуля» сделана.
- Погоди, воевода, - Скворцу явно приятно было называть Лютого новым званием. – Что ты на это скажешь?
Новый довод предствлял собой продолговатый полый цилиндрик, закрытый с одного конца. Тоже не новый.
- На гильзу от самострела похоже.
- Не просто похоже. Один в один. Вот только размер, каких ни один производитель не выпускает и никогда не выпускал. Кстати, заинтересовало нас происхождение слова «гильза». Совершенно не славянское слово. Вообще аналогов в современных языках не имеют. Только в древнегерманском есть. При чем здесь он?
- Подожди, Голуб Мстиславович, - остановил воеводу Буривой, - ты считаешь доказанным, что ромейский флот был сожжен огнестрельным оружием?
- Ничего я не считаю. Но иначе объяснить, как эти штучки оказалась там, где его нашли, не могу! Возраст гильзы подтвержден. И нашли ее именно там, где могла быть оборудована стрелковая лежка. Лучшее место. А дальше…
Лютый вздохнул:
- Верю я вам. Я – верю. Но как доказательная база этого недостаточно. Мало ли чем может оказаться предмет, похожий на гильзу. Пока только ясно, что роем мы в нужном направлении.
- С этим согласен, - кивнул Скворец, - будем рыть дальше. Кому взвару?
Он отошел к самовару и наполнил чашки.
- А еще, Буривой Володимеров, просьба к тебе. Мечи свои дай на обследование. Гарантирую, не испортим.
- Какие мечи? - не сообразил Лютый.
- Родовые, - уточнил Ждан. - Ту пару, что в тереме на почетном месте висит. Давненько они там обретаются. Терем тебе ведь от преков по матери достался? А родительница твоя род от Нежданы-поляницы ведет, если былинам верить. Не ее ли оружие. Возраст изучим, состав по материалам. Глядишь, еще одна зацепочка будет…
Примечания
Кликнул – здесь: предложил, порекомендовал.
Воздухогвор - акваланг