PR и проблемы управления общественным мнением

Свобода конкуренции в борьбе за общественное мнение — одна из основ демократии. За мнения людей PR-службы подчас ведут ожесточенную войну, недаром в социально-психологической на­уке было выработано соответствующее понятие —психологичес­кая война. Назначение и суть психологической войны — проти­водействовать пропаганде противника и опровергать ее, разбить оппозицию на легко подавляемые группы и привлечь их на свою сторону.

Общественное мнение как социально-психологический феномен.

Для того чтобы успешно воздействовать на общественное мнение, надо знать принципы его формирования, которые отчасти пред­ставляются и как законы его функционирования. Наиболее важными в теории PR признаются следующие:

• Мнение в большей степени, чем словами, определяется со­бытиями, если только сами слова не являются событиями.

• Степень влияния события зависит от его важности и кон­кретности (близости к проблеме).

• Суть события (сообщения), цель которого — повлиять на об­щественное мнение, должна быть предельно ясной — без этого оно не может быть убедительным.

• Общественное мнение может сформироваться в условиях де­фицита информации.

• Для формирования общественного мнения всегда нужен лидер.

• Люди меньше сопротивляются принятию важных решений руководством, если они чувствуют, что принимают какое-то уча­стие в этом процессе.

• Людям легче сформировать мнение относительно целей (что надо делать), чем относительно методов достижения этих целей (как надо делать).

• Люди более благоприятно относятся к идеям, которые со­провождаются планом конкретных действий.

• Следует использовать принцип поэтапности в формирова­нии общественного мнения: приняв определенную точку зрения, люди стараются ей следовать и далее.

• В формировании общественного мнения действует принцип взаимности, или «услуги за услугу» («вы нам пенсии, мы вам — свои голоса»).

• Принцип деликатности: отношение к проблеме может ме­няться в большей мере в результате меньшего общественного воз­действия.

• Кампания, на проведение которой тратится слишком мно­го денег, может вызвать подозрение и неодобрение.

• Повторение сообщения до трех-четырех раз повышает вни­мание к нему, однако очень частое повторение сообщения без до­статочных для этого оснований снижает внимание к событию.

• Единичные и необычные сообщения запоминаются лучше.

• Мнение может быстро меняться и не стабилизируется до тех пор, пока событие или его последствия не станут более или ме­нее очевидными.

• Довольно часто общественное мнение выражает убеждения, основанные не на фактах, а на субъективных и эмоциональных оценках этих фактов.

• Психологически мнение определяется личной заинтересо­ванностью. Если появилась личная заинтересованность, то изме­нить мнение очень сложно. В этом случае в демократической среде общественное мнение будет доминировать над официальной по­литикой.

• Мнение людей по конкретному вопросу во многом зависит от того, как им преподнесен этот вопрос, и от обстоятельств, в ко­торых они находились в это время.

• Люди будут поддерживать ту идею, которая может положи­тельно повлиять на их будущее.

• Люди склонны одобрять узнаваемые идеи, исходящие из знакомого для них и надежного, с их точки зрения, источника.

• Обычно люди склонны верить больше тем, кто на них по­хож или на кого они хотят быть похожими.

• Заставить людей во что-то поверить проще, чем заставить их чему-то не верить.

Наиболее общими и важнейшими характеристиками обществен­ного мнения являются состояние оптимизма или пессимизма.

Оптимизм — (от лат. optimus — наилучший) означает представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро, а существующий мир — это лучший из миров. Оптимизм — всегда состояние действия, когда людям понятно, что, как и ради чего надо делать. Считается, что именно оптимистические настро­ения лежат в основе успеха индивида и общества в целом: успех приходит к росту оптимизма в обществе, т.е. может формировать мечты и заряжать ими людей. Всегда более эффективными ока­зываются те политические деятели, которые излучают оптимизм и в состоянии вести за собой общество. Распространение и укреп­ление оптимизма в обществе — важнейшая задача PR-служб.

Пессимизм (от лат. pessimus — наихудший) — представление о том, что в мире преобладает отрицательное начало, царят хаос, зло и несправедливость. Пессимист, для которого характерны настро­ения безысходности и неверия в будущее общества, делает акцент на негативных аспектах ситуации.

Распространению пессимистических настроений в обществе может способствовать определенный тип мышления и мироощу­щения, для которого характерна склонность к крайностям, мыш­ление типа «все или ничего», восприятие мира только в черно-белых тонах. Человек с пессимистическим мироощущением скло­нен принимать на себя ответственность за негативное событие, над которым в принципе не могло быть полного контроля, и даже временную неудачу он будет воспринимать как постоянное и не­избежное явление и провал всей жизни. Отдельное негативное событие способно заслонить для него все остальные положитель­ные. Общий итог такого подхода — человек живет во враждебном мире.

Основой общественного пессимизмастановится, прежде всего, пренебрежение органами власти интересами населения. В том случае, если власть не проявляет должной заботы о людях — не обеспечивает их безопасность, не желает или не способна удов­летворить их материальные потребности, не вникает в различные проблемы жизни общества, неизбежным следствием станет рас­пространение пессимистических настроений. Общество, для ко­торого характерен пессимистический настрой, взрывоопасно. Сле­довательно, преодоление пессимизма является важнейшей задачей в системе управления общественными отношениями. Практичес­кую роль в этом могут и должны сыграть PR-службы.

Для решения этой задачи существуют определенные методы.Система воздействия PR-служб на общество как целевую аудито­рию должна быть построена таким образом, чтобы состояние бес­покойства и ожидания перешло к желанию действия и обретению чувства уверенности в том, что решение проблем возможно. Та­ким образом, главная PR-задача — убедить человека и общество, что ситуация находится под контролем. Если люди чувствуют, что способны влиять на ситуацию, они с оптимизмом воспринимают ситуацию. Считается, что важнейшим средством преодоления пессимизма являются правильно подобранные, а именно дости­жимые,цели, реализация которых приносит успех.Кроме того, надо давать обществу конкретную информацию о конкретных достижениях, успешно работающих структурах и организациях, людях, которые уже достигли успеха в каких-то областях, пока­зывать многообразие окружающего мира, воспитывать интерес к нему. В этом плане большие возможности имеет социальная рек­лама.

В основе управления общественными отношениямилежит метод убеждения.

Процесс убеждения состоит из определенных этапов и всегда, начинается с привлечения внимания аудитории. Для этого необ­ходимо предпринять меры к тому, чтобы взять под контроль по­ток информации и трансформировать его таким образом, чтобы данная аудитория начала ассоциировать свои интересы с деятель­ностью организации, проводящей PR-акцию. Действия PR-служб должны состоять в том, чтобы донести до слушателя необходимую информацию. Третья стадия процесса убеждения — понимание, когда требуется организовать передачу информации слушателю таким образом, чтобы он воспринял суть сообщения. Понимание сообщения можно считать критическим моментом в процессе убеждения. Это связано с тем, что любая передача информации начинается с ее кодировки: сообщение предстает как речь, жесты, символы. Затем следует ее раскодировка той аудиторией, для которой она предназначена. При раскодировке может происходить как потеря информации, так и ее искажение. Например, если это относится к устному сообщению, то, услышав одни и те же сло­ва, разные люди будут вкладывать в них разный смысл, посколь­ку у каждого «своя правда». Поэтому главная задача следующего этапа убеждения — добиться согласия с предлагаемой информа­цией. С этой целью подбирается определенный речевой модуль, т.е. соответствующая (под конкретную аудиторию) речевая уста­новка в тексте, а из речевых модулей собирается нужная речь. После этого требуется обеспечить сохранение (запоминание) ин­формации и ее распространение. Заключительным этапом процес­са убеждения должны стать действия людей в соответствии со сформированным у них общественным мнением.

Убеждение может быть личным и безличным. Личное убежде­ние осуществляется через действия какого-то конкретного, извест­ного человека. Безличное убеждение, осуществляемое через реклам­ные объявления или статьи в СМИ, обладает меньшей силой.

Основными составляющими метода убеждения, используемы­ми в PR-работе, являются утверждение и повторение. Они нераз­рывно связаны между собой: утверждение оказывает реальное воз­действие лишь тогда, когда оно повторяется часто и, по возмож­ности, в одних и тех же выражениях — следует «говорить в один голос». «Посредством повторения идея водворяется в умах до та­кой степени прочно, что, в конце концов, она принимается уже как доказанная истина»[50].

Так как общественное мнение часто меняется, важной задачей PR-служб является его измерение и оценка, что достаточно слож­но. Существуют разные методики исследования общественного мнения, но единой последовательной системы измерения и оцен­ки этого явления до сих пор нет.

Информационные процессы в обществе и управление ими

Управление общественными отношениями в определяющей степени основывается на доступе к информации и регулировании информационных потоков. Известная формула «информация — это власть» имеет достаточное обоснование. Именно информация играет все большую роль в жизни людей и определяет темпы и ха­рактер развития современного общества — недаром оно получило статус информационного. В конце XX в. виртуальный информа­ционный мир и мировое информационное пространство стали реальностью.

Соответственно, изменился статус информации: резко возрос­ла роль профессий, которые связаны с ее созданием, сбором, об­работкой, хранением и использованием. Право человека на полу­чение информации определяется как одна из основных граждан­ских свобод наравне с другими фундаментальными правами — такими, как право на частную жизнь, свободу слова, собраний, вероисповеданий.

Для управления общественными отношениями важен не толь­ко доступ к информации, но и возможность ее использовать для достижения определенных целей. Тот, кто владеет информацией, всегда будет стараться контролировать ее распространение. Такой контроль подразумевает принятие решения относительно того, «что, кому и как сказать». В понятие «контроль над информаци­ей» входит и управление новостями, т.е. организация текущих ин­формационных потоков таким образом, чтобы происходящее рас­ценивалось обществом как событие, заслуживающее внимания, и целенаправленное привлечение внимания к аудитории к опре­деленным фактам.

Контроль над информацией невозможен без выбора конкретного средства информации для освещения данного события. Это связано с тем, что выбор информационного канала, у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки, часто имеет реша­ющее значение для представления сообщения обществу. PR-специалисты должны знать эти особенности и учитывать их свойства.

Если фундаментом для здания общественного мнения являются массовая культура, народные традиции, национальный ментали­тет, процессы и события, происходящие в стране и мире, а «строи­тельной бригадой» выступают PR-службы, то их важнейшим ин­струментом являются средства массовой информации. Занимаясь формированием общественного мнения, PR-службы работают в непосредственном контакте со средствами массовой информации (СМИ). Именно СМИ, создавая и организуя информационное пространство, играют особую роль в формировании общественно­го мнения. Событие имеет для публики смысл только тогда, ког­да о нем становится известно. Как правило, о событии сообщают СМИ, воздействуя, таким образом, на общественное мнение, власть, политиков, конкурентов.

PR в ряду других дисциплин. PR как профессия

До сих пор не совсем ясно, где расположить PR как науку с академической точки зрения и какое место должна занимать учеб­ная дисциплина, существующая в учебных программах под раз­личными названиями, но объединенная общим понятием PR (public relations).

Предлагаются различные варианты — рассматривать и препо­давать PR как прикладную общественную науку, относящуюся к управлению, а также разрабатывать курсы PR в составе программ по специальности «журналистика» или «массовые коммуникации». Такая неопределенность в значительной степени объясняется еще и тем, что предмет PR вошел в учебные планы зарубежных и рос­сийских университетов недавно и опыта преподавания этой дис­циплины недостаточно для однозначного решения методологичес­ких вопросов.

Осознание того, что обществом в значительной степени управ­ляют путем «внутреннего принуждения», привело к тому, что на Западе появились новые направления общественных наук, кото­рые принято обозначать как науки о консенсусе. К ним помимо PR относятся теория переговоров, конфликтология, теория ком­муникаций. Теория коммуникаций базируется на ряде новых научных дисциплин — паралингвистике, кинесике, проксемике, и, в свою очередь, является основой для таких дисциплин, как пропаганда, контрпропаганда, реклама и пр.

PR, конфликтология и теория переговоров. Теория PR активно использует основные положения конфликтологии, в которой конфликты рассматриваются не как социальная патология, а как нор­ма любой развивающейся системы. Задача PR-служб, таким об­разом, заключается в том, чтобы их правильно разрешать. Пред­ложенные конфликтологией способы разрешения конфликтов — па уровне интересов, на уровне силы, на уровне права — активно используются в практике PR. Теоретическим и практическим про­должением конфликтологии является теория переговоров. Переговоры, призванные согласовать интересы конфликтующих сто­рон, входят в арсенал средств PR-специалистов.

Теория информации (или теория сообщений) — раздел киберне­тики, в котором математическими методами изучаются способы измерения количества информации, содержащейся в сообщении, способы ее передачи, показано, как происходит принятие реше­ния в зависимости от поступления новой информации. Согласно теории информации слишком большой объем информации, так же как и ее недостаток, сам по себе может стать причиной принятия неверного решения.

Паралингвистика. Специалисты по PR активно используют наработки паралингвистики, которая изучает передачу информа­ции с помощью голосовых характеристик — через интонации, ско­рость речи, тембр голоса, высоту звуков, акцент. Нередко имен­но эти особенности речи оказывают большое влияние на исход переговоров.

Риторика — наука об ораторском искусстве и наиболее эффек­тивных способах словесного воздействия на сознание человека — содержит сведения о литературных стилях (высоком, среднем и низком), помогает в отборе именно тех слов и использовании та­ких стилистических приемов, которые могли бы быть наиболее эффективны в данной ситуации. На законы риторики опираются спичрайтеры.

Пропаганда и контрпропаганда. Пропаганда — преднамеренная и энергичная попытка убедить людей думать и действовать опре­деленным образом. Контрпропаганда — меры, направленные про­тив данной пропаганды. Методы пропаганды и контрпропаганды широко применяются PR-службами при организации выборных кампаний. Кинесика изучает совокупность телодвижений, жестов и мими­ки, применяемых в процессе человеческого общения, выявляет закономерности несловесного поведения и дает расшифровку поз и жестов. Так, установлено, что существуют позы мужества, тру­сости, покорности. При проведении акции PR следует учитывать рекомендации специалистов об оптимальных или неприемлемых позах и жестах в конкретной ситуации.

Проксемика — молодая наука, исследующая личное и общественное пространство человека и то, как оно используется для достижения конкретных целей. Специалисты выделяют четыре основные пространственные зоны человека — от интимной до общественной. Они пришли к выводу, что при организации PR-мероприятий необходимо учитывать пространство.

Есть еще более молодые науки, которые еще не выделились из других направлений и не получили пока общепринятого названия. Примером такой науки может быть «взглядоведение». В рамках данной дисциплины анализируются, в частности, такие вопросы: как влияет на собеседника взгляд прямо в глаза; как воспринимается взгляд в сторону или на переносицу; как воспринимаются очки, в том числе темные, на публичных мероприятиях. Близкая к этому наука — физиогномика.

Имиджелогия объединяет все эти отрасли знаний. Имиджмейкеры займутся прической, подберут тип очков, костюм, набор жестов, отрепетируют выход к публике, расскажут, как правиль­но застегивать и расстегивать пиджак, — это может трактоваться как уверенность в себе; как вести себя, чтобы не выдавать волне­ния. Имиджмейкеры исходят из того, что одежда передает колоссальный объем информации о том, кто ее носит. Общественный и профессиональный статус, национальность, консерватизм или новаторство в характере, вкус, стиль — все это можно передать во внешнем облике. Персональный имидж — личная реклама, реклама способностей, компетентности, ценностей. Имидж любого человека исключительно важен — мы принимаем решение о че­ловеке, посмотрев на него всего лишь несколько секунд. Многие люди потом практически не в состоянии изменить первоначаль­ное впечатление от данного человека.

Теория массовой культуры важна потому, что позволяет проследить многие закономерности массового сознания, а также исследовать причины успехов и провалов различных передач в средствах массовой информации, которые отражают многие скрытые характеристики массового сознания.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) изучает и разрабатывает пути воздействия на человека сразу по нескольким каналам. Теория НЛП утверждает, что у каждого человека существует доминирующий канал восприятия информации — визуальный, слуховой, тактильный, используя который можно добиться максимальных результатов в регулировании общественного мне­ния в целом и поведения конкретного человека в частности. Специалисты по НЛП признают, что внушение может быть не прямым, а косвенным, через опосредованные образы.

PR близок и в то же время отличается от ряда других смежных сфер деятельности — от рекламы, маркетинга, журналистики.Деятельность в области PR включает агитацию в печати, популяризацию, общественную деятельность, исследования, дизайн, рекламу, маркетинг.

Если стратегия PR — стратегия, которая побуждает верить сообщению, то стратегия рекламы заключается в том, чтобы вызвать желание приобрести продукцию. Для маркетологов важно знать преимущественно две вещи — востребованы ли товар или услуга, а также кому и в какой форме они могут быть предложены. Исследования в сфере мерчандайзинга должны ответить на вопрос, какие скрытые эмоции играют роль в восприятии товара, какой цвет привлекает наибольшее внимание людей, какое оформление витрин и интерьеры нравятся покупателям.

Все эти сферы знаний способствуют исследованию общественного сознания и массового социального поведения, и, следовательно, их рекомендации могут быть применены в практике PR.

Личные качества, необходимые специалисту поPR. Спрос на PR-специалистов быстро растет. У этих специалистов непростое предназначение — всегда быть в центре событий, вращаясь меж­ду заказчиками, клиентами, менеджментом и служащими организации. Многообразие функций PR предъявляет к ним весьма высокие требования.

Специалист в области PR должен быть хорошим аналитиком, т.е. уметь мыслить логически, схватывать суть событий, выявить проблему, анализировать ее, прогнозировать результаты, рекомен­довать возможные пути решения и проверять результаты.

PR-специалист должен владеть навыками общения с людьми, что предполагает наличие у него умения понятно интерпретиро­вать события, выслушивать собеседника и воспринимать чужую точку зрения. Чрезвычайно ценно владеть приемами убеждения и внушения, уметь входить в доверие. Приветствуются организа­торские способности и умение ладить с людьми — начальником, подчиненными, коллегами, клиентами, прессой, для чего необ­ходимы ораторские данные и соответствующая внешность. PR-специалисты должны уметь хорошо писать и владеть множеством стилей, причем применительно ко всем видам СМИ.

PR-специалист будет значительно более успешным, если он обладает интуицией, имеет богатое воображение и способен быть предельно внимательным к деталям — иногда именно они реша­ют исход кампании.

Зная цену времени, он должен быть в состоянии заниматься разными проблемами одновременно, демонстрируя находчивость и гибкость, а также обладать способностью быстро обучаться, не останавливаться на достигнутом.

Важными и необходимыми качествами для успешного PR-специалиста являются здравый смысл и честность, адекватное восприятие действительности, невозмутимость и твердость характе­ра, уверенность в себе и способность сохранять спокойствие в сложной ситуации. Наконец, PR-специалист также должен быть справедливым и обладать мужеством для признания своих ошибок. Итак, очевидно, что только человек, разносторонне одаренный, может квалифицированно справляться со всеми видами де­ятельности, входящими в сферу PR.

Задачи отдела PR. Высокие требования, предъявляемые к PR-специалисту, вытекают из широкого круга его обязанностей. В повседневной работе специалисты отдела PR обеспечивают все внешние связи организации, выполняют функции пресс-секретаря, организуют и проводят пресс-конференции, презентации. Такая деятельность включает написание текстов выступлений, подготовку соответствующей аудио- и видеоинформации. PR-отдел часто готовит печатные материалы и обеспечивает их распространение. PR-отдел осуществляет задачи и следовательского центра, проводящего разнообразные социологические и политические исследования. На PR-отдел может быть возложена обязанность проведения телемостов, видеоконференций и ежегодных собраний работников организации.

PR-служба может выполнять функции отдела кадров. В этом случае одна из задач PR-отдела — способствовать улучшению морального климата. В организациях, где PR-работе не уделяется должного внимания, нередко наблюдаются конфликты в отноше­ниях между коллегами.

Меняя общественное мнение, работники PR-служб остаются открытыми для его ответного влияния: оно нередко оказывает столь сильное и даже решающее воздействие на PR-специалистов и их собственное восприятие данной проблемы, что делает невозможным их эффективную деятельность. Кроме того, постоянно прислушиваясь к мнению своих клиентов, PR-специалисты могут потерять способность выносить и поддерживать собственные независимые суждения, что снижает качество их профессио­нальной деятельности. Нередко возникает дефицит информации, необходимой для точной формулировки проблемы; саму пробле­му может быть чрезвычайно трудно оценить «объективно», еще труднее — «объективно» представить ее в глазах других.

Также существуют трудности во взаимоотношениях служб PR и заказчика. Для некоторых организаций характерна недооценка роли служб PR: заказчик считает, что он сам неплохо разбирается в данной проблеме, многое может сделать самостоятельно, и произвольно вмешивается в работу PR-специалиста.

Возможны ситуации, когда заказчик полагает, что специалисты по PR в своих интересах предлагают включить в перечень, слишком большой круг работ, пытаясь делать «сразу все», что нереально и необоснованно увеличивает стоимость PR-кампании. Основанием для критики работников вобласти PR также может быть недостаток у них определенных профессиональных знаний. Действительно, для достижения высоких результатов PR-специалистам надо знать не только конкретные приемы PR -работы, но и специфику сферы деятельности заказчика — финансы, бизнес, политику. Важным фактором, определяющим реакцию заказчика на результаты PR-работы, является корпоративная культура орга­низации. Закономерность здесь такая: чем сильнее корпоративная культура, тем меньше гибкости проявляет организация при про­ведении в жизнь неординарных решений.

Серьезной проблемой может стать давление на PR-специалиста со стороны недобросовестных клиентов, которые могут быть заинтересованы в предоставлении обществу неверной информа­ции, препятствовать ее сбору и распространению. В этом случае PR-специалист будет поставлен перед выбором — выполнить заказ клиента и получить соответствующее финансовое вознаграж­дение или отказаться, следуя правилам, сформулированным в кодексах профессиональной этики.

Проблемой, затрудняющей деятельность в области PR, могут стать и взаимоотношения PR-специалистов. Для успешной PR-акции важно правильно строить отношения работников как внутри PR-агентства или отдела, так и с коллегами из других агентств. Большинство PR-специалистов обучены технике общения с кли­ентами и публикой, но между собой они очень часто общаются гораздо менее эффективно и доброжелательно.

Известны случаи, когда PR-специалисты из разных агентств, работая вместе для решения поставленной PR-задачи, оказыва­лись не в состоянии ее выполнить. Причинами этого, как прави­ло, бывают взаимное недоверие и конкуренция. Для того чтобы этого избежать, надо заранее четко распределить роли и доли уча­стия каждого, согласовать сроки и графики выполнения работ. Специалисты в области PR-теории не рекомендуют приглашать коллег из других PR-агентств на подготовительные информационные мероприятия.

Теория PR как универсальная система. Специфика применения методов PR в развитых странах.

Теория PR — одинаковая во всех странах, а ее практическое применение — различно, так как в значительной степени зависит от местных традиций, языка, культуры, религии, политики, на­циональных методов ведения бизнеса.

Западные PR-агентства нередко объединяются с национальными в других странах для решения конкретных задач. Такая такти­ка помогает избегать трений из-за разных культурных принципов и традиций. Это, прежде всего, касается положения женщин и де­тей, процесса приема на работу, когда учитываются такие харак­теристики, как пол, возраст, принадлежность к определенной со­циальной группе (касте). Особенно сложными оказываются ситу­ации, в которых затрагивается религиозная принадлежность. Так, если целью PR-акции является продвижение продукции клиента в Иране, то кампанию следует строить таким образом, чтобы в рекламе не было ни изображения женщин, ни западных шуток, ни малейшего намека на секс или Америку; не приветствуется также использование английского языка.

Кроме того, PR-специалисту следует учитывать и другие осо­бенности национальных культур. Немаловажно знать язык жестов, так как многие жесты воспринимаются по-разному в разных куль­турах. Например, известный жест «О.К.» (когда большой и указа­тельный пальцы соединены в кружок) в США считается дружес­ким жестом, во Франции и Бельгии рассматривается как оскорб­ление («ты полный ноль»), в Южной Италии трактуется как «задница», в Турции — как оскорбительное и вульгарное сексуаль­ное приглашение. Есть жесты уникальные, принятые только в данной культуре. Примером может служить немецкий жест поже­лания удачи — два кулака с зажатыми внутри большими пальца­ми, как бы постукивающие по воображаемому столу. Есть жесты, общие для многих народов, — например, утвердительный кивок головой — он почти везде означает «да», но не у всех — у болгар все наоборот.

Разные народы по-разному оценивают манеру собеседника говорить и смотреть — кто-то будет смотреть собеседнику прямо в глаза, другие предпочтут отвести взгляд в сторону, смотреть мимо лица. Также по-разному определяются зоны, на которые делится личное и общественное пространство человека; при этом каждый человек стремится следовать тем установкам, которые свойствен­ны его культуре. Известно также, что разные цивилизации поразному относятся ко времени, в том числе к тому, допустимо ли лидеру (и прочим) опаздывать, в том числе на PR-акции.

Наши рекомендации