Национальные интересы: теория и практика. М., 1991. С. 63.
32 - 4178
В принципе мы согласны с веберовской постановкой вопроса, что этика убеждения и этика ответственности — не суть абсолютные противоположности, что они взаимодополняемы . Но в международной политике вряд ли вызовет возражение тезис о приоритете этики ответственности.
Последовательным выразителем этики ответственности как основы политического поведения, принципа международной политики был Г.Моргентау. В книге "Политические отношения государств" он пишет, что политический реализм, подобно обществу в целом, основывается на объективных законах, корни которых лежат в природе человека. Чтобы изменить что-то в обществе, необходимо прежде всего понять те законы, по которым оно живет. Главным пунктом, помогающим политическому реализму отыскать путь в дебрях международной политики, является концепция интереса, определенного в понятиях силы. Эта концепция служит связью между разумом, стремящимся познать международную политику, и фактами, которые надлежит осмыслить. Она отграничивает политику, как автономную сферу действия и познания, от других сфер — экономики, этики, эстетики или религии. Концепция интереса, определенного в понятиях силы, привносит в работу исследователя интеллектуальную дисциплину, точно также она рационально упорядочивает и сам предмет исследования политики, делая тем самым возможным ее теоретическое понимание.
Именно концепция интереса, выраженная в категориях силы, спасает нас, считает Г.Моргентау, как от моральных крайностей, так и от политического безрассудства. Мы сможем лишь тогда всем государством воздать должное, если будем рассматривать их как политические общности, преследующие свои интересы, определенные в силовом выражении .
С этими утверждениями можно согласиться. Международная политика должна стоять на двух принципах: защищая и способствуя реализации собственных интересов, любой субъект международных отношений должен уважительно относиться и к интересам других государств. Это означает, что разум государства, выраженный в его национальном интересе, состоит в осознании как собственной сущности и природы, так и природы окружения. Это и пытается осмыслить сегодня Россия, разрабатывая концепцию внешней политики и национальной безопасности.
Изменившаяся мировая ситуация заставляет Россию выработать новые правила поведения, адекватные внешней ситуации и отвечающие ее собственным национальным интересам. Первостепенное значение в этой связи приобретает разработка и последовательная реализация концепции российский национальной безопасности. Как важнейшее условие существования любого государства, стратегию национальной безопасности можно представить как защищенность от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса общества и его граждан. Национальная безопасность определяется всем жизненным укладом человеческого сообщества, его культурными и политическими традициями, психологическим складом и исторической памятью. Поэтому национальная безопасность должна быть обеспечена изнутри, т.к. действие внутренних центробежных тенденций для нее опасно.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 705.
я
Morgenthau H. Politics amond nations. The struggle for Power and Peace. N.Y. 1967. P. 4—10.
В литературе национальная безопасность рассматривается как один из элементов национального интереса государства, обеспечивающего ему наряду с другими элементами (внутренняя стабильность, экономическое преуспевание, моральное здоровье общества, благоприятное внешнее окружение, позитивный международный имидж) оптимальное существование .
Обеспечение национальной безопасности России — это не просто обеспечение условий выживания нации, это и создание для нее оптимальных условий саморазвития и творчества. Известный философ Вл.Соловьев считал, что практическим условием для исполнения российского признания (идеал "святой Руси" — служить всечеловеческим интересам, преодолеть свое обособление, признать себя лишь частью вселенского целого) является духовное освобождение России. Чтобы проявить свои самобытные духовные силы, России следует деятельно усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, которые выработаны Западной Европой. Если Россия не исполнит своего нравственного долга, если она не отречется от национального эгоизма, если она не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренно и крепко духовной свободы и истины — она никогда не может иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних. Самое лучшее государство, писал Вл.Соловьев, есть то, которое обеспечивает своею крепкою властью внешнее физическое существование общества. Такое государство должно способствовать обществу или, по крайней мере, не мешать ему в достижении его высшей цели, в его внутреннем совершенствовании, в постепенной морализации и одухотворении общественных отношений по идеалу свободного нравственного всеединства .
Кунадзе Г. Новое мышление тоже стареет. // Новое время. 1991. № 11. С. 30. Соловьев В. Национальный вопрос в России. — Соч.в 2-х томах. М., 1989. Т. 1.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................................ ••.................................... 3
Лекция 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА....................................................... 8
1. Возникновение политической науки.
Предмет политологии.
Методы политологии.
4. Природа политологических знаний и функцииполитологии.
Лекция 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ:
ЗАПАДНАЯ ТРАДИЦИЯ.............................................................. 21
1. Философско-этическая концепция: политическая мысль Древней
Греции и Древнего Рима.