Национальные интересы: теория и практика. М., 1991. С. 63.

32 - 4178

В принципе мы согласны с веберовской постановкой вопроса, что этика убеждения и этика ответственности — не суть абсолютные противоположно­сти, что они взаимодополняемы . Но в международной политике вряд ли вы­зовет возражение тезис о приоритете этики ответственности.

Последовательным выразителем этики ответственности как основы пол­итического поведения, принципа международной политики был Г.Моргентау. В книге "Политические отношения государств" он пишет, что политический реализм, подобно обществу в целом, основывается на объективных законах, корни которых лежат в природе человека. Чтобы изменить что-то в обществе, необходимо прежде всего понять те законы, по которым оно живет. Главным пунктом, помогающим политическому реализму отыскать путь в дебрях меж­дународной политики, является концепция интереса, определенного в поняти­ях силы. Эта концепция служит связью между разумом, стремящимся по­знать международную политику, и фактами, которые надлежит осмыслить. Она отграничивает политику, как автономную сферу действия и познания, от других сфер — экономики, этики, эстетики или религии. Концепция интере­са, определенного в понятиях силы, привносит в работу исследователя интел­лектуальную дисциплину, точно также она рационально упорядочивает и сам предмет исследования политики, делая тем самым возможным ее теоретиче­ское понимание.

Именно концепция интереса, выраженная в категориях силы, спасает нас, считает Г.Моргентау, как от моральных крайностей, так и от политиче­ского безрассудства. Мы сможем лишь тогда всем государством воздать долж­ное, если будем рассматривать их как политические общности, преследующие свои интересы, определенные в силовом выражении .

С этими утверждениями можно согласиться. Международная политика должна стоять на двух принципах: защищая и способствуя реализации собст­венных интересов, любой субъект международных отношений должен уважи­тельно относиться и к интересам других государств. Это означает, что разум государства, выраженный в его национальном интересе, состоит в осознании как собственной сущности и природы, так и природы окружения. Это и пыта­ется осмыслить сегодня Россия, разрабатывая концепцию внешней политики и национальной безопасности.

Изменившаяся мировая ситуация заставляет Россию выработать новые правила поведения, адекватные внешней ситуации и отвечающие ее собствен­ным национальным интересам. Первостепенное значение в этой связи приоб­ретает разработка и последовательная реализация концепции российский на­циональной безопасности. Как важнейшее условие существования любого го­сударства, стратегию национальной безопасности можно представить как за­щищенность от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприят­ным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного все­стороннего прогресса общества и его граждан. Национальная безопасность оп­ределяется всем жизненным укладом человеческого сообщества, его культур­ными и политическими традициями, психологическим складом и историче­ской памятью. Поэтому национальная безопасность должна быть обеспечена изнутри, т.к. действие внутренних центробежных тенденций для нее опасно.

Национальные интересы: теория и практика. М., 1991. С. 63. - student2.ru Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 705.

я

Morgenthau H. Politics amond nations. The struggle for Power and Peace. N.Y. 1967. P. 4—10.

В литературе национальная безопасность рассматривается как один из элемен­тов национального интереса государства, обеспечивающего ему наряду с дру­гими элементами (внутренняя стабильность, экономическое преуспевание, мо­ральное здоровье общества, благоприятное внешнее окружение, позитивный международный имидж) оптимальное существование .

Обеспечение национальной безопасности России — это не просто обеспе­чение условий выживания нации, это и создание для нее оптимальных усло­вий саморазвития и творчества. Известный философ Вл.Соловьев считал, что практическим условием для исполнения российского признания (идеал "свя­той Руси" — служить всечеловеческим интересам, преодолеть свое обособле­ние, признать себя лишь частью вселенского целого) является духовное осво­бождение России. Чтобы проявить свои самобытные духовные силы, России следует деятельно усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, кото­рые выработаны Западной Европой. Если Россия не исполнит своего нравст­венного долга, если она не отречется от национального эгоизма, если она не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренно и крепко духовной свободы и истины — она никогда не может иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних. Самое лучшее государство, писал Вл.Соловьев, есть то, которое обеспечивает своею крепкою властью внешнее физическое существование общества. Такое государство должно способствовать обществу или, по крайней мере, не ме­шать ему в достижении его высшей цели, в его внутреннем совершенствова­нии, в постепенной морализации и одухотворении общественных отношений по идеалу свободного нравственного всеединства .

Национальные интересы: теория и практика. М., 1991. С. 63. - student2.ru Кунадзе Г. Новое мышление тоже стареет. // Новое время. 1991. № 11. С. 30. Соловьев В. Национальный вопрос в России. — Соч.в 2-х томах. М., 1989. Т. 1.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................................ ••.................................... 3

Лекция 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА....................................................... 8

1. Возникновение политической науки.

Предмет политологии.

Методы политологии.

4. Природа политологических знаний и функцииполитологии.

Лекция 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ:

ЗАПАДНАЯ ТРАДИЦИЯ.............................................................. 21

1. Философско-этическая концепция: политическая мысль Древней
Греции и Древнего Рима.

Наши рекомендации