Неугасимо стремление к красоте
Что же такое – красота?
Красота – это не то, что блестит, не то, что приятно глазу, не просто красивая безделушка, хотя возможны и такие представления о прекрасном. Красота – это прежде всего нравственное устремление человека, всего народа к высоте духа, красоте человеческих отношений, справедливости общественного бытия. Вечна потребность красоты, составными компонентами которой являются идеалы свободы, равенства и братства. Ибо нет ничего красивее этих великих чаяний человеческих – ни золото, ни мрамор, ни звук фанфар победных завоеваний – все ничто: эфемерно, тщеславно, безнравственно.
Таким образом, если красота – двигатель человеческого общества, то что же в таком случае культура?
Культура – это страж красоты. Чем культурнее общество, тем большую защиту обретает в этом обществе сама красота человеческих отношений, красота самовыражения, красота самого бытия.
Нам нужна и поэзия Фета, поэзия, работающая на красоту, на духовное совершенство общества.
Вот почему нам необходимо восстановить усадьбу Фета, которая тоже будет работать на общее дело, воспитывая в людях духовную связь с нашим прошлым, нашей историей, воспитывая в наших душах осознанное чувство высокого патриотизма. Не только чувство своего дома, своей калитки, своего дерева под окном, но и своей принадлежности к великому русскому народу через понимание глубинной и нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего.
Вот почему всякое действо в защиту красоты и духовности – это гребок веслом в помощь движению общественного корабля вперед.
Напротив, всякое противодействие или даже нейтральная леность, нежелание сдвинуться с нагретого и удобно умятого кресла, равнодушие, наделенное чиновной властью, не говоря уже об элементарном невежестве, чем бы оно ни прикидывалось, – это содействие гребку назад.
Вот почему я в конечном счете рассчитываю на прекращение всяческих словоговорений и словопрений вокруг Воробьевки. И отныне все вместе возьмемся за бесспорное и святое дело!
Вот почему я называю сегодняшний день праздником – праздником торжества культуры.
Это прекрасный волнующий день нашей всеобщей победы над нашей же косностью, рутинностью и душевной обездвиженностью.
(По Е. Носову, 266 слов)
ЗАНЯТИЕ № 9
КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ
КУРСКИЙ СОЛОВЕЙ
Словосочетание "курский соловей" знакомо всем. А в семье последнего русского императора курским соловьем называли известную певицу Надежду Васильевну Плевицкую. Ею восхищались Рахманинов, Есенин, Шаляпин.
Она родилась в селе Винниково в 1884 году. Звали ее тогда Дежка Винникова, была она пятым ребенком в семье, и ничто не предвещало бурного и странного ее будущего.
Три года она провела послушницей в монастыре, в пятнадцать сбежала и оказалась в цирковой труппе. Попав в Киев, стала хористкой. С хором приехала в Москву. Какие люди были в то время ее слушателями, поклонниками ее голоса и таланта! Сам Собинов пригласил ее петь с ним.
Но началась первая мировая война, она бросила сцену и пошла на фронт сестрой милосердия. Грянула революция. Ее муж служил в Красной Армии. Она пела для революционных солдат. Когда он перешел на сторону белой гвардии, Плевицкая пела для белогвардейцев, отправилась вслед за мужем в эмиграцию. В Турции он бросил ее, сбежал в Румынию, а она уехала в Париж.
Здесь ее ждала гибель. В 1937 году она была арестована как соучастница загадочного похищения белого генерала Миллера. После четырнадцати месяцев тюрьмы, где Плевицкая находилась, пока шло следствие, она была приговорена к двадцати годам каторги с высылкой из Франции.
Дальше версии расходятся. По одной – она отбывала наказание в тюрьме для особо опасных преступников и там погибла в 1941 году.
По другой – была отравлена тайным агентом ЧК с помощью губной помады. Правда это или нет, но, по существу, она все-таки была убита – еще при жизни. Ее песни были запрещены на родине, имя ее никогда не упоминалось. Лидия Русланова пела что-то из ее репертуара, никогда не говоря, что это за песни. Но и самой Руслановой досталось столько лагерных лет…
(Из газет, 271 слово)
* * *
Совсем недавно у въезда в Курск со стороны Москвы было пустынно. Сегодня это место мемориального комплекса "Курская дуга".
Танковая битва под Курском, давшая городу вторую жизнь, окончательно переломившая ход Великой Отечественной войны, останется в истории не только в свидетельствах участников, исторических документах, но и в памятном архитектурном ансамбле.
Идея возведения мемориала возникла в конце 1997 года. Перед губернатором области А. Руцким и творческим коллективом архитекторов и строителей встала трудная задача: воплотить в жизнь проект к 55-летней годовщине Курского сражения.
Было решено, что пространственная композиция комплекса будет организована пешеходной аллеей, протяженностью пятьсот метров. В центре ее встанут Триумфальные ворота с гербом города Курска, увенчанные конной статуей святого Георгия Победоносца. Вдоль аллеи будут поставлены бюсты военачальников, участвовавших в Курской битве, разместятся образцы военной техники.
На особом месте расположится постамент с бронзовой скульптурой героя Курской битвы маршала Жукова.
Завершит Аллею памяти православный храм во имя святого Георгия Победоносца.
Храм задуман как трехъярусный храм-колокольня, высотой сорок семь метров, с девятью колоколами: на главном из них, весом в девятьсот восемьдесят пять килограммов, будет изображена икона Георгия Победоносца, второй, весом в четыреста девяносто пять килограммов, посвящен Чудотворной иконе «Знамение Божией Матери Курской Коренной».
На стенах – мраморные скрижали с именами воинов, павших в боях на Курской дуге.
Белый, устремленный вверх, с золотым куполом, украшенный рельефами герба России храм вознесется на фоне городских новостроек символом вечной памяти воинам, отдавшим жизнь в жестокой войне.
(По С. Вебер, 224 слова)
ЗАНЯТИЕ № 10
КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ
ЖЕНА ЩЕПКИНА
Свою будущую жену Щепкин увидел впервые в Курском имении генерала Чаликова. Женщина со смуглым лицом восточной дивы сразу же увлекла Михаила Семеновича, но, находясь в крепостной зависимости от графа Волькенштейна, он долго скрывал от турчанки свои чувства. Однако молодые люди тянулись друг к другу. Елену Дмитриевну подкупала щедрая щепкинская доброта, жизнелюбие, талант уже известного в курском крае артиста. Его же покорили мягкие черты прекрасной избранницы, превосходное воспитание, полученное ею в генеральском доме, в котором она прожила семнадцать лет, воспитываясь вместе с дочерьми Чаликова.
Попала девочка в семью русского генерала вовремя войны России с Турцией при взятии крепости Анапа. Русские солдаты нашли брошенного младенца, сжалившись над ребенком, взяли его с собой в надежде пристроить в первой попавшейся деревне. Когда генерал Чаликов увидел крохотную девочку, он решил взять ее в свою семью на воспитание. Ребенка окрестили и дали имя Елена.
Когда семья артиста Щепкина жила уже в Москве, Елена Дмитриевна как-то узнала, что в Санкт-Петербург приехала семья одного турецкого паши, которая отыскивала свою дочь, пропавшую у них при штурме русскими войсками Анапы. По их объявленным приметам и описанию одежды на младенце Елена Дмитриевна утвердилась во мнении, что разыскивают именно ее.
По тому времени Елена Дмитриевна совершила подвиг, выйдя замуж за крепостного. Талант же курянина, обессмертившего свое имя, сохранил для русской истории имя его жены, прекрасной Елены Дмитриевны, и имя генерала Чаликова.
(Из газет, 221 слово)
НАМЕСТНИК
В тысяча семьсот девяностом году в Курске появился новый царский наместник генерал-губернатор Александр Андреевич Беклешов. Пробыл он здесь до глубокой осени тысяча семьсот девяносто шестого года.
Беклешов остался в памяти горожан как энергичный и просвещенный руководитель, в бытность которого в наместничестве произошло много нововведений. Именно он впервые разделил Курск на четыре административных части, создал в городе полицейские и пожарные службы, осветил центральные улицы – Московскую и Херсонскую – масляными фонарями, навел порядок в тюрьмах.
В 1792 году наместник создал впервые в истории губернии типографию, и в том же году в Курске первые спектакли дал театр.
При Александре Андреевиче в 1793 году было закончено сооружение большого каменного корпуса присутственных мест у Красной площади. В беклешовское время в Курске было построено обширное каменное здание главного народного училища, коробка которого позже вошла в возведенное в 1842 году громадное здание мужской гимназии.
Александр Андреевич принадлежал к яркой плеяде государственных деятелей эпохи Екатерины II.
Павел I превосходно знал Беклешова. Бывший курский наместник по воцарении Павла был осыпан его милостями: в декабре 1796 года Александр Андреевич назначается черниговским военным губернатором, а через два дня – начальником Подольской, Волынской и Минской губерний, а потом еще и Киева.
В июне 1799 года Беклешова вызвали в Санкт-Петербург. Он был назначен генерал-прокурором империи.
(Из газет, 212 слов)
ЗАНЯТИЕ № 11
КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ
* * *
В пяти километрах к юго-востоку от Курска, на старом тракте в города Корочу и Старый Оскол, находится село с красивым названием Лебяжье, а вблизи от него – деревня Толмачево. Эти села роднит общая история и когда-то единое название Лебяжье-Толмачево тож.
Село известно не только сохранившимся здесь усадебным комплексом, но и как родина нашего известного писателя, почетного гражданина города Курска Евгения Ивановича Носова.
Он рассказывает о себе: "Я родился студеным январским вечером 1925 года в тускло освещенной избе своего деда. Село Толмачево раскинулось вдоль реки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого Курска. Из деревенского окна виднелись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и еще более далекие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и оказалась потом литература – главная стезя моей жизни…"
Можно предположить, что в названии села отразилось настроение людей, не равнодушных к природе родного края, восхищенных благородством и грацией царствующих в тихих заводях Сейма лебедей. А может, славилось село местными красавицами? Ведь недаром на Руси молодых пригожих женщин называли лебедушками…
(По Е. Холодовой, 170 слов)
* * *
В десяти километрах восточнее Кренной пустыни находится деревня 1-я Воробьевка, а в прошлом село Воробьевка, известное как имение русского лирика Афанасия Афанасьевича Фета (1820–1892), в котором поэт провел лучшие годы своего творчества.
История владения Воробьевкой такова. Существует версия, что название села происходит от первопоселенцев этих мест, служилых людей Воробьевых, живших еще в XVI веке. Позднее земли эти принадлежали князю Кантемиру, от наследников которого в конце XVIII века Воробьевка перешла помещику М.С. Кудрину.
В начале XIX века Воробьевка принадлежала коллежскому асессору Петру Михайловичу Ртищеву. После смерти П.М. Ртищева имение перешло его сыну Захару Петровичу Ртищеву, затем его сестре Настасье Петровне Ртищевой, в замужестве Ширковой. У наследников Ширковых в 1877 году имение было приобретено А.А. Фетом и записано на имя его жены Марии Петровны Шеншиной-Фет.
К приобретенному имению Фет предъявлял следующие требования: "Имение должно было быть в черноземной полосе, с лесом, рекою, каменной усадьбой и возможной близостью от железной дороги". Воробьевка отвечала всем этим требованиям. Фет продает свое доходное имение Степановку в Орловской губернии и приобретает Воробьевку. На Тускари была устроена купальня, которая позднее была уничтожена половодьем.
В воробьевском парке было несколько прудов, один из которых, в центральной части, сохранился. Старожилы называют этот пруд рыбной сажалкой.
К западу от главного дома находился сад, в котором выращивали яблони и вишни. За садом располагалась теплица, которая существовала еще при Ртищевых.
В мае в воробьевском парке отцветала сирень и зацветала жимолость, акация, каштаны и розы. Была в парке аллея старых вязов.
В парке был посажен каштан, привезенный Фетом из имения Тургенева Спасское-Лутовиново.
(По Е. Холодовой, 244 слова)