Национально-освободительная война покоренных народов против власти осм. империи в 1-й полов. Xix в.

Танзимат в Турции.

Реформы султана Махмуда II явились важным этапом в процессе «европеизации» Османской империи, ее экономического и культурного прогресса. Их логическим и естественным продолжением стали начавшиеся на рубеже 30-40-х годов XIX в. реформаторские мероприятия, вошедшие в историю Турции под названием Танзuмат (1839 - 1870).

Отправной точкой реформ 40-50-х годов стал султанский Гюльханейский хатт-и шериф (рескрипт) 1839 г., с подготовкой и провозглашением которого связано имя крупнейшего турецкого государственного деятеля того времени - Мустафы Решид-паши. Он был представителем новой прослойки османской бюрократии, которая все глубже осознавала необходимость проведения реформ ради спасения и упрочения империи. В формировании его личности и взглядов особую роль сыграло пребывание в середине 1830-х годов в Европе в качестве турецкого посланника в Париже, а затем посла в Лондоне, где он много внимания уделял изучению государственного устройства и политической жизни европейских стран.

Подготовка новой серии реформ была обусловлена существенными внешнеполитическими обстоятельствами: усилившейся зависимостью Османской империи от политики европейских держав после ее тяжелого поражения в конфликте с Египтом. Гюльханейский хатт-и шериф, названный так по месту его провозглашения - на площади перед султанским дворцом Гюльхане, - был обнародован 3 ноября 1839 г. Основные его положения заключались в провозглашении гарантий безопасности жизни, чести и имущества всех подданных империи, обеспечения справедливого способа взимания налогов, ликвидации откупной системы. Указ устанавливал гласность судебных процессов, гарантировал прекращение практики конфискации имущества осужденных, декларировал равенство подданных империи в их правах и обязанностях без различия вероисповедания.

После обнародования хатта реформаторы приступили к практическому проведению его в жизнь. Так, в 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление гарантий прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола. Было объявлено об отмене откупной системы при взимании налогов. Однако эти новшества вызвали активное сопротивление консервативных сил, прежде всего среде мусульманского духовенства. Весной 1841 г. дело даже дошло до отставки Решид-паши. Но Англия и Франция по дипломатическим каналам довели до сведения султана желание держав видеть продолженной политику реформ. В октябре 1845 г. Решид-паше был возвращен пост министра иностранных дел, а в сентябре 1846 г. он был назначен великим везuром, и проведение реформ продолжилось.

В 1845-1854 гг. последовало издание ряда законов, регулировавших вопросы землевладения и судопроизводства. В частности, в 1847 г. создан уголовный суд, действовавший уже не по шариатским установлениям, а на основе нового уголовного законодательства. Начала действовать сеть специальных коммерческих судов, а в 1850 г. был принят и Коммерческий кодекс, подготовленный на основе аналогичного французского. В 1854 г. правительство создало специальные суд для разбора уголовных дел между мусульманами и немусульманами.

Реальные последствия реформ этого периода оказались ограниченными. Безрезультатны были также меры, направленные против лихоимства и коррупции чиновничьего аппарата. Не удалось осуществить и отмену системы откупа налогов. Был лишь принят ряд постановлений, которые должны были обеспечить ликвидацию произвола местной администрации при сборе налогов.

Танзиматские реформы коснулись и непосредственно экономической жизни.

Они ознаменовали некоторый прогресс в защите прав земельной собственности. Реформаторы стремились стимулировать промышленное предпринимательство, но в условиях господства полуфеодальных и местами даже феодальных производственных отношений сдвиги в экономической жизни были крайне незначительными.

Реформы не обошли и сферу образования и просвещения: в 1846 г. был издан закон о начальном и среднем светском образовании, принято решение о создании университета. Но реформирование системы образования проходило медленно - не было кадров учителей и учебных пособий для светской школы. Развитие реформаторского движения приостановила Крымская война.

После окончания Крымской войны, буквально обнажившей социальные пороки и национальные проблемы империи Османов, ее правящие круги сделали еще одну попытку обеспечить развитие экономики и культуры с помощью реформ. Отправным пунктом нового этапа реформ стал султанский указ 1856 г., в котором была вновь провозглашена гарантия равных прав османских подданных всех вероисповеданий, а также было объявлено о намерении Порты провести ряд экономических реформ, в частности ликвидировать злоупотребления при сборе налогов.

Танзиматские реформы 50-60-х годов XIX в. осуществлялись под руководством двух видных представителей новой османской бюрократии - Али-паши и Фуад-паши. Они были сподвижниками Решид-паши, а после его кончины неоднократно занимали посты великого везuра и министра иностранных дел.

В 1858 г. был издан закон о земле, положения которого закрепляли результаты процесса ликвидации тимарной системы землевладения. Порта расширила права наследования земельных владений.

Реформы этого периода более серьезно затронули сферу законодательства. В августе 1858 г. вступил в действие новый Уголовный кодекс, в основу которого легли принципы французского Уголовного права. 3 августа 1861 г. стал действовать первый в истории Османской империи Коммерческий процессуальный кодекс. Порта провела ряд реформ и в сфере судопроизводства. В 1860 г. было объявлено о создании в столице империи и в некоторых из провинциальных центров специальных коммерческих судов, которые учреждались вне юрисдикции мусульманского духовенства. Судебная власть была отделена от административной. Было предусмотрено увеличение числа светских судов.

В 60-х годах реформаторы осуществили ряд мероприятий, направленных на централизацию власти. Закон о вилайетах, принятый в ноябре 1864 г., предусматривал обеспечение принципа централизации власти, контроль Порты за деятельностью провинциальных властей.

В этот период указом султана были утверждены специальные регламенты, определившие статус немусульманских религиозных общин - греко-православной и армяно-григорианской. Согласно регламентам, светские дела общин, находившиеся в ведении их религиозных иерархов, переходили в компетенцию создававшихся при них гражданских советов. Но советы практически ставились под контроль султанской администрации.

Танзиматские преобразования этого времени затронули и центральные органы власти. В 1868 г. был создан Государственный совет, на который была возложена задача подготовки государственных законов и важнейших правительственных постановлений. В состав совета были включены и немусульманские подданные империи. В 60-х годах были созданы министерства - юстиции, просвещения, общественных работ, по делам вакфов. После Крымской войны начались новые реформы в армии, которая реорганизовывал ась по французскому образцу.

Продолжались преобразования в области просвещения и культуры. «Органический закон о всеобщем образовании», изданный в 1869 г., свидетельствовал о сдвигах, происходивших в развитии светской школы всех ступеней, - росте числа средних светских школ, открытии ряда новых гражданских средних учебных заведений.

В целом танзиматские реформы привели к переменам в политико-административной, экономической и культурной жизни страны, но они мало соответствовали потребностям развития огромного многонационального государства. Некогда могущественная держава представляла собой в середине XIX в. экономически отсталую сельскохозяйственную страну с низким уровнем развития производительных сил.

Наши рекомендации