Реформаторское движение в Китае на рубеже XIX - XX вв. Восстание Ихэтуаней.
После поражения в войне с Японией в китайском обществе все сильнее стали проявляться идеи более радикального реформирования, чем в годы «самоусиления». Наибольшую известность в конце XIX в. приобрели идеи и практическая деятельность реформатора Кан Ювэя, который в 1897 г. направил императору Гуансюю свой пятый доклад (первый был направлен еще в 1885 г.). В нем он отмечал, что несмотря на независимый формально статус Китая как государства, в экономическом отношении он находился в полной зависимости от «вражеских стран», которые могут его превратить в колонию, если вовремя не провести реформы.
В апреле 1898 г. в Пекине появилась новая политическая организация реформаторов - «Союз охраны государства», и летом этого же года начинается практическое воплощение идей реформаторов, проходившие в течение 102 дней (С 11 июня по 21 сентября 1898 г.). Ближайшие сподвижники Кан Ювэя Тань Cытун Лян Цичао и др. стали крупными чиновниками. Сам он осуществлял только идейное руководство, не занимая никакого поста. Вокруг императора Гуансюя образовался «внутренний кабинет». Через него стали проходить все документы, направляемые во дворец.
В течение «100 дней реформ» от имени императора было издано свыше 60 указов, многие из которых были важны для решения задачи возрождения Китая. В императорских указах определялась цель политики реформ - создать сильное и независимое государство.
В сфере экономики прокламировалось всяческое поощрение развития и усовершенствования земледелия, промышленности, в том числе горнодобывающей, а также транспорта, ремесла и торговли. Купцам была обещана защита от незаконных поборов со стороны чиновников.
Ряд реформаторских указов касался просвещения. В Пекине планировалось открытие университета и медицинского института, а также подготовительных школ для поступающих в эти вузы. Всячески поощрялось создание частных школ. Особое внимание уделялось изучению «западных наук», включенных в школьные программы. Для этого предполагалось переводить и издавать иностранные книги и учебники. Кроме того, предполагалось развитие новых типов школ «западных наук», переводчиков и с ускоренной программой. Планировалось открытие специальных учебных заведений - горнорудных, железнодорожных, мореходных и агротехнических училищ. В старой и новой системах образования отменялись традиционные архаичные «восьмичленные сочинения» на школьных и уездных экзаменах. Поощрялось открытие новых газет.
Большое внимание уделялось реорганизации армии по западному образцу и оснащению ее современным оружием, в том числе переобучению и перевооружению пекинского гарнизона. Началось обновление госаппарата. Упразднялись ненужные и архаичные учреждения в Пекине, ликвидировались некоторые должности и сокращались чиновные штаты. Менялась система государственных экзаменов на получение ученого звания и затем чиновничьей должности. Вводились экзамены по современной политике и экономике. Было объявлено о реформе системы военных экзаменов и отмене придворных экзаменов. Всем чиновникам, шэньши и лицам других сословий разрешалось подавать меморандумы императору. Планировалось создание местной полиции и современной почты, а также развитие телеграфной сети. Предполагалось разрабатывать и публиковать государственный бюджет, а также исполнять его.
«Партия реформ» осмелилась лишь на весьма безобидные практические мероприятия в областях экономики, просвещения и госуправления. Она не решилась пойти на крупные политические перемены. Движение за реформы 1895-1898 гг. не имело прочной социальной базы и было обречено.
Сторонники Кан Ювэя не могли опереться на китайскую буржуазию. Последняя едва только возникла, была еще крайне малочисленна и предельно слаба. Реформы в целом были встречены в штыки традиционалистской массой бюрократии и военных, особенно придворными и «восьмизнаменными». Против нововведений было настроено подавляющее большинство шэньши и интеллигенции старого склада.
Ситуация в Пекине предельно обострилась. Цыси, наместник столичной провинции Жунлу, князь Цин и другие лидеры «партии императрицы» начали готовить государственный переворот с целью свержения богдохана и реформаторского «кабинета».
Положение реформаторов и Цзайтяня оказалось настолько шатким, что они, в свою очередь, решили использовать против своих противников войска. По плану Тань Сытуна и Цзайтяня при помощи офицеров и солдат «учебного корпуса» Юань Шикая во время маневров надлежало арестовать Цыси, Жунлу и прочих реакционеров. Реформаторы и Цзайтянь (т.е. Гуансюй) решающую роль доверили Юань Шикаю. Однако в самый решающий момент он выдал замыслы «партии императора» своему непосредственному начальнику Жунлу, а тот императрице.
Ночью 21 сентября Цыси силами дворцовой гвардии осуществила государственный переворот. Гуансюй был арестован и посажен под домашний арест. Его приближенные были казнены. Цыси от имени богдохана издала указ о передаче ей всей верховной власти в стране. Из крупных начинаний сторонников Кан Ювэя Цыси сохранила лишь программу военной реформы. В октябре 1898 г. началось формирование четырех модернизированных армейских корпусов. Кроме того, в декабре 1898 г. Цыси демонстративно открыла задуманный реформаторами Пекинский университет.
После сентябрьского переворота реформаторское движение в самом Китае фактически прекратилось. Оно сохранилось только в эмигрантской среде с центром в Японии. Летом 1899 г. Кан Ювэй с рядом своих последователей создал здесь реформаторский «Союз защиты императора. Новая организация ставила своей целью вернуть реальную власть Цзайтяню (Гуансюю), свергнуть господство «партии императрицы» и развернуть новую полосу умеренных реформ. Кан Ювэй и Лян Цичао оставались главными идеологами оппозиционно настроенных шэньши и интеллигенции Китая.
Восстание Ихэтуаней. Переворот 1898 г. знаменовал собой откат в прошлое - ответную реакцию на «европеизацию» Китая. Борьба против заморских варваров резко расширилась и приняла наиболее острые формы. Руководство борьбой взяло на себя тайное общество «Ихэтуань» (Отряды справедливости и мира). В отличие от реформаторов и революционеров, стремившихся объединить патриотизм с идеей модернизации, ихэтуани исповедовали ксенофобию, отвергая все пришедшее с Запада. Их идеалом было возвращение к устоям традиционной китайской жизни, а важнейшим лозунгом - призыв к уничтожению и изгнанию иностранцев из Китая.
В отличие от Тайпинского восстания, охватившего провинции Южного Китая, движение ихэтуаней развивалось на Севере, начавшись осенью 1898 г. в провинции Шаньдун. Это связано с тем что именно провинции Северного Китая, прежде всего Шаньдун и столичная провинция Чжили, оказались вовлеченными в события японо-китайской войны. На Севере в конце XIX в. особе активно действовали миссионеры, строились церкви, железные дороги, на территориях концессий размещались гарнизоны иностранных войск.
В восприятии представителей самых различных социальных групп именно иностранцы были повинны в тяготах, с которыми пришлось столкнуться населению Северного Китая. Крестьяне страдали от увеличения налоговых сборов, что было результа выплаты контрибуции Японии. Массы лодочников и транспортных рабочих потеряли источники существования из-за появления новых видов транспорта - железных дорог и пароходов, находившихся главным образом в руках и иностранцев. В результате вторжения на• китайский рынок иностранной фабричной продукции усугубилось положение городского ремесленного населения, все больше сталкивавшегося с конкуренцией со стороны иностранных товаров. Шэньши в массе с также были далеки от симпатий к нараставшему религиозному культурному проникновению с Запада.
Первоначально цинский двор отнесся к ихэтуаням как к откровенным бунтовщикам. Цинский двор назначил на пост губернатора провинции Шаньдун генерала Юань Шикая, известного своей дерзостью к иностранцам. Перед ним была поставлена задача любыми средствами прекратить нападения на иностранных миссионеров, расправы с китайцами - последователями христианского учения, уничтожение христианских храмов, железных дорог, телеграфных линий. Именно против этих примет присутствия ада и было главным образом направлено негодование ихэтуаней, вскоре показавших себя жестокими и безжалостными гонии всего иностранного.
Действия, предпринятые Юань Шикаем, были весьма эффективными. Войска, пользуясь преимуществом в организации и вооружении, быстро нанесли ряд поражений отрядам восставших, вынудило их отступить на территорию столичной провинции Чжили. Однако решимость Цинского двора покончить с бунтовщиками была поколеблена действиями иностранцев. В ответ на угрозу со стороны повстанческих отрядов они захватили порт Дагу, начав таким образом войну с Китаем.
В создавшейся обстановке императрица Цыси приняла решение использовать в борьбе с иностранным вторжением народное движение. 20 июня 1900 г. пекинское правительство объявило войну державам, в столицу и Тяньцзинь вошли отряды ихэтуаней, начавшие совместно с цинскими войсками осаду иностранных миссий и концессий. Отряд английского адмирала Сеймура, посланный в Пекин снять блокаду иностранного квартала, был разгромлен. Но позже ситуация измнилась.
Собрав 40-тысячную армию из подразделений, представленных восемью державами (Англия, Франция, Германия, Италия, Австро-Венгрия, Россия, США, Япония) иностранцы преодолели сопротивление ихэтуаней и в августе 1900 г. заняли Пекин. По приказу Цыси двор оставил столицу, переместившись в г. Тайюань, а затем - в Сиань.
Переговоры, растянувшееся больше чем на год, проходили в обстановке продолжавшееся иностранной интервенции. В Северный Китай был переброшен дополнительный отряд германской армии под командованием фельдмаршала Вальдерзее, насчитывавший более 20 тыс. человек. Иностранные армии последовательно подавляли оставшиеся очаги сопротивления. В соответствии с заключительным протоколом 1901 г. («Боксерский протокол» ) цинское правительство обязано было выплатить в течение 39 лет огромную сумму в 450 млн. юаней. Китай должен был вывести войска из столичного округа, ему было запрещено покупать за границей современное оружие. Управление посольским кварталом Пекина полностью переходило в руки иностранцев, опиравшихся на гарнизоны иностранных войск. Кроме того цинское правительство брало на себя обязательство содействовать иностранной торговле и судоходству в Китае. Статус полуколонии окончательно закрепился за Китаем.
Причины поражения Ихэтуаней:
1) Реакционный характер восстания;
2) Отсутствие единого руководства;
3) Ненависть ко всему иностранному;
4) Иллюзии о сотрудничестве с императорской властью;
5) Превосходство иностранных держав в военном аспекте.
После подавления восстания Цинское правительство начинает серию реформ «новая политика». Они сводились в основном к изменениям в области реорганизации системы управления экономикой, развитию образования и реформированию вооруженных сил. В 1903 г. было создано министерство торговли, в 1906 г. оно было преобразовано в министерство земледелия, промышленности и торговли, а ведомство налогов преобразовано в ведомство финансов.
Была, наконец, отменена давно пережившая свое время конфуцианская система экзаменов на замещение должностей в аппарате управления, большое количество молодежи направилось на учебу в Японию. Учебные заведения теперь подразделялись на начальные, средние и высшие. Кроме того, в 1908 г. был выпущен проект, согласно которому в 1916 г. должна быть принята конституция.