Вопрос12.Таможенныережимы:понятие,виды.
Перемещениетоваровитранспортныхсредствчерезроссийскуютаможеннуюграницупроизводитсявсоответствиисзаявленнымитаможеннымирежимами.Понятие"таможенныйрежим"служитдляобозначенияспециальнойсистемымероприятийисовокупностиметодов(приемов),обеспечивающихкомплексноеприменениеинструментовтаможенногорегулирования,спомощьюкоторогоосуществляетсягосударственноевоздействиенаразвитиевнешнеэкономическихотношений.
Вузкоспециальномзначении,используемомвроссийскомтаможенномзаконодательстве,этопонятиеобозначает"совокупностьположений,определяющихстатустоваровитранспортныхсредств,перемещаемыхчерезтаможеннуюграницуРоссийскойФедерации,длятаможенныхцелей"(ст.18ТК).
Таможенныйрежимстановитсяоднойизосновныхкатегорийроссийскоготаможенногозаконодательства.Сеепомощьюопределяется:а)конкретныйпорядокперемещениятоварачерезтаможеннуюграницувзависимостиотегопредназначения(целиперемещения);б)условияегонахожденияидопустимоеиспользованиена(вне)таможеннойтерритории;в)праваиобязанностибенефициаратаможенногорежима;(Подбенефициаромтаможенногорежимаздесьидалееследуетпониматьлицо,котороевсоответствиистаможеннымзаконодательствомрасполагаетнеобходимымиправомочиями(пользования,распоряжения)вотношениипомещенногоподтаможенныйрежимтовараиимеетправоиспользоватьвполномобъемевсевыгоды,льготы,преимущества,предоставляемыерегламентациейданногорежима.)_г)внекоторыхслучаяхтакжетребованиякданномутовару,правовомустатусулица,перемещающегоегочерезтаможеннуюграницу.
Таможенныйкодексвстатье23содержитобщийпереченьвидовтаможенныхрежимов:
1. Выпускдлясвободногообращения.
2. Реимпорт.
3. Транзит.
4. Таможенныйсклад.
5. Магазин.
6. Переработканатаможеннойтерритории.
7. Переработкаподтаможеннымконтролем.
8. Временныйввоз(вывоз).
9. Свободнаятаможеннаязона.
10. Свободныйсклад.
11. Переработкавнетаможеннойтерритории.
12. Экспорт.
13. Реэкспорт.
14. Уничтожениетоваров.
15. Отказвпользугосударства.
16. ВывозтоваровдляпредставительствРоссийскойФедерациизарубежом.
17. Вывозотдельныхтовароввгосударства–бывшиереспубликиСССР.
Взависимостиотролииместатаможенныхрежимоввобщемпроцессехозяйственнойдеятельностиихможноусловноразделитьнадвегруппы.Дляпервойхарактеренобщий,безкаких-либоизъятийиограниченийпорядокприменениятаможенныхсредствиметодоврегулирования.Сэкономическойточкизрениятаможенныережимыэтойгруппывыступаюткакотносительносамостоятельныеизавершенныекоммерческиеоперации(выпускдлясвободногообращения,экспорт,реимпорт,реэкспорт).
Вторуюгруппусоставляюттакназываемыеэкономическиетаможенныережимы,отличающиесяболеегибкимиспользованиемтаможенно-правовыхинструментоврегулированияивыступающиесвоегородарезультатомихадаптациикразнообразнымпотребностямучастниковвнешнеэкономическойдеятельности.Таможенныережимывторойгруппы,предоставляяопределенныеэкономическиевыгоды,допускаютиспользованиетоваратольковстрогоопределенныхцелях.Разрешениенаприменениетакихтаможенныхрежимоввыдаетсятолькоприналичииэкономическогообоснованияпроведенияпредполагаемыхопераций.Такимобразом,предоставлениеэкономическихтаможенныхрежимовноситцелевойииндивидуализированныйхарактер.
Правовоймеханизмиспользованиятаможенныхрежимовобъективнопредполагаетнаделениетаможеннойадминистрациизначительнымиполномочиями.Этовыражаетсявпервуюочередьвпринятиитаможенныморганом(егодолжностнымлицом)решенияовозможностипомещенияконкретноготовараподопределенныйтаможенныйрежим,т.е.предоставлениивкаждойконкретнойситуацииразрешениянаиспользованиеданногорежималибоотказевтаковом,исходяизэкономическойоценкидопустимостиицелесообразностиданнойоперациисучетомобщейконцепциигосударственногорегулированиявнешнеэкономическойдеятельности.
Экономическиетаможенныережимыпредоставляютихбенефициарамзаранееопределенныеэкономическиевыгодыипреимуществавформеполногоиличастичногоосвобожденияотуплатытаможенныхпошлининалогов(либовозвратаранееуплаченныхтаможенныхплатежей),неприменениямерэкономическойполитики(количественныхограничений,лицензированияидругихсредствнетарифногорегулированиявнешнеэкономическойдеятельности).
ИзустановленныхвТКвидовтаможенныхрежимовкгруппеэкономическихможноотнестиследующие:транзит,таможенныйсклад,магазинбеспошлиннойторговли,переработканатаможеннойтерритории,переработкаподтаможеннымконтролем,временныйввоз(вывоз),свободнаятаможеннаязона,свободныйсклад,переработкавнетаможеннойтерритории.Перечисленныетаможенныережимыимеютсвоейцельюрешениеопределенныхэкономическихзадачипрямоиликосвенносвязаныскоммерческойдеятельностью.
Сизвестнойдолейусловностиэкономическиетаможенныережимыможноразделитьнатригруппы:режимы,непосредственноотвечающиеинтересамторговли(таможенныйсклад,магазинбеспошлиннойторговли),промышленности(режимыпереработки)имеждународныхперевозок(транзит).
Взависимостиотпредназначения,целииспользованиятоваров,помещаемыхподэкономическиетаможенныережимы,различают:
· Режимыскладирования(таможенныйсклад,свободныйсклад)-товарысохраняютсявнеизменномсостояниивожиданиииногопредназначениябезкакого-либоиспользования,кромеосуществлениянекоторыхопераций,позволяющихобеспечитьхранениетовара(например,переупаковка,сортировкаит.д.).
· Режимыпереработки(переработкана(вне)таможеннойтерритории,переработкаподтаможеннымконтролем)-товарымогутпотреблятьсяприсоблюдениизаранееустановленныхусловийитребованийитольковопределенныхоперацияхпоихобработкеипереработкесцельюполноголибочастичногоизменениясостоянияэтихтоваров.
· Режимы,предусматривающиепользованиетоварами(режимвременноговвоза/вывоза),-товарыограниченнойноменклатурымогутиспользоватьсяпосвоемуназначению,приэтомпользованиевременноввезенными(вывезенными)товарамиисключаетлюбыеоперациипоихпереработкеиобработкеинедолжноприводитькизменениюсостояниятоваров,кромеестественнойубыли.
Предлагаемыевариантыклассификациитаможенныхрежимовимеютпрактическоезначениепреждевсегодляуясненияихроливмеханизметаможенногорегулированияиболеедетальногоизученияразличныхаспектовихправовойрегламентации:выбориизменениетаможенногорежима(ст.25),особенноститаможенногооформленияитаможенногоконтроля(ст.26),местоивремяпересечениятоварамиитранспортнымисредствамитаможеннойграницы(ст.27),пользованиеираспоряжениетоварамиитранспортнымисредствами,перемещаемымичерезтаможеннуюграницу.
Законодательство,касающеесяпорядкаприменениятаможенныхрежимов,отличаетсярядомособенностей.Вкачествеоднойизнихследуетназватьналичиемногочисленныхпробелов,непозволяющих"заработать"вполноймереотдельнымтаможеннымрежимам.Комплекснымправовымрегулированиемохваченырежимыреимпорта,таможенногосклада,уничтожениятоваров,магазинабеспошлиннойторговли,отказавпользугосударства.Использованиеперечисленныхтаможенныхрежимовнапрактикерегламентируетсяспециальнымиположениями,утвержденнымиприказамиГТК.ПоложениеоконкретномтаможенномрежимеразрабатываетсянаосновесоответствующихстатейТКиохватывает,какправило,всеосновныевопросы,возникающиенапрактикевсвязиспомещениемтоваровитранспортныхсредствподданныйтаможенныйрежим.Нодажеприэтомсохраняютсяотдельныесферыотношениймеждутаможнейидекларантом,неурегулированныеправом.Вэтихслучаяхдолжностныелицатаможнидействуютнаосноведискреционныхполномочий,тоестьпособственномуусмотрению.Подобнаяситуациянеестьисключительнороссийскаяпрактика.Вомногихстранахдопускаетсянаделениетаможенниковразумнымобъемомдискреционныхполномочий,компенсируяэтосоответствующимправомдекларантаобжаловатьрешениетаможенногоорганавсудеилипоканаламадминистративнойюстиции.
БольшинствоустановленныхКодексомтаможенныхрежимовдосихпорждетпринятияконкретногокомплексногоподзаконногоакта.Покаониурегулированыфрагментарночерезуказания,разъяснения,письмаГТК.
Очевидно,чтоотсутствиесистематизированногозаконодательствапрепятствуетукреплениюрежимазаконностивтаможеннойсфере.Отставаниевправовомрегулированиитаможенногомеханизманегативновоздействуетнароссийскиевнешнеэкономическиеотношения.
Списоктаможенныхрежимов,предусмотренныхТК(их,какужеотмечалось,вэтомдокументе17),пополняетсяновыми,учреждаемымипостановлениямиПравительстваРФвсоответствиисост.24ТК.Постановлениянамечаютлишьобщиеконтуры,вдеталяхжемеханизмправовогорегулированияпроцедурыиспользованияновогорежимаопределяетсяГТКсобязательнымучастиемзаинтересованныхведомств(Минфин,МВЭС,Минэкономикаидр.).Следуетобратитьвнимание,чтоновыетаможенныережимыприменимытолькокотношениям,возникающимпослевведениявдействиесоответствующихположенийТК.
ПостановлениемПравительстваРФот23октября1993годаустановлентаможенныйрежимвывозатоваровдляпредставительствРоссийскойФедерациизарубежом.Товары,обеспечивающиенормальноефункционированиедипломатическихторговыхпредставительствиконсульскихучрежденийРФ,припомещенииподэтотрежимвывозятсясроссийскойтаможеннойтерриториибезвзиманиятаможенныхпошлин,атакжебезпримененияктовараммерэкономическойполитики.
Вноябре1994годакобщемуспискутаможенныхрежимовПравительствоРФдобавилоещеодинрежимвывозаотдельныхтовароввгосударства-бывшиереспубликиСССР.Подегодействиемогутпопастьотдельныетовары,предназначенныедляобеспечениядеятельностирасположенныхнатерриториибывшихсоветскихреспубликлечебных,спортивно-оздоровительныхииныхучрежденийсоциальнойсферы,имуществокоторыхотноситсякфедеральнойилигосударственнойсобственностисубъектовРоссийскойФедерации.Крометого,предметомтаможенногорегулированияприиспользованииданногорежимамогутстатьинструменты,материалыидругиетовары,необходимыедляпроведениянатерриторииэтихгосударствнакоммерческойосновероссийскимипредприятиямииучрежденияминаучно-исследовательскихработвинтересахРоссии.Заявленныекданномурежимутоварывывозятсясроссийскойтаможеннойтерриториибеспошлинно,книмнемогутприменятьсямерыэкономическойполитики,иихотчуждениевозможнотолькосразрешенияроссийскихтаможенныхорганов.