Политическая жизнь современной россии. 1 страница
А
Абсентеизм (Шпак В.Ю.)
Абсолютизм (Доманов В.Г.)
Авантюризм политический (Шпак В.Ю.)
Автократия (Шпак В.Ю.)
Автономия (Шпак В.Ю.)
Авторитаризм (Доманов В.Г.)
Агрессия (Шпак В.Ю.)
Активность политическая (Доманов В.Г.)
Альтернативы развития (Коновалов В.Н.)
Аннексия (Поцелуев С.П.)
Аппарат государственный (Шпак В.Ю.)
Аристократия (Доманов В.Г.0
Аттитюд (Доманов В.Г.)
Б
Баланс политических сил (Шпак В.Ю.)
Безопасность государственная (национальная) (Поцелуев С.П.)
Безопасность международная (Коновалов В.Н.)
Безопасность региональная (Поцелуев С.П.)
Бихевиоризм (Коновалов В.Н.)
Борьба политическая (Шпак В.Ю.)
Бюрократизм (Шпак В.Ю.)
Бюрократия (Шпак В.Ю.)
В
Вето (Коротец И.Д.)
Взаимной безопасности теории (Коновалов В.Н.)
Власть (Шпак В.Ю.)
Власть политическая (Шпак В.Ю.)
Власть (формы власти в кратологии) (Коротец И.Д.)
Власть эпохи постмодерна (Ганзенко О.О.)
Внешняя политика (Коновалов В.Н.)
Внутренняя политика (Шпак В.Ю.)
Военная политика (Поцелуев С.П.)
Война гражданская (Шпак В.Ю.)
Война и военный конфликт (Поцелуев С.П.)
Волюнтаризм (Шпак В.Ю.)
Г
Геноцид (Коротец И.Д.)
Геополитика (Коновалов В.Н.)
Глава государства )Шпак В.Ю.)
Глава правительства (Шпак В.Ю.)
Глобальные проблемы современности (Коновалов В.Н.)
Государство (Доманов В.Г.)
Государство благосостояния (Коновалов В.Н.)
Государство всеобщего благоденствия
(благосостояния) (Коновалов В.Н.)
Государство национальное (Поцелуев С.П.)
Государство полицейское (Доманов В.Г.)
Государство правовое (Доманов В.Г.)
Гражданская культура (Доманов В.Г.)
Гражданский процесс (Доманов В.Г.)
Гражданское общество (Доманов В.Г.)
Гражданское согласие (Доманов В.Г.)
Гражданское согласие (Участие) (Доманов В.Г.)
Гражданство (Доманов В.Г.)
Д
Движение политическое (Запрудский Ю.Г.)
Демократический социализм (Коновалов В.Н.)
Демократия (Шпак В.Ю.)
Деспотизм (Коновалов В.Н.)
Диагностика политическая (Запрудский Ю.Г.)
Диалог политический (Кислица С.А.)
Е
Евразийство (Коновалов В.Н.)
Европарламент (Коновалов В.Н.)
Естественно-правовая школа (Доманов В.Г.)
З
Законодательная власть (Шпак В.Ю.)
И
Идеал политический (Шпак В.Ю.)
Идеология (Коротец И.Д.)
Избирательная система (Шпак В.Ю.)
Империя (Мудриченко Д.В.)
Импичмент (Коротец И.Д.)
Институт политический (Запрудский Ю.Г.)
Интеграция политическая (Шпак В.Ю.)
Интеллигенция в политике (Коротец И.Д.)
Интересы в политике (Коротец И.Д.)
Информационное общество (Коновалов В.Н.)
Исламизм в политике (Поцелуев С.П.)
Исполнительная власть )Шпак В.Ю.)
Исторического пессимизма теория (Коновалов В.Н.)
К
Классы (Коротец И.Д.)
Коммунизм (Коротец)
Коммунистические теории (Коротец И.Д.)
Компромисс в политике (Шпак В.Ю.)
Конвергенции теория (Коротец И.Д.)
Конверсия (Коротец И.Д.)
Консервативные партии (Коновалов В.Н.)
Консерватизм (Коновалов В.Н.)
Контрреволюция (Коротец И.Д.)
Конфедерация (Шпак В.Ю.)
Конфликт (Запрудский Ю.Г.)
Конфликт и общество (Запрудский Ю.Г.)
Конфликт (теории) (Запрудский Ю.Г.)
Конфликт (традиции) (Запрудский Ю.Г.)
Конформизм в политике (Шпак В.Ю.)
Концепция политическая (Коротец И.Д.)
Кратология (Коротец И.Д.)
Культ политический (Поцелуев С.П.)
Культура политическая (Коновалов В.Н.)
Л
Легитимность политической власти (Шпак В.Ю.)
Либерализм (Коновалов В.Н.)
Либеральные партии (Коновалов В.Н.)
Личность в политике (Шпак В.Ю.)
М
Мажоритарная избирательная система (Шпак В.Ю.)
Макиавеллизм (Шпак В.Ю.)
Манипулирование политическое (Доманов В.Г.)
Маркетинг политический (Запрудский Ю.Г.)
Массы в политике (Смолина Ю.В.)
Медиаторинг конфликтный (Запрудский Ю.Г.)
Международные отношения (Коновалов В.Н.)
Менеджмент политический (Запрудский Ю.Г.)
Менталитет политический (Коротец И.Д.)
Меритократия (Шпак В.Ю.)
Местное самоуправление (Шпак В.Ю.)
Местное самоуправление (политико-правовой аспект) (Нанавьян С.М.)
Методология политическая (Коротец И.Д.)
Микрополитика (Коротец И.Д.)
Мифы политические (Коротец И.Д.)
Многопартийность (Коротец И.Д.)
Мобильности теория (Коротец И.Д.)
Модернизация (Коротец И.Д.)
Монархия (Шпак В.Ю.)
Монополия олитическая (Коротец И.Д.0
Мышление политическое (Коротец И.Д.)
Н
Народ (Запрудский Ю.Г.)
Научно-технический прогресс (Коротец И.Д.)
Национализм (Коротец И.Д.)
Национальная политика (Басенко Н.А.)
Национальное самосознание (Коротец И.Д.)
Национальные интересы (Коновалов В.Н.)
Национальные отношения (Басенко Н.А.)
Национальный вопрос (Басенко Н.А.)
Национальность (Поцелуев С.П.)
Нация (Шпак В.Ю.)
Нейтралитет (Шпак В.Ю.0
Неформальные объединения молодежи (Поцелуев С.П.)
Нового международного политического
порядка теории (Коновалов В.Н.)
О
Общественно-политическое движение (Шпак В.Ю.)
Общественный договор (Доманов В.Г.)
Олигархизация политических партий (теория) (Коновалов В.Н.)
Олигархия (Доманов В.Г.)
Олигополия политическая (Коротец И.Д.)
Оппозиция политическая (Шпак В.Ю.)
Органы государственной безопасности (Поцелуев С.П.)
Организация политическая (Шпак В.Ю.)
Основные этапы развития политологии Шпак В.Ю.)
Остракизм (Поцелуев С.П.)
Ответственность политическая (Коротец И.Д.)
Отчуждение политическое (Доманов В.Г.)
П
Паблик рилейшнз (Коновалов В.Н.)
Парламент (Шпак В.Ю.)
Парламентаризм (Шпак В.Ю.)
Парламентер (Коротец И.Д.)
Партия политическая (Коновалов В.Н.)
Пассионарии в политике (Коротец И.Д.)
Патернализм в политике (Доманов В.Г.)
Платформа политическая (Коротец И.Д.)
Плутократия (Коротец И.Д.)
Плюрализм (Коротец И.Д.)
Поведение политическое (Шпак В.Ю.)
Политика (Шпак В.Ю.)
Политическая антропология (Поцелуев С.П.)
Политическая деятельность (Доманов В.Г.)
Политическая корпоративность (Доманов В.Г.)
Политическая система индустриально
развитых стран (теория) (Коновалов В.Н.)
Политическая система общества (Шпак В.Ю.)
Политические нормы (Доманов В.Г.)
Политические отношения (Доманов В.Г.)
Политический имидж (Доманов В.Г.)
Политический лоббизм (Доманов В.Г.)
Политический режим (Доманов В.Г.)
Политический суверенитет (Доманов В.Г.)
Политического радикализма школа (Коновалов В.Н.)
Политическое давление (Доманов В.Г.)
Политическое лидерство (Доманов В.Г.)
Политология (Шпак В.Ю.0
Популизм (Коротец И.Д.)
Постиндустриального общества теория (Коновалов В.Н.)
Права и обязанность (Доманов В.Г.)
Права политических меньшинств (Поцелуев С.П.)
Правительство (Шпак В.Ю.)
Право и политика (Доманов В.Г.)
«Правые» и «левые» в политике (Коновалов В.Н.)
Прагматизм (Коротец И.Д.)
Президент (Шпак В.Ю.)
Прогнозирование политическое (Запрудский Ю.Г.)
Программа политическая (Коротец И.Д.)
Пропорциональная система представительства (Шпак В.Ю.)
Противоречия политические (Кислица С.А.)
Пространство политическое (Коротец И.Д.)
Процесс политический (Шпак В.Ю., Запрудский Ю.Г.)
Процесс политический в современной России (Шпак В.Ю.)
Психология политическая (Шпак В.Ю., Басенко Н.А.)
Р
Радикализм политический (Коротец И.Д.)
Разделение властей (принцип) (Шпак В.Ю.0
Разоружение (Коротец И.Д.)
Реализм политический (Коротец И.Д.)
Революция политическая (Коротец И.Д.)
Ресурсы и источники политической власти (Шпак В.Ю.)
Реформы политические (Коротец И.Д.)
Решение политическое (Коротец И.Д.)
Римский клуб (Коновалов В.Н.)
Ритуал политический (Поцелуев С.П.)
Роль личности в политике (Шпак В.Ю.)
Руководство политическое (Шпак В.Ю.)
С
Сакрализация (Коротец И.Д.)
Свобода политическая (Басенко Н.А., Шпак В.Ю.)
Секуляризация (Коротец И.Д.)
Символ в политике (коротец И.Д.)
Символическая политика (Поцелуев С.П.)
Система партийная (Коновалов В.Н.)
Сознание политическое (Коротец И.Д.)
Социал-дарвинизм (Коротец И.Д.)
Социал-демократические партии (Коновалов В.Н.)
Социал-демократия (Коновалов В.Н.)
Социализация личности политическая (Коротец И.Д.)
Социализм (Коротец И.Д.)
Социология политическая (Шпак В.Ю.)
Справедливость политическая (Коротец И.Д.)
Средства массовой информации (СМИ) (Коротец И.Д.)
Статус политический (Шпак В.Ю.)
Стереотипы политические (Коротец И.Д.)
Стратегия и тактика в политике (Коротец И.Д.)
Стратификация социальная (Шпак В.Ю.)
Строй политический (Шпак В.Ю.)
Структура политическая (Шпак В.Ю.)
Субъект и объект в политике (Доманов В.Г.)
Судебная власть (Шпак В.Ю.)
Среда политическая (Шпак В.Ю.)
Т
Табу политическое (Доманов В.Г.)
Театральность политическая (Поцелуев С.П.)
Теневой кабинет (Шпак В.Ю.)
Теократия (Шпак В.Ю,0
Терроризм (Шпак В.Ю.0
Технократического оптимизма теории (Коновалов В.Н.)
Технократия (Шпак В.Ю.)
Типология политических партий (Коновалов В.Н.)
Толерантность (Коротец И.Д.)
Тоталитаризм (Доманов В.Г., Коновалов В.Н.)
Традиции политические (Коротец И.Д.)
У
Унитарное государство (Шпак В.Ю.)
Управление государственное (Шпак В.Ю.)
Управление политическое (Коротец И.Д.)
Установка политическая (Смолина Ю.В.)
Утопический социализм (Коротец И.Д.)
Утопическое сознание (Коротец И.Д.)
Ф
Фашизм (Коновалов В.Н.)
Федерализм (коновалов В.Н.)
Феминизм в политике (Елисеева К.А., Поцелуев С.П.)
Философия политики (Шпак В.Ю.)
Футурология (Коновалов В.Н.)
Х
Харизма (Коротец И.Д.)
Христианская демократия (Коновалов ВН.)
Ц
Целеполагание в политике (Коновалов В.Н.)
Цель и средство в политике (Шпак В.Ю.)
Ценности в политике (Коротец И.Д.)
Центризм (Шпак В.Ю.)
Центры политической власти (Шпак В.Ю.)
Цивилизационный подход в политологии (Мудриченко Д.В.)
Ч
Чикагская школа политических наук (Коновалов В.Н.)
Ш
Шовинизм (Шпак В.Ю.)
Э
Эгалитаризм (Коновалов В.Н.)
Экологическая политика (Коротец И.Д.)
Экономика и политика (Коновалов В.Н.)
Экстремизм (Коновалов В.Н.)
Электорат (Коротец И.Д)
Элита политическая (Шпак В.Ю)
Этатизм (Коновалов В.Н.)
Этнос и этничность (Поцелуев С.П.)
Я
Язык политики (Поцелуев С.П.)
АБСЕНТЕИЗМ(лат.absentis — отсутствующий) — одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующейформы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и т.п.
Подобное представление противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Если «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», то их проявление в политической жизни предполагает отказ от абсентеизма, аполитичности. Статья 32 Конституции гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Но это право в единстве со свободой человека дает ему возможность неучастия в политической жизни, избирательной кампании. Тем самым абсентеизм выступает как признак свободы человека в обществе. Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно-политическим делам общества и государства. Поэтому особо подчеркнем, что, обладая общей и политической культурой, человек обязан свободно реализовывать свои права в политической жизни. Массовый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать население объектом манипулирования, абсолютно подвластным «верхам», сформировать пассивную личность.
Абсентеизм наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т. п. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и другие.
АБСОЛЮТИЗМ - понятие, характеризующее форму государственного правления и способ организации политической власти в стране с монархическим режимом. Абсолютизм означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица - монарха. Абсолютизм связан с чрезвычайно высокой степенью централизации государственного управления. Для характеристики этой формы правления употребляется и понятие "абсолютной монархии". Абсолютизм допускает в отличие от деспотических, тоталитарных режимов наличие латентных (скрытых) ограничений власти: экономических (существует известный плюрализм собственности), социальных (наличие многообразной социальной структуры и особенно наследственной аристократии), политических (абсолютизм способен к политической динамике, т.е. к расширенному политическому воспроизводству), идеологических (абсолютизм не видит в существовании идеологического многообразия смертельной для себя угрозы). Концепцию абсолютизма монархического разрабатывали Р.Филмер, Ф.Бэкон; идею абсолютизма государственного - Т.Гоббс, Ж.Боден. Понятие абсолютизма следует отличать от понятий авторитаризма и автократии. Идеалом выступал " просвещенный абсолютизм".
АВАНТЮРИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (фр. аvanture - приключение, риск) - деятельность политических лидеров, отдельных личностей, партий, движений, государственных и иных институтов, в основе которой лежит отсутствие реальных знаний об объективной политической ситуации, абсолютизация политическими субъектами своих возможностей и способностей, действие непродуманное, необоснованное. Авантюристы не владеют всеми необходимыми средствами и механизмами политической деятельности, поэтому на конкретном участке политического пространства используют какой-то не адекватный времени способ политического действия без учета его эффективности, действенности. Для них характерен способ ввязывания в бой вне его связи с результатами деятельности, нереалистический риск. Поэтому авантюристическая политика безответственна, непродуманна, нереальна и заканчивается обычно поражением.
Авантюризм политический особенно опасен для обществ переходного развития, поскольку деятельность его субъектов не интегрирует общество и государство, а дезинтегрирует их, ведет к расколу, тяжким политическим и иным последствиям. В этот период она может «одеваться» в популистские «одежды», возможна «правдоподобная» оценка деятельности своих носителей. Отсутствие реальной демократической культуры у политических субъектов, культуры политического риска, субъективистское понимание объективной политической ситуации ставит авантюристов вне поля нормальной человеческой политики, в котором превыше всего интересы человека, социальных общностей людей, ценность их жизни, а не стремление любой ценой захватить власть.
Политический авантюризм особо опасен, так как способы и особенно результаты политического действия направлены на массы людей. Авантюрные действия субъектов политики негативно сказываются на условиях жизни людей.
От авантюризма политического следует отличать авантюризм в политике. Последний означает деятельность человека, социальных групп в политике, при которой могут делаться попытки осуществить политические интересы, цели политическими средствами. Результат такой деятельности не носит всеобщего характера. Он антигуманен и непрогрессивен.
АВТАРКИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (от греч.autarkia – самоудовлетворение) – совокупность мер и средств, используемых государственными и политико-негосударственными субъектами, направленных на обособление политических институтов в целях создания замкнутой политической системы, отдельных ее организационных структур, их видов. Внутриполитическая автаркия выражается в существовании противоречия между центром и регионами, их отдельными элементами.
Поскольку руководство и управление в постсоциалистических странах традиционно осуществлялись и во многом по-прежнему осуществляются «сверху», то авторитарно-центристская модель такого действия, при всех ее отдельных мизерных движениях к демократии, продолжает носить униформистский и этатистский характер, препятствующий процессу становления самоуправления «снизу», инициативе меньшинства людей, их реальной, свободной и относительно центра самостоятельно-ответственной деятельности.
С другой стороны, региональная автаркия ведет к противопоставлению национально-территориальных и административно-территориальных образований, абсолютизации собственных возможностей и способностей решать все общественные проблемы, к разрыву экономических, политических и духовных связей между субъектами федерации, внедрению и господству политики «опоры на свои собственные силы» без учета необходимых интеграционных процессов.
В результате разрывается единая государственная ткань жизни, и политические элиты навсех уровнях не интегрируют интересы масс в осознанно целое социальное и политическое сообщество людей, а дезинтегрируют их. Отсутствие опыта демократического решения возникающих проблем, демократического менталитета, поверхностное увлечение «демократией», неуважительное отношение к правовым и моральным нормам приводят к разгулу анархии, беспорядку, региональной автаркии.
Политические отношения между центром и регионами должны быть сбалансированы, что предполагает наличие сильной региональной и федеральной властей, четкое определение их полномочий, закрепленное юридически и последовательное выполнение нормативно-правовых актов, направленных не на закрепление приоритетов одной из сторон противоречия, а на аффективное развитие каждой из них.При этом создаются условия против политической автаркии, поскольку развитие центра способствует развитию регионов и наоборот. В нынешних условиях российской действительности при формальной федерации расширяются возможности политической автаркии, что, в конечном счете, может привести к конфедерации и развалу российского государства.
АВТОКРАТИЯ (греч.autokrateia - самовластие, самодержавие) - одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. Видами автократического правления были в истории деспотические монархии Древнего Востока, тиранические правления в отдельных греческих государствах, Римская и Византийская империи, абсолютные монархии нового времени. Содержанием понятия «автократия» обозначались также неограниченные полномочия субъектов в какой-то сфере государственной деятельности.
В современной политологической литературе понятие «автократия» иногда означает тоталитарные и авторитарные политические режимы, в которых осуществляется неограниченная и бесконтрольная власть вождя.
Автократические политические решения не способствуют общественному и индивидуальному развитию и саморазвитию, поскольку по существу отрицают естественные человеческие ценности (свобода, равенство, справедливость и т.п.), принципы организации и функционирования социума (плюрализм, демократия, единство и различие человеческих интересов и их правовой закрепленности и т.д.). Поэтому для современных политико-государственных образований автократия, в целом, преходящее явление, но отнюдь не преодоленное.
АВТОНОМИЯ (греч. autonomia – самоуправление, независимость) – способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией. Так, Конституция Российской Федерации (гл.3) определяет федеративное устройство России, права российского государства, его субъектов, а также рассматривает вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В статье 71 определены полномочия Российской Федерации: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданин; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств и другие.
В статье 72 определены совместные полномочия Российской Федерации и ее субъектов: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Конституции РФ и федеральным законам; разграничение государственной собственности; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и другие.
Вне пределов ведения и полномочий Российской федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти – это очень важное положение статьи 73 закрепляет автономию всех 89 субъектов Федерации. Следовательно, автономия субъектов Федерации относительна общегосударственных интересов и направлена как на собственное самостоятельное развитие, так и на приращение общегосударственного интереса, целого. Позволяет внутренне самоуправляться, самостоятельно решать политические и иные вопросы и в то же время нести ответственность за положение дел в Федерации в целом.
Передача полномочий федерального центра регионам, т.е. децентрализация власти должна быть сопряжена с деконцентрацией власти, т.е. с разделением федеральной власти по всей стране. Резкое усиление автономности регионов при их договорных отношениях с центром, выборность глав исполнительных органов субъектов Федерации, отсутствие должной поддержки регионов со стороны центра ведет к усилению автономизации регионов, их структур, что разрывает единую российскую государственность, делает ее формальной, напряженной и неэффективной.
АВТОРИТАРИЗМ- тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или потестарного органа, но при наличии ее определенных ограничений. Авторитаризм является свойством любой социальной системы, основанной на доминировании и навязывании воли большинству. Авторитарность - односторонняя властность, господство управляющих над управляемыми. Формы: абсолютная монархия, диктатура, теократические и посттоталитарные режимы.
К авторитаризму могут привести пограничные способы разрешения политических проблем (качественные реформы, перестройки, преобразования общества; а также революции и войны). Авторитаризм имеет существенные отличия от тоталитарного режима (см: «Тоталитаризм»): ограничения свободы в значительной степени носят разрешительный характер, а ограничиваются не личные, а политические права и свободы; опору режим имеет не в идеологии или политической партии, а в армии, традиционной религии и т. п.; не стремится создать и внедрить в общество новую систему ценностей, «нового человека» и пр.; нуждается в более широкой и устоявшейся социальной базе; не ставит целью уничтожения гражданского общества и не носит всепроникающего характера; он более мобилен, восприимчив к новациям; направлен на сохранение традиционных структур.
Авторитаризм имеет ограничения своей власти: экономические (допускает многообразие форм собственности), политические (зачастую имеет опору в блоке партий или движений), социальные (не претендует на введение единообразия, уничтожая враждебные слои, классы и т. п.), идеологические (допускает ограниченное и латентное существование иных, кроме традиционных, систем ценностей). Традиции (и отчасти - начала законности) - основные ограничители власти авторитаризма. Но у него есть и общие черты с тоталитаризмом: нет легитимного механизма преемственности и передачи государственной власти; права граждан и организаций сужены; серьезная политическая оппозиция запрещена; политическое поведение граждан и их организаций подвергнуто строгой регламентации и пр. Авторитаризм в управлении опирается на жесткую централизацию государственной власти и командные методы руководства. Не стремясь к уничтожению гражданского общества, авторитарный режим просто паразитирует на его слабости и неразвитости, довольствуясь легальностью и лояльностью институтов последнего. Поэтому, сохранив основы автономии и будущего развития общества, авторитаризм, как правило, медленно либерализируется в сторону демократии. Поэтому авторитарные режимы, - скорее, можно назвать прагматическими диктатурами в отличие от идеократических тоталитарных.
АГРЕССИЯ (от лат. аgressio – нападение) – незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа. Незаконность агрессивного акта определена Уставом ООН. Субъектом агрессии является государство, которое посягает на суверенитет другого государства. Объект агрессии. То есть государство, подвергшееся агрессии, может применять военные средства в порядке самообороны. И они являются законными.
Агрессия может быть прямой, непосредственной и косвенной, опосредованной. Но в любом случае она способствует росту международной напряженности, приводит к человеческим жертвам, дестабилизации политической и иной обстановки. Поэтому в международном праве существует принцип международной правовой ответственности за агрессию, включающий в себя принудительные меры, направленные на пресечение агрессии, различные меры по ликвидации ее последствий и предупреждению возможностей ее проявления.
Цивилизованные формы человеческого общежития осуждают агрессию, но полностью избавиться от нее сегодня не в состоянии.
В условиях становящейся демократизации международных политических отношений возрастает число стран, получивших независимость, свободу и суверенитет. Во многих из них, особенно многонациональных, существует большое количество внутригосударственных территориальных, социально-экономических, духовных и иных предметов, представляющих поле споров, конфликтов. Поскольку свободноесамоопределение народов зачастую не сопровождаетсяростом национального самосознания и культуры, то национальные элиты используют агрессию для решения своих интересов и целей. Таким образом, агрессия из способа межгосударственного решения проблем локализуется во внутригосударственный. Данная тенденция требует решительного демократического осуждения и вмешательства силой общественного мнения, международного права с целью ее нераспространения и последующего запрещения демократическими механизмами и политическими способами.
АКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ- понятие, раскрывающее совокупность действий, выход энергии индивидов и социальных групп, направленные на изменение своего политического статуса и окружения. А. п. рассматривается, как правило, в единстве двух компонентов: материальных (реальное изменение политических отношений) и духовных (аккумуляция и трансляция политического знания и опыта, обмен информацией, межгрупповая и межличностная координация и пр.). Политическая активность проявляется в политических деятельности, общении, поведении и может быть направлена как на конструктивно-реформационное изменение политического качества, так и на деструкцию отживших политических форм. А. индивидуальная направлена на проявление тех способов жизнедеятельности, которые способствуют вовлечению личности в активное соучастие в политическом процессе, затрагивающем ее кардинальные интересы и ценности