Точка зрения русской философии.
Русская философия испытывала двойственное отношение к культуре. С одной стороны, развивалась эволюционистская традиция Иоганна Гёрдера, в соответствии с которой прогресс общества связывался с духовным совершенством, гуманизмом. С другой стороны осуществлялась критика культуры
Четыре функции культуры:
1. Коммуникативная (культура организует жизнь общества при условии, что у людей есть разные социальные интересы).
2. Функция социализации (благодаря культуре передаётся опыт от одного поколения к другому).
3. Регулятивная функция (она формирует духовные ориентиры, с которыми должен согласовывать своё поведение индивид).
4. Функция отбора (отбираются те культурные формы, которые в большей степени позволяют обществу адаптироваться к новым условиям, эффективно реагировать на изменившиеся потребности населения).
Социология.
Лекция 8.
лектор Малышев Максим Алексеевич
Теория развития личности. Поведение человека. Понимание смысла и цели жизни человека.
В современной науке существуют два противоположных подхода в определении факторов развития человека – биологизаторский и социологический подход. Сторонники биологизаторского подхода сводят природу человека к животному началу, человек обладает теми же органами, что и животные. Поведение человека обусловлено его инстинктами. Герберт Спенсер в качестве такого инстинкта считал инстинкт выживания, а Зигмунд Фрейд в качестве таких инстинктов считал инстинкт продолжения рода и инстинкт смерти.
Итальянский врач Чезаре Ломброзо полагал, что существует связь между физическими чертами личности и характером поведения, т. е. человек внешне некрасив, его тело уродливо, в человеке изначально что-то не то. Он ввёл понятие криминальный тип, который больше всего напоминает ранние стадии эволюции человека.
Уильям Шелдо. Американский психолог выявил зависимость личностных черт от строения тела. Он выделяет три типа личности:
1) человек умеренной полноты. Он общительный, умеет ладить с людьми, следует своим желаниям
2) индивид с сильным и стройным телом. Склонен к беспокойству, активности
3) личность с тонким и хрупким телом. Склонна к самоанализу, повышенной чувствительности, нервозности.
Два самых известных биологизаторских подхода – Чезаре Ломброзо и Уильяма Шелдо.
Существенный недостаток биологических теорий в объяснении природы человека является односторонность – игнорирование культурного начала в поведении личности.
Социологические концепции. Они признают несущественными биологические механизмы жизнедеятельности человека.
1) Марксизм – Маркс и Энгельс. Они рассматривали личность как продукт общественных отношений, где главными являются материально-экономические отношения.
2) Сторонники ролевой теории личности – Мид, Парсонс, Дарендорф. Они считают, что личность играет конкретные роли применительно к конкретной ситуации. Общество предписывает личности определённый стандарт поведения в соответствии с занимаемым статусом в группе.
Природа человека двойственна. Она сочетает биологические основы жизнедеятельности и начала... Особая роль биологических механизмов в жизнедеятельности человека наиболее ярко проявляется в наследственности, которая обеспечивает воспроизводства и развитие биологических свойств людей. Это навело учёных на мысль, что человеческую природу можно улучшать путём селекции. Френсис Гальтон ввёл термин «евгеника», которым обозначил улучшение человечества путём искусственного вмешательства в процесс естественного отбора. Целью евгеники было оказание влияния на передачу генетического материала... положительным свойством перейти следующему поколению и избежать передачи отрицательных свойств. Решающее значение в развитии человека имеют социальные условия его существования: культура общества, развитие личности. Развитие личности невозможно вне социальных связей, поскольку через социальные взаимодействия передаётся социальный опыт человечества и самопознание личности.
Для развития человека очень важны социальные условия его существования, очень важна социальная среда. Если взять очень одарённого, развитого человека и поместить в очень низкую среду, то его способности очень быстро сравняются с этой средой.
Деятельность как специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру лежит в основе человеческого бытия. Содержанием человеческой деятельности является целесообразное осмысление изменения и преобразования окружающего мира. Первичным элементом социально активной сущности человека является трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общественных производств, человек не только создаёт необходимые средства к существованию, но и приспосабливается к изменяющейся окружающей среде. Производя материальные и духовные блага, человек вступает во взаимодействие с другими людьми.
Экзистенциализм – философия существования. Она исследует проблемы бытия человека. Это учение рассматривает индивиды и общество как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Состояние человека в обществе зависит от активности и ответственности самого человека. Смысл человеческого бытия определяется конкретными делами, поступками самого индивида. Это Сирен Кьеркергор – основоположник экзистенциализма. Он предполагал, что индивидуум должен найти свой духовный путь, опираясь на субъективный опыт и индивидуальную систему ценностей.
Жан-Поль Сартр..., что не существует изначально заданной человеческой сущности. Весь общественный индивидуум формирует себя каждым своим действием и поступком. Бытие – всегда индивидуальное существование.
Механизм поведения человека определяется взаимодействием двух начал – сознательного и бессознательного. В науке долгое время поведение человека рассматривалось как проявление сознательного начала, исходя из тезиса французского философа Рене Декарта «Мыслю, следовательно, существую». В этом случае поступки человека основаны на совокупности его знаний и умений, моральных и политических установках, духовных и религиозных ценностей. Сознание – функция мозга, сущность которой заключается в адекватном отражении внешнего мира в чувственном и умственном образах. Сознание – отличительная функция человека.
Область бессознательного в психике человека, способная влиять на сознательное поведение, открыл Зигмунд Фрейд. Поступками и действиями людей руководит сфера бессознательного – либидо, означающее инстинкт к жизни, и врождённая склонность к агрессии – инстинкт смерти. Психика человека состоит из нескольких последовательных компонентов.
3) Сверх-я. Это верхний пласт человеческой психики, включает идеалы, ценности, нормы общества. Его задача в постоянной оценке действий личности. //есть некоторые границы, которые мне не стоит перейти, а это может вылезти где-то. Концепцию коллективного бессознательного разработал Карл Юнг. Человек рождается с определённым характером и набором инстинктов, основой которых является коллективное бессознательное. Затем каждый индивид постигает свои цели и стремления. Коллективная бессознательность - хранилище культурных идей и воспоминаний, которые мы получили в наследство от своих предков. И человек преодолевает внутренние конфликты, связанные с коллективным бессознательным. В качестве мотивов поведения может выступать индивидуальное бессознательное (субъективный опыт) и коллективное бессознательное (опыт предыдущих поколений). Не все психологи обращаются к бессознательному в объяснении мотивов поведения. Эрих Фромм пытался примирить бессознательное и сознательное в поведении человека. По его мнению, фактором развития личности и причиной её поступков является двойственная природа человека, как часть природы человек подчиняется её законам, но как социальный субъект, наделённый разумом, взаимодействует с другими субъектами на основе норм, правил, ценностей. Естествоиспытатель Павлов рассматривал поведение как процесс обучения определённому виду деятельности, это он назвал условным рефлексом. Американский психолог Джон Уотсон, основатель школы бихевиоризма, основывается на тезисе, что людьми управляют условные рефлексы, поведение он рассматривал как совокупность двигательных, словесных и эмоциональных реакций под воздействием внешней среды. Представители когнитивной психологии исходят из аналоги поведения человека и машины. Поэтому они предложили модель разума, построенную по принципу компьютера.