Национальное и международное право
Национальное праворегулирует общественные отношения в пределах отдельно взятого государства.
Нормы международного праваскладываются на основе соглашений между странами и выражают их общую
волю. Различают международное публичное и международное частное право.
Международное правопредставляет собой комплекс юридических норм, которые создаются государствами
совместно для регламентации их взаимных отношений, и формирует самостоятельную правовую систему.
Международное право- регулирует взаимоотношения между народами, государствами, учитывая действие
национальных систем права в конкретной сфере. Основной принцип международного права - согласие между
сторонами на действие конкретных правовых норм (основной источник- договор).
Международное право перестает быть внешним, специальным по отношению к национальным системам права,
общепризнанные принципы и нормы международного права включаются в национальные системы права.
Международное право становится формой воздействия, влияния групп государств на отдельные страны,
нарушающие общепризнанные принципы и нормы международного права (средства обеспечения воздействия -
коллективные санкции экономического, военного свойства).
Предметом регулирования международного права являются как межгосударственные, так и иные
международные отношения; вместе с тем нормы международного права участвуют в регулировании
определенных внутригосударственных отношений.
Субъекты международного права в контексте общей теории права - это не только государства и
межгосударственные организации, но и иные участник отношений, наделенные правами и обязанностями в
соответствии с международно-правовыми нормами.
Международное и право и внутринациональное право взаимодействуют в двух формах:
1. международное право оказывает влияние на создание и содержание нормативных актов государства;
2. признанные государством международные договоры и нормы обладают способностью прямого действия, могут непосредственно применяться в соответствующих внутригосударственных отношениях.
Конституцией РФ: установлено «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Национальное право регулирует общественные отношения в пределах отдельно взятого государства.
Приоритет международных норм объясняется следующими обстоятельствами:
1. Международное право представляет собой общечеловеческую ценность, поскольку аккумулирует достижение человеческой цивилизации, совокупный опыт всех или многих стран за многовековой период существования;
2. По содержанию международное право является общедемократическим, так как основным способом создания международных норм и принципов выступает согласование воль государствс различным общественным строем, с различными правовыми системами. Международные акты носят наднациональный характер
3. Межгосударственное право служит фактором сближения различных правовых системи, следовательно, расширением рамок правового пространства для общения различных народов. Вместе с тем нормы международного права занимают подчиненное положение по отношению к конституции любого государства как к высшему акту страны;
4. признание субъектом международного права личности. Из этого вытекает возможность личности обращаться в международные судебные органы за защитой своих прав и свобод, если исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав.
Право и политика
В политике принято выделять объективные и субъективные начала.
К объективным началам относятся складывающиеся в определенных исторических условиях отношения между
классами, нациями, государствами. Эти отношения во многом определяются:жономическим строем общества и
не могут быть произвольно изменены. Каждое новое поколение людей вступает в условия уже сложившихся
политических отношений классов, наций, государств. Изменить эти отношения кардинальным образом могут
только революционные изменения, когда к власти приходят новые силы. Субъективные начала в политике
составляет практическая деятельность классов, наций, государств, политических партий и движений,
осуществляющих свои интересы, намеченные цели. В этом случае политика выступает как осознанная волевая
деятельность людей и их объединений.
К субъективным началам относятся и политические идеи, взгляды представителей различных социальных групп
и слоев общества, отражающие их интересы и выражающие их отношение к другим социальным группам,
классам, партиям, к государству и т. д.
Политика как социальное явление тесно связана с государственной властью. Термин «политика происходит
от г'реческого «полис», что означает город-государство. Аристотель (считал, что политику составляет то, что
относится к государству). Многие ученые философы и политологи более позднего времени отождествляли
политический строй и государство, а политику связывали с деятельностью государства.
Таким образом, политика фигурирует чаще всего как государственная политика. Государственная политика
проявляется в первую очередь в актах государства. Это нормативные правовые акты, а также декларации,
обращения, призывы и иные официальные документы. Они принимаются от имени государства.
Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают
взаимное влияние.
Общее:
1. и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей.
2. их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочиватьобщественные отношения, разрешать социальные конфликты.
Различия:
1) политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т.е. право не исчерпывает всей государственной политики;
2) политика - более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этомплане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях;
3) политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, и др.), а методы воздействия права на общественные
отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования. В теории государства и права сложились 2 подхода к трактовке соотношения политики и права:
1. исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, независимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время.
2. состоит в том, что приоритет отдается праву - право трактуется как фундамент всех политических процессов. Представляется более правильным исходить из того, что политика и право - два способа существования государственной власти. Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга.
44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу НПА
Правотворчество -это деятельность государства по изданию, изменению и отмене НПА.
Выше отмечались в качестве особенностей правотворчества его процедурность,процессуальность, стадийность.
В литературе называют разное число стадий — от трех до шести — девяти.
Однако большинство стадий правотворчества составляет так называемый предпроектныйэтап, а собственно
принятию правотворческого решения отведены всего две-три стадии.
В Конституции РФ законодательный процесс регулируется начиная со стадии осуществления законодательной
инициативы.
Таким образом, выделяют следующие стадии законодательного процесса:
а) законодательной инициативы;
б) обсуждение законопроекта в Государственной Думе и в Совете Федерации;
в) принятие закона;
г) промульгация и вступление закона в юридическую силу.
При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Госдуме проголосовали 2/3
депутатов, а в Совете Федерации — 3/4, при этом Президент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней
подписать принятый закон и обнародовать его (ст. 108 Конституции РФ).
Стадия промульгациипредполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом.
Она включает:
1. подписание закона главой государства в установленные сроки
2. опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу.
Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ. В течение 14 дней Президент подписывает закон и обнародует его.
Но Президент обладает правом вето в отношении федеральных законов (кроме федеральных конституционных). В этом случае Госдума вновь рассматривает закон. Преодолеть президентское вето возможно посредством получения при голосовании в обеих палатах две трети голосов. При этом Президент подписывает закон в течение
7 дней и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ).
Порядок вступления федеральных законов в силу регулируетсяФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания». Федеральные законы подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания
Президентом РФ (акты палат не позднее 10дней) и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального
опубликования.
Источниками официального опубликования законов являются «Парламентская газета», «Российская газета» и
«Собрание законодательства РФ».
Специальный порядок опубликования и вступления в силуустановлен для президентских указов,
правительственных постановлений и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Этот порядок регулируетсяУказом Президента РФ от 23 мая 1996 г. Он изложен в разделе о действии
нормативных правовых актов во времени.
8 официальном издании воспроизводится полный аутентичный текст закона. Указывается также срок вступления
закона в действие. Но во всех случаях нельзя вводить закон в действие ранее его официального опубликования.
45.Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов
Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к
государственно-правовым явлениям.
В самом общем виде правосознание — это отношение к праву.
В более развернутом - правосознание- это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в
которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к
деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой
сфере.
Правосознание— одна из форм общественного сознания. Помимо правосознания в общественное сознание
входит политическое, нравственное, религиозное, национальное, научное, эстетическое и иное сознание. Правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом, и в то же время обладает своими особенностями, позволяющими отнести его к самостоятельным явлениям. Эти особенности составляют:
1) отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т.е. тех, которые образуют правовую сферу общественной жизни (это законодательство, другие формы и связи права; юридическая практика в разнообразном ее проявлении и т. д.).
2) своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности — посредством юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и традиций и т. д.;
3) способность к опережающему отражению правовой действительности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;
4) взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждая из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особенно тесная связь с нравственным сознанием.
5) способность воздействовать на социальные процессы, преобразования, реформы. При этом правосознание может как ускорить социальные процессы, так и затормозить их развитие. (Например, некоторые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных потребностей);
6) оценочный характер правосознания. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, отвечает ли действующее законодательство необходимым требованиям.
Правосознание также вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению права. Именно данное отношение к праву выступает в дальнейшем в качестве мотива поведения конкретного субъекта.
Структура правосознания.
В структуре правосознания принято выделять:
1. правовую психологию- представляет собой отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде
настроений, переживаний, чувств. Правовые эмоции формируются под влиянием правовых знаний и общения с
другими людьми: чем выше уровень правовых знаний, тем более адекватные чувства возникают по поводу тех
или иных государственно-правовых явлений. В правовой психологии можно выделить более устойчивые и менее
устойчивые компоненты. К устойчивым компонентамобычно относятся знания права (даже на обыденном
уровне), соблюдение обычаев, традиций, привычных стереотипов поведения, самооценка личности, т.е.
способность критически оценивать свои поступки с точки зрения соответствия их праву.
Наиболее подвижную (неустойчивую) частьправовой психологии составляют настроения. Несмотря на то, что настроения формируются чаще всего стихийно, ими можно сознательно руководить. Например, вполне преодолимо безразличное отношение к неуплате налогов или сокрытию их, бытующее среди определенной части населения, если обратиться к чувству совести, стыда и др.
2. правовую идеологию -представляет собой систему идей, правовых взглядов, научных концепций, теорий,
выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее.
По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения.
Виды правосознания
1. по его субъектам – носителямвыделяют:
- индивидуальное (складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также его психофизиологических особенностей)
- групповое (коллективное) отражает специфику той или иной социальной группы. Общность интересов членов группы определяется сходством восприятия ими государственно-правовой действительности(правосознание молодѐжи, юристов и т.д.)
- Общественное – связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но не сводится к ним. Оно непосредственно воздействует на них. Поэтому эти 3 вида соотносятся как единичное, особенное и общее.
2. в зависимости от уровня, т.е.глубины познания и отражения правовой действительности различают:
- Обыденное (эмпирическое) правосознание – его содержание определяется правовым опытом лица. Складывается стихийно, при этом эмоциональное восприятие превалирует над рациональным, а правовая психология занимает доминирующее положение. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешниесвязи между правовыми явлениями. Однако оно определяет поведение множества людей, т.е. тех кто не имеет специальной юридической подготовки. Поэтому имеет важное социальное значение.
- теоретическое (научное) правосознание – формируется на основе юридической науки и выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает уровень государственно – правовой действительности. Особое место в классификации правосознания по уровню и по носителям занимает профессиональное
правосознание, которым обладают юристы (адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и др.), имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие широкими знаниями в области права и его применения, понимающие ценность правового порядка и законности в обществе.
Правосознание юристов должно отличатся высокой устойчивостью, уважением права, а также готовностью следовать его предписаниям, т.е. профессиональному сознанию присущь высокий уровень развития, что предполагает максимально полную правовую информированность, установку на активное, творческое правомерное поведение. Однако профессиональному правосознанию свойственны и деформации, порождаемые юридической практикой (чаще всего), в т.ч. обвинительный уклон, известный формализм, стремление действовать в соответствии в буквой, а не духом закона.